Паньшино Радищевский Край

ПАНЬШИНО


Расположено на берегу реки Волги в 39 км к востоку от районного центра. Село окружено с трёх сторон горами. Средняя высота над уровнем моря Белых гор составляет 265 м. Самая высокая точка Белых гор - Форос (267 м). Местное население называет Форос Булановой горой. Более древнее название – Казацкая гора. Чёрные горы (местное название – Малиновы горы) в среднем имеют высоту 151 м над уровнем моря. Коренные жители объясняют название гор тем, что они покрыты хорошей «чёрной» землёй. Cело Паньшино – старейший населённый пункт в Радищевском крае. Оно никогда не было владельческим. В августе 1636г. знаменитый путешественник Олеарий Адам пишет:
«… поздним вечером прибыли к Казацкой горе, где и остановились. Казацкая гора совершенно голая, на ней нет даже кустарников, и тянется она на 60 вёрст. Название получила от донских казаков, которых прежде было здесь великое множество; они нападали на проходящие мимо суда и грабили их. Но после того как против них были высланы из Самары стрельцы, которые перебили из них несколько сотен, они появляются там уже не так часто… 29 числа миновали мы в конце Казацкой горы речку Паньщину». «Появляются там», - пишет знаменитый путешественник. Часть донских казаков, после того как их разбили стрельцы, ос- тались на Волге навсегда.


Одно из сёл, которое они основали, было Паньшино. Название села вторично: по реке, на которой оно расположено (у Олеария записано название реки с буквой
«щ»).
История села Паньшино тесно связана с историей приказа Казанского дворца (1570–1708), который был создан с целью управления на востоке и юге вновь присоединенными к России, значительно удаленными от центра российского государства (Москвы) землями, а также для их защиты. Приказ Казанского дворца осуществлял административно-судебное и финансовое управление территориями главным образом на юго-востоке России: Мещёрой и Нижегородским уездом (до 1587 г.), Казанью со Средним и Нижним Поволжьем и Башкирией (со времени при- соединения и до начала XVIII века), городами бывшего Астраханского ханства (в XVII веке были в ведении Посольского приказа), Урала и Сибири (с 1599г. по 1637 г.). С момента образования Сибирского приказа до 1663 г. коллегии приказа Казанского дворца и Сибирского приказа возглавляло одно лицо. В конце XVI – начале XVII вв. ведал некоторыми районами Севера Евро- пейской части России. Приказ Казанского дворца контролировал местную администрацию, руководил составлением ясачных ок- ладных книг и сбором натурального ясака с нерусского населения (который, как правило, доставлялся в Москву, в отличие от де- нежных доходов, расходовавшихся на местах). Следует отметить, что до 1708 г. земли, полученные служилыми людьми и помещиками в наших краях, также проходили через приказы Казанского дворца. Из рукописи одного из первых исследователей Сызранского края Н.В. Гурьева, хранящейся в Сызранском краеведческом музее, населённый пункт Паньшино возник около 1687 г. после основания Кашпирской крепости, под защитой которой паньшинцы стали чувствовать себя в безопасности. Документы, приведенные в книге И.М. Покровского «Казанский архиерейский дворец», подтверждают данное предположение. Кашпирский монастырь – мужской монастырь Русской православной церкви, действовавший с 1687 г. по 1764 г. в городке Кашпир (ныне в составе Сызрани). Сначала он был создан в 1685 г. в Сызрани как Вознесенский монастырь, но спустя два года был перенесён в Кашпир и стал называться Кашпирский Вознесенский мужской монастырь. Данные из книги И.М. Покровского
«Казанский архиерейский дом» (1904–1906)», опубликованной в приложении к «Православному собеседнику» Вознесенский мо- настырь стал домовым монастырем Казанского дворца в 1695 г

«… вместе с братиею, вотчинными крестьянами и бобылями».
Крестьянам села Паньшино в подчинении Казанского дворца жилось значительно легче, чем крепостным Радищевского края. По приведенным документам паньшинцев крепостными крестьянами никогда не называли. В приведенных в книге документах есть строки о жизни паньшинцев (паншинцев) в 1763 г.: «… все крестьяне, живущие на домовой земле, прежде всего обязывались пахать казенную землю и убирать покосы». «С. Паншино- Архангельское на 316 ревизских душ владело 948 дес., в то время как казенной земли было только 30 десятин. Поэтому паншинцы из своей крестьянской земли на архиерейский дом пахали еще 30 десятин, а всего 60 десятин. Исключительность положения с. Паншина можно объяснять отдаленностью от Казани – 330 верст и близостью к городу Сызрани – 30 верст, где у Казанского архиерейского дома был домовый Вознесенский монастырь, а при нем мельница. В монастырь и на мельницу требовался хлеб. Что- бы не возить его из домовых вотчин за сотни верст, весь хлеб ту- да доставлялся из с. Паншина. Зато паншинские крестьяне не платили никаких денежных оброков, даже за столовые припасы, кроме натуральной повинности, заключавшейся в ежегодной даче 20 уток, 20 индюков и 10 гусей».
 Паньшинские крестьяне, как и другие домовые крестьяне, значительно меньше подвергались эксплуатации и даже имели право на своих землях разводить са- ды, «иметь свои промыслы». Некоторые крестьяне отказались от своей земли в пользу односельчан и обрабатывали только «казенные пожни». Близость города и монастыря способствовала развитию ремесел. Из воспоминаний старожилов: "Казаки не занимались земледелием. Они ловили рыбу, торговали, развели сады. Позднее стали заниматься виноделием. Паньшино издавна было поделено на две части: Верхний и Нижний конец. На Верхнем конце жили казаки, ближе к Волге – земледельцы и рыбаки. Жи- ли мирно, казаки побогаче, крестьяне беднее".

Некоторые пояснения. Под столовыми припасами понимали поставляемые домовыми крестьянами продукты, предназначавшиеся для нужд самого Казанского дворца. К таким домовым крестьянам относились и паньшинцы. В 1763 г. Кашпирского Вознесенского монастыря уже не было (вместо него стал Кашпирский Благовещенский), и Паньшино стало относиться к домо- вому Сызранскому Вознесенскому мужскому монастырю, который начал восстанавливаться с 1691 г. Кашпирский воевода Семён Константинович Дмитриев не смирился с тем, что с окончанием восстановления Сызранского Вознесенского монастыря Кашпирский монастырь перестал существовать. В 1711 г. он на месте заброшенного Кашпирского монастыря построил деревянную Благовещенскую церковь. В 1712 г. при церкви был создан новый мужской монастырь, который стал называться Кашпирский Благовещенский монастырь. Являлся ли Кашпирский Благовещенский монастырь также домовым монастырем Казанского дворца, неизвестно.
 Возможен отрицательный ответ и вот почему. В селе Паньшино (Паншино) было немало беглых крепостных, которых с каждым годом становилось все больше: "В этих захолустных вотчинах скопился беглый сброд". Если их владельцам удавалось доказать, что кто-то из паньшинцев - их беглые крепостные, у Казанского дворца возникали судебные тяжбы, в результате чего Казанский дворец решил отказаться от двух сел, в том числе Паньшина, сославшись на их удаленность от Казани Сенат дал на это согласие, но Священный Синод не согласился с решением Сената, и Паньшино благополучно «дожило» до 1764 г.
 Подтверждением служат более поздние списки домовых вотчинных сел Казанского дворца, в которых есть и село Паньшино (Паншино). Интересно, что в этих списках о принадлежности се- ла записано, что Паньшино принадлежит Кашпирскому Вознесенскому монастырю даже в 1731 г. К тому же всеми отмечается, что Казанский дворец в дела Кашпирского монастыря никогда не вмешивался, а Сызранский Вознесенский монастырь более-менее регулярно контролировал. Просмотренные документы разобраться в данном противоречии не позволяют. Может, Казанский дворец игнорировал село Паньшино и Кашпирский Благовещенский монастырь, которые из-за "беглого сброда" принесли ему много неприятностей, из-за которых Казанский дворец потерял большую сумму денег. Справедливости ради следует добавить, что Кашпирский монастырь о беглых крепостных в Казанский дворец или владельцам беглых крестьян не сообщал.
Такие факты в сохранившихся документах не зафиксированы. После 1764 г. пань- шинцы стали государственными (удельными) крестьянами и ос- тавались ими до 1917 г. Еще одна интересная деталь. Из записи 1763 г. мы видим, что Паньшино – село, которое имеет уже двойное название: Паньшино-Архангельское, что свидетельствует о наличии в селе православной церкви. Церковь, следовательно, была построена не позднее 1753 г., т. е. раньше, чем предполагали радищевские краеведы. Кстати, предположения эти были основаны на архивных церковных документах. По более современным документам первая церковь была деревянная, однопрестольная, в 1887 г. она сгорела. В 1887 же году в Паньшине был построен новый храм на средства прихожан. Он также был деревянный, однопрестольный, освящён был как и сгоревший во имя Архистратига Божия Михаила. Выписка из «Статистического описания соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года» (Симбирск, 1903 год): «Храм каменный, теплый, построен в 1887 году прихожанами, освящен в 1888 году. Престол в нем во имя Архистратига Божия Михаила. Церковной земли: 33 десятины пахотной и 6 десятин сенокосной. Причт состоит из священника, дьякона и псаломщика. Дома у причта общественные на общественной земле.
Прихожане: в селе Паньшино (население - русские; молитвенный дом; волостное правление) в 410 дворах 1639 мужчин и 1691 женщина; сверх того раскольников беспоповцев австрийского толка, перекрещенцев, иудействующих и Спасова согласия, не- приемлющих водного крещения, в 58 дворах 232 мужчин и 247 женщин. В селе две земские школы открыты: одна в 1876, а дру- гая в 1898 году.

 Ближайшие села: Кашпирский Благовещенский монастырь (построен в 1662 году) в 6 верстах и Вязовка в 8 вер- стах. Расстояние от Симбирска 159 вёрст, от Сызрани - 26 вёрст. Почтовый адрес: город Сызрань». В 1913 г. в русском селе Паньшино было 975 дворов, 4500 жителей. Михайло- Архангельская церковь, часовня, молитвенный дом, 2 школы, волостное правление, приёмный покой, почтовое отделение, при- стань. В книге И.М. Покровского используются самые ранние документы, отражающие деятельность приказа Казанского дворца (центр находился в Москве). По древним документам вместе с автором книги уточняем год основания Кашпирского Благовещенского монастыря (1687) и дату построения первой церкви в Паньшине – около 1753 г.
Кроме того, даже в самых древних документах Паньшино называют сельцо, т. е. в нем имеется часовня.
Исследователь истории заселения села Паньшино Нина Пет- ровна Сокольская предполагает, что основная часть первых поселенцев пришла на данную территорию из Нижнего Новгорода.
 
Согласно сохранившимся архивным документам 11 июня 1722 г. кратковременную остановку в Кашпирской крепости (проехав мимо Сызрани) сделал Петр Великий, который вместе со своей женой Екатериной отправился тогда в Персидский поход. Это было, кстати, второе его посещение наших мест. Впервые мимо Кашпира (мимо Паньшина) император проплыл 30 мая 1695 г., отправившись в поход на Азов.
 По записям в клировых книгах (ГАУО) 1858 г. в селе Паньшино еще значатся 12 домов бывших военных - потомков служилых людей, переселившихся из Казанского дворца или его пригородов для защиты г. Сызрань. В этих 12 домах проживали 50 мужчин и 87 женщин. Удельных крестьян в 266 дворах – 1075 мужчин и 1116 женщин. Раскольников – 1 мужчина. Итого дворов 280, в них проживали 2329 человек.

Источник информации: Списки населённых мест Российской империи, составленные и изданные Центральным статистическим комитетом министерства внутренних дел, Симбирская губерния, Санкт-Петербург. Сравним эти данные со списком населенных мест за 1863 г. На странице 74 есть запись: всего в селе Паньшино было уже 434 двора, в них проживали мужчин – 1241, женщин
– 1298.
По документам отмечаем заметное увеличение количества жителей в селе после отмены крепостного права. Из приведен- ной записи за 1900 г. видно: монастыря давно уже нет, а село с таким же названием еще очень долго существовало. Жить в Паньшине означало навсегда освободиться от гнёта помещиков. Село Паньшино славилось своей пристанью (с древних времён до 1960-го г.). В книге «Пристани на Волге» (Материалы для гео- графии и статистики России. Симбирская губерния. Часть 2. Ли- пинский, Санкт-Петербург, 1868 год) говорится, что пристань в селе Паньшино работает успешно и пользуется популярностью у купцов, а также владельцев пароходов.
 Согласно исследованиям Н.П. Сокольской, в период с 1870 по 1905 г. рождаемость в селе заметно превышала смертность. Здесь, возле великой реки не так губительно проявлялись засухи и быстрее ликвидировались по- следствия эпидемий, так как рядом находился большой город и раньше, чем в большинстве других населенных пунктах Радищевского края появился врачебный пункт и затем больница. Наименьшее количество свадеб было в 1870 году (13), наибольшее – в 1904 (68). Мальчиков в тот период рождалось больше, чем девочек (99 и 83 в 1896). Рождаемость была очень высокая. Например, в 1896 г. родились 182 ребёнка.



Население нашего древнейшего села в настоящее время с ка- ждым годом становится все меньше, а само село превращается в дачный поселок г. Сызрань. В окрестностях села обнаружено большое месторождение песчано-гравийной смеси и строитель- ного песка «Паньшинская Воложка». Первые геологоразведочные работы на участке были проведены в 1959 г. Ульяновским Гипроводхозом. Детальная разведка проведена в 1980 г. Ульяновской геологопоисковой партией. Запасы песка составляют около
 
4 миллионов кубометров. Интересно, что первая бесплатная библиотека-читальня в селе была открыта одной из первых в Радищевском крае: 27 октября 1897 г. Первым библиотекарем был назначен сельский учитель Киприан Гордеевич Драгунов по совместительству (за дополнительную плату).
Именно паньшинские крестьяне в 1908 году станут первыми поселенцами 39 и 40 оброчных статей Софьинского имения Земельного Банка, на месте которых образуется село Калиновка.

По материалам М. А. Качалиной, И. В. Седова, Н. П. Сокольской


Рецензии