В мире животных. Забота о потомстве у рыб

    В процессе  проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных научных проблемах в области биологии и экологии животных. В данной статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные составленные автором вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные материалы могут  использоваться педагогом и на уроках биологии.

    Важными педагогическими задачами, не теряющими актуальности и в наши дни,  являются активизация познавательной деятельности школьников как на уроках, так и во внеклассной работе; формирование у них любви к живой природе, стремления и умения работать с биологической информацией, успешно анализировать содержание биологических текстов, делать адекватные выводы на основе этого анализа. Принципиально важным также является расширение биологической эрудиции учащихся как базиса, необходимого условия и предпосылки для глубокого понимания современных научных проблем, имеющих непосредственное отношение к естествознанию. Решение указанных выше педагогических задач может эффективно осуществляться при методически грамотной организации учителем познавательной деятельности школьников,  ориентированной на работу с зоологической информацией.  Правильно выстраивая процесс  изучения школьниками биологии и экологии животных, педагог сможет успешно осуществлять обучение, воспитание и  интеллектуальное развитие подростков,  открывая перед ними новые познавательные перспективы.

     ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

     Занятие начинается с  формулирования его темы, цели и основных задач. После этого биологический текст, предназначенный для учащихся, поочередно зачитывается несколькими школьниками и, в случае необходимости,  сопровождается краткими комментариями со стороны педагога. Значительная часть информации подается в научно-популярном и научно-художественном стилях, что соответствует возрастным психологическим особенностям подростков.

     После прочтения текста учащимся предоставляется возможность  задать собственные вопросы о том, что оказалось для них непонятным либо вызвало особый интерес. Школьники также отвечают на вопросы, сформулированные в заключительной части статьи, а также выполняют приведенные в ней задания. Методический аппарат статьи нацелен не только на проверку качества первичного усвоения школьниками  озвученных фактов и идей, но и  на  осуществление разнообразной мыслительной деятельности.

     Очень желательно, чтобы в процессе проведения занятия на экране или интерактивной доске появлялись изображения его «героев» - представителей тех видов животных, о которых идет речь. В конце занятия учащимися при помощи педагога подводятся  итоги, формулируются необходимые выводы.      В качестве домашнего задания учитель может предложить школьникам дополнить свои знания по теме данного занятия  информацией из литературных источников. Кроме того, дети получают от педагога приведённую в статье инструкцию для самостоятельного изучения конкретных животных или зоологической проблемы с использованием   кинофрагментов  из сети  Интернет. Данное задание может быть выполнено дома или в школе (в кабинете биологии либо в компьютерном классе, во внеурочное время).

      СОДЕРЖАНИЕ  БИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА  ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

               Александр Кулев

          ЛОСОСЬ

     О камни бьет мои бока
     Весьма жестокая река,
     Но я упорно вверх плыву -
     Упрямцем среди рыб слыву!
Меня инстинкт влечет вперед,
Свободы действий не дает,
И все короче жизни срок...
Как нужен мне реки исток!
     Был  путь опасен и далек.
     Я отложу икру в песок,
     Остаток сил любви отдам,
     И жизнь меня покинет там...
Еще прыжок, еще рывок -
И я у цели уж почти!
Но будто бы жестокий рок
Стоит стеною на пути...
      Медведь, увы, меня ловчей!
      Плывет по речке чешуя...
      В ловушке мощных челюстей
      Затрепетала жизнь моя...
               
 
    Куда же стремилась эта рыба,  преодолевая мощное давление встречных потоков воды, прыгая  через каменистые пороги, растрачивая  силы, теряя вес, иногда даже получая ранения или погибая в зубах хищников?  Лосося  влекла  вверх, против  течения быстро текущей реки,  мощная сила под названием инстинкт размножения. И если бы этой рыбе (предположим, самке лосося) повезло, она достигла бы истоков реки, вырыла бы углубление на её дне с  помощью хвоста, отложила бы туда икру и, после оплодотворения её самцом, зарыла бы её в грунт,  защищая таким образом  от возможной опасности. Так проявилась бы у этих замечательных рыб забота о потомстве,  существенно уменьшающая вероятность его гибели.  Именно она – забота о потомстве у рыб – является темой нашего сегодняшнего разговора… 

     Большинство костных рыб не заботится о потомстве: отнерестившись, они бросают икру на произвол судьбы. Поскольку при этом много икры погибает,  представители таких видов рыб откладывают огромное ее количество (например, рыба-луна до 300 млн икринок). Меньше икры откладывают те виды рыб, которые проявляют определенную заботу о потомках.
 
     Рассмотрим сначала более простые поведенческие реакции рыб, связанные  с повышением степени выживаемости икры и мальков. Тихоокеанские и атлантические лососи, как это уже указывалось выше, своими  хвостами вырывают в грунте гнезда длиной до 2–3 м, шириной 1,5–м,  откладывают в них икру, оплодотворяют ее и засыпают гравием. Самец судака расчищает на дне место для будущей кладки икры, затем охраняет ее, очищает от ила, смывая его сильными движениями грудных плавников. Если кладка остается без сторожевого самца, то охрану продолжает другой.

     Сом идет в своей конструкторской деятельности несколько дальше судака, сгребая в кучу клочки водных растений и формируя из него нечто вроде примитивного птичьего гнезда. Бычки и морские собачки используют в качестве колыбели для яиц всевозможные пустоты каменистого дна, которые хозяин территории тщательно очищает от ила и песка, тогда как самцы амурской косатки-скрипуна, отдаленно напоминающие сома своими длинными усами, сами роют в глинистых берегах реки кувшинообразные, расширяющиеся к замкнутому концу, норки.  Самец пинагора охраняет кладку икры, отложенную в литоральной зоне и при обсыхании поливает икру изо рта водой. Находящиеся на открытом пространстве икринки подвержены заиливанию, что губительно для их развития. Для очистки икринок представители некоторых видов рыб  могут забирать их в ротовую полость и некоторое время «перекатывать», избавляя таким образом от налипшего мусора. После завершения процедуры икринки возвращаются в кладку. Так ведут себя сомы и рыбы-ангелы.

     Взрослые рыбы при необходимости  могут осуществлять перемещение икринок и мальков из одного места в другое. Чаще всего отмечается транспортировка икринок, а не мальков. Перемещение происходит с помощью рта, обычно из старого гнезда в новое. Так ведут себя  колюшки, керчаки, зубатки.

    Очень интересный вид заботы заключается в том, что икринки прикрепляются к поверхности тела одного из родителей, где и вынашиваются, как правило, вплоть до вылупления личинок.  На поверхности брюха икринки вынашивают представители многих видов тропических сомов.
 
    Статистика показывает, что чаще всего  забота о потомстве  у рыб падает на плечи самцов, самки заботятся об икре и мальках значительно реже, а участие в этом процессе обоих родителей представляет собой большую редкость. Охрана самцами некоторых видов рыб отложенной икры и молоди связана с территориальностью, которую они проявляют в период сезона размножения. Отвоеванный в борьбе с соперниками участок и все, что на нем находится, самец рассматривает в качестве своей бесспорной собственности. Под определение собственности попадает и выстроенное им гнездо, и отложенная самкой икра. Многие территориальные самцы сразу же после откладки  икры в заранее подготовленное им место изгоняют самку со своего участка.

     Теперь поговорим о более необычных примерах заботы о потомстве у рыб. Самка карепрокта камчатского откладывает икру под панцирь краба. Краб во многих случаях может постоять за себя, защищая таким образом и отложенную на его тело икру. Кроме того, перемещаясь по дну водоема, краб выполняет функцию распространителя будущих потомков этой рыбы. Её икра, находящаяся на  жабрах камчатских крабов под их панцирями, омывается водой, обогащенной кислородом. Кроме того, с наступлением тепла крабы поднимаются на прогретое солнцем мелководье, и вылупляющиеся из икринок мальки рыб получают возможность дальнейшего роста в теплых и богатых пищей прибрежных водах.

     Самец трехиглой колюшки  устраивает на дне водоема гнездо из частей водных растений, скрепляя их клейкими выделениями желез кожи. Иногда большая часть гнезда оказывается зарытой в грунт, в связи с чем обнаружить его бывает практически невозможно. Строит гнездо только самец, который затрачивает на это от нескольких часов до недели и более. Готовое гнездо обычно продолговатой формы, величиной с куриное яйцо, с входным и выходным отверстиями. По завершении строительных работ самец загоняет в гнездо по очереди несколько самок, которые там и откладывают икру. Каждая самка колюшки откладывает по 20 – 100 икринок. Затем самец защищает гнездо от хищников и  активизирует  движение воды внутри него, что обеспечивает постоянное поступление кислорода к икре.
 
     Пресноводная рыба горчак защищает своих будущих потомков иначе. Нерест горчака весьма своеобразен и происходит весной и летом.  Перед икрометанием  у самки вырастает длинный яйцеклад, с помощью которого она откладывает небольшое количество икры в мантийную полость двустворчатых пресноводных моллюсков. Защищенная таким образом икра развивается в моллюске, постоянно имея необходимое ей количество  кислорода, поскольку моллюск систематически обеспечивает ток  воды внутри своей мантийной полости. Развитие икры и личинок протекает в исключительно своеобразных условиях. Икре не грозит обсыхание при сезонном изменении уровня воды, а вылупляющиеся личинки надёжно защищены от хищников. Личинки горчака удерживаются между жаберными лепестками моллюска благодаря выростам желточного мешка. Во взаимодействии с моллюском горчак получает очень большую выгоду, поскольку при инкубировании икры в надёжно защищённой створками раковины мантийной полости моллюска намного увеличивается выживаемость потомства горчака. Ни одному другому виду рыб в наших водоёмах не присущ такой способ икрометания.
 
      Удивляет своим поведением, связанным с размножением, южноамериканская рыбка копеина Арнольда. Она отличается крайне интересным способом защиты икры, которая откладывается на листья растений, нависающих над водой. Во время периода ухаживания самец выбирает нужный лист, путём неоднократного выпрыгивания из воды. Затем он приглашает под этот лист самку, и они совершают парный прыжок. С помощью брюшных плавников рыбки прицепляются к поверхности листа, и в этом положении способны продержаться до 10 секунд. В это время самка прикрепляет икринки, а самец оплодотворяет их. За один парный прыжок крепится около 10–12 яиц, затем процедура повторяетс, пока самка не отложит порядка 100–200 икринок. В дальнейшем самка более не принимает никакого участия в уходе за потомством и уплывает. Самец, напротив, остаётся в непосредственной близости от кладки и с помощью плавников и хвоста периодически разбрызгивает воду, увлажняя икринки. Этим он занимается от 36 до 72 часов, до появления мальков, которые вместе с брызгами падают в воду.

     В некоторых случаях самец ухаживает за несколькими самками и бывает вынужден заботиться о  нескольких партиях икринок, расположенных на разных листьях, постоянно плавая от одного к другому. После появления потомства родительский инстинкт самца иссякает.
 
    А в азиатских пресных водоёмах живут так называемые лабиринтовые рыбы: макроподы, петушки (бойцовые рыбки), гурами, лялиусы. Все самцы этих рыб  строят «воздушные замки», но не для своих любимых «дам», а для откладываемой самками икры. Когда самка рыбки петушка готова к икрометанию, она подплывает к гнезду, самец обвивает ее своим телом и помогает выдавить икринки, одновременно оплодотворяя их. После окончания процесса рыбы собирают выметанные икринки и складывают в гнездо из пузырьков. Затем самка отгоняется самцом, и «отец» остается заботиться о потомстве до тех пор, пока мальки не смогут самостоятельно плавать. Самец петушка поддерживает чистоту в гнезде, удаляет погибшие икринки и возвращает выпавшие обратно на место. Таким же образом поступают и самцы других лабиринтовых рыб.
 
    Продолжим мы наш обзор разных форм заботы о потомстве у рыб рассказом о поведении тех из них, кто защищает свою отложенную икру  во рту... Это достаточно широко распространенный тип заботы о потомстве, встречающийся как у морских, так и у пресноводных рыб. Заключается он в том, что сразу после оплодотворения икринок или выхода личинок из гнезда, они забираются в ротовую полость одного из родителей, где и продолжается их дальнейшее развитие. Икринки, находящиеся в ротовой полости, чаще всего "склеиваются" между собой с помощью специальных нитей (выростов) на их поверхности, в результате чего образуется единая компактная масса икринок. В отдельных случаях эта масса может занимать все пространство во рту рыбы, что приводит к тому, что родитель не может полностью сомкнуть челюсти. Помимо защиты, развивающиеся икринки получают необходимое количество кислорода, находясь на постоянном потоке воды, проходящей через жабры родителя. Эта же вода, кроме того, уносит из икринок  накапливающиеся в них  вредные продукты жизнедеятельности.
 
   А в африканских водоемах обитает рыбка тиляпия, рот которой работает, как настоящий насос. Но вот затягивает  тиляпия не добычу, а своих собственных… детей. Пасть этой рыбки – своеобразный ясли-сад, в котором инкубируется икра, и первое время живут мальки этой рыбки. Пожалуй, трудно придумать более безопасное убежище для потомства. Когда мальки подрастут, они, как и полагается детям, выходят из «детского сада» гулять. Плавают вокруг матери, что-то ищут, клюют.  Но стоит возникнуть опасности, как мать подает сигнал: она ударяет хвостом по воде и особо подрагивает плавниками. И мальки тут же устремляются к «воротам» убежища – к ее рту. Но здесь, как и во время посадки на автобус в часы «пик», часть пассажиров стремится влезть без очереди, при этом образуется свалка, пробка у входа. Вот здесь и помогает «насос»: чтобы ускорить посадку пассажиров (а их иногда бывает более пятисот!), рыба-мать помогает им, всасывая воду и мальков вместе с ней.

    Ещё один пример тесного и даже трогательного взаимодействия между родителями и потомством у рыб – это контакты между дискусами и их мальками. Дискусы – пожалуй, самые красивые пресноводные аквариумные рыбы. В природе они живут в реках Южной Америки. Очень необычный и редкий тип заботы о потомстве, характерный для этих животных, исследователи называют аналогом «молочного вскармливания». В этом случае свободноплавающие мальки объедают выделения с поверхности тела родителей. Они «пасутся» на поверхности тела отца или матери, словно коровы на лугу…
    
     У самцов морских коньков и морских игл в задней части брюшка имеется специальная выводковая сумка, куда самки откладывают оплодотворенную икру. К этому моменту на внутренней поверхности сумки развивается густая сеть кровеносных сосудов, обеспечивающих поступление кислорода к находящимся здесь икринкам. Юные морские коньки выходят из яиц в полость выводковой сумки самца, а потом, через некоторое время, покидают и её, оказываясь во внешней среде. В дальнейшем, научившись плавать самостоятельно, они еще некоторое время держатся поблизости от заботливого отца, прячась при опасности в привычное убежище.
 
     Очень часто забота о потомстве у рыб  заключается в постоянном присутствии родителей рядом с  мальками, а кроме того, сопряжена с повышенной агрессивностью по отношению к другим обитателям водоема, проявляющейся в попытках отогнать их от места нахождения икринок и мальков. Такое поведение значительно снижает для икры и мальков вероятность быть съеденными. Активная охрана потомства характерна, например, для обыкновенного сома, судака, арапаймы, различных цихлид (скалярий, цихлазом и других рыб из этого семейства). 

   Необычная для рыб забота о потомстве заключается во внутриутробном вынашивании зародышей, когда первый период развития яиц происходит внутри организма матери, чаще всего в яйцеводах. На свет появляется уже не икринка или яйцо, а малёк или личинка, иногда -  в полупрозрачной, легко разрываемой оболочке. Такой способ  размножения называется яйцеживорождением. В отличие от «обычного» живорождения, характерного для млекопитающих,  когда питание зародыша осуществляется за счет организма матери, развитие зародыша рыбы происходит за счет питательных веществ желтка самого яйца. Яйцеживорождение сопряжено с внутренним оплодотворением, поэтому данный тип заботы характерен только для самок. Часто встречается у акул и скатов. У некоторых хрящевых рыб образуется орган, подобный, плаценте млекопитающих, что удивительно, учитывая древность этих животных.  И уж совсем привычное явление – живорождение у обычных аквариумных рыб (гуппи, меченосцев, пецилий).
 
ВОПРОСЫ  И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Что заставляет рыб совершать те или иные действия,  связные с заботой о потомстве? (Действия рыб инстинктивны. Инициатором цепочки действий, складывающихся в конкретную инстинктивную программу поведения, является определённый фактор среды. Это может быть, например,  повышение температуры воды).
2. Приводит ли забота о потомстве  у рыб к  стопроцентному выживанию их личинок и мальков?  (В любом случае определённое количество икринок, личинок и мальков погибает от болезней, хищников, паразитов, травматизма или по другим причинам . Но развитая забота о потомстве существенно уменьшает вероятность гибели потомков).
3. Почему представители одних видов рыб откладывают много икры, а других – мало?
4. Приведите три-четыре примера заботы  о потомстве у рыб.
5. В чём преимущество зарывания нерестящимися рыбами своей икры в грунт?  А в чём заключаются недостатки этого способа заботы о будущем потомстве? (Зарытая в грунт икра не так заметна для её врагов. Она не будет сноситься вниз по течению потоками воды. Но к ней затруднено поступление кислорода. Часть икры может быть раздавлена. А некоторые ослабленные личинки или мальки  могут с большим  трудом выбираться из-под слоя грунта).
6. Какой биологический смысл заключается  в переносе родителями отложенной ранее  икры на другое место?  (Так она может быть спасена от врагов, которые её обнаружили. Кроме того, таким образом икра может оказаться в местах, более благоприятных для будущих потомков с точки зрения количества пищи для мальков или кислородного режима).
7. Кто чаще проявляют заботу о потомстве у рыб: самки или самцы?
8. Назовите рыб, у которых  заботу о потомстве проявляют самцы.
9. Как проявляется территориальность у рыб в период размножения? Приведите необходимые примеры.
10. В чём заключается важность территориального поведения для проявляющих его рыб?  (Территориальность позволяет избежать конкуренции  в борьбе за самку, а также обеспечить будущее потомство всеми необходимыми для жизни условиями. Не забудем про  тот факт, что ресурсы всегда ограничены…)
11. Почему отложение икры рыбами под панцирь краба оказывается очень выгодным и полезным?
12. Где и из чего строит гнездо самец трёхиглой колюшки?
13. Как ведёт себя эта рыба после того, как икра самками  отложена в гнездо?
14. Как удаётся самке горчака отложить икру в мантийную полость двустворчатого моллюска?
15. Почему  икра горчака не погибает от недостатка кислорода, находясь в  мантийной полости моллюска?
16. Почему копеины Арнольда откладывают икру на лист растения,  находящийся над водой,  совершая при этом головокружительные прыжки? (Вероятно,  в воде икру этого вида рыб поджидала бы более серьёзная опасность, чем в наземно-воздушной среде,  на листе растения).
17. Почему лабиринтовые рыбы (например, петушки)  вынуждены строить «воздушные замки»  для своей икры на поверхности воды? (Они живут в маленьких перегретых водоемах с большим количеством разлагающихся органических веществ. В таким водоёмах растворённого в воде кислорода очень мало. А через стенки воздушных пузырьков в гнезде у поверхности воды он из атмосферы легко поступает внутрь икринок, и эмбрионы не погибают).
18. Какие проблемы возникают у взрослых рыб,  инкубирующих свою икру во рту?
19. Как проявляется забота о потомстве у морского конька?
20. Для каких рыб характерно живорождение или яйцеживорождение?
21. Работая в парах, составьте пять собственных вопросов к содержанию прозвучавшего текста. Желательно, чтобы они начинались со слов «почему», «объясни», «докажи», «сравни». Задайте эти вопросы другим учащимся. Оцените правильность прозвучавших ответов, внесите в них необходимые исправления или уточнения.
22. Выскажите свои предположения о том, какими  способами (методами) могла быть получена учёными биологическая  информация,  прозвучавшая на сегодняшнем занятии. Обоснуйте свою точку зрения. (Факты, описанные в статье,  могли быть собраны при проведении наблюдений за рыбами в природе, а также при разведении их в аквариуме. Во втором случае всё поведение, связанное с размножением,  может изучаться наблюдателем с близкого расстояния. В некоторых ситуациях, вероятно, могли быть полезны видеокамеры, установленные в природном водоёме и работающие в автоматическом режиме. А изучение поведения морских рыб могло осуществляться  аквалангистами с видеокамерами в руках).
23. Угадайте термин или понятие по слову или фразе-подсказке, а также по схеме, изображённой на доске.
- е - - - -
Подсказка: «Икрометание».
Ответ: «Нерест».
24. Угадайте  термин или понятие по слову или фразе-подсказке, а также по схеме, изображённой на доске.
- - а - - а - - -
Подсказка: «Приспособление».
Ответ: «Адаптация».
25. Угадайте термин или понятие по слову или фразе-подсказке, а также по схеме, изображённой на доске.
-  е - - е - -
Подсказка: «Поведенческая реакция рыбы, возникающая в ответ  на воздействие фактора среды».
Ответ: «Рефлекс».
26. Угадайте термин или понятие по слову или фразе-подсказке, а также по схеме, изображённой на доске.
- - с - - - - -
          Подсказка: «Важное условие развития эмбриона внутри икринки 
          рыбы».
          Ответ: «Кислород»
    27. Ознакомьтесь с приведенным ниже текстом. Объясните, в чем заключается ошибочность некоторых имеющихся в нём  фактов или идей. Выпишите все эти ошибки на  лист бумаги для  дальнейшего их обсуждения на заседании биологического кружка или на уроке биологии. Внесите необходимые исправления или уточнения.
     «Недавно мне очень повезло. Я был в гостях у своего давнего знакомого Николая, который занимается содержанием и разведением аквариумных рыб. Моё внимание сразу же приковали к себе обитатели его искусственных водоёмов. В одном из аквариумов я наблюдал размножение экзотических рыб -  трёхиглых колюшек. Ярко окрашенный самец особыми движениями своего тела пригласил самку к построенному им гнезду, расположенному у самой поверхности воды. Самка отложила в него икру, а самец, вероятно,  оплодотворил кладку. Но затем вдруг мирные отношения между рыбами закончились. Самка начала активно и настойчиво отгонять самца от места икрометания.  И не удивительно – ведь его функция в процессе размножения была выполнена! Бедный самец, от страха утративший свою первоначальную весьма привлекательную окраску,  метался из угла в угол, а самка всё более яростно преследовала несчастного будущего отца! Его было очень жалко. Николай в это время находился на кухне и готовил нам ужин. Отвлекать его было неудобно. Поэтому я сам нашёл сачок, поймал в него  загнанного самкой в заросли растений очень напуганного самца колюшки и пересадил его в большую банку с водой. В это время Николай позвал меня ужинать. На кухне за чаепитием я рассказал хозяину дома, как я в период его отсутствия спас самца колюшки от нападения агрессивной самки. Но Николай почему-то мне не поверил, и даже  смеялся в ответ. Я очень обиделся на него, не допил чай  и ушёл домой…»
     В предложенном для обсуждения тексте имеются следующие ошибки и неточности:  трёхиглые колюшки являются не экзотическими, а нашими,  отечественными рыбами. Самец этой рыбы строит гнездо не у поверхности воды, а не дне водоёма. Вероятно, наш литературный герой перепутал колюшек с лабиринтовыми рыбами (например, с гурами или петушками). И у колюшек, и у лабиринтовых рыб после окончания икрометания самец отгоняет самку от гнезда, а не наоборот, как это было в рассказе нашего героя.  Скорее всего, во второй половине своего наблюдения рассказчик перепутал самку и самца этих рыб.
     28. Сочините собственные небольшие тексты об изученных на этом занятии животных. Включите в них как верную информацию, так и биологические ошибки. Прочитайте эти тексты своим товарищам,  предложите им найти ошибки и внести необходимые исправления.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ  ШКОЛЬНИКАМИ ЗАБОТЫ О ПОТОМСТВЕ У РЫБ

1. Найди в сети Интернет несколько кинофрагментов о размножении рыб.
2. Посмотри эти кинофрагменты. Обрати внимание на неизвестные тебе ранее  особенности представителей этого биологического  вида животных.
3. Кратко запиши факты и идеи, которые  вызвали у тебя интерес  и дополнили твои биологические или экологические знания.
4. По согласованию с учителем, подготовь устное или письменное сообщение о том, что тебе удалось выяснить.  Для этого составь план изложения информации в нужной логической последовательности.
5. Не забудь сформулировать выводы или подвести краткие итоги своего маленького исследования.
6. Если задание выполнялось в письменной форме, сдай подготовленный тобой материал учителю биологии (руководителю кружка).
7. Обсуди с учителем возможность своего выступления по данной теме перед другими учащимися на уроке биологии или очередном заседании биологического кружка.

                ЛИТЕРАТУРА

1. Арбузова Е.Н., Назарова С.В. Технология игры как условие активизации учебно-познавательной деятельности школьников // Биология в школе. 2020. № 7. С. 14-27.
2.   Жизнь животных. В 7-ми . / Гл. ред. В.Е. Соколов.Т.4. Рыбы. М.: Просвещение, 1983. 575 с.
3. Безух К.Е., Иванова Н.Л., Авакян А.Э. Освоение биологической терминологии посредством некоторых игровых приемов обучения // Биология в школе. 2022. № 8. С. 18-38.
4. Брем А. Жизнь животных. М.: Эксмо,  2003. 960 с.
5. Брем А. Рыбы и амфибии. М.: Издательство АСТ, 2000. 560 с.
6. Горчак обыкновенный [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://gurkov2n.jimdofree.com/рыбы/карпообразные/горчак/, свободный. (Дата обращения: 10. 06. 2023).
7. Гусев В.Г. Животные у нас дома: Справочное пособие. М.: Экология, 1992. 366 с.
8. Животный мир Молдавии. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. – Кишинёв. 1981. 223 с.
9. Забота о потомстве у рыб [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://zooeco.com/eco-eto/eco-eto14-13.html , свободный. (Дата обращения: 13. 06. 2023).
10. Как костные рыбы заботятся о потомстве [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://worldencyclo.ru/?p=718, свободный. (Дата обращения: 11. 06. 2023).
11. Колюшка трёхиглая  [Электронный ресурс].  Режим доступа: свободный. (Дата обращения: 10. 06. 2023).
12. Копеина Арнольда [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://www.aqvium.ru/ryby/kharatsinovye/kopeina-arnolda, свободный. (Дата обращения: 12. 06. 2023).
13. МЕГАЭнциклопедия. Животные. Пер. с англ. М.: Эксмо, 2010. 512 с.
14. Нидон К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные: Руководство для натуралиста. М., 1991. 263 с.
15. Природа Ленинградской области и ее охрана. Л.: Лениздат, 1983. 277 с.
16. Серовайская Д.Е., Суматохин С.В. Творческие способности: методы и приемы их развития при обучении биологии // Биология в школе. 2021. № 6. С. 18-24.
17. Суматохин С.В. Чтение и понимание текста при обучении биологи // Биология в школе. 2012. № 6. С. 54-60.
18. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии  // Биология в школе.  2012.  № 7. С. 15-23.
19. Формы родительской заботы у рыб. Часть 1.  [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://dzen.ru/a/X_nk3a8ULwsX6lvd, свободный. (Дата обращения: 10. 06. 2023).
20. Формы родительской заботы у рыб. Часть 2.  [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://dzen.ru/a/X_nuxvkGsWhyigM6 свободный. (Дата обращения: 10. 06. 2023).
21. Франк С. Иллюстрированная энциклопедия рыб.  Прага: Артия, 1975. 558 с.


Рецензии