Об именах. Николай Петрович Каманин
Пять или шесть раз был в Берлине, с десяток раз в Кёльне, много раз в Бонне, ведь там консульство РФ, дважды в Париже, один раз в Риме, во Флоренции и в Венеции. Был в Амстердаме, в Брюгге и Брюсселе, а Дрезден, Лейпциг и Хемниц выпали из моих планов. Вспомнил о Хемнице недавно у открытого книжного шкафа на улицах Дюссельдорфа, где в руки попал альбом с картами и фотографиями Хемница, а ещё ветхие страницы из справочника, где меня удивило, что почётными гражданами Хемница являлись космонавт Валерий Быковский и генерал-полковник авиации Николай Каманин
Почётный гражданин города Хемниц - Ehrenb;rger der Stadt Chemnitz - Николай Петрович Каманин меня заинтересовал особо. Оказывается Карл-Маркс-Штадт - самый пролетарский город Германии в советские времена, его предприятия были связаны с Советским Союзом, здесь часто завершались многочисленные пробеги, проводились фестивали искусств, а песня Оскара Фельцмана «Ландыши» на слова Льва Ошанина в переводе на немецкий стала своеобразным гимном города.
«Лан-ды-ши, лан-ды-ши»… превралились в «Карл-Маркс-Штадт, Карл-Маркс-Штадт»!..
Лучше не придумаешь: и стихотворный размер сохранён, и немецкий колорит налицо, и даже Карл Маркс упоминается — он ведь родом из Германии.
Heute hab ich dir gebracht
Sch;ne Blumen in der Nacht
Keine R;slein legt' ich dir ins Bett
Wei;e Pracht, zarter Strau;
Kam mit Maigl;ckchen ins Haus
Auf dem Kissen lagen sie so nett.
Karl-Marx-Stadt, Karl-Marx-Stadt,
Du bist die Stadt roter Blumen,
Karl-Marx-Stadt, Karl-Marx-Stadt,
Aber ich mag nur wei;.
Keine Schrillheit in der Bl;te
Steigt der Duft uns ins Gem;te
Bringt uns jetzt den Fr;lingszauber
Als ob ein wei;es Lied erklingt
Als dein erster Hochzeitsring
Als ob deine erste Liebe, glaube ich.
Karl-Marx-Stadt, Karl-Marx-Stadt,
Du bist die Stadt roter Blumen,
Karl-Marx-Stadt, Karl-Marx-Stadt,
Aber ich mag nur wei;.
Поэтому совсем не удивительно, что почётными гражданами города стали известные деятели из СССР, связанные с космосом.
Николай Петрович Каманин родился 18 октября 1908 года в городе Меленки Владимирской губернии (ныне Владимирской области) в многодетной семье сапожника, который до революции работал в артели, а в 1917 году отцу поручили заняться уездным отделом продовольственного снабжения. Умер от тифа в 1919. Мать, Стефанида Даниловна (1879—1964) была домохозяйкой, а после смерти мужа работала ткачихой на текстильной фабрике. При советской власти и в годы гражданской войны, разрухи и голода вдова сумела вырастить всех семерых детей и дать всем им хорошее образование.
Николай окончил в 1927 году местную среднюю школу-девятилетку. Сам Каманин в своей повести «Моя биография только начинается» (1934) пишет о том, как в семнадцать лет «исправил ошибку природы», переправив в документах для поступления в лётную школу последнюю цифру года своего рождения с «девятки» на «восьмёрку», приписав себе один год. Во всех документах указано, что он родился в 1908 году, хотя на самом деле он родился 18 октября 1909 года.
Раннее вступление во взрослую жизнь помогла ему стать знаменитым лётчиком, военачальником, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» в 1934 году, оказаться в семёрке первых Героев Советского Союза (20.04.1934), стать организатором и руководителем подготовки первых советских космонавтов (1961—1971), генерал-полковником авиации (25.10.1967).
В Красной Армии служил с июля 1927 года на Дальнем Востоке. Окончил Военно-теоретическую школу ВВС РККА в Ленинграде в 1928 году. В 1929 году окончил 2-ю военную школу лётчиков имени Осоавиахима (г. Борисоглебск), ему было присвоено звание младшего лётчика. С ноября 1929 года служил в 40-й особой авиационной эскадрилье им. Ленина ВВС Особой Краснознамённой Дальневосточной армии на Дальнем Востоке (г. Спасск Дальневосточного края, ныне закрытый аэродром «Хвалынка»), где был младшим лётчиком, старшим лётчиком, командиром звена. В июле 1933 года был назначен командиром отряда 28-й отдельной авиаэскадрильи (ОАЭ), базировавшейся близ озера Ханка в селе Черниговка (станция Мучная Уссурийской железной дороги) ныне Приморского края. В 1932 году вступил в ВКП(б).
Первые герои Советского Союза, лётчики А. В. Ляпидевский, С. А. Леваневский, М.В. Водопьянов, В.С. Молоков, И.В. Доронин, М.Т. Слепнёв, Н.П. Каманин прославились при спасении экипажа и пассажиров парохода «Челюскин».
В феврале 1934 года Н. П. Каманин был назначен командиром смешанного отряда самолётов.
Группа самолётов в сложных метеоусловиях совершила перелёт Олюторка — Ванкарем протяжённостью около 1500 км. В девяти полётах на льдину на двухместном самолёте Р-5 Каманин вывез из ледового лагеря 34 полярника (из 104-х, находившихся в ледовом лагере), приспособив для размещения пассажиров подвешенные под крыльями парашютные ящики. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Н. П. Каманину 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения в 1939 году особого знака отличия Героев Советского Союза ему была вручена медаль «Золотая Звезда» за № 2. Медаль за № 1 вручили Герою Советского Союза лётчику А.В. Ляпидевскому.
В январе 1935 года Каманина направили учиться в Военно-воздушную академию РККА им. проф. Н. Е. Жуковского, которую он окончил с отличием. В декабре 1938 года назначен командиром 19-й легкобомбардировочной авиабригады Харьковского авиагарнизона (102 самолёта).
В 1937 году он был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.
А потом была советско-финская война 1939—1940 годов, Каманин оказался во главе 19-й легкобомбардировочной бригады в составе ВВС 9-й и 15-й армий.
В октябре 1940 года полковника Каманина назначили командиром 3-й отдельной авиабригады ВВС Среднеазиатского военного округа в Ташкенте, одновременно исполнял должность командующего ВВС округа. С марта 1941 — командир 4-й авиационной бригады в том же округе (Ашхабад). Во главе бригады участвовал в Иранской операции в августе 1941 года. После урегулирования положения в Иране в сентябре 1941 года Каманин был назначен заместителем командующего ВВС Среднеазиатского военного округа, а с октября исполнял должность командующего ВВС САВО. Занимался формированием и подготовкой авиационных соединений для фронта.
С июля 1942 года и до окончания Великой Отечественной войны Н.П. Каманин находился на фронте, командовал 292-й штурмовой авиационной дивизией 3-й воздушной армии на Калининском фронте. С февраля 1943 — командир 8-го смешанного авиационного и 5-го штурмового авиационного корпусов (Степной, Воронежский, 1-й Украинский и 2-й Украинский фронты). Внёс весомый вклад в совершенствование тактики боевых действий штурмовиков Ил-2. Соединения под его командованием участвовали в Великолукской, Белгородско-Харьковской, Киевской, Корсунь-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Будапештской и Венской операциях; освобождали от гитлеровских захватчиков Украину, Польшу, Румынию, Венгрию и Чехословакию.
Во время войны ему были присвоены воинские звания генерал-майора авиации (17.03.1943) и генерал-лейтенанта авиации (20.04.1945).
За годы Великой Отечественной войны Н.П. Каманин 29 раз был удостоен персональной благодарности в приказах Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.
Участник Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года (командир сводного батальона лётчиков в составе сводного полка 2-го Украинского фронта).
Кстати, сын Николая Петровича, Аркадий, вместе с отцом также участвовал в боевых действиях в качестве самого молодого лётчика эскадрильи связи.
После войны продолжил командовать 5-м штурмовым авиакорпусом. В июне 1946 года назначен командиром 3-го гвардейского штурмового авиационного корпуса в Южной группе войск. С ноября 1947 года работал в Главном управлении Гражданского воздушного флота заместителем начальника Главного управления по оборонным вопросам. С марта 1948 года был председателем Организационного бюро ДОСААФ, а с июня 1951 года — заместитель председателя ДОСААФ по авиации, с декабря 1955 по февраль 1956 года был заместителем председателя Центрального комитета ДОСААФ.
В 1956 году окончил Высшие академические курсы при Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова.
С января 1957 года — командующий 73-й воздушной армией (Туркестанский военный округ, Ташкент).
В 1958 году по поручению советского правительства оказал помощь королю Афганистана в организации и проведении воздушного парада над Кабулом, в котором участвовало около 100 самолётов 73-й воздушной армии СССР и около 30 самолётов Афганистана.
С апреля 1958 — заместитель начальника Главного штаба ВВС, член редакционной коллегии журнала «Авиация и космонавтика».
С 1960 года Каманин руководил отбором и подготовкой первых советских космонавтов. С января 1961 года осуществлял эту работу официально, находясь в должности начальника отдела по подготовке и обеспечению космических полётов Главного штаба ВВС. В 1966—1971 годах занимал должность помощника Главнокомандующего ВВС по космосу.
В январе 1961 года приказом Главнокомандующего ВВС была сформирована комиссия для приёма выпускных экзаменов у первых шести слушателей-космонавтов, подготовленных в течение девяти месяцев 1960 года в Центре подготовки космонавтов ВВС (ЦПК): генерал-лейтенант авиации Н. П. Каманин (председатель), генерал-майор А. Н. Бабийчук (начальник медицинской службы ВВС), генерал-лейтенант Ю. М. Волынкин (начальник Института авиационной и космической медицины Министерства обороны — ИАКМ), генерал-лейтенант В. Я. Клоков (заместитель начальника ИАКМ по политчасти), полковники медицинской службы В.И. Яздовский (заместитель начальника ИАКМ) и Е.А. Карпов (начальник ЦПК), академик Н.М. Сисакян (Институт биохимии АН СССР), кандидат технических наук К.П. Феоктистов (ОКБ-1), Главный конструктор завода № 918 Госкомитета по авиационной технике (ГКАТ) С.М. Алексеев и заслуженный лётчик-испытатель М. Л. Галлай (Лётно-исследовательский институт — ЛИИ ГКАТ).
17 и 18 января 1961 года в присутствии начальника ЛИИ Н.С. Строева прошли экзамены, все слушатели показали отличные знания. После окончания экзаменов Н.П. Каманин в присутствии членов комиссии объявил экзаменуемым, что комиссия рекомендует следующую очерёдность использования космонавтов в полётах: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович.
В 1961—1962 годах Н.П. Каманин вместе с космонавтами принимал участие в полётах на летающей лаборатории Ту-104А в условиях невесомости.
6 апреля 1961 года С.П. Королёв, М.В. Келдыш и Н.П. Каманин на космодроме Байконур подписали задание космонавту на одновитковый полёт вокруг Земли. Это было первое в истории задание человеку на космический полёт. В нём были указаны цели полёта и действия космонавта при нормальном его ходе, а также в нештатных ситуациях.
8 апреля 1961 года на расширенном заседании Государственной комиссии по пуску космического корабля «Восток», которую возглавлял Председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике К.Н. Руднев, это задание было утверждено.
8 апреля 1961 года на закрытом заседании, где присутствовали только члены Государственной комиссии, Н.П. Каманин от имени ВВС предложил первым кандидатом на полёт считать Юрия Алексеевича Гагарина, а запасным — Германа Степановича Титова. Комиссия согласилась. Также было принято решение о порядке аварийного катапультирования космонавта на старте: до 40-й секунды полёта команду на катапультирование подаёт С.П. Королёв или Н.П. Каманин, а после 40-й секунды космонавт катапультируется автоматически.
9 апреля 1961 года Н.П. Каманин сообщил Ю.А. Гагарину и Г.С. Титову об их ролях в первом полёте.
10 апреля 1961 года в зале монтажного корпуса космодрома Байконур на «торжественном» заседании Государственной комиссии, проводившемся с киносъёмкой, Н.П. Каманин официально представил комиссии и присутствующим (всего в зале было около 70 человек) шесть первых космонавтов, отлично сдавших выпускные государственные экзамены и впервые в нашей стране официально получивших звание пилотов-космонавтов ВВС — Ю.А. Гагарина, Г.С. Титова, Г.Г. Нелюбова, А.Г. Николаева, В.Ф. Быковского, П.Р. Поповича. После этого Каманин сообщил, что по мнению командования ВВС, первым можно утвердить Гагарина, а запасным — Титова. Государственная комиссия единогласно утвердила это назначение.
12 апреля 1961 года в 8 часов утра, за час до прибытия космонавтов, Н.П. Каманин вместе с ведущим инженером корабля О.Г. Ивановским поднялись на лифте к верху ракеты, проверили шифр логического замка, необходимый космонавту для переключения на ручное управление, и удостоверились в нормальной работе замка.
А потом был знаменитый полёт Юрия Алексеевича Гагарина. Я учился тогда в седьмом классе. У нас шёл урок, когда мы услышали голос Юрия Левитана. Почему-то все подумали о войне. Потом открыли двери, а из учительской в коридор выставили и включили на полную мощность радиоприёмник. Директор вёл урок физики у шестиклассников, и они, как нам потом рассказали, упрекнули директора, что школьная радиосеть не работает. Через неделю радиосеть включили, и в перемены звучали самые модные песни.
Весь мир хотел видеть первого космонавта, и Каманин сопровождал Гагарина с 27 апреля по 7 августа 1961 года в первых поездках. Они посетили Чехословакию, Финляндию, Англию, Исландию, Кубу, Бразилию, Канаду и Венгрию.
С 28 ноября по 15 декабря 1961 года вместе с Ю.А. Гагариным совершил поездку в Индию, на Цейлон (ныне Шри-Ланка), в Афганистан, а также в столицу Узбекской ССР Ташкент.
С 30 апреля по 11 мая 1962 года Каманин сопровождал Г.С. Титова в поездке по США, во время которой они посетили Нью-Йорк, Вашингтон, Балтимор, Сан-Франциско и Сиэтл, участвовали в работе научной ассамблеи КОСПАР в Вашингтоне, Всемирной выставки «21 век» в Сиэтле, были приняты исполняющим обязанности Генерального секретаря ООН У Таном в Нью-Йорке.
В июле 1961 года выезжал в Париж на заседание ФАИ, где рассматривались рекорды Гагарина и Шепарда. Дело в том, что через несколько дней после грандиозного полета Юрия Гагарина СМИ США объявили, что уже 5 мая 1961 года гражданин США астронавт, а по сути актёр НАСА Алан Шепард якобы совершил подскок на 187 км на "Меркурии -Редстоуне-3". Скорее всего, подскок был до студий Голливуда, где создали имитацию полёта в космос.
Точно такая же поразительная картина произошла после выхода в открытый космос Алексея Архиповича Леонова 18 марта 1965 года. Уже через несколько декад, 3 июня 1965 года, его подвиг якобы повторил американец Эдвард Хиггинс Уайт. Хотя за такой небольшой промежуток времени после стартов в СССР в НАСА смогли лишь пошить имитаторы тонкого скафандра, похожего на спортивный костюм, да закупить дорогостоящую аппаратуру для голливудских съемок фальшивки с вращающимися декорациями. На 27 января 1967 года было назначено испытание, имитировавшее запуск "Аполлона". В то время на кораблях использовался для дыхания чистый кислород. Но без примесей других газов кислород крайне горюч. Это школьнику известно. Поэтому после ряда экспериментов в НАСА решили пускать его при пониженном давлении — в этом случае он опасности не представлял. Вот и на "Аполлоне" отрабатывалась именно эта схема. Астронавт Эдвард Уайт погиб при пожаре во время испытаний космического корабля «Аполлон-1» вместе со всем экипажем — Вирджилом Гриссомом и Роджером Чаффи, похоронен на кладбище Академии Вест-Пойнт.
Вернёмся к Николаю Петровичу Каманину, он был активным сторонником отправки женщины в космос, по сути он добился космического полёта Валентины Владимировны Терешковой. Свой космический полёт 26-летняя Терешкова совершила в воскресенье 16 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6» в 09:29 утра, он продолжался почти трое суток, приземление — в среду, 19 июня в Алтайском крае в 06:28. Всего Терешкова совершила 49 витков вокруг орбиты. 17 июня Терешкова сфотографировала горизонт Земли. Одновременно на орбите находился космический корабль «Восток-5», пилотируемый космонавтом Валерием Фёдоровичем Быковским. Но как изменился мир. Терешкова сейчас находится под санкциями США и Евросоюза.
25 октября 1967 года Каманину присвоено звание генерал-полковника авиации.
Полёт «Союза-11» в июне 1971 года стал последним для Каманина в должности помощника Главнокомандующего ВВС по космосу, которую он занимал с 1966 года. О том, что он уходит в отставку, было известно ещё до гибели космонавтов, осуществивших первый полёт на орбитальную станцию «Салют-1».
9 июня 1970 года участвовал в шахматной партии «Космос — Земля» — первой в истории шахматной партии, сыгранной между космонавтами в полёте и «представителями Земли». На Земле в паре играли Н.П. Каманин и космонавт В.В. Горбатко, а в космосе — экипаж космического корабля «Союз-9» — А.Г. Николаев и В.И. Севастьянов. Все участники были приняты в почётные члены Центрального шахматного клуба СССР.
С августа 1971 года Каманин — в отставке. Жил в Москве. Умер 12 марта 1982 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Несколько слов о его сыне Аркадии (1928—1947)
Аркадий — самый молодой лётчик Великой Отечественной войны (свой первый самостоятельный вылет на самолёте У-2 он совершил в неполные пятнадцать лет), гвардии старшина, военный лётчик, пилот У-2 эскадрильи связи 5-го гвардейского штурмового авиакорпуса, в 14 лет был награждён орденом Красной Звезды за спасение пилота разбившегося штурмовика Ил-2 на нейтральной полосе. Позднее был удостоен второго ордена Красной Звезды и ордена Красного Знамени. После Великой Отечественной войны продолжил карьеру военного, поступил в 1946 году на подготовительные курсы Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского, которую в своё время окончил его отец. Скоропостижно умер от менингита 13 апреля 1947 года. «И ты увидишь небо» — советский художественный фильм о Великой Отечественной войне, снятый в 1978 году режиссёром Георгием Кузнецовым. Это о нём.
А второй сын Лев (1934—2011) работал в НИИ ВВС, затем преподавателем в ВВИА: сначала на кафедре теории авиадвигателей; после увольнения в запас в звании полковника (1987) — на кафедре инженерной графики, доцент, кандидат технических наук. Окончил ВВИА им. Жуковского (1958). Умер 30 марта 2011 года. Написал краткие воспоминания об отце, подготовил к печати и опубликовал 4 тома дневников Н.П. Каманина («Скрытый космос»).
Свидетельство о публикации №224022601093