Большой начальник и маленький человек

Притча, наверное.
Было это давно, потому сколько в ней правды, а сколько придумки не скажу, – сами догадывайтесь.

У каждого на Земле есть начальник. Ну, почти у каждого. Ну, или бывают такие моменты в жизни, что зависите вы от действий конкретного человека, а значит, что он в тот момент для вас большой Начальник.
Не буду охватывать все варианты, но хочется выделить только один: у большого Начальника в непосредственном или опосредованном подчинении есть подчинённый, для которого никаких пакостей не жалко. Что тому причиной явилось, разницы особой нет. Может быть просто нижестоящий не нравится, хочется эго своё потешить. Всякие причины для этого бывают, а чаще всего никаких причин особых не требуется, просто душа так пожелала, душа этого самого большого Начальника.
Что удивительно для меня, по крайней мере, это то, что в такие моменты Большие начальники напрочь забывают, что зависимость подчинённого — она ведь обоюдная, хотя обратная зависимость и не такая явная.

Жил когда-то художник по фамилии Бидструп, замечательные комиксы рисовавший. На одном из таких комиксов Большой человек кричит на своего подчинённого, на следующей картинке подчинённый кричит на другого, рангом пониже, тот, в свою очередь находит ещё на ком злость сорвать, пока цепочка не дошла до самого крайнего, дворника, кажется. И вот когда, казалось бы, что на том дело и закончится, гнев Большого человека достигнет своего дна, дворник пинает свою собачонку, а та, побаиваясь хозяина, кусает выходящего в этот момент Большого человека. Круг замкнулся.
Гениальным человеком был датский художник Херлуф Бидструп!

В тех случаях, о которых я расскажу коротенько, меня удивляло то, что большой Начальник, делая пакость своему подчинённом, даже не задумывается о последствиях. К тому же непонятно тогда мне было, что же двигает такими начальниками, почему они не задумываются, что есть зависимость, и она в таких случаях обоюдная. Ныне я вроде бы понял, в чём схожесть этих случаев и какие мотивы были у Начальников, но об этом в конце, а пока вот, вникайте.

Первый случай.
В центральной конторе лесхоза я упомянул, что на днях купил бэушную машину у частника на запчасти и  оформил её как покупку колёс, хотя заплатил дешевле, чем если бы покупал новое, но одно колесо. Оклад у меня в ту пору был полторы тысячи, а я заплатил две тысячи.
Лучше было бы, конечно, вообще покупку не оформлять, но и так много чего пропускал мимо кассы, а хотелось максимально соблюдать хотя бы формальную законность. Всё равно ведь донесут, что мы  ЗиЛ-157 пригнали. Тем более, что в очередной раз на неё повесили номера от старой машины, так как состояние её было гораздо лучше, чем у нашей, а гаишники во время техосмотра у такого старья, давно снятого с производства, осмотр проводили формально.
Всё вроде бы хорошо, все с пониманием, что работать нужно, никакие "итальянские забастовки" никому не нужны, но при сдаче месячного материального отчёта вдруг обнаружил, что на моей шее числится на одну машину больше.

– Товарищи бухгалтеры, что за дела, с какого такого перепугу лишняя машина появилась?
– Понимаешь, Палыч, тут с проверкой была главная бухгалтер из области, вот она и скомандовала не колёса, а машину на приход поставить.

Оторопело выхожу и обдумываю, чем оно мне грозит. На приход машину поставили, в ГАИ нужно вроде бы на учёт ставить, а потом старую снимать, чтобы списать, а это такой геморрой! И к тому же всего лишь за две тысячи.
Потом прикинул, чем оно мне лично грозит. Пока ничем, старая хоть и на разборку, но всё железо в наличие, а как что списать, будем думать потом. А потом я уволился, списывать пришлось не мне, хотя мат в мою сторону от очередного механика был, так как он думал, что это я себе машину без оформления в ГАИ на приход поставил.
Одно мне было непонятно, с чего это вдруг произошло?

Второй случай.
На другой работе довелось готовить бумаги для вступления района в областную программу. Всё сделал в срок, но бумаги, утверждённые по всей цепочке исполнителей, "зависли" на столе у конечного подписывающего, очень он меня третировать пытался к тому времени. Было смешно за этим наблюдать, так как делал он бяку не мне, а самому себе, что позднее и выявилось, остался район без финансирования по этой программе.
И тут я не смог понять, почему Начальник не понял, что вредит он сам себе, а не мне.

Третий случай.
Вот в данном случае побудительные мотивы я понял сразу.
Мой непосредственный начальник ушёл в отпуск, меня переподчинили другому заму. Потребовалось ехать в Тулу, получать очередные компьютерные железки для монтирования серверной, которая будет обслуживать работающих с госзаказом, но неожиданно мой временный начальник возможности съездить в Тул мне не дал:

– Обойдёшься! – сказал, и гаденько так в лицо мне улыбается.

Мгновенно всё просчитав, я улыбнулся в ответ и вышел. Проблему он создал не мне лично, хотя настроение и не поднял, а железо я привёз позднее, когда мой непосредственный начальник вышел из отпуска. Слава богу, не потребовалось оно раньше, был такой риск.
А мотив у данного Начальника был сугубо личный. Любил он, что называется, "сесть на хвоста" подчинённым, а мы, компьютерщики, хотя и иногда выпивали в обеденный перерыв в моём кабинете, но ему не налили ни разу, тем более, что зарплата зама в разы больше, чем наша.

И вот, вспоминая все эти случаи, что я вам скажу.
Во всех случаях личная обида глаза застила, потому и вредили по службе, невзирая на то, что вред причиняли в первую очередь своей же организации.
Во втором случае когда-то давно Начальник что-то с моей пилорамы недополучил, как его убедили "знатоки", но высказать мне это в глаза силёнок не хватило, а вот пакостить по-мелкому, да и по-крупному, настояв на заведении на меня уголовного дела по предыдущей работе, на это сподобился.
Дольше всего обдумывал первый случай, а потом прикинул, что был только один момент, когда мне довелось с областным главбухом общаться. Никто не смог сказать, сколько процентов и каких налогов мы в организации начисляем, а я задумывал тогда перейти на "лицевой счёт", или подобие его, чтобы самим зарабатывать деньги, дело в девяностых было.
"А ведь она, наверное, ожидала, что за такую услугу я ей чего-нибудь "в клювике" принести был должен, а не принёс, отсюда и обида на многие годы зародилась".
Позднее, работая в центральной конторе лесхоза и бывая по делам в областной конторе, я никакого пиетета перед этой бабушкой не ощущал, хотя держался настороженно, мало ли какие ещё пакости она мне сделает, создав очередную проблему всему лесхозу.

Такие вот дела, братцы.
Хуже нет, когда личная обида "служебные глаза" застит.



Читать Разное, разнообразное сначала:
http://www.proza.ru/2015/10/16/1490


Рецензии
Спасибо, Валерий! О, как знакомо! А я всю жизнь была наивной и не понимала... Поплатилась за это любимой работой в первом саду,но вышла победителем - во втором. "Дела давно минувших дней...". С уважением,

Альбина Лисовская   27.02.2024 14:01     Заявить о нарушении
Спасибо, Альбина!
Наверное, потому и дано мне время, чтобы всё не спеша обдумать, а то пока работал, часто оглянуться некогда было, особенно в девяностых.

С взаимным уважением,

Алпатов Валерий Лешничий   27.02.2024 20:36   Заявить о нарушении