Ведьма

«Садись, я почитаю тебе «Вия»,  -  сказал мне однажды  старший брат. И  поздним вечером на маленькой нашей кухне зазвучал Гоголь. Глубокая  тишина.  Мне  безгранично   страшно.   За  стеной   уже давно спят родители. Наконец раздаются окончательные строки повести: «  -  Не гляди!» — шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.— Вот он! — закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулось на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха».  Нам  было очень жалко Фому.
  -   Не надо было ему смотреть,  -  сказал брат. – Делал бы своё дело. Что за  любопытство?
Прошли годы…  Как-то раз  мы получили приглашение на свадьбу: женился мой двоюродный брат, свадьба обещала быть громкой   и весёлой, как все деревенские свадьбы.   Мы приехали заранее, чтобы помочь родственникам приготовиться. Я была подростком, поэтому везде требовалась моя помощь, мне даже не разрешили  поехать с молодожёнами в ЗАГС.
 Вскоре  кто-то заметил  вдалеке подъезжающую  к дому свадебную машину и крикнул: «Едут! Встречаем!» Все устремились  к забору, мама тоже поторопилась  навстречу молодожёнам. Среди  встречающих у калитки гостей не было   лишь меня: я продолжала   совершать последние приготовления к свадьбе.
«Лёля, где ты?  - очень нервничает   мама.  -  Быстрей иди ко мне! Посмотри на жениха и невесту!» И в  самую последнюю секунду я   подбегаю … На фоне ликующей, радостной  толпы,  прямо передо мной, на противоположной стороне улицы,  я вижу  маленькую   старушку  в черном с красными пятнышками  пальто. Она стоит, опираясь на  палку. Её лицо  мрачно. Старушка  тяжко вздыхает   -  и вдруг, словно кто-то её сзади толкнул,  неожиданно  вываливается на середину дороги. Она идёт прямо навстречу  машине, сжимая в тощей  руке  палку.  Я с изумлением смотрю  на смеющихся людей, но никто из них  не видит старухи, все  смотрят сквозь неё на машину.
Твёрдо   продвигаясь вперёд, старуха вдруг замедляет ход и бросает  свою палку так, что та  ложится  как раз поперёк дороги. Машина останавливается  прямо перед палкой, не доезжая  десяти  метров   до самОй калитки. Молодожёны не торопятся выходить:  они ждут, пока машина подвезёт их к дому.   Тогда старуха, омерзительно кряхтя,  грузно опускается на землю  и ложится рядом со своей палкой. Всё это выглядит невероятно дико! Из машины наконец  выходят молодожёны  и  пешком пробираются  к гостям.
Никто  даже не задАлся  вопросом, почему так далеко остановилась машина, а я  испытала  чувство какого-то тоскливого бессилия. Как же мучительно  бывает человеку, знающему одному глубокую   тайну! Истина  замыкается  на нём и давит его, требуя для себя расширения, ведь истина всегда широка и свободна. Потом  была  большая   деревенская свадьба с прекрасной невестой и симпатичными  молодыми людьми, упорно не приглашающими меня танцевать…
Когда  на следующий год мы с мамой приехали  в деревню, то родственники нас удивили: взбудораженные и возмущенные, они  стали  шумно   говорить   о невесте:  молодые расстались уже на второй день после свадьбы, и именно невеста оказалась не тем человеком, за кого  себя выдавала. Я сказала родственникам, что в день свадьбы видела  ужасную старуху в черном с красными пятнышками  пальто, которую никто, кроме меня,  не видел,  я описала её очень подробно, но родственники,  терпеливо   выслушав мой рассказ, сухо  сказали, что в деревне такой  нет.
 Позже, изучая Гоголя в школе, я узнала, что  сюжет «Вия» подсказала писателю мать. И  откуда она всё это знала?   


Рецензии