Иоганн Ройхлин и каббала

"Каббала" глава 4, Ральстон Скиннер

Гинзбург называет Иоганна Ройхлина «известным схоластом, возродившим восточную литературу в Европе».  Говорят, что Иоганн Вессель, ученик Фомы Кемпийского, направил его на изучение Библии, а также научил его основам иврита.  В 1492 году он дальше учился ивриту у Йекиэля Лоанса, ученого и очень уважаемого еврея, чтобы продолжить изучение в дальнейшем без чьей-либо помощи;  но все же в 1498 году в Риме он ежедневно брал уроки у Авдия Сфорно и Овадии Якобсона, другого ученого еврея.  Его грандиозный труд, «Linguae Hebraicae Rudimenta» , результат многолетнего тяжелого труда, впервые появилась в Пфорцхайме в 1506 году, о котором он говорит: «Труд, до сих пор неслыханной, который стоил мне величайших хлопот, и большой части моего состояния».  Хотя он не был первым грамматиком иврита, потому что Кимчи Михлол уже подготовил ему путь, но благодаря его сочинению (De rudiments hebraicis ) «люди всех стран, и особенно в Германии и Италии, изучали этот язык», и заслуга возрождения еврейской литературы или, вернее, ознакомления с ней, принадлежит Ройхлину.  Бархам говорит: «Величайшая заслуга Ройхлина и никого более заключалась в распространении иврита, сначала путем обучения ему, а затем составления грамматики и словаря иврита. С помощью этого языка он исследовал совершенно новое направление в литературе, особенно в богословии. Поскольку такое исследование было неизвестно в течение почти столетия, его можно было найти только среди евреев, и то весьма редко у отдельных учителей-христиан.  Если затем греческий язык был осужден как ведущий к ереси, то с ивритом было еще хуже; согласно словам любителей тьмы, тот, кто изучал его, обязательно становился евреем».
Он открыл путь и дал средство Лютеру для перевода писаний на народный язык. Но его великое стремление и цель состояли в том, чтобы дать средство для критического осмысления того, какие истинные знания, в действительности, содержались в оригинальном тексте еврейской Библии, поскольку никто не мог без такой помощи понять этого, а церковь, как и прежде, мало заботилась о чем-либо, кроме существовавших тогда преданий. Скорее, любое проявление пробуждающегося любопытства относительно того, чем была или могла быть еврейская Библия, встречалось с неодобрением со стороны этого очень консервативного источника.
Гинзбург и другие рассказывают нам, что уже Раймонд Луллий и Джованни Пика де Мирандола владели ивритом и знали каббалу. Мирандола изучал иврит и каббалистическое богословие у Иоханана Алеманно, который приехал в Италию из Константинополя, и «обнаружил, что в каббале больше христианства, чем иудаизма;  он нашёл в ней доказательства учения о Троице, воплощении, божественности Христа, небесном Иерусалиме, падении ангелов, об ангельских чинах и т. д. и т. д.  Когда ему исполнилось всего 24 года, он опубликовал 900 тезисов, которые были размещены в Риме и которые он обязался защищать в присутствии всех европейских ученых, которых он пригласил в Вечный город, пообещав окупить их путевые расходы.  Среди тезисов есть следующее: «Ни одна наука не дает большего доказательства божественности Христа, чем магия и каббала». 
От Пика де Мирандолы Ройхлин узнал об этой фазе еврейской философии или теософии, представленной школой раввинов, признанных приверженцев еврейских священных писаний. Он не только исследовал каббалу, чтобы удовлетворить свою жажду фактов печатного материала, но по мере исследования стал приверженцем этой системы; «в течение двух лет с начала изучения этого языка он опубликовал (1494г.) De Verbo Mirifico , а затем (1516г.) более зрелый труд De Arte Cabbalistica . И, таким образом, совместные усилия Мирандолы и Ройхлина создали область литературы или каббалу, которая всегда процветала и будет процветать до тех пор, пока будет существовать наша цивилизация. 
Интересно и полезно изложить этот великий факт, что особенно важно и ценно, поскольку знание о каббале появились в литературном мире, как неотъемлемая часть самой Реформации.  Не то чтобы философия каббалы стала добавляться к изучению и развитию еврейской (и, следовательно, христианской) теософии (из-за недостатка знаний о том, чем на самом деле была каббала, такого не могло быть), но она имела право на это. И даже тогда утверждение о том, что она существует как реальный элемент Писания, провозглашалось настолько громко и настойчиво, что, хотя только название её было известно, а не содержание, она с тех пор твердо стояла на своём, готовая подтвердить такие заявления с помощью жизненной силы, истощённой за четыреста лет терпеливого ожидания.  Конечно, даже среди самих евреев была не раскрытая, но ограниченная область еврейской каббалистической литературы, по большей части, как своего рода сакральная тайна, в узких и ограниченных пределах.  Она имела ту же природу с тем, что сегодня называют умозрительной философией вольного масонства, вечным по внешнему виду реальным воплощением окружающей мрачной мглы и умственных туманов, в которых всегда присутствует сомнение, существует ли, в конце концов, в туманной материи самой мглы что-либо, от чего вещество может коагулировать;  или, например, что можно сравнить с городом короля Артура, стоя перед чьими воротами Гарет говорит: «Но эти мои люди - (ваш город так странно движется в тумане) - сомневаются, является ли король вообще королем или он из волшебной страны; и построен ли город с помощью волшебства, волшебными королями и королевами, и есть ли вообще какой-либо город или все это видение».  Необходимо кратко упомянуть эту литературу с ее источниками, чтобы о ней знали, и чтобы заложить основание для изложения реальности каббалы и ее значения. 
На английском языке почти нет сочинений по каббале, кроме эссе Кристиана Д. Гинзбурга, доктора юридических наук, под названием «Каббала, её доктрины, развитие и литература», к которому читатель обращается за расширенным трактатом на тему, о которой доктор Гинзбург говорит: «Система религиозной философии, или вернее, теософии, которая на протяжении многих лет не только оказывала необычайное влияние на умственное развитие столь проницательного народа, как иудеи, но захватила умы некоторых из величайших мыслителей христианского мира в шестнадцатом и семнадцатом веках, и которая привлекла наибольшее внимание, как философов, так и богословов».
Едва ли утверждается, что некоторые понятия, относящиеся к каббале, можно найти в Талмуде, но кроме этого мы имеем: - (1) «Комментарий к  десяти сефирот» р. Азариэля бен Манахем (1160 – 1238гг.), который был учеником Исаака Слепого и учителем прославленного р. Моисея Нахманида, (2) Книгу «Зоар» (Сияния) или Мидраш «Да будет свет», что, как утверждается, была откровением Божьим, переданным через р. Шимона бен Йохая (70-110 гг. н.э.) его избранным ученикам. Эта книга была объявлена наиболее талантливыми критиками псевдографией тринадцатого  века, сочинением Моисея де Леона, который жил в Испании, где она, по признанию его жены и дочери, была после его смерти впервые опубликована и продавалась как произведение р. Шимона бен Йохая. А также (3) Книгу Йецира или Книгу Творения неизвестного века и авторства,  но упоминаемую еще в одиннадцатом веке в книге «Кузари», написанной р. Иегудой а-Леви, в качестве литературного источника для всей системы и всего диапазона обнаруженных сочинений.  Именно из этих источников состоит весь объём литературы по каббале. 
На основании этих источников, а также бесчисленных трактатов и их изложений, история предмета и содержания каббалы может быть изложена следующим образом: сначала она была преподана самим Богом избранной группе ангелов.  После падения ангелы научили её Адама.  От Адама она перешла к Ноаху, а затем к Авраму, другу Божьему, который унес её в Египет.  Моисей, который был научен всей мудрости Египта, был посвящен в неё в земле своего рождения.  Он сокровенно изложил принципы её учений в первых четырех книгах Пятикнижия, но не поместил их во Второзаконии («первое представляет собой «мужчину», а второе «женщину»).  Моисей посвятил семьдесят старейшин, а они передавали священную и тайную доктрину главам (передавая то же самое) церкви Израиля.  Давид и Соломон были адептами в ней.  Никто не осмеливался записать это, прежде благородного Шимона бен Йохая, который действительно жил и учил, как один из самых знаменитых богословов во времена разрушения второго храма;  и его учения, как утверждается, составляют книгу «Зоар», изданную, как уже было сказано, Моисеем де Леоном Валлидолидом в Испании. Но Бен Иохай, или кто бы ни трудился под его именем, хотя он и писал, и публиковал, как уже было сказано, покрывал истинные учения завесами, так что никто, кроме посвященного, или, как говорят, «через дар Божий»  не мог проникнуть за них. Однако эти завесы из слов все еще явно содержали тайное учение для тех, кто мог видеть.  Утверждалось, что каббала, как пояснение к сакральному тексту священного писания, содержала мудрость Божью в каждой части и отделе его творения. Не хватит слов и выражений, чтобы выразить несъедобную награду тому, кто мог быть допущен за завесу, либо через посвящение, либо «через дар Божий», которая состояла в насыщении разными видами наслаждения и в неописуемом блаженстве при совершенном обладании божественными понятиями. 
Более определенно: «Изложение системы рассматривает безличностную первопричину, проявляющуюся в пределах конечного». До того, как она придала какую-либо форму этому миру, до того, как она создала какую-либо форму, она была одна, без формы и сходства с чем-либо еще. Кто же тогда может понять её, какой она была до творения, поскольку она была бесформенной?  Запрещается представлять её в какой-либо форме, подобии или даже в её священном имени, в одной букве или в одной точке, и на это есть слова: «Вы не видели никакого подобия в тот день, когда Господь говорил вам», (Втор.4:15), т. е. вы не видели ничего, что могли бы представить в какой-либо форме или подобии и упоминать (Зоар, 42 б, 43 а, ч. АБ). И это достаточно ясно показывает, что  предполагаемые священные имена Писания не имеют отношения к безличностной первопричине, как к её основным названиям, а скорее к ее творениям… Затем, «творение или вселенная – это просто одеяние Божье, сотканное из собственной субстанции Божества (безличностного проявления в космосе, в формах, выраженных священными именами и т.д.).  Сам, Сокрытый всех Сокрытых, послал десять эманаций (десять сефирот), называемых формой бога, формой небесного человека, но поскольку даже эта светящаяся форма была слишком ослепительной для нашего видения, ей пришлось  принять другую форму или надеть другое одеяние, которое состоит из вселенной. Следовательно, вселенная или видимый мир является дальнейшим распространением божественной субстанции, и называется в каббале «одеянием Божьим». (Зоар I, 2 а) «Вся вселенная, однако, была завершена, но не получила завершающего штриха, пока не был создан человек, являющийся вершиной творения и макрокосмосом, объединяющим в себе всю совокупность существ, «Небесным Адамом»,  т. е. десять сефирот, которые эманировали из высшей изначальной тьмы (безличностной первопричины), сотворили земного Адама» (Зоар, II, 70 б). Это более определенно выражено в другом месте, где говорится: «Иегова (который обозначается буквой йод или «и») сошёл на Синай в огне», словом, обозначающим огонь является  «эш» ;;.  Если буква йод, символ Иеговы, сойдет с середину этого слова, то получится человек «эиш» или «иш», то есть человек на иврите (;;;, человек), таким образом, человек вышел из божественного огня. «Человек – это и смысл, и высшая степень творения, по этой причине  он был сотворен на шестой день.  Как только человек был сотворен, все было завершено, включая и верхний, и нижний мир, потому что всё сущее заключено в человеке.  Он объединяет в себе все формы». (Зоар, III, 48 а) «Но после того, как он создал форму Небесного Человека, он использовал ее как колесницу (меркава) (колеса, круги), на которой спускался, и захотел назваться этой формой, которая является священным именем Иегова» (Зоар, I, 42 б, 43 а, ч. AB).
Следует особо отметить в отношении главного творения каббалы, что «первое проявление было в «десяти сефирот», или так называемых эманациях, из которых вышел «Небесный человек», и смертный или земной человек представлял собой эти десять сефирот. «Нижний мир создан по образцу верхнего мира; все, что существует в верхнем мире, можно найти, как бы в копии, на земле; все – одно целое» (Зоар, I, 20 а).
Таким образом, компас каббалы через Зоар идеализирован в форме человека.  Этот человек представлял собой комбинацию из десяти сефирот, или, как их систематически называют, эманаций, в которых как единица существовал весь космос в своих обособленных деталях;  посредством них любое знание о них, физическое, психическое или духовное, можно получить пассивно или путём действий, и посредством них эти действия, как и все потенции (ангелов или сил) имели свое особое существование.  Эти эманации носили имена таких качеств, как красота, сила, мудрость и т. д. и т. п., причем каждое имя расположено на одной из девяти частей, обозначенных на фигуре человека, и каждая из которых называется сефирой.  Совокупность человека, принятая за единицу и добавленная к девяти, даёт число десять;  и это число выражается буквой йод, о которой уже говорилось.  Эти сефиры по расположению (изображённые в виде кругов) соединены одна с другой, так что одна эманация может перетекать в другую;  одна во все и все в одну. Там или около можно найти 22 буквы алфавита с 10 огласовками;  и они называются «тридцатью двумя путями или каналами мудрости». И так как эти буквы также обозначают числа, то в этом диапазоне есть всевозможные способы выражения словами и числами.  Нужно толковать Ветхий Завет, и особенно Тору, тайным или эзотерическим способом в соответствии с этим утверждением, то есть с помощью числовых значений букв, составляющих слова, с заменой и перестановкой букв, так как это одна из функций эманаций или сефирот, что очень важно для раскрытия божественной мудрости. 
«Книга Йецира» особенно связана с буквами и числами: «Тридцатью двумя путями тайной мудрости, Вечный, Господь Воинств, Бог Израиля, живой Бог, Царь Вселенной, Милосердный и Милостивый  Высший и Возвышенный Бог, пребывающий в вечности, славно и свято имя Его, сотворил мир с помощью чисел, фонетического языка и письменности». 
Комментарий р. Азариэля бен Менахема на десять сефирот, как следует из названия, непосредстаенно связан с «Зоаром». 
Что касается «Книги Йецира», то д-р Гинзбург пишет: «Книга Йецира, которая по утверждению каббалистов является их самым древним документом, на самом деле не имеет ничего общего с основными доктринами каббалы. В ней нет ни слова относительно Эйн Соф (безличностной первопричины), архетипического Человека», и так далее, и так далее.  Но здесь доктор ошибается по следующей причине – слово «сефирот» означает «числа», а десять сефирот означают «десять чисел»;  и в каббалистическом смысле они выражены геометрическими фигурами.  Круг –  это первый ноль, и из этого ноля выявляется прямая вертикальная линия, а именно, диаметр этого круга.  Это – первая единица, а из первой единицы выявляются 2 и 3 и 4 и 5 и 6 и 7 и 8 и 9, - круг или ноль и его диаметр – одно целое, охватывающее всех вместе и образующее десятку или десять чисел, десять сефирот, десять эмананаций, небесного Человека, великого Йа с непроизносимым именем. Следовательно, содержание «Книги Йецира» по сути своей совпадает с содержанием двух других книг; и все они одно целое.
Итак, как сказано, сущностью каббалы является толкование тайного учения Ветхого Завета, и это не только утверждается, но и возникает спор по этому вопросу в следующих установленных терминах: «Если Закон состоял просто из обычных выражений и повествований, например, слов Исава, Агари, Лавана, ослицы Валаама или самого Валаама, то почему его следует называть Законом Истины, совершенным законом, истинным свидетельством Бога? Каждое слово содержит возвышенный источник, каждое повествование указывает не только на конкретный случай, о котором идет речь, но и на обобщающее понятие». (Зоар, III, 149б). «Горе сыну человеческому, который говорит, что Тора (Пятикнижие) содержит общие изречения и обычные повествования… Есть одеяние, которое может видеть каждый, но те, у кого больше понимания, смотрят не на одеяние, а на тело под ним; в то время как мудрейшие, слуги Царя Небесного, те, кто обитают на горе Синай, не смотрят ни на что иное, а только на душу (то есть на тайное учение), которая является корнем всего истинного Закона» (Зоар, III, 152 а).
Итак, странно то, что из цитат, приведённых д-ром Гинзбургом в его эссе, можно почерпнуть ряд данных, с помощью которых можно выстроить философию каббалистического учения, составленную из имен и замечаний о десяти сефирах. «Хитрость этой штуки» становится очевидна по мере её развития, и все же отлично скрыта от неразумного наблюдателя. Другими словами, сам текст смеется над достойным доктором, в то время как он критикует  с очевидной претензией на превосходство и авторитет. То же самое можно найти в тексте «Моралии Плутарха» Ч. У. Кинга и во многих других текстах, где применяется подобный феноменальный способ. Фактически говорится, что каббала раскрывается через «едва уловимые намеки», и хитрость сокрытия – это то, что вызывает восхищение и улыбку. В Зоаре дается описание процесса сообщения информации такими словами: «Мнение о том, что тайны каббалы можно найти в облачении Пятикнижия, еще более систематически изложено в следующей притче: «Подобно как красивая женщина, скрывающаяся в глубине своего дворца при виде друга и любимого, проходящего мимо, открывает потайное окно и показывается ему на одно мгновение, и сразу же скрывается на долгое время, учение открывается только избранному (то есть, тому, кто предан ему телом и душой); и даже ему не всегда одинаково. Сначала как женщина просто манит прохожего рукой, и все, как правило, зависит от того, как он поймет этот нежный намек.  Такое понимание называется ремез. Потом она приближается к нему чуть ближе, шепчет ему несколько слов, но ее формы до сих пор скрыты толстым покрывалом, так что не видно внешности. Это так называемый драш. Затем она заговаривает с ним, ее лицо скрыто тонким покрывалом; это сокровенный язык аггада. После того как он привыкнет к ее обществу, она, наконец, показывает свое лицо и вверяет ему самые сокровенные тайны своего сердца. Это – тайна закона, сод. Тот, кто посвящен в тайны Торы, понимает, что все сокровенные тайны основаны на простом буквальном смысле и находятся в гармонии с ним, и от буквального смысла не должна прейти ни одна йота и ничего нельзя к нему добавлять» (Зоар, II, 99).
Вышеизложенное представляет собой весьма общий набросок истории и содержании «Каббалы». Со стороны человека, который плохо знаком с литературой по этому вопросу, как и автор, (потому что основная часть каббалы хранится на иврите, арамейском или «лишон хахамин», или «раввинском иврите», который требует специальных знаний), было бы глупо предполагать, что он может подвергать критике либо переданную систему каббалы, либо ее авторитет, в отличие от адептов искусных в её изучении или сообразительных, искусных, виртуозных духов, которые занимаются этим предметом, или вкупе с ними. Да ни на минуту не посетит нас такая мысль. Но, возможно, кто-то овладел подлинным способом раскрытия этого вопроса, как системы, так и авторитетных источников, не вдаваясь в спорную область или даже не касаясь её. Вместо того чтобы останавливаться на каббале, раскрываемой или рассматриваемой обычными признанными способами и средствами, и в некоторой степени вышеизложенными, давайте обратим наше внимание на сам священный текст. Если доказать, что в нём изложено то же или подобное эзотерическое учение, что и в письменных сочинениях по каббале, то это сделает ненужным любое прекрасное, серьезное изучение данной литературы;  и нужно будет только установить, что эта литература (Зоар, Комментарий на десять сефирот и Книга Йецира) является абсолютно подлинной, достаточной для демонстрации сходства между сокровенным изучением священного текста и упомянутой литературой со всеми её утверждениями.  Если будет доказано, что священный текст содержит систематическое раскрытие такого эзотерического учения, вопрос будет оставлен в покое;  и в результате мы должны будем признать, что Библия допускает совершенно новое прочтение и отличается от того, что лежит в ней на поверхности или в открытых буквах.  Будет предпринята попытка показать, что это именно так, а решение по этому вопросу, конечно же, остается за читателем.  Такая демонстрация может быть интересна исследователям масонства, поскольку бремя этого тайного учения или каббалы отличается чистотой истина и здравым смыслом, поскольку оно применяет геометрию с характерными числами, астрономию и систему мер, а именно: масонский дюйм, меру в двадцать четыре дюйма (или двойной фут), ярд и милю. Утверждалось, что всё это было божественным откровения или посланием, владея которым и используя его, можно было бы сказать об Авраме: «Да благословит Всевышний Бог Аврама, меру неба и земли!»


Рецензии