Испытание

(Одноактная пьеса)

Действующие лица:
Евстафьевич — пожилой мужчина.
Лариса — женщина средних лет.

Тихий апрельский солнечный день. На лавочке во дворе сидит Евстафьевич в позе «размечтался». Появляется его соседка Лариса с хозяйственной сумкой в руках.

Лариса (приветствует): Евстафьевич! Добрый день!
Евстафьевич (добродушно улыбается): Что добрый, то добрый. Ишь как солнышко (рукой показывает в сторону солнца) ласково пригревает. Одним словом — бла-го-дать.
Лариса (соглашается, кивая головой): Да. Апрель на исходе! Скоро май. Отмечать будем День Победы.
Евстафьевич: Вот-вот. Фильмы хорошие покажут. Про войну. Ещё те, советские. Я с удовольствием посмотрел бы ещё раз «Судьбу человека». В молодости под его впечатлением я геройство проявил.
Лариса (удивлённо): Геройство? Ну, Ефстафьевич! Можете вы заинтересовать. В магазин собралась, но охотно послушаю вашу историю. (Присаживается на скамью). Рассказывайте.
Евстафьевич: Давно это было. Я отслужил в армии, вернулся домой в Днепропетровск. Женился на девушке, которая дождалась меня. Работать устроился механиком путеизмерительного вагона Приднепровской железной дороги. Работали бригадой. В наши обязанности входила проверка технического состояния железнодорожного пути. Вскоре в нашу бригаду устроилась техником и моя жена, Валя. Вместе мы колесили по маршруту в специальном вагоне. В части вагона были спальные купе, кухня, лаборатория, мастерская. Другая часть представляла собой просторный холл. Там находилась аппаратура, что фиксировала состояние железнодорожного полотна на ленту. Техники здесь же, в лаборатории эту ленту расшифровывали. Работал в нашей бригаде Володя. С ним мы были взаимозаменяемы. Это и спасло меня в ситуации, куда я попал не по своей воле.
Лариса: И какая тут связь с фильмом «Судьба человека»?
Евстафьевич: Погоди. Слушай дальше. Стоял конец ноября. Шёл мокрый снег. Порывистый ветер пронизывал насквозь. В эту слякоть поручили нам важное задание. Из Москвы в Крым поездом движется высокое начальство. Необходимо тщательно проверить путь от станции Синельниково до станции Севастополь. В этом ответственном рейсе с нашей бригадой следуют начальники всех участков маршрута. А им не часто выпадает вот так собраться в одной компании. Они расположились в холле и, как принято, сразу же накрыли стол с бутылкой. Для сугреву.
Лариса: Как же без этого?
Евстафьевич: Перед отправлением я тщательно проверял аппаратуру, прикреплённую к днищу вагона. Долго провозился, продрог. Когда поднялся в вагон, всем телом трясся мелкой дрожью. А за столом у начальства как раз разливали согревательный напиток.
Лариса: Вам тоже надо было согреться.
Евстафьевич: Вот. Мне и предложили выпить, чтобы не захворал. Я отказался. Сослался, что на службе, а за столом запротестовали: «Негоже отказываться! От пятидесяти грамм не запьянеешь!» Мужчины собрались сурьёзные. По армейским меркам, по числу людей  в подчинении, это генералы. Не посмел возразить. Остановился у стола. Разливающий взял гранёный стакан с ободком, налил сначала пятьдесят грамм, потом сто. Его сосед по столу пытался остановить, но тот не обращал внимания. Наполнил стакан «по Марусин поясок» (показывает пальцем, будто кружок у стакана) и подал его мне. Все за столом, а их было человек семь, замерли и внимательно уставились на меня. Я почувствовал, что тут какой-то подвох, но не понимал, в чём он…
(Пауза)
Лариса: (заинтересованно): Ну и?
Евстафьевич: Поднёс я стакан к губам и понял (пауза): спирт! Моему самолюбию нанесён удар! Ждут, что я струшу, а они посмеются.
Лариса: Не стали пить?
Евстафьевич: Тут я и вспомнил фильм «Судьба человека».
Лариса (продолжила фразу): Как поступил Сергей Бондарчук в роли солдата Красной Армии Андрея Соколова?
Евстафьевич: Да. У меня тогда в памяти встали кадры, как Соколов, находясь в немецком плену, показал русский характер — выпил поднесённый ему стакан водки и гордо отказался от вражеской закуски. Стакан поднесён мне. «Генералы» так же с интересом смотрят на меня и ждут. Сцена, как в фильме. (Пауза, затем глубокий вздох): Кровь закипела в моём молодом организме. Я, вообще-то, хохол, но думаю по-русски, говорю на русском, так что могу считать себя русским, если не по национальности, то по духу, по сознанию моему.
Лариса: А русский — это и есть состояние духа.
Евстафьевич (жестикулируя рукой): Вот. Мед-лен-но, именно ме-длен-но, потому что спирт надо пить очень медленно, я осушил стакан и победоносно взглянул на наблюдающую компанию. И, как в фильме, теми же словами и интонациями, «генералы» загалдели: «Закусывай! Не стесняйся! Закусывай!» Я подошёл вплотную к столу, отщипнул от скибки хлеба маленький кусочек, макнул его в солонку и отправил в рот. Прожевал и спокойно произнёс (небольшая пауза): «Подло это... Я же мог захлебнуться...». Никто из компании не проронил ни слова. Я окинул взглядом всех и поспешил в своё купе.
Лариса (восторженно): Молодец, Евстафьевич!
Евстафьевич: Чувствовал, что пьянею. С порога крикнул жене: «Валя, неси быстро еду! Зови Володю!» «Да что случилось?» «Не спрашивай!». Валя принесла ещё дымящийся суп. Я накинулся на него в ожидании сменщика. Есть русская поговорка: «Умри, но сделай!». Я был на вахте и не мог себе позволить отключиться, не передав Володе дела по всем правилам. И только выполнив долг, свалился и уснул как убитый. Проспал я часов пять. Встал бодрым, поблагодарил Володю за подмену и заступил на вахту.
(Пауза).
Лариса (уважительно): Евстафьевич! Вот на вид вы тихий, спокойный. А небольшая история из вашей жизни показала, что вы, человек русского духа. (Встаёт, прохаживается) А в чём суть русского по духу характера? Да в том, что когда приходят испытания, пусть доже в малом, просыпается в человеке чувство собственного достоинства. Поднимается великая сила — внутренняя красота — и побуждает к благородным действиям. А это и делает человека
не-по-бе-ди-мым.
(Занавес).


Рецензии
Доброго дня, Галина! Пьеска - супер!
Действительно подвиг, хоть и среди своих. Он же сказал:
"Подло это... Я же мог захлебнуться..." Правильно высказался.
А я читал и вспомнил случай из жизни шахтёров Кузбасса. У начальника шахты всегда стоял графин со спиртом. Кому надо, тот об этом знал. А вот появился новичок из числа дипломников техникума. Как будущий руководитель он тоже был приглашен на совещание у начальника. Было жарко, он подошел, налил себе полный стакан и начал пить. Он понял, что это спирт! Но... Тут же вышестоящее руководство! Начальнику за содержание графина может влететь! Поэтому, спасая престиж старшего, он выпил спирт, потом медленно вышел из кабинета, не дыша всё время,
а уж потом пустился бегом к бачку с водой!
А за спиной у него у всех улыбки во весь рот и слова начальника:
"Настоящий шахтёр! Такой не подведёт!"
Читал Ваш текст и писал свой с огромным удовольствием!
Всего Вам доброго!
Василий.

Василий Храмцов   26.02.2024 17:48     Заявить о нарушении
Спасибо. Сначала я остановилась на эпизоде с выпивкой, потом решила, что этого мало для геройства. Соколов в фильме отказался от закуски, но принёс её в камеру для ребят. Я продолжила свою пьесу русской поговоркой: "Умри, но сделай". Это тоже геройство. Сейчас в зоне СВО раненый не может бросить выполнять долг. Столько примеров! И мой герой был на вахте и не мог себе позволить отключиться, не передав дела сменщику по всей форме.
С уважением Галина.

Галина Дейнега   26.02.2024 18:26   Заявить о нарушении