Судовые поварешки

Судовые поварешки.
Самая тяжелая работа на судах торгового флота – это повара. От их работы зависит настроение и работоспособность всего экипажа, начиная от капитана и заканчивая уборщицей. Сегодня о работе поваров на мировом торговом флоте судить очень сложно. В каждой судоходной компании свои правила, свои зарплаты, свой график работы. На советском торговом флоте все было практически одинаково. Невысокие зарплаты судовых поваров, помноженные на ненормированный десятичасовой, а то и больше рабочий день, не привлекали на эту работу мужиков. Были, конечно, и мужики повара, но это где то один к двадцати, если не больше. Где работают одни женщины, значит там низкие зарплаты и тяжелый физический труд. Это советская аксиома. В отделе кадров ДВМП на Посьетской 38 работали одни мужики. Ведь эта работа очень перспективная в смысле взяток. На пятьдесят мужиков была одна женщина Марья Ивановна, сидящая на приеме – увольнении. Две милиционерши в паспортном столе. И столько же в военно – учетном. Ни одна женщина не смогла прорваться инспектором в отдел кадров пароходства при советской власти. Слишком уж это было хлебное место.  Мужики повара шли на торговый советский флот в основном по призванию. И все они были зачастую спецы высокого класса. И еще один очень не маловажный момент. Повар на судне фигура независимая. Сам себе командир, сам себе велосипед. Отвечающий перед экипажем только качеством своей работы.
Экипажи советских судов были многочисленные. Обычно не меньше тридцати человек. Труженики моря хотели кушать много и сытно. Ведь большинство на берегу не были избалованы качественным и высококалорийным питанием. Молодежь не регулярно питалась по столовкам. А женатики ели то, что приготовят их работающие жены. А те, замотанные проблемами, которые им приходится решать в основном в одиночку, родных мужей разносолами не баловали. Характерный и типичный пример. Судно пришло в порт после долгого рейса. Моряки разбежались по домам. К восьми утра приходя на работу, многие неслись в столовую на завтрак. И стыдливо опускали глаза, когда повариха им задавала логичный вопрос, а почему это вас дома не накормили родные жены. Вопрос оставался без ответа.
На судах советского ДВМП  было четырех разовое питание. В воскресенье на завтрак кофе со сгущенным молоком, сыр и полукопченая колбаса. Случался и сервелат в длинных рейсах.   В понедельник на завтрак картошка с селедкой. Этот завтрак считался на флоте самым крутым. В остальные дни недели яйца в разных видах: от яичницы до сваренных в крутую яиц с майонезом. Раз в неделю каша. Если манная, то к ней добавлялись яйца. На обед борщ и второе мясное с разнообразным гарниром. Минимум один раз в неделю на гарнир жаренная картошка, которая считалась деликатесом.  На ужин супы и вторые блюда из рыбы, плов или макароны по - флотски. На вечерний чай печенье – варенье или фрукты. Хлеб, сахар и сливочное масло без ограничения. Борщ на весь день не варился. Повар поднимался на работу в шесть часов утра и заканчивал трудовой день где то в девять вечера. А если в меню попадали такие блюда как холодец на завтрак, шашлыки на обед и пельмени на ужин, то к концу дня повара были, образно говоря, без рук и ног. На неделю обязательно составлялось меню хозяйственной комиссией. И эта комиссия старалась контролировать работу камбуза, но в основном на словах. Ведь никому не хочется после работы, обычно вечером, тащиться на камбуз проверять выдачу продуктов на следующий день. Из тридцати членов экипажа обязательно бывали недовольные. Все им было не так, все плохо и невкусно. И обычно это были те, кто на берегу слаще морковки ничего не ел. Такие люди конкретно портили жизнь повару.  А еще надо учитывать плохую погоду, когда море штормит и котлы с борщами - супами норовят выпрыгнуть из ячеек на плите. И если многие члены экипажа могут в шторм сильно не напрягаться, проще говоря отлежаться, то повару такая расслабуха не грозит. Сухой паек даже в самый жестокий шторм в Тихом океане не предусмотрен уставом. Разве что первые жидкие блюда могут не готовиться из – за непреодолимых сил природы, то бишь шторма и качки с борта на борт до тридцати градусов. Никто повару не запрещает ходить в увольнение. Обеспечь питанием экипаж и иди на все четыре стороны. Надо учитывать, что в те советские  времена продуктов – полуфабрикатов не было. Привезли мясо – рыбу тушами. Вот повар все это разделывает на порционки, на котлеты, на беф - строганные. Повару приходилось крутиться изо всех сил. Если сказать честно и откровенно, то и врагу такую работу не пожелаешь. До сокращения экипажей по Щекинскому методу, на камбузе была должность пекарихи, которая пекла хлеб, чистила овощи, мыла котлы и сам камбуз. Когда эту должность сократили, то обязанности повара автоматически перешли к повару. На лесовозе «Электросталь» не повара, а дневальную подменил матрос на пару рейсов, чтобы уйти в отпуск не в апреле, а в начале июня. Через неделю он орал, что никто на судне не работает. Только и делают, что весь день жрут без остановки.   
         Самая главная проблема судового повара – это уложиться в сумму. В так называемую суточную раскладку. И эта сумма может меняться. Самая низкая стоимость питания на одного моряка была в ремонте, когда судно выводилось из эксплуатации. Это где то чуть больше девяносто копеек. Чуть выше была в малом каботаже. В большом чуть больше. И в загранзаплыве самая высокая. Я помню в два рубля двадцать шесть копеек на человека. И до сих пор не пойму почему это так было. Разве в том же ремонте люди хотели меньше кушать?   
Хороший повар определяется по одному очень четкому показателю. Чем меньше отходов идет за борт, чем меньше остается продуктов после приема пищи, тем профессиональней повар. Ведь он кормит экипаж, а не рыб за бортом.
Не для кого не секрет, что общественное питание в совдепии было очень даже не плохим бизнесом. Первое место занимала советская армия. Это и понятно. Солдату некому жаловаться. Он должен стойко переносить тяготы суровой военной службы. Потом шли разного рода учебные заведения, в которых предусматривалось общественное питание. Чем больше людей стоит на котловом довольствии, тем больше прибыль кормящему люду. Ну и на третьем столовые, кафе и рестораны. Чтобы воровать и не попадаться, поварам надо было быть асами своего дела. И если такой попадал на торговый флот, то выигрывал экипаж, но и сам повар не был в накладе.
За свою долгую морскую жизнь я сталкивался всего с несколькими поварами высшего класса, которые могли из ничего создать деликатесное блюдо. На танкере «Абагур» питанием заправляла повариха Фатима. Повар высшей категории, склонная к необузданному воровству. Бульоны для супов – борщей у ней варились не меньше двенадцати часов. Кости вываривались до бела, как из размытых столетних могил. В котлетах мяса было не больше двадцати процентов. И когда они остывали, то разваливались на части. Добавленный в них хлеб не могли склеить даже сырые яйца. Когда ее заменила молодая повар – девочка, приготовившая котлеты, вернее бифштекс рубленый из одного мяса, то народ от этого блюда нос воротил. Мол, не котлеты, а фигня какая то.  Самое вкусное и самое дешевое блюдо на ужин на второе, это жареная картошка со свиными шкварками. Вот только сытости от нее хватает на час с небольшим. Когда рядом с такой вороватой поварихой такой же вороватый артельщик, то ни какое искусство повара не поможет кормить нормально экипаж. Зачастую и старпом в доле. Фатима как то, смеясь призналась. Что, мол, ворует всю жизнь, а толку с этого нет. И в этом она была права. Неправедно заработанное, украденное у людей пользы не принесет. Жизнь за это накажет однозначно. Закон природы и Вселенной обязывает делиться. Вот и Фатима крупно прогорела. Сорокалетний древний танкер «Абагур», который был уже однажды списан и вновь восстановлен, собирался в ремонт в Японию, который золотая жила. Командировочные за одни сутки при стоянки в доке, равны месячному валютному заработку матроса. И вот за месяц до этого самого ремонта у Фатимы закончилось годовая медицинская комиссия, которую за сутки ни как не пройти. У танкера стоянка в порту зачастую исчисляется часами. Вот и подменилась на свою беду Фатима на один рейс. Потому то и на беду, что ее заменила повариха Надя, которая была в поварском деле крутой искусницей. Все познается в сравнении. И когда питание вдруг стало отличаться от предыдущего, как земля от неба, плавсостав сделал вывод. И попросил капитана не возвращать Фатиму в экипаж. Что тот и сделал. Кстати, моряки это те, кто сидит на берегу в управе и в кадрах. В ДВМП на судах работал плавсостав. Сопли, слезы и истерики не помогли. Как не крути, а зачастую побеждает сильнейший и лучший. Воровала Фатима по мелочам в сравнении с японскими командировочными. Сумма валюты за одиннадцать суток дока, равнялась одиннадцати месяцам работы в чистом загранзаплыве. 
Если повар среднего уровня, то ему не до воровства. Он весь в работе. Лишь бы накормить экипаж. А если человек еще и переживает за свою работу, то специальность повара ему здоровья однозначно не принесет. Был у нас на «Кооперации» поваром молодой парень. Варил на трояк с минусом, но очень старался. Ему даже в помощь выделили человека. Через полгода у бедолаги виски конкретно поседели. И это в неполные тридцать лет. Хотя, в общем то, ему претензий никто особо не высказывал. Ведь понимали, музыкант играет, как может.
Работа повара на советском торговом флоте тяжелая, а зарплата низкая. Вот и стараются классные повара увеличить себе зарплату за счет кормежки экипажа. Только на длинных рейсах без захода в родной порт особо ничем не разживешься. Стараются классные повара работать, на так называемом, коротком плече. В длинных рейсах – контрактах в основном «химичат» те, кто расплачивается с шипчандлером наличкой из судовой кассы. Раньше продукты заказывали старпомы, сейчас вторые помощники. И тут у них очень широкое поле деятельности. Вот и оказываются на столе у экипажа незрелые бледно – розовые арбузы, белесые помидоры, дубовые и кислые яблоки, колбаса с резко вонючим запахом копчености. И картошка по полтора доллара за килограмм, когда ей красная цена тридцать центов. И это, уже не говоря о продуктах с истекшим сроком годности.
Три контракта у нас на балкере «Кооперация» поваром была Рая. Когда она пекла блины на ужин, то после обеда через камбуз проходил весь экипаж. Пару – тройку вкусных блинов получал каждый. Она постоянно ругалась со старпомом и артельщиком за высокие цены на продукты. И в отместку этим двум уродам, выбирала до копейки всю суточную норму. Три контракта экипаж питался не просто на хорошо, а на отлично. И вот, как крутого повара, Раю направили в дочернюю компанию «Феско – Валем» под флаг. На оклад в полторы тысячи долларов в месяц. Сказать повезло, не сказать ничего. Тем более, что судно – контейнеровоз заходит регулярно в родной порт. Опыт, как и вредные привычки не пропьешь. Они вбиваются в подсознание намертво, становясь зачастую второй натурой.  Вот и стала Рая слегка подворовывать у экипажа, компенсируя свой тяжелый труд неправедным заработком.  А как тут удержишься, если заграничные беконы, колбасы и прочие деликатесы сами просятся в шаловливые руки. В рейсах все люди круглые сутки на глазах. И наивные те, кто верит, что скроет свою природную сущность. Люди видят и замечают все. И не думала  - не гадала Рая, что ее макли с тем же японским беконом уже не для кого не секрет. И вот по приходу во Владивосток тормознул Раю на трапе представитель хозяйственной комиссии старший моторист – лекальщик. Вызвал вахтенного помощника и вахтенного механика. И при них проверил большую хозяйственную сумку поварихи. Обнаруженные бекон, сухая колбаса и две банки компота из мандарин, Рая объяснила покупкой этих продуктов на свои личные деньги в последнем порту захода в Японии. Купила, так купила. Покупай и дальше, но только не на этом судне. Если человека списывают до окончания контракта в «Феско – Валем», он автоматически возвращается в родное ДВМП. Даже если на него нет ни каких компрометирующих бумаг. После оклада в полторы тысячи долларов, а с доплатами и больше, то возвращаться на нищий пароходский оклад, это себя не уважать. Вот Рая и уволилась. А могла бы работать и работать. Ведь хорошие повара на вес золота. Частенько капитаны всеми правдами и не правдами держат хороших поваров в своих экипажах.
Когда дома случается какой то праздник, который решили провести в кругу семьи, то готовка занимает большую часть времени. И когда все садятся за стол, самые измученные те, кто резал салаты и готовил горячее. А вся эта готовка то была от силы на десять человек. А потом еще мойка посуды и уборка. И сегодня многие этой самой тяжелой готовкой не заморачиваются. Сходили в китайский ресторан или заведение покруче, посидели два часа, встали и ушли, не заморачиваясь последствием праздничного застолья. Так что снимите шляпу, господа, перед теми, кто вас вкусно кормит и поит. Кто берет на себя тяжесть приготовления вкусных блюд. Это работа не  простая и тяжелая.
Уже после флота, работая по охране судов в компании «Берег – Ост», заметил характерную особенность. В цивилизованных судоходных компаниях нет проблем с питанием экипажа. Кофе – чай и бутерброды всегда есть в буфете команды. На обед – ужин в наличии два первых и три вторых блюда. Вместо компота соки. Понятно, что на таких судах бизнес на питании экипажа не делают. Клянусь, что ни один русский командир, отвечающий на судах за питание, не вернул экипажу, так называемый дискаунт. Это порядка семи процентов от суммы полученных продуктов. Сумму, полученную от шипчандлера, а это триста – пятьсот долларов, положит себе в карман, имея при этом оклад в несколько тысяч долларов. Наша национальная главная черта – это воровство, а не пьянка, что сама жизнь доказывает раз за разом.               


Рецензии