Забота о потомстве у земноводных и пресмыкающихся

    В процессе  проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных научных проблемах в области биологии и экологии животных. В данной статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные составленные автором вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные материалы могут  использоваться педагогом и на уроках биологии.

    Важными педагогическими задачами, не теряющими актуальности и в наши дни,  являются активизация познавательной деятельности школьников как на уроках, так и во внеклассной работе; формирование у них любви к живой природе, стремления и умения работать с биологической информацией, успешно анализировать содержание биологических текстов, делать адекватные выводы на основе этого анализа. Принципиально важным также является расширение биологической эрудиции учащихся как базиса, необходимого условия и предпосылки для глубокого понимания современных научных проблем, имеющих непосредственное отношение к естествознанию. Решение указанных выше педагогических задач может эффективно осуществляться при методически грамотной организации учителем познавательной деятельности школьников,  ориентированной на работу с зоологической информацией.  Правильно выстраивая процесс  изучения школьниками биологии и экологии животных, педагог сможет успешно осуществлять обучение, воспитание и  интеллектуальное развитие подростков,  открывая перед ними новые познавательные перспективы.

     ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

     Занятие начинается с  формулирования его темы, цели и основных задач. После этого биологический текст, предназначенный для учащихся, поочередно зачитывается несколькими школьниками и, в случае необходимости,  сопровождается краткими комментариями со стороны педагога. Значительная часть информации подается в научно-популярном и научно-художественном стилях, что соответствует возрастным психологическим особенностям подростков.

     После прочтения текста учащимся предоставляется возможность  задать собственные вопросы о том, что оказалось для них непонятным либо вызвало особый интерес. Школьники отвечают на вопросы, сформулированные в заключительной части статьи, а также выполняют приведенные в ней задания. Методический аппарат статьи нацелен не только на проверку качества первичного усвоения школьниками  озвученных фактов и идей, но и  на  осуществление разнообразной мыслительной деятельности.

     Очень желательно, чтобы в процессе проведения занятия на экране или интерактивной доске появлялись изображения его «героев» - представителей тех видов животных, о которых идет речь. В конце занятия учащимися при помощи педагога подводятся  итоги, формулируются необходимые выводы.      В качестве домашнего задания учитель может предложить школьникам дополнить свои знания по теме данного занятия  информацией из литературных источников. Кроме того, дети получают от педагога приведённую в статье инструкцию для самостоятельного изучения конкретных животных или зоологической проблемы с использованием   кинофрагментов  из сети  Интернет. Данное задание может быть выполнено дома или в школе (в кабинете биологии либо в компьютерном классе, во внеурочное время).

      СОДЕРЖАНИЕ  БИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА  ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

               
                Александр Кулев 

               ЖАБА-ПОВИТУХА

     Я удивляюсь жабе-повитухе!
     Неповторим совсем ее самец!
     Икринки закрепил почти на брюхе,
     А носит - будто почестей венец!
От перегрева сразу их спасает -
Вмиг от жары бегом уносит в тень.
От глаз врага надежно укрывает -
Опять в заботах важных целый день!
     Мне на досуге мысль прийти могла бы:
     "Как хорошо, что я - не эта жаба!"
               
 
     Действительно, очень необычно ведёт себя самец жабы-повитухи! Заботу об икре он полностью берёт на себя. Эта амфибия носит ленту с яйцами,  обмотав её вокруг верхней части своих задних лапок до тех пор, пока из них не вылупятся головастики. Иногда самка жабы-повитухи откладывает икру несколько раз подряд, и самец  ухаживает за всем будущим потомством. Случается также, что самец оплодотворяет икру двух или трёх самок.  И в этой ситуации он носит все яйца на себе, поддерживая их во влажном состоянии. Незадолго до появления головастиков самец входит в водоём и погружает заднюю часть тела в воду. В это время головастики выходят из яиц.

    Только ли для этой амфибии характерно такое удивительное поведение при размножении?  Каковы причины таких, на первый взгляд, странных действий земноводных? А проявляется ли забота о потомстве у других холоднокровных животных - рептилий? Если да, то каким образом? Именно об этом мы и узнаем на нашем сегодняшнем занятии, тема которого – «Забота о потомстве у земноводных и пресмыкающихся».
Итак, приступим!

• Особенности размножения и забота о потомстве у земноводных

      Удивительное разнообразие родительского поведения демонстрируют амфибии. У этой древней группы животных, представители которой обитают как в воде, так и на суше, описаны самые разнообразные способы размножения, от внешнего (наружного) оплодотворения и откладки огромного количества яиц  в водоемы до внутреннего оплодотворения и живорождения.  Единственное, что не отмечено у земноводных, - это выращивание потомства в сложных семейных группах.

     Ученые-эволюционисты в шутку утверждают, что амфибии представляют собой некий полигон, на котором экспериментировала природа, создавая  и совершенствуя способы размножения появившихся позднее высших позвоночных животных. Необходимо также отметить и то, что заботу о потомстве у этой феноменальной группы живых существ (за редким исключением) осуществляют самцы.

    Представители большинства видов земноводных живут на суше, а размножается в пресной воде. Жизнь земноводных в значительной степени  зависит от температуры и влажности окружающей среды.

    После зимней спячки  земноводные средней полосы скапливаются в пресных водоёмах. Вскоре самки начинают откладывать икру. Одни из них (например, бурые лягушки) откладывают икру недалеко от берега водоема - на мелких, прогреваемых участках. Другие (например, зеленые лягушки) откладывают икру на большей глубине, чаще всего среди водных растений.
 
    У лягушек икра склеивается в большие комки, у жаб - в длинные шнуры.
Тритоны помещают одиночные яйца на листья или стебли водных растений.
Оплодотворение у большинства земноводных наружное. При этом самцы выпускают в воду жидкость  со сперматозоидами.

    После оплодотворения в икринках развиваются зародыши, затем вылупляются личинки. Личинки земноводных - это настоящие водные животные, дышащие жабрами. При переходе от водного образа жизни к наземному в организме личинки происходит сложный процесс преобразования различных органов - метаморфоз. Интересно отметить, что у некоторых земноводных, ведущих водный образ жизни, наблюдается явление неотении, т.е. способность к размножению в личиночном состоянии. Примером этого может служить широко распространенное аквариумное животное – аксолотль, являющееся личинкой мексиканской саламандры амбистомы. Если аксолотлей содержать в аквариуме с достаточно высоким уровнем воды, то, достигнув определенного размера и возраста, они начинают откладывать икру, продолжая сами постоянно жить в искусственном водоёме.  Если же этим личинкам саламандр обеспечить возможность выхода на сушу, то они постепенно становятся наземными животными,  возвращающимися в воду только для размножения.

      Большая часть амфибий, откладывающая яйца, не проявляет никакого поведения, связанного с заботой о потомстве, и в скором времени после откладки икры покидает водоемы. Однако, из этого правила есть немало исключений. Например, обитающая на островах Карибского бассейна лягушка-бык в течение длительного времени охраняет икру и вышедших из нее личинок. Более того, самец следит за уровнем воды в пересыхающих лужах, в которых они развиваются, и в случае необходимости углубляет лужи или прокапывает канавку в соседнюю лужу, по которой затем перегоняет в нее головастиков.

      Разнообразные типы родительского поведения отмечаются у древесных лягушек. Обитая в кронах тропических лесов, многие из них сталкиваются с проблемой поиска воды для своего потомства. Поэтому среди представителей  древесных амфибий есть такие, у которых развиты очень интересные формы заботы о потомстве. У одних видов родители сооружают на растениях специальные гнезда, заменяющие личинкам водоемы, у других - строят искусственные водоемы, у третьих - вынашивают яйца и личинок на себе. Так, например, тропические  бесхвостые амфибии листолазы откладывают икру на листья деревьев и охраняют кладку до момента вылупления личинок.  Появившиеся из яиц головастики заползают на влажную спину самца, и он по одному переносит их в микроводоемчики, находящиеся тут же на деревьях, в пазухах листьев. В случае отсутствия подходящих водоемчиков головастики остаются на спине самца в течение всего периода метаморфоза. Он периодически купается вместе с ними в  крупных лужах. У некоторых листолазов самцы постоянно переносят головастиков из одной «ванночки» в другую, чтобы они, съев в маленьком водоеме всю пищу, не голодали.
 
     У одного вида листолазов в водоемчики, расположенные у основания листьев, головастиков переносит самка. Затем она регулярно навещает «детенышей» и откладывает в каждую «ванночку» несколько неоплодотворенных икринок, которые служат питанием для головастиков.

     Очень своеобразны брачное поведение и забота о потомстве у другой бесхвостой амфибии - суринамской пипы. Сначала самец и самка демонстрируют брачный танец под водой. Затем самка мечет первую порцию из нескольких яиц, в то время как самец одновременно выпускает в воду жидкость со сперматозоидами. Потом самка ныряет вниз, где яйца падают ей прямо на спину и прилипают к ней. Самец поддерживает этот процесс, прижимая яйца к коже спины с помощью своих задних ног. Таким способом яйца равномерно распределяются между  кожными ячейками по всей спине самки. Затем весь процесс повторяется. Количество яиц в одной кладке варьирует от 40 до 144. Примерно через 11—12 недель из ячеек появляются полностью сформировавшиеся молодые пипы.
 
• Забота о будущем потомстве и родительское поведение у пресмыкающихся

     Рептилии размножаются, откладывая относительно крупные (по сравнению с земноводными)  яйца в плотных оболочках - либо в кожистой эластичной пленке, либо в твердой скорлупе, как у птиц. Некоторые пресмыкающиеся сооружают специальные гнезда для откладки яиц. Это могут быть вырытые в подходящем месте ямки, в которые самка откладывает яйца, а затем присыпает их песком или землей. Иногда пресмыкающиеся создают  простейшие укрытия для яиц вроде собранных в кучу листьев или гнездовых камер в норе. Однако большинство рептилий никаких специальных гнезд не устраивает, а оставляет яйца в рыхлой почве, трещинах и дуплах деревьев, в норах под лежащими на земле предметами. Самка выбирает место, в котором  кладка будет наиболее защищена от хищников и неблагоприятных условий неживой природы, и где поддерживаются подходящие для развития эмбрионов температура и влажность. Инкубация яиц длится довольно долго (нередко - в пределах одного или двух месяцев), детеныши вылупляются совершенно самостоятельными и внешне очень похожими на своих родителей.      У многих ящериц и змей появляются на свет детеныши, покрытые тонкой оболочкой, которая быстро разрывается, освобождая «новорожденное» животное.

     Очень интересное поведение, связанное с размножением,  встречается у морских черепах. Они совершают дальние миграции (с целью размножения) на определенные участки морских побережий. В эти места они собираются из разных районов, зачастую расположенных за многие сотни километров. Например, зеленая черепаха, направляясь с побережья Бразилии к острову Вознесения в Атлантическом океане, преодолевает расстояние в 2600 км, борясь с течениями и выдерживая точный курс. На суше самка передвигается с большим трудом, неуклюже толкая свое тело вперед и оставляя после себя широкий след, похожий на след гусеничного трактора. Она движется медленно и полностью подчинена инстинктивному стремлению к одной единственной цели - найти подходящее место для кладки. Выбравшись за линию прибоя, самка тщательно обнюхивает песок, затем разгребает его и делает неглубокую ямку, в которой потом с помощью только задних конечностей выкапывает кувшинообразное гнездо. Форма гнезда одинакова у всех видов черепах. За сезон размножения самки откладывают яйца от двух до пяти раз; в каждой кладке от 30 до 200 яиц.
 
    На этом забота о будущем потомстве у морских черепах заканчивается. Родительское поведение у  них отсутствует, после откладки яиц черепахи уходят опять в море, и, вылупившись, детеныши проделывают путь с берега до воды и далее без родителей, рискуя жизнью и преодолевая опасности. Очень многие из них погибают в первые  же часы или дни своего самостоятельного существования.
 
     Ярко выраженная забота о потомстве, появившемся на свет,  – нечастое явление у рептилий. Лишь немногие пресмыкающиеся охраняют свои кладки, и практически никто из них не заботится о судьбе появившихся на свет детенышей.  Известно, правда, что отложенные яйца охраняют питоны, обвившись кольцами вокруг кладки и мелко дрожа. Выделяющееся при этом тепло согревает яйца и активизирует процесс развития эмбрионов.
               
    Интересное, необычное для змей родительское поведение проявляют  кобры. По истечении примерно 3 месяцев после спаривания будущая мать откладывает яйца. Их число колеблется в зависимости от вида, от 8 до 70 штук. Яйца помещаются в укромные места, в расщелины камней, в трещины, в скопления листьев. Охраняет кладку самка. В этот период самыми ответственными родителями проявляют себя индийские и королевские кобры, которые заботливо выстраивают гнездо для будущего потомства. Представьте, как нелегко им это делать без конечностей. Змеи подгребают листья в одну кучу передней частью тела, как совком, ложатся вокруг и охраняют кладку. И отцы семейства находятся в это время поблизости. Они тоже охраняют гнездо. Родители очень воинственны в это время, могут без причины напасть на любое существо, которое оказывается поблизости.

    Наконец, из отложенных и сохраненных таким самоотверженным образом яиц появляется потомство. Маленькие змейки уже имеют яд, правда, пока несмело его применяют. Они почти сразу могут охотиться на маленькую добычу, которая оказалась поблизости. Червь или жук их вполне устраивает.

               
                Александр Кулев

               КОБРА

     Если честно, взгляд недобрый
     У большой ползущей кобры!
     Очевидно, что она
     Вновь мечтой поглощена
О местах, где много корма.
Для неё жестокость - норма!
Грызуна опять найдёт,
Ядом вмиг его убьёт
     И проглотит целиком.
     А затем ползёт в свой дом -
     В щель большую меж камней,
     Где комфортно очень ей!
И, конечно же, она
Гуманизма лишена.
Благородство не в чести,
Коль умеешь так ползти!
     Но ведь кобра, может быть,
     Нас могла бы удивить?
     Безусловно, это так!
     Да, непрост мышиный враг!
Кобра - любящая мать.
Будет яйца защищать -
Те, что в мягкий грунт отложит.
Отстоять успешно сможет
     Эти яйца от врагов!
     Редко кто в бою готов
     С коброй злобною сразиться!
     Если встретиться случится -
Вас она прогонит вон,
Раздувая капюшон!
Осознаете тогда вы,
Что, конечно же, неправы!
     Очевидно, кобру-мать
     Нужно очень уважать;
     Осторожным быть немного,
     По другим ходить дорогам!
Пусть нам с нею Солнце светит!
Хватит места на планете!
Человек быть должен добрым
 К птичкам, зайчикам и кобрам!
   
               
    Безусловно, особого нашего внимания заслуживают  крокодилы, которые не только охраняют свои кладки, помещённые в своеобразные гнезда из песка, глины и камней.  В кладке обычно от 40 до 80 яиц. При огромной массе и кажущейся неповоротливости самка крокодила может аккуратно уложить все яйца рядом, не повредив их при этом. Во время охраны гнезда пресмыкающееся превращается в агрессивную защитницу, готовую дать отпор кому угодно.

    Период созревания яиц составляет примерно 3 месяца. За это время выкопанное гнездо, замаскированное листьями и поливаемое проливными дождями, становится очень плотным, поэтому новорожденным бывает непросто из него выбраться. Едва появившись на свет, они начинают шуметь, зовя на помощь мать.  Услышав крики малышей, она разгребает гнездо, освобождая их.   
 
    Самки крокодилов не только тщательно охраняют  гнездо и помогают выбраться из него малышам,  но и переносят вылупляющихся детёнышей из гнезда в воду, аккуратно держа их  в своих челюстях. Более того,  после транспортировки своих потомков в водоём самка ещё некоторое  время охраняет их там от потенциальной опасности.
 
ВОПРОСЫ  И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Какова роль заботы о потомстве в мире животных?
2. Почему земноводные,  проявляющие заботу о потомстве, откладывают гораздо меньше количество икры, чем те, которые  её не проявляют?
3. Как проявляет заботу о потомстве самец жабы-повитухи?
4. Какие типы оплодотворения встречаются у земноводных? (Оба. Наружное  - у бесхвостых. Внутреннее –  у большинства безногих и хвостатых).
5. Дайте определения наружного и внутреннего оплодотворения.
6. Кто чаще проявляет заботу о потомстве у земноводных - самка или самец?
7. Чем отличаются кладки  икры у травяной лягушки и серой жабы?  (У лягушек она в форме кома, а у жабы – в виде лент)
8. Какой тип развития у земноводных? Обоснуйте свою позицию. ( У амфибий непрямое развитие, для которого характерны личиночная стадия и  метаморфоз).
9. Что такое неотения? У кого она встречается?
10. Как проявляется забота о потомстве у древесных амфибий?
11. Почему древесные лягушки листолазы  выращивают своё потомство в крошечных водоемчиках в пазухах листьев древесных растений,  а не  откладывают икру в большие наземные водоёмы, которые наверняка имеются в этом же  лесу? (Вероятно,  в крошечных водоемах на деревьях   у головастиков этих лягушек меньше природных врагов, чем было бы у них в большом наземном водоеме).
12. Какая часть тела является местом для  выращивания потомства у суринамской пипы? (Спина самки,  в коже которой образуются ячейки при вдавливании в неё икринок самцом).
13.   У кого более разнообразные формы заботы о потомстве – у земноводных или пресмыкающихся?
14. Куда обычно откладывают свои яйца пресмыкающиеся?
15.   У кого (амфибий или рептилий)  срок зародышевого развития более длительный и почему? (У пресмыкающихся. Из яйца рептилии выходит сформированное самостоятельное животное, очень похожее на своих родителей. Из икринки амфибии вылупляется личинка,  которой, чтобы  стать молодым животным, похожим на взрослую форму, необходимо будет пройти длительный путь послезародышевого развития).
16. Где именно (на суше или в воде)  откладывают свои яйца морские черепахи?
17. Почему многие новорожденные морские черепахи погибают почти сразу же после вылупления из яиц?
18. Как проявляет заботу о будущем потомстве самка питона?
19. Почему яйца, отложенные коброй, редко поедаются хищниками? (Эта ядовитая змея активно защищает свою кладку)
20.   Как самка крокодила узнает, что её потомство вылупилось из яиц и уже нуждается в её помощи?
21. Как новорожденные детеныши крокодилов  оказываются в ближайшем водоёме?
22. Работая в парах, составьте пять собственных вопросов к содержанию прозвучавшего текста. Желательно, чтобы они начинались со слов «почему», «объясни», «докажи», «сравни». Задайте эти вопросы другим учащимся. Оцените правильность прозвучавших ответов, внесите в них необходимые исправления или уточнения.
23. Выскажите свои предположения о том, какими  способами (методами) могла быть получена учёными биологическая  информация,  прозвучавшая на сегодняшнем занятии. Обоснуйте свою точку зрения. (Факты, описанные в статье,  могли быть собраны при проведении наблюдений за животными в природе, а также при содержании их  в условиях неволи. В некоторых ситуациях, вероятно, могли быть полезны видеокамеры,  работающие в автоматическом режиме).
24. Угадайте термин или понятие по слову или фразе-подсказке, а также по схеме, изображённой на доске.
- е - - - о - - -
Подсказка: «Процесс, характерный для амфибий».
Ответ: «Метаморфоз».
25. Угадайте  термин или понятие по слову или фразе-подсказке, а также по схеме, изображённой на доске.
- - б - - - -
Подсказка: «Стадия развития амфибий и рептилий».
Ответ: «Эмбрион».
26. Угадайте термин или понятие по слову или фразе-подсказке, а также по схеме, изображённой на доске.
- о - о - - - - - -
Подсказка: «Ещё не лягушка».
Ответ: «Головастик».
27. Угадайте термин или понятие по слову или фразе-подсказке, а также по схеме, изображённой на доске.
- и - р - - - -
          Подсказка: «Это характерно для морских черепах перед  откладкой яиц».
          Ответ: «Миграция»
28. Ознакомьтесь с приведенным ниже текстом. Объясните, в чем заключается ошибочность некоторых имеющихся в нём  фактов или идей. Выпишите все эти ошибки на  лист бумаги для  их дальнейшего  обсуждения на заседании биологического кружка или на уроке биологии. Внесите необходимые исправления или уточнения.
     «С большим удовольствием прочёл я недавно интересную книгу о земноводных и пресмыкающихся. А потом лег спать. И приснился мне сон про этих животных, в котором правда и вымысел тесно переплелись друг с другом. Настолько, что я уже сам был не способен разобраться в  том, что в этом сне является истинным, а что – ложным. Вот что мне приснилось. Иду по берегу небольшого тропического океанического островка. Вдруг вижу – на небольшом расстоянии от берега огромная морская черепаха  откладывает  яйца, зарывая их в песок под слоем искрящейся воды. А рядом с ней откладывают  икру травяные лягушки. Они ям в песке не роют, поэтому плавающие скопления их икры в виде длинных лент  были заметны мне даже с берега. Вдруг сюжет меняется. Я уже во влажном тропическом лесу.  И, кажется, уже не на острове, а на материке. Рядом со мною  – бесхвостая амфибия листолаз с прилипшим к его мокрой спине головастиком. Вот как это земноводное транспортирует своего потомка! Удивительное зрелище… Снова смена сюжета.  Кажется, я уже в Африке, на берегу реки. Где-то вдали пасутся антилопы – типичные обитатели этого континента. А рядом со мной крупная самка крокодила нежно берёт в свою страшную зубастую пасть очередного собственного детёныша, чтобы перенести его в ближайший водоем. Очень трогательная картина.  И опять смена сюжета, но я нахожусь на том же материке. Совершенно случайно обнаруживаю укрытие, в котором  огромная самка удава лежит, свернувшись кольцами и защищая таким образом кладку своих яиц. Даже во сне я испытал большое уважение к этому очень ответственному пресмыкающемуся. Вдруг какая-то пролетавшая рядом птица громко залаяла, и от неожиданности я проснулся. Оказалось, что лаяла не птица, а моя собака по имени Клякса, которую встревожил какой-то шум в нашем доме.  Вот и закончилось моё путешествие по стране сновидений вместе с так удивившими меня земноводными и пресмыкающимися…»
     В предложенном для обсуждения тексте имеются следующие ошибки и неточности:  черепахи не откладывают яйца, находясь в воде. Травяные лягушки не встречаются на тропических океанических островах,  они не  являются экзотическими животными. Их икра склеивается в ком, а не в ленту ( в отличие  от серой жабы).  В солёной морской воде лягушки находиться не могут. Они размножаются только в  пресных водоемах. Охраняют отложенные яйца не удавы, а питоны. Удавы живородящи.  К тому же,  в природной обстановке в Африке встречаются питоны. Удавы имеют американское происхождение, поэтому в Африке наш герой их увидеть не мог. 
     29. Сочините собственные небольшие тексты об изученных на этом занятии животных и о биологической проблеме, которая обсуждалась на нём.  Включите в них как верную информацию, так и биологические ошибки. Прочитайте эти тексты своим товарищам,  предложите им найти ошибки и внести необходимые исправления.
 
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ  ШКОЛЬНИКАМИ ЗАБОТЫ О ПОТОМСТВЕ У ЗЕМНОВОДНЫХ И ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ

1. Найди в сети Интернет несколько кинофрагментов о размножении земноводных и пресмыкающихся и заботе о потомстве у них.
2. Посмотри эти кинофрагменты. Обрати внимание на неизвестную тебе ранее информацию по данной теме или проблеме.
3. Кратко запиши факты и идеи, которые  вызвали у тебя интерес  и дополнили твои биологические  и (или) экологические знания.
4. По согласованию с учителем подготовь устное или письменное сообщение о том, что тебе удалось выяснить.  Для этого составь план изложения информации в нужной логической последовательности.
5. Не забудь сформулировать выводы или подвести краткие итоги своего маленького исследования.
6. Если задание выполнялось в письменной форме - сдай подготовленный тобой материал учителю биологии (руководителю кружка).
7. Обсуди с учителем возможность своего выступления по данной теме перед другими учащимися на уроке биологии или очередном заседании биологического кружка.
               
                ЛИТЕРАТУРА

1. Акимушкин И.И. Мир животных. Рассказы о змеях,  крокодилах, черепахах, лягушках, рыбах. М.: Молодая гвардия, 1974. 318 с.
2. Арбузова Е.Н., Назарова С.В. Технология игры как условие активизации учебно-познавательной деятельности школьников // Биология в школе. 2020. № 7. С. 14-27.
3. Банников А.Г., Даревский И.С., Рустамов А.К. Земноводные и пресмыкающиеся СССР. М.: Мысль, 1971. 303 с.
4. Жизнь животных. В 7-ми . / Гл. ред. В.Е. Соколов.Т.5. Земноводные и пресмыкающиеся. М.: Просвещение, 1985. 399 с.
5. Безух К.Е., Иванова Н.Л., Авакян А.Э. Освоение биологической терминологии посредством некоторых игровых приемов обучения // Биология в школе. 2022. № 8. С. 18-38.
6. Брем А. Жизнь животных. М.: Эксмо,  2003. 960 с.
7. Брем А. Рыбы и амфибии. М.: Издательство АСТ, 2000. 560 с.
8. Гусев В.Г. Животные у нас дома: Справочное пособие. М.: Экология, 1992. 366 с.
9. Гуржий А.Н. Аквариумные наземные и древесные земноводные. М., 2003. 144 с.
10. Гуржий А.Н. Ваш террариум. М.:  Вече, 2005. 240 с.
11. Гуржий А.Н. Жабы и наземные лягушки. М.: Аквариум-Принт, 2006. 32 с.
12. Жаба-повитуха [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Жаба-повитуха, свободный. (Дата обращения: 15. 06. 2023).
13. Детеныши крокодила: интересные факты [Электронный ресурс].  Режим доступа: Дата обращения: 25. 07. 2023).
14. Забота о потомстве у пресмыкающихся (рептилий) [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://zooeco.com/eco-eto/eco-eto14-15.html, свободный. (Дата обращения: 15. 06. 2023).
15. Животный мир Молдавии. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. – Кишинёв. 1981. 223 с.
16. Кобра. [Электронный ресурс].  Режим доступа: свободный. (Дата обращения: 23. 07. 2023).
17. Кудрявцев С.В. , Фролов В.Е., Королёв А.В. Террариум и его обитатели. М.: Лесная промышленность, 1991. 349 с.
18. МЕГАЭнциклопедия. Животные. Пер. с англ. М.: Эксмо, 2010. 512 с.
19. Нидон К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные: Руководство для натуралиста. М.: Мир, 1991. 263 с.
20. Природа Ленинградской области и ее охрана. Л.: Лениздат, 1983. 277 с.
21. Серовайская Д.Е., Суматохин С.В. Творческие способности: методы и приемы их развития при обучении биологии // Биология в школе. 2021. № 6. С. 18-24.
22. Сосновский И.П. Амфибии и рептилии леса. – М.: Лесная промышленность, 1983. 143 с.
23. Суматохин С.В. Чтение и понимание текста при обучении биологи // Биология в школе. 2012. № 6. С. 54-60. С. 15-23.
24. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии  // Биология в школе.  2012.  № 7. С. 15-23.
25. Суринамская пипа [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Суринамская_пипа,  свободный. (Дата обращения: 15. 06. 2023).
26. Уилсдон К. Большая энциклопедия рептилий. М.: Эксмо, 2020. 272 с.
27. Чегодаев А.Е.  Квакши, жабы, лягушки. М: АКВАРИУМ БУК, 2003. 128 с.


Рецензии
В нарушение всех инструкций, в школьные годы, перевезли мы двух веретениц из Москвы под Новосибирск. Выпустили в сосновом бору и думали, прижились или нет. Вот кто заботился о потомстве, они были живородящие! С улыбкой и дружеским приветом

Юрий Панов 2   25.02.2024 04:43     Заявить о нарушении
Рад весточке от Вас, Юрий! У детей на уроке недавно спросил, почему в Ленинградской области учёные не находят яйца, отложенные веретеницами, а в более южных регионах находят. Были очень забавные ответы. В том числе - про миграции вертениц на юг для размножения, с последующим возвращением обратно... )))
С дружеским приветом и наилучшими пожеланиями, Александр.

Александр Кулев   26.02.2024 02:47   Заявить о нарушении