Древнерусская живопись. 5 - Андрей Рублёв

  Мы уже убедились, сколь разнообразны были творческие индивидуальности древнерусских художников, пробивавшиеся даже в строго канонизированном искусстве. К сожалению, многие из них для нас безымянны, неизвестны.
  Но жил и работал в конце 14 - начале 15 века гениальный художник, чьё творчество оставило блистательный след во всей древнерусской культуре и чьё имя дошло до нас. Это Андрей Рублёв (ок.1360/70 - ок.1430)- точных данных нет.
  15 век проходил в борьбе за объединение русских земель вокруг Москвы. Росло национальное самосознание русских людей. Художественным летописцем этого периода жизни Руси и был Андрей Рублёв. На его мировоззрение, несомненно, большое воздействие оказали патриотические и гуманистические идеи той эпохи, одним из выразителей которых был святой Сергий Радонежский. Он принимал активное участие в политической жизни страны и сыграл значительную роль в подготовке Куликовской битвы. Понимая, как важно для Руси единство её земель, он призывал князей к дружбе, к прекращению междоусобных распрей. Всемирно известная теперь икона "Троица" ,написана примерно в 1422 году Андреем Рублёвым, как свидетельствует дошедший до нас письменный источник, "в похвалу Сергию Радонежскому". Её содержание сложно и многозначно. Оно не исчерпывается религиозными идеями. Оно значительно шире и выражает идею, которая была очень важна для Руси того времени, времени освобождения от иноземной зависимости и формирования единого Русского государства во главе с Москвой. Это идея всеобщего единения. Как отмечает В.Н.Лазарев," в "Троице" оказалась воплощённой в совершенных художественных формах страстная мечта лучших русских людей о том социальном мире и согласии, которые они тщетно искали в современной им действительности и которые не были осуществимы в тогдашних исторических условиях. И поскольку мечта эта была чистой, благородной и высокочеловечной, она приобрела исключительную широту звучания."
  Сюжетной основой произведения послужила легенда о том, как к старцу Аврааму и его жене Сарре явилось трое прекрасных юношей, которых они угощали, догадываясь, правда, что перед ними Божество в трёх лицах.
  Мы, современные зрители, далёкие от мировоззрения, символики и верований средневекового человека, явно ощущаем молчаливое согласие, которое объединяет участников трапезы. Художник смог внешне простыми, но точно найденными и до совершенства отточенными средствами, как это всегда бывает в гениальном решении, донести до зрителя большое содержание, глубокие мысли и чувства. Рублёв нашёл, кажется, самое простое и мудрое для выражения идей единства, мира и согласия композиционное построение. Он подчинил изображение мотиву круга. И действительно, что может лучше выразить ощущение слитности, целостности, как не плавная непрерывность круга. Этот мотив развивается в мягких, плавных, округлых  линиях плеч, очертаниях слегка склонённых голов в нимбах, распахнутых за спинами крыльях.
  Средний и левый ангелы жестами рук благословляют жертвенную чашу: один из них (Бог Отец) вдохновляет сына на жертву во имя спасения человечества: другой (Сын) покорно соглашается её принять. Третий ангел - Дух Святой, тоже протягивает руку к чаше, утешает Христа в его жертвенном подвиге. Они безмолвствуют и как будто никак не общаются, даже не смотрят друг на друга, и тем не менее между ними царит полное согласие, доверие и понимание. Оно и в том, что руки всех троих простираются к символической жертвенной чаше, и в покорно склонённых головах, как бы в знак приятия и благословения жертвы, и в состоянии тихой, светлой грусти, возвышенно-поэтической погружённости в себя, в котором все трое пребывают. Их лица одухотворены, их облик лиричен.
  Но Рублёв не только делает их похожими, но и вносит едва уловимые различия в их облик. Фигура среднего ангела чуть крупнее и, если можно так сказать, мужественнее, чем другие, его поза спокойна и непринуждённа, линия контура удивительно плавна, лицо печально. Лёгкому склонению его головы вторит дерево.  В облике левого ангела проступает некоторая сдержанность и строгость. Он сидит прямо, почти не склоняя головы, и его выпрямленность подчёркивают вертикали возвышающихся над ним палат. В выражении лица с огромными глазами и сдвинутыми бровями проглядывает скорбь. Фигура правого ангела особенно хрупка и нежна, голова его низко склонена (её наклон повторяет силуэт горки), а лицо задумчиво и кротко. Возвышенно-прекрасные и традиционные образы небожителей христианской религии у Андрея Рублёва приобрели человечность, одухотворённость и поэтичность, которые делают их понятными и волнующе-притягательными для зрителя.
  Идею покоя, согласия, внутренней гармонии развивает цвет. Золото крыльев ангелов служит фоном для чистых, звонко-холодных цветов их одеяний: розовато-сиреневого, нежного зелёного, густо-вишнёвого и необыкновенно звонкого голубого, который в большей или меньшей степени звучит в одежде всех троих, символизируя их единство. Голубой цвет, звонкость которого усиливается контрастным по отношению к нему золотистым, доминирует в изображении. Он объединяет, подчиняет себе колористическую гамму, создаёт цветовое единство. Им определяется эмоциональный настрой произведения - впечатление покоя, ясности, гармонии. Как линейное построение иконы, основанное на мотиве круга, на варьирующихся кривых, которые разнообразятся игрой чётких и строгих прямых линий (в очертаниях палат, в складках одежды и т.д.), образует музыкальные ритмы, сливающиеся в гармоническое звучание, так и цвета в своих сочетаниях извлекают тихую, светлую музыку.
  В этом творении Рублёва ярко раскрылась индивидуальность художника лирического, поэтического склада, тонко чувствующего музыкальность линии и цвета. Великий талант Рублёва впитал соки родной земли, её краски, её ароматы. Наверно, поэтому чистые, светлые, прозрачно-звонкие цвета его творения напоминают краски среднерусской природы с нежной зеленью лугов, с холодной синевой неба, с золотистым полем ржи и белизной берёз.

(На фото художественное изображение Андрея Рублёва).


Рецензии