Психологическая андрогинность - веяние времени?

       Жизнь не зебра, а шахматная доска – все зависит от твоего хода


       Если вы начали читать эту статью, это означает, что вас ничем не запугать, даже таким заголовком.
       В слове «андрогинность» нет ничего интригующего, но начнем раскрывать тему постепенно.
       По биологическому признаку люди обычно рождаются мужчинами и женщинами. И когда мы чуть подрастаем, умные дяди и тети с учеными степенями навешивают на нас понятие гендера. И живем мы, выполняя гендерные роли до самой смерти, хотим мы этого или не хотим.
       Гендер – это не пол, хотя пол является его составной частью.
       Гендер – это социально- биологическая характеристика, с помощью которой людям дают определение: «мужчина» и «женщина». Другими словами, это набор ожидаемых образцов поведения, принятых в обществе на соответствующем этапе его развития; симбиоз биологических различий и цивилизационно-культурных уровней общества.
       С древних времен и до сегодняшнего дня общество жестко регулирует особенности поведения отдельно для мужчин и отдельно для женщин. В зависимости от культуры это понятия, обычаи, установки, жизненные цели, которые передаются из поколения в поколение и которые не так-то легко поддаются изменениям.
       Тысячелетиями этот принцип почти не подвергался корректированию и сомнениям. Дело в том, что разделение видов труда и образа жизни по половому признаку всегда имело решающее значение для выживания общины, а после – для государственных образований. При этом женщине по своему биологическому предназначению и при отсутствии средств для регулирования деторождения естественными видами деятельности становились рождение и уход за детьми и ведение домашнего хозяйства. Для охоты и войны требовались мобильность и сила, поэтому это были занятия для мужчин.
       Социальные нормы поведения, принятые в обществе, устанавливают набор характеристик, по которым должны следовать члены общества.
       Для мужчин: амбициозность, рациональность, независимость, неэмоциональность, агрессивность.
       Для женщин: нежность, эмоциональность, чувственность, общительность, покорность.
       Отклонение от принятых гендерных типов социально наказуемо. Причем, как людьми своего пола, так и противоположного. Напротив, сильная идентификация со своим полом и подчеркивание отличий от противоположного улучшает самооценку личности и поощряется обществом.
       Конечно, из века в век какие-то изменения происходили, но кардинальные сдвиги начались в конце девятнадцатого века с возросшими запросами на равноправие женщин. Женщины, которых впоследствии назвали «феминистками», начали демонстрировать образ жизни и поведение, которое считалось, по определению, мужским. Если почитать старые газеты, то можно обнаружить сенсационные репортажи о появлении на улице женщины (какой кошмар), одетой в брюки! Сообщается, что дерзкая дама была немедленно арестована и отведена в полицию.
       В двадцатом веке начались серьезные психологические исследования отличий мужчин и женщин по когнитивным параметрам. Оказалось, что по таким признакам как способность к ориентированию в пространстве, математическим способностям, речевым навыкам, агрессивности, эмпатии, эмоциональности, различия между мужчинами и женщинами не так уж и велики: не более 10% в общей массе. Эту небольшую разницу по таким параметрам как более развитая способность  ориентироваться в пространстве у мужчин и более развитые речевые навыки у женщин можно считать природным предназначением, а вот уровень агрессивности может быть одинаковым. Просто он выражается по-разному: для мужчин – это физическое насилие, а женщины, в силу слабых физических возможностей, прибегают к сплетням, издевательствам, предательству.
       Однако, в области эмпатии и эмоциональных переживаний данные оказались очень близкими, но у женщин, в силу своей гендерной роли, нет таких препятствий в их выражении как у мужчин.
       ЭМПАТИЯ – способность понимать эмоциональное состояние других людей и способность выразить его.
       ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ – это восприятие индивидуумом своих собственных эмоций и способность описать их.
       Оба этих качества имеют большое значение для душевного здоровья и комфорта, но выражение их не соответствует мужской гендерной роли в обществе. По этой причине мужчины могут сознательно подавлять в себе эмпатическую отзывчивость. Это закрепляется еще в раннем детстве, а потом в обществе сверстников. Кто не слышал от своих родителей замечаний:
       «Девочки так себя не ведут!» или «Мальчики так себя не ведут!»
       Так же игрушки для девочек (куклы) развивают эмпатическую экспрессию, а игрушки для мальчиков (оружие, машины) не развивают.
       Не имея опыта в проявлении эмпатии, мужчины во взрослом возрасте просто не знают как реагировать на горестные переживания лиц противоположного пола, поэтому женщинам часто кажется, что их не любят и игнорируют. Частичным выходом из этой ситуации является привлечение мужчин к уходу за появившимися в семье детьми, начиная с грудного возраста. И – откуда что берется – они быстро начинают проявлять «чисто женские черты»: заботу, ласку, нежность и умение их демонстрировать.
       Несмотря на то, что современное общество далеко шагнуло вперед по техническому развитию и женщины все чаще выполняют наравне с мужчинами работу, которая была им раньше не по силам или запрещена юридически, тем не менее, продолжают существовать гендерные ограничения и требования к поведению в обществе.

       Для мужчин это:
       1.Мужчина должен завоевывать статус.
       2.Норма твердости (физическая, эмоциональная, умственная).
       3.Антиженственность.

       Для женщин это:
       1.Ведение домашнего хозяйства и уход за детьми.
       2.Подчинение мужчине в принятии важных решений в семье.
       3.Антимужественность.

       И для мужчин, и для женщин, живущих по жесткому сценарию своей гендерной роли, практически невозможно прожить полноценную, удовлетворяющую их потребности, жизнь.
       Согласно заранее расписанным (давным-давно) ролям, мужчина обязан кидать все силы на завоевание как можно более высокого положения в обществе (статуса) и финансовых успехов. Но высокого социального статуса и финансовых успехов реально невозможно достичь подавляющему большинству мужчин: общество имеет только то, что имеет. «А пряников сладких всегда не хватает на всех».
       И если мужчина не может этому соответствовать, будь он умен, трудолюбив, он начинает испытывать недовольство собой, хотя для этого нет никаких оснований.
       Низкая самооценка заставляет в целом успешного человека, имеющего средний достаток, хорошую семью, испытывать чувство неполноценности по отношению к пронырливому удачливому соседу, добывающему свое благосостояние, возможно, не совсем законным путем.
       А если у трудолюбивого мужчины, напротив, «дело пошло», то это дело становится во главу угла, он не знает меры, никогда не наслаждается достигнутым и будет постоянно наращивать нагрузку, пока не надорвется. Он отдаляется от семьи и внезапно обнаруживает, что дети выросли и наладить с ними взаимоотношения не удается, потому что они смотрят ему не в глаза, а в кошелек.
       Такие люди ради хорошо оплачиваемой работы часто жертвуют призванием, так как постоянно чувствуют ответственность за обеспечение семьи.
       У недостаточно духовно развитых мужчин реакцией на ложно понимаемый ими низкий статус в обществе может быть раздражительность, жесткость поведения в семье, склонность к риску.
       То, что определяется как «норма твердости», подразделяется на крепкое физическое состояние, обязательную компетентность по всем вопросам (что невозможно в принципе), хладнокровие в экстремальных ситуациях, нелюбовь принимать помощь со стороны. Отсюда такие активные тренировки в спортзале, применение стероидов, нежелание собирать нужную информацию с помощью вопросов другим людям, боязнь ошибок, отказ признать свою неправоту, и, самое опасное, – отрицание медицинской помощи.
       Антиженственность выражается в опасении активно выразить свою заботу, проявить ласку по отношению к самым близким людям. Такие мужчины не принимают эмоциональную помощь и поддержку со стороны любимых и любящих женщин, так как им кажется, что это роняет их достоинство в глазах женщин. Конечно, нежелание самораскрытия и слишком близкого эмоционального контакта может иметь причину в пережитом негативном опыте и в опасении, что их могут использовать, предать, осмеять (не такие уж редкие случаи).
       Так же мужчины стараются избегать чисто женских видов деятельности, так как это воспринимается ими и окружающими как понижение статуса.
       Мужские ролевые гендерные нормы и прежде и сегодня ставят на первое место достижение любой ценой экономического успеха в ущерб личной удовлетворенности и эмоциональной близости с близкими людьми.
       Положение дел на сегодня таково, что карьерный и профессиональный рост предполагает непрерывность трудовой деятельности, поездки в командировки, переработка положенного по закону рабочего времени. Пока что это прерогатива мужчины и недоступна женщинам, желающим иметь полноценную семью и рожать детей.
       А что же с гендерными ограничениями для женщин?
       Тут на первый план выходит вопрос о создании полноценной семьи с детьми, ведение домашнего хозяйства, обеспечение культурного досуга и развития детей.
       При загруженности мужчины, если он все делает для обеспечения семьи, от этого никуда не деться.  При этом используется выражение: «она сидит дома».
       Никто не говорит, что она не имеет порой времени даже присесть, потому что бегает от плиты до стиральной машины.
       Но, скажете вы, ведь многие женщины еще и работают! В связи с возросшими требованиями к качеству жизни, от женщин требуется участие в финансовом обеспечении семьи, поэтому на сегодняшний день большинство конфликтов в семье происходит из-за неравномерной нагрузки в выполнении домашней работы между работающими мужем и женой.
       Дело в том, что женщину, выросшую в современном обществе, получившую хорошее образование, уже не может удовлетворить роль домашней хозяйки как это было еще сто лет назад. Сегодня кажется нереальным положение женщин в обществе, когда им на законодательном уровне запрещалось получать высшее образование и для них были закрыты многие профессии.
       Установлено, что работающие женщины меньше подвержены нервным заболеваниям по сравнению с домохозяйками. Женщина идет работать не только потому, что хочет денег для семьи, она хочет жить в общении с социумом, самореализовываться по профессии, не отставать от жизни. Неработающая женщина автоматически получает в своей семье низкий статус. Работающая женщина, вносящая свой вклад в семейный бюджет, на равных правах принимает участие в обсуждении и решении важных проблем. Это повышает ее статус в глазах детей, что немаловажно.
       Конечно, выполнять полноценно свои роли и на работе, и в семье, просто невозможно. Поэтому женщины, у которых «всегда вымыта посуда», вряд ли смогут достичь значимых успехов в профессии, а женщины, ставящие своей целью именно достижения, статус, не находя ощутимой поддержки в семье, не будут ее заводить и будут стремиться жить по «мужской модели».
       Принимая этот вызов, они должны быть готовы противодействию, недооценке и тратить больше усилий, чтобы доказать, что они занимают свое место по праву.
       Сильные, волевые женщины воспринимаются мужчинами как угроза их традиционной роли, другими женщинами осуждаются за «неподобающее поведение», обществом и государством – за невыполнение своих прямых обязанностей – создание семьи и рождение новых граждан.
       Считается, что должность руководителя – это не для женщин. Таким образом, в бурном конфликте женщины-руководителя со своими подчиненными окружающие видят проявление слабости, повышенной эмоциональности, непрофессионализма. Однако, такое же поведение мужчины-руководителя сочтут доказательством силы его характера, проявлением доминирования. Для сравнения можно привести пример, когда женщина в гневе бьет посуду. Мужчина отнесется к этому с юмором – ну что с нее взять, это же женщина! А если бы мужчина в гневе начал кидать тарелки на пол?  -«Да это не мужчина вовсе, а какой-то психопат!» - сказали бы окружающие. Вот так действуют гендерные стереотипы.
       Что же касается конфликтов по поводу справедливого распределения домашних обязанностей, то, если исключить людей, занимающихся исключительно тяжелым физическим трудом, то к мужчинам есть только одно требование: постараться побороть свою неправильную установку: -«Я не обязан».
       А вот к женщинам требований много.
       Во-первых, они не учитывают тот факт, что по причине традиционного воспитания мальчиков в семье, вырастая, мужчина просто может не знать, как выполнить ту или иную работу, потому что он никогда ее не делал. Поэтому внятное и ясное объяснение необходимо. Женщине следует отказаться от критики и постоянного контроля (надзора) за качеством этой работы. Все придет постепенно.
       Во-вторых, нужно расписать перечень работ, которые должны выполнять домочадцы на постоянной основе, без надзора и долго и терпеливо их к этому приучать, а не дергать каждый день на новое задание, даже если вам это нужно.
       Так как мусор не вынесен вовремя, а после мытья посуды на полу кухни блестит лужа, нужно ангельское терпение, чтобы удержаться от критики, но оно у вас должно быть! Это качество входит в вашу гендерную роль.
       Кстати, насчет критики: точно так же ведут себя мужчины, если женщине приходится выполнять мужскую работу, – вспомнят и криво забитый гвоздь и сломанный в замочной скважине ключ, а уж анекдотов «блондинка за рулем» просто масса!
       Гендер – это социальная норма, которой мы вынуждены следовать по причине нежелания отторжения обществом. Мужчины и женщины исполняют эти роли и, они не всегда устраивают как мужчин, так и женщин.
       В настоящее время мужская гендерная роль переживает глубокий кризис, спровоцированный глобальными переменами в обществе. Традиционная роль мужчины в семье – финансовое обеспечение не ценится так высоко как прежде, когда на этом строилось все благополучие и даже выживание. От мужчин стали ожидать внимания и заботу о детях, их развитии, проявление заботы и ласки; принятие женщины как равноправного партнера, союзника по жизни, а это все выходит за рамки традиций, в которых еще продолжается воспитание мальчиков в семье.
       На этой почве нередко возникает, так называемый, гендерно-ролевой стресс: ситуация, когда человеку трудно поддерживать свою традиционную мужскую или женскую роль и он вынужден проявлять нехарактерное для его роли поведение. Это пагубно сказывается на здоровье. Например, когда мужчина вынужден терпеть упреки и придирки со стороны тещи, если молодая семья живет в ее доме и не может уйти.
       Такой же стресс испытывает женщина, принужденная хотя бы временно выполнять непосильную ей тяжелую мужскую работу. Происходит резкое рассогласование с привычным мироощущением и оно чревато последствиями.
       Быстрые, в историческом смысле, перемены, которым за последние сто лет подверглись женские и мужские модели поведения, связанные с изменением положения в социуме, свидетельствуют о настоятельной потребности сглаживания гендерных различий.
       В современном обществе физическая сила и агрессивность не всегда важны для достижения успеха у мужчины, а мягкость, покорность, повышенная эмоциональность не приведут женщину на то место, которого она желает достичь соразмерно своему образованию и профессиональным данным.
       О том как быстро развиваются события, можно судить по такому интересному наблюдению. Еще до недавнего времени в казачьих станицах на Дону считалось неприемлемым ходить «под руку» мужу со своей женой, а также прилюдно и другие выражения внешней симпатии. Эта суровая традиция, закрепленная веками полувоенной жизни, когда казаки «ходили в походы» и не все оттуда возвращались домой живыми. Таким образом община оберегала вдов от эмоциональных переживаний при виде чужого счастья.
       Процесс сглаживания гендерных различий, который набирает обороты, заставляет по-новому взглянуть на традиционное понимание мужских и женских ролей в семье и в обществе.
       Ну и тут, как вишенка на торте, появляется упоминаемое уже слово «андрогинность».
       Если взять чисто биологическое понятие, то андрогинность – это присутствие в физиологии и во внешнем облике мужских и женских черт одновременно.
       А определение «психологическая андрогинность» - это вбирание в себя лучших черт ожидаемых гендерных ролей, обладая при этом несомненной половой идентификацией мужчины и женщины.
       Почему бы вам не проделать эксперимент: мужчине представить себя женщиной, а женщине – мужчиной со всеми «тараканами в голове», которые им присущи?
       Если вы после этого не умрете со смеху, то обязательно подружитесь.
       А подружиться придется – ведь вам жить вместе еще долгие годы……






       Литература
       Шон Берн     Гендерная психология   С-П     2007


Рецензии
Даже если женщина работает, а мужчина укачивает младенцев - это не значит, что она должна отрезать свой бюст и пришить супругу.

Генрих Мак-Палтус   26.02.2024 21:22     Заявить о нарушении