уроки ИЗО... школа...

Для чего уроки Изо в школе?
Для отдыха!
Уроки русского, литературы, истории, математики, физики – серьёзные, там очень надо потрудиться, а мы немного от трудов сейчас с вами отвлечёмся,
нарисуем то, что нам нравится, легко и просто, волшебно или обыкновенно,
с улыбкой или серьёзно, при помощи кисточки, красок, карандашей, фломастеров. Нарисуем так, чтобы всем, кто посмотрит на наши рисунки была радость и хорошее настроение.
Нарисуем – удивление.
Нарисуем – чудесное.
Нарисуем то, что видим каждый день, но так, словно увидели впервые.
Нарисуем…
Человек по улице идёт. Задумчивый. Шагает медленно и важно. Серьёзный.
И вся одежда ему под стать, под стать такому важному и серьёзному.
На кого похож? На жука похож. Такой вот весь в своих делах и в хитиновом покрове.
Девочка по улице бежит, торопится. Лёгкая девочка, как пушинка, не бежит –
 летит, чуть земли касаясь.
Может быть это бабочка. Платьишко-разлетайка, туфельки на загляденье, и сама она – крылышками машет – бабочка.
Дворник мусор убирает, очень ответственно к своей работе относится. Тщательно подметает, во все закоулки заглянет. Очень старается, чтобы город-двор был чистый. А мы ему помогать будем. А каким образом?
Да хотя бы мусор не будем разбрасывать. Ему спасибо за благородный труд, а нам спасибо за то, что мы стараемся не сорить и беречь человеков и природу.
На кого похож дворник. Какой он?
Наверное, есть в нём что-то от шмеля. Конечно, вы возразите, что шмель с цветков пыльцу и нектар собирает, а дворник собирает мусор. У каждого своё дело, но оба так ответственно к своему труду относятся, что это очень даже красиво.
Так кто по городу идёт?
Люди идут, схожие в чём-то и очень разные.
Похожие и не похожие. А ещё кто?  Может тоже люди, но в иных обличьях
А жуки, бабочки, шмели, пчёлки – наша родня. Ведь не с неба мы свалились.
Здесь мы родились.
А растения, травы, цветы – тоже нам родня?
Конечно!
Кто по улице идёт?
Да люди-цветы идут! Какие все чудные!
Жизнь, она такая. Кто-то ещё только набирает цвет, а кто-то уже отцветает.
Жаль нам, что цветок отцвёл, но ведь было – цветение.
Уважение и почитание старости и мудрости.
Нарисуем?
Нарисуем!
Нарисуем улицы нашего города и людей. Разных и интересных.
Нарисуем!
За работу, товарищи!

Конечно, прежде чем мы приступим к работе, я показываю пропорции человека и способы упрощённого построения фигуры человека, элементы перспективы.
На выбор – решение и материалы.
Всем всё по силам. Самый дифференцированный и индивидуальный подход.
Можно сочинять, можно следовать и воплощать реальность.

Сложно рисовать фигуру человека?
Просто!
У нас есть замечательные помощники: круги, овалы, треугольники, квадраты, прямоугольники. С помощью овалов и кругов составляем фигуру человека в разных положениях. Можно собрать фигуру с помощью линий – проволочный каркас.
Собрали фигуру – «одеваем», оживляем, одушевляем схему.
Моя задача – убедить ребят, что всё им по плечу, не бояться рисовать – быть самим собой.
Да, подсказываю, помогаю, рисую схемы, каркасы – даю в руки простые приёмы и способы, с помощью которых ученик может выразить, высказать свои впечатления, чувства и мысли. Добрые чувства.
Я даже не озадачивался вопросом, почему рисунки у всех ребят получаются добрыми. Это само собой разумелось и разумеется, может быть сейчас иначе?
Итак, тема, завлекательная беседа, простые приёмы и способы исполнения,
огромное пространство для творчества – вот и вся методика.
Уточнение: урок ИЗО своего рода игра, забава с очень серьёзным смыслом,
который очень даже наяву и не виден. Урок ИЗО – обращение к миру ребёнка, интерес к его переживаниям и впечатлениям.
Не учить (не показывать, что учишь), не довлеть, не «нависать», а по-дружески  спросить: какой ты? расскажи о себе, мне это так интересно!
А мне на самом деле интересно!
Особенно в начальной школе. На уроки ИЗО я шёл с воодушевлением:
а что они сегодня принесли из дома, как закончили начатое на прошлом занятии, а придётся ли им сегодняшняя тема «по зубам»?
И пока я не открыл дверь в кабинет, всё продолжаю готовиться к уроку:
так начинать или по другому, что показать, как доходчивее объяснить,
каким образом воодушевить на творчество…

Рисуют, во всю рисуют. Прошёл, посмотрел, что на листках альбомных проявляется, и за учительским столом смотрю работы за прошлый урок. Сейчас у меня - праздник.
Люблю детский рисунок, люблю за наивность и искренность, за безыскусность, за выразительность, за кропотливость и трудоёмкость,
за многоцветную радость, за характерность (каждый рисует на свой манер),
за волшебство и сказочность,  за смешливость, за чуткий взгляд ко всему,
за отзывчивость и переживание…Люблю детский рисунок…

За окном школьного кабинета мрачно, угрюмо. Моросит дождь с туманом. Да так моросит, что ни Липовой горы, ни тополей на том берегу не видно. Даже девятиэтажка, которая совеем рядом, вот-вот и пропадёт в неизвестном направлении. Батареи в кабинете холодные, Отопление ещё не включили. В кабинете сыро и неуютно. В кабинете – завхоз экономит лампочки – мало света. Даже шторы – вроде бы жёлтые – теперь совсем серенькие.
Ни сам кабинет, ни парты совсем не приспособлены для уроков ИЗО.

А что мы будем сегодня рисовать?
А будем мы рисовать - радость, самоцветное царство…

Я собрал коллекцию школьных детских рисунков. Альбом «Живая вода» (частушки, записанные в посёлке Точильном) мы с Людмилой передали в миньярский краеведческий музей. Две папки с детскими работами – в ашинский  музейно-выставочный центр. Несколько папок с рисунками я оставил в художке, а большая часть собрания детских рисунков хранится у нас дома.
Может быть кому-нибудь пригодится…






 


Рецензии