Творчество человека - подобие Божьего творчества

         ТВОРЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА - ПОДОБИЕ БОЖЬЕГО ТВОРЧЕСТВА.

    Отметим  один важный аспект, который поможет нам во многом понять процесс человеческого творчества, ибо “ТО,ЧТО ВНИЗУ, ПОДОБНО ТОМУ, ЧТО ВВЕРХУ”. Разберём с точки зрения такого подобия какой-либо конкретный  процесс творчества человека.
   Скажем, человек решил усовершенствовать велосипед, т.е. изобрести велосипед, но такой - какого не было ещё до сих пор. Сначала он должен по возможности собрать всю информацию о велосипедах. На этом этапе утончается его ЧУВСТВЕННОСТЬ, в неё воспринимается идея велосипеда в её всевозможных реализациях. Без этого этапа качественное изобретение почти невероятно, как само изобретение вообще, т. к. чувственность,  чувствительная зона в коре головного мозга, должна научиться формировать образы именно велосипедов, а не просто образы неизвестно чего.
  После такой подготовки, когда мозговая зона заполнена уже существующими моделями велосипедов, наступает следующая стадия, которая является в творческом процессе аналитической: нужно по возможности разложить велосипед на основные составляющие и потренироваться в их составлении - т.е. в синтезе.
  Итак, в зоне “творчества” возникнет  ещё и “свалка” из велосипедных “монстров” - собранных как попало деталей и узлов велосипеда.  На этом этапе тренируется творческая ВОЛЯ человека, её способность к анализу и синтезу. А теперь наступает пора, которая является, пожалуй,  наиболее важной и трудоемкой: нужно усилием воли суметь отвлечься от всех возможных, уже накопленных образов велосипедов. На этом этапе мы и застаём творчество Божие в 1-ой главе книги Бытия Библии. Т.е. УСИЛИЕМ ВОЛИ (а как конкретно это может происходить — очень зависит от индивидуальных неповторимых свойств человека-творца) человек “стирает”, точнее, маскирует все известные ему модели велосипедов, создавая зону обостренной чувственности — творческой интуиции, свободной от всяких образов-структур сознания (от образов велосипедов в нашем случае). Здесь волевое усилие "А" накладывается на образы сознания "анти-А", и они друг друга должны достаточно хорошо взаимно компенсировать, иначе родиться в этой свободной зоне может не совершенно новое, а плохо “стёртое” старое. Нужно уметь освободиться от всех известных на заданную тему стереотипов, тогда и только тогда может появиться что-то новое, эвристическое! “Вокруг” этой зоны полно “обломков” - основных составляющих модели велосипеда. Состояние равновесия в этой зоне создать и удерживать какое-то время по-настоящему свободным довольно трудно.
 
   Это часто приходится  начинать снова и снова, т.к. оно очень неустойчиво, как неустойчиво состояние перегретой жидкости в пузырьковой камере, чувствующей даже пролёт элементарной частицы. Нарушить это состояние девственной чистоты, увы, очень легко. Нужно уметь “не дышать” внутри себя, не “шуметь”, впасть в своего рода медитацию, прострацию... Потому творчество очень мучительно и очень непросто даётся. Зачастую оказывается, что чувственность ещё недостаточно тренирована и утончена для восприятия рождения в себе образа на заданную тему. Творческая воля недостаточно чётко умеет оперировать с этими образами, плохо их удерживает и фокусируется на них. Приходится ещё и ещё раз возвращаться к информации, перелопачивать горы и груды.., а рождения всё нет и нет. Человек уже почти сходит с ума, находится в творческом стрессе, а нужной тишины внутри тоже нет. Всё вокруг мешает, разрушает, отвлекает...
  Но часто вдруг, где-то в потоке переутомления от дел, он, наконец, почти спонтанно (часто именно из-за усталости) освобождает этот кусочек сознания от привычных стереотипов и образов, и тут-то..!!! Наконец происходит рождение!
  Спонтанно, в свободном пространстве от легкого “толчка” со стороны равновесие нарушается и... вот оно долгожданное озарение!

  Т.е. на этом этапе и у человека подобно тому, как у Господа Бога происходит воздействие на обостренную интуицию (свободную зону чувственности - “бездну тёмных вод” - по Библии) извне. Причём это воздействие “извне” бывает от разных источников, начиная с самого человека, от его творческой воли, заканчивая разными очень высокими вдохновляющими  инстанциями, и это тоже очень индивидуально, неповторимо у разных людей: как и отчего, когда и почему...

   У редких  счастливцев творческий процесс  не так труден - у них легче происходит вхождение в состояние, которое свободно от наполненности суетливой шелухой стандартных образов, и, вдобавок, они обладают натренированной развитой чувственностью к восприятию определённого типа информации, образов, идей... - у них творчество поэтому выглядит снаружи как виртуозная, почти непрекращающаяся импровизация. И очень важно понять, что, если человек не одарен такого рода чувственностью, не развил её до высоких кондиций, то в “свободной зоне” ничего качественно высокого не родится, как не может обезьяна родить человека.

   С должной мерой обобщения всё вышесказанное можно распространить и на молитвенное творчество (ведь, говорят: СОТВОРИМ МОЛИТВУ, а не просто её произнесём). Для молитвы - освобождение внутри себя свободного состояния, пожалуй, и есть кульминация процесса, после которой может произойти озарение, откровение, нисхождение Святого Духа. Только когда человек освободится от своеволия, самостоятельно пожертвует,  поставит свою волю в подчинённое Высшей воле положение, причём сделать это может только он сам и только добровольно, тогда, в ответ на просьбу сойти (а для этого и предназначен подготовительный - “текстуальный” этап молитвы) Воля Божья может сойти в виде “струи” Святого Духа на человека и принести ему озарение, откровение, вдохновение...
  Только когда человек понимает всеми фибрами своей души и тела, что “... но да будет воля Твоя, а не моя...”, только тогда Она и будет действовать в человеке, ибо Бог против частной воли твари ничего внутри неё не делает.

   Очищение внутри при молитве, в отличие от более частного вида творчества -  изобретательского (что было разобрано выше), требует быть более всеобъемлющим и глубоким, часто вплоть до телесных структур, которые очищаются постом. Однако молитвенное дело всегда есть так или иначе  - сотворчество с Провидением, а потому на этапе озарения, вдохновения оно не заканчивается, Далее задача человеческой воли - подключиться к процессам, начатым Святым Духом, и вместе быть активным участником процесса. Тут бывает нужно и ОСМЫСЛЕНИЕ Замысла Божьего для более точно использования человеком своей воли. Т.е. и здесь мы наблюдаем все стадии проявления закона триединства.

   Есть ещё один важный аспект в творчестве на описываемом этапе: очень важно чувствовать, а лучше точно знать - кого ты впускаешь в очищенное “жильё”. Часто в современном искусстве практикуются методы выхода из себя, освобождение тела от себя на время такого рода, как наркотический транс, алкогольное опьянение и подобные им. От этого ждут вдохновения, озарения.., но оно бывает и тёмным.
  В таком случае бесконтрольное впускание в себя кого ни попадя чаще всего кончается плачевно. Есть масса сущностей, желающих попользоваться нашими телами для выполнения своих целей. Молитвенная практика предполагает и некоторые методы “духовной техники безопасности”, которые ныне в основном неизвестны большинству, вторгающихся в процесс творчества, но которые были и остаются хорошо известными в основном монахам в их монашеском духовном деланьи.
   Неплохо было бы познакомиться с основными из них и творцам - свободным художникам, а то нередко дело кончается разными видами зависимостей, в метафизической сути которых лежат те или иные виды одержания. Тем более нужно знать об этом всевозможным современным “мистикам”, увлекающимся всякими формами “медитаций” и прочих духовных практик.         
  *       *       *


Рецензии