Программа развития Буркина Фасо
Марк Антоний
ЗАДАЧА.
Восстановить и развить экономические и политические связи России или Франции с Буркина Фасо, с этой целью предлагается создать и исполнить Программу «Социально-экономического развития Буркина Фасо». Программа делается для Национального лидера Ибрагима Траоре для предложения её народу. Программа должна содержать вдохновляющий, понятный простым людям, реально достижимый Образ будущего страны. Первая цель Траоре: получить особые полномочия, ресурс времени и народного доверия.
Срок исполнения Программы 25 лет. Цели: рост ВВП по номиналу с 23,3 до 300 млрд. $, средний годовой темп роста 7% (Эфиопия), душевого ВВП с 900 $ до 10 тыс. $ (Турция), при сокращении темпов роста населения с 2,6 до 0,5% (Турция) и неравенства по доходам, коэффициента Джини снижается с 35 до 30 (Швеция).
ПОЧЕМУ ЗАДАЧА МОЖЕТ БЫТЬ ВЫПОЛНЕНА.
1.В стране совсем недавно, осенью 2022 года, к власти пришёл молодой харизматичный амбициозный национальный лидер Ибрагим Траоре, которому для удержания власти необходимо предъявить народу вдохновляющий Образ будущего. Наилучшая форма Образа будущего реалистичная, доступная народному пониманию Программы социально-экономической развития страны.
2.Буркина Фасо нищая страна обремененная проблемами, которые требуют безотлагательно непростых кардинальных решений. При этом у страны есть достаточно ресурсов и выгодное географическое положение, что бы стать процветающей.
3.Буркина Фасо не является предметом острого международного соперничества, так как страна не имеет особо привлекательных месторождений полезных ископаемых и стратегически важного географического положения. Есть месторождения золота, но они в течение ближайших 10-ти лет будут исчерпаны.
4.1.Если инициатор Проекта Франция, то у Буркина Фасо исторически сложились весьма тесные отношения с Францией. Африка очень важна для экономики Франции, но она её теряет. Сохранить Африку возможно предложив странам Африки реалистичную «Программу процветания». Франция может сделать ставку на Ибрагима Траоре, предложить Буркина Фасо «Программу процветания». Вернув свое влияние в Буркина Фасо, Франция вернет свое влияние в Мали и Нигере. Программа даст французским компаниям огромные выгодные долгосрочные контракты.
4.2.Если инициатор Проекта Россия, то важен фактор стремления России вос-становления прежних утраченных позиций в Африке с опорой на положительное советское прошлое и особые отношения, которые складываются у Траоре и Путина.
5.У Буркина Фасо есть история попытки создания социального государства и идеал национального лидера (Томом Санкара), которая прочно уложилась в общественном сознании.
6.У Буркина Фасо пока нет неразрешимых проблем, таких как перенаселение, между-народная изоляция, внутренние этнические конфликты, территориальные споры с соседями, дефицит критически важных природных ресурсов.
8.Предыдущие Национальные планы экономического и социального развития на 2016-2020 г. (PNDES-I) и 2021-2025 г. (PNDES-II) были крайне неконкретными чисто декларативными, они не могли стать реально исполнимой Программой развития страны, вдохновить народ, поддержать власть, привлечь капиталы.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПРОГРАММЫ
Что бы Программа была реализована, она должна быть:
Первое, составлена из технически обоснованных, экономически эффективных проектов.
---------
Второе, исполняться посредством четко определенного ответственного полномочного механизма.
---------
Третье, использовать реально действующие рыночные источники финансирования.
---------
Четвертое.
----------
Для создания необходимого исполнительного механизма и получения доступа к финансированию Стране требуется иметь соответствующую политическую и правовую систему. Эти системы определяются социальной организацией общества, а она в свою очередь культурной, верой и идеологией.
Т.о. Программу надо строить, смотрите схему, на материальном базисе проектов, понимая и учитывая реальности социальной среды. Социальную среду можно гармонично трансформировать под задачи Программы используя Образ будущего (результат исполнения Программы), соответствующий внутренним запросам и интересам семей, кланов и племен. Процесс трансформации нужно институционализировать в форме Общественного договора, заключенного через референдум после всенародного обсуждения Программы.
1.Программа делается в формате Государственного плана понятного, максимально предметного, реалистичного, детально обоснованного и обязательного в исполнении. Программа содержит четко определенные источники финансирования и организационный план исполнительно-контрольного механизма.
2.Программа должна пройти всенародное обсуждение и быть принята на референдуме.
«Идеи становятся силой, когда они овладевают массами»
В.И. Ленин
На всенародное обсуждение выносится понятное простому человеку краткое описание Программы, плюс для каждого региона на обсуждение выносится конкретные локальные проекты и подпрограммы, в которых каждая семья, клан и племя должны увидеть себя свой конкретный материальный интерес.
В Программы так же содержатся условия её исполнения, которые должны выполнить общество на национальном и местном племенном уровне. По сути, Программа это ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР, заключаемый обществом и государством посредством референдума.
Сам процесс всенародного обсуждения укрепит власть Национального лидера, сплотит нацию, создаст положительные ожидания и, следовательно, кардинально улучшит инвестиционный климат.
3.В программе чётко определяется идеология государства: панафриканизм и исламский социализм.
Для того что бы экономика развивались гармонично она должна быть основана на идеологии, которая в свою очередь должна иметь глубокие корни в национальном сознании, единодушно восприниматься как справедливая, быть основой правовой системы. Максима «Богу - Богово, а кесарю - кесарево» на этапе трансформации страны не подходит.
Буркина Фасо строится ка Социальное государство на основе норм ислама, этики родовой племенной чести и ответственности, последовательного создания национальной идентичности. Ислам создавался Пророком как государственная идеология. Что получилось у Мухаммеда, может получиться и у Траоре, «ин ша Алла». Главный мотив ислама: равенство и братство всех мусульман независимо от их племенной или национальной принадлежности и социального статуса.
4.Создается исламская планово-директивная экономика с элементами рыночной экономики.
1)Экономика Страны основывается на приоритете государственной собственности и предпринимательства, развития мелких семейных предприятий и очень ВАЖНО(!) кооперации семейных предприятий.
2)Вводится государственная монополия внешней торговли, она прежде всего необходима для защиты развивающейся экономики.
3)В рамках исполнения Программы семейным фермам и предприятиям государство в лице Национальная корпорация развития создаёт и передает в лизинг или аренду производственные активы. Т.о. реализуется принцип: централизованного планового создания активов при децентрализованном конкурентном ответственном пользовании.
4)Государство централизованно планово организует профессиональное образование. Актив передается пользователю только при условии наличия необходимых необходимых навыков и знаний.
5)Крупные производственные предприятия и дорогостоящие активы передаются в ответственное управление кланов.
6)Если пользователь не справился, активы отбираются и передаются другому пользователю. За активы отвечает клан как поручитель, а перед кланом конкретный пользователь.
7)Контроль за пользованием осуществляет Национальная корпорация развития и ожидающий пользователь. Т.к. активов будет меньше желающих ими пользоваться, то возникнет здоровая конкуренция. Она приведет к эффективному пользованию, ответственности и справедливому распределению.
5.ПРОГРАММА ИМЕЕТ 6 ГЛАВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ
Все приоритеты взаимосвязаны и составляют единую систему.
1)Особо важный приоритет, с него нужно начать (первые советские
пятилетка): создание базовых отраслей промышленности для обеспечения исполнения Программы оборудованием и материалами. В этом случаи большая часть инвестиций останется в Стране, будет быстро получен положительный экономический результат, который привлечёт инвесторов.
2)Развитие человеческого капитала.
3)Развитие АПК, пищевой и легкой промышленности.
4)Развитие солнечной энергетики как системно связанного комплекса отраслей.
5)Создание отраслей экономики и институциональных условий, наилучших для создания полной занятости.
6)Создание «зеленой» экономики устойчивого развития. Страна выходит на рынки углеродных квот. Тут у Франции перед Россией есть фора!
Более подробно приоритеты раскрыты в Приложении.
6.Для исполнения программы создается Национальная корпорация развития. Она исполняет функцию единого генерального заказчика при создании активов предусмотренных Программой, владеет этими активами, передает их лизинг, аренду, управление, контролирует пользование, а так же Корпорация привлекает финансирование и поддерживает котировки государственных облигаций Буркина Фасо.
7.Источники финансирования Программы.
ПРОГРАММА ИСПОЛНЯЕТСЯ В 5 ЭТАПОВ
1)Создание Замысла программы для предложения Национальному лидеру, корпорациям и институтам развития.
Этот этап не требует больших затрат. Самый лучший способ получения финансирования этапа это Краудфантинг среди граждан Буркина Фасо, для этого в Буркина Фасо создается Стартап. Если Краудфантинг состоялся, значит, Программа нужна! Финансирование Краудфантинга может быть дополнено средствами грантов институтов развития и правительства России или Франции.
Принципиально важно! Через механизм Краудфантинга формируется творческая команда Программы, продвигается идея создания Программы, обсуждаются её основные компоненты, а так же привлекается внимание Правительства,корпораций и общества.
2)Создание Программы, в том числе её всенародное обсуждение.
Этот и последующий этап финансируется за счет корпораций заинтересованных в исполнении Программы, за финансирование они получают особые пава как её участники. В первую очередь к финансированию разработки программы надо привлечь золотодобывающие компании.
Программа, профинансированная корпорациями, будет реально исполнена, т.к. плохую нереалистичную программу деловые люди отвергнут.
3)Принятие Программы и создание исполнительного механизма. Проведение референдума, наделения Национального лидера полномочиями, создание правовой базы и исполнительного механизма Программы.
4)Запуск Стартовых проектов Программы.
Финансируется за счет средств полученных от размещения государственных исламских зеленых облигаций под субсидиарные гарантии компаний, добывающих золото в Буркина Фасо.
Достаточен объем дебютного выпуска облигаций 200 млн. $. Субсидиарная гарантия по облигациям вполне приемлема нагрузка для золотодобывающих компаний, т.к. она не превышает 10% стоимости добытого ими за год золота и не приводит к дополнительным расходам. За такую гарантию на срок гарантии государство обязуется не менять условия лицензий добывающих компаний.
Финансируя Программу, золотодобытчики понимают: исполнение Программы создает в Стране более комфортные для них условия ведения бизнеса.
5)Исполнение Программы. Финансируется за счет размещение государственных исламских зеленых облигаций выпускаемых под обеспечение созданных по Программе активов и прибыли от этих активов, а так же выручки от реализации углеродных квот.
Облигации продаются на фондовом рынке. Размещению способствует успешность дебютного выпуска и высокая ликвидность облигаций. Ликвидность обеспечивается благодаря размещению в облигациях свободные средств Национальной корпорации развития, а так же средств, полученных от продажи углеродных квот, лицензий на пользование природными ресурсами и средств фонда социального страхования.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ПРОГРАММЫ
1-ый ПРИОРИТЕТ:
Создание базовых отраслей промышленности
-----------------------------------------
При реализации Программы должны максимально использоваться отечественные машины, оборудование и материалы. Для этого на начальном этапе исполнения Программы создаются предприятия производящие машины и оборудование для солнечной, ветровой и водородной энергетики, сельского хозяйства, строительства, легкой и пищевой промышленности, а так же предприятия производящие удобрения, цемент и др. строительные материалы, металлопрокат, полимеры и продукты нефтехимии.
Рынок Буркина Фасо достаточно емкий чтобы сделать все эти производства рентабель-ными. Предприятия базовых отраслей проектируются так, что бы удовлетворить потребность отечественного рынка и поставлять значительную часть продукции на экспорт в первую очередь в соседние страны.
Создание базовых отраслей осуществляется через: долгосрочные контракты с крупными Российскими или Французскими индустриальными компаниями, которые строят в стра-не заводы, получая гарантированные заказы на поставку продукции этих предприятий. Генеральным заказчиком в этих контрактах выступает Национальная корпорация развития.
2-ой ПРИОРИТЕТ:
Развитие человеческого капитала.
--------------------------------
1)Обучение рабочих и специалистов для предприятий и ферм, создаваемых в рамках Программы.
2)Стажировка специалистов и рабочих в России или во Франции.
Выполнение Программы невозможно без наличия высокой производственной культуры, квалифицированных рабочих и специалистов. Обучение производится в Буркина Фасо. На стажировку, работу, на строго ограниченный срок едут уже обученные рабочие и специалисты.
Через стажировку происходит получение знаний, навыков, опыта и главное усвоение производственной культуры. В России и Франции есть острый дефицит квалифицированных рабочих в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Здесь у России есть фора перед Францией, нехватка рабочих в России острее. Но есть и существенный недостаток, это языковый барьер.
Благодаря стажировкам Буркина Фасо получит средства на развитие. Они будут удерживаться с оплаты труда рабочих, работающих (стажирующихся) за границей в форме налога на доходы физических лиц и взносов на социальное страхование. Такое удержание справедливое и не обременительное. За это условие принимающей стране гарантируется выезд рабочих по завершению трудового договора.
3-ий ПРИОРИТЕТ:
Развитие АПК, пищевой и легкой промышленности.
----------------------------------------------
1)Увеличение площади и качества сельхозугодий, эффективности растениеводства, посредством мелиорации, создания плодородной почвы и орошения, максимально полного использование водных ресурсов.
Очень важно(!) Страна имеет достаточно водных ресурсов, как в форме осадков, так и подземных вод.
2)Развитие животноводства, аквакультуры, легкой и пищевой промышленности.
Создается индустрия производства конечных потребительских товаров с максимальной прибавочной стоимостью. Например, производство швейных изделий, обуви, фасован-ных продуктов питания. Вводятся запретительные пошлины на экспорт зерна, хлопка, кожи и не расфасованных продуктов питания.
3)Экспорт продукции АПК, легкой и пищевой промышленности. Есть огромный рынок соседних стран, прежде всего Нигерии.
4-ый ПРИОРИТЕТ:
Солнечная энергетика как системно связанного комплекса отраслей
Комплекс отраслей включает:
1)Солнечные электростанции и единая национальная энергосистема.
2)Предприятия крупные потребители электроэнергии: производство водорода, аммиака и электрометаллургия, а так же предприятия потребители водорода и аммиака: металлургия и производство минеральных удобрений.
3)Предприятия производители всего комплекса оборудования для солнечной и ветровой энергетики и электрохимии.
4)Инфраструктура экспорта продукции предприятий перечисленных выше отраслей и импорта необходимого сырья (железная руда, фосфориты, бокситы, каменный уголь и пр.).
5)Участие через экспорт оборудования в капитале африканских компаний солнечной и ветровой энергетики.
Сахара обладает огромным потенциалом солнечной и ветровой энергии. Эту энергию можно трансформировать в аммиак как удобную форму доставки водорода. Аммиак по трубопроводу будет доставляться в ЕС. Энергию так же можно использовать для опрес-нения и доставки воды.
5-ый ПРИОРИТЕТ:
Полная занятость.
-----------------
Она обеспечивается за счет создания семейных ферм и малых предприятий в аграрном секторе и солнечной энергетике, легкой и пищевой промышленности, розничной тор-говле, транспорте, строительстве и сфере услуг. Солнечные электростанции создаются в формате семейных солнечных энергетических ферм. За счет работы фермера может быть существенно увеличена годовая выработка электроэнергии и сокращены эксплуатационные издержки.
В сфере услуг особый упор делается на образование и медицину. Эти услуги могу быть предметом экспорта. Граждане соседних стран в Буркина Фасо могут проходить лечение и получать образование (пример Куба).
Семейные предприятия кооперируются в полные товарищества. Родовая культура оптимальна для развития кооперации. Крупные частные предприятия в обозначенных выше отраслях облагаются высоким корпоративным налогом средства, которого идут на субсидирование малых предприятий.
Пример: Исключается создание гипермаркетов и торговых сетей т.о. создаются условия процветания небольших семейных магазинов. Это создает условие максимальной занятости, доступа на розничный рынок мелких товаропроизводителей и справедливого распределения торговой прибыли.
6-ой ПРИОРИТЕТ:
«Зеленая» экономика устойчивого развития.
-----------------------------------------
1)Участие в рынке углеродных квот, экспорт углеродных квот.
Углеродные квоты будут получены в результате экспорта «голубого» и «зеленого» аммиака, удобрений (карбамида и DAP), алюминия и стали. Вместо продажи квот может быть получена надбавка к цене продукции.
2)Участие в рынке Зеленого финансирования.
3)Сокращение до оптимального уровня рождаемости через образование, занятость женщин и социальное страхование.
Вопрос регулирования рождаемости чрезвычайно важен. Перенаселение приведет к перегрузке экономики, экологическому и политическому кризису. Будет невозможно повысить до высоких стандартов качество жизни и человеческого капитала.
Стимулировать семьи иметь 2-3-х детей можно через пенсионную систему. Если родители принимают решение иметь много детей, значит, они рассчитывают на то, что в старости дети будут их содержать. В свою очередь, для государства дети это значительная нагрузка, нужно тратится на медицину, образование и последующее трудоустройство, создание рабочего места. Поэтому если родители принимают решение иметь 3-его ребенка, то средства пенсионного обеспечения будут использованы государством не на пенсии родителям а на затраты связанные с этим ребёнком.
4)Восстановление плодородия почв, лесов, пастбищ, борьба с движением пустыни максимально полное использование водных ресурсов.
Для получения "голубого" аммиака, стали, алюминия, цемента и др. товаров нужно улавливать и секвестировать углекислый газ возникающий при их производстве. Наиболее эффективный способ секвестирования углерода это накопление органического вещества в почве, при этом повышается её плодородие. Сейчас почвы Буркина Фасо практически не содержат органики! В гектаре плодородной почвы содержится более 250 тонн углерода или в пересчете на CO2 ~900 тонн.
При создании в Буркина Фасо 10 млн. га плодородных почв в них за 50 лет может быть депонировано ~9 млрд. тонн. CO2! При цене выбросов 100 $ за тонну CO2, экономика Страны может получить более 900 млрд. $, только этих средств будет достаточно для реализации программы инвестиций!
5)Перевод транспорта, сельскохозяйственной техники и строительных машин на водородное топливо или топливный аммиак.
Константин Костиков
Готов к предметному сотрудничеству в разработке Программы.
e-mail: ktktkt@mail.ru; тел. 960 796 07 61
Свидетельство о публикации №224022600154