Спарка

 Взлётная полоса металлическая. В дождливую погоду фюзеляж самолёта покрывался грязью, которую приходилось удалять ветошью с использованием ведра с водой. Вода хранилась в бочке между земляными капонирами. В полку была «спарка» МИГ-15 с задним сидением для инструктора. «Спарка» летала днём и ночью в любую погоду. На ней обучались садиться на взлётную полосу вновь прибывшие лётчики. Механику Ивонину досталась бессменная работа по обслуживанию, которому разрешали спать в дневное время и освобождали от нарядов. Нормально служил, только, в период, когда самолёт находился на очередном техосмотре в технико-эксплуатационной части. В один из таких периодов мне пришлось с ним патрулировать по месту расположения полка. Село Галёнки разделено улицей, за которой разместились в двухэтажных домах семьи летунов и обслуживающего персонала полка и штаба Спасской дивизии Ивана Кожедуба, которая пять лет назад вылетала на воздушные бои с американскими лётчиками, защищая войска Северной Кореи. Мой командир экипажа, капитан Гарин, дважды терял самолёт в воздушных боях. Его боевой товарищ Евгений Стельмах после приземления отстреливался до последнего патрона, не зная, что бежали к нему «свои» северные корейцы. В ленкомнате нашей казармы висят портреты девяти Героев Советского Союза, в том числе Е. Стельмах. В нашем полку воевала эскадрилья французов «Нормандия-Неман». Общедивизионные учения проводили на бетонном аэродроме г. Уссурийска. Там же демонстрировали «свечу» — вертикальный взлёт с середины взлётной полосы нового сверхзвукового истребителя СУ-7. Лётчик в лётном высотном костюме с приспособлениями для подачи искусственного давления при полёте на больших высотах сообщил, что скоро будем летать на сверхзвуковых скоростях. Но мы не летуны, мы лётно-подпрыгивающий состав, хотя Ивонин прилетел в Уссурийск на заднем сиденье своей «спарки». Лётчик даже сделал, улыбаясь, небольшую «горку», при которой пассажир чуть не задохнулся. «Что-то к горлу подкатило», — говорил нам Ивонин. У каждого МИГа на земле должен быть техник самолёта, младший офицер, закончивший специальное военное инженерное училище. Техник «спарки» всегда уступает Ивонину при перелётах возможность лететь в кабине самолёта. Боевые МИГ-17, которые мы обслуживаем, перелёты совершают на сборы, отправляясь с помощью дежурных механиков и техников. А мы уже там встречаем их. На окружных учениях после посадки на аэродром Унаши сообщил, что появилась тряска всего самолёта. При осмотре обнаружилось боковое отверстие на фюзеляже, вылетел осколок титановой лопатки турбины, которая совершает 11 560 оборотов в минуту. После такого случая поступил приказ осматривать лопатки турбин. Кто обнаружит трещину, тому отпуск. Мой МИГ-17 под номером 31 заметный. На топливных баках нарисованы звёзды. Мой техник уехал в отпуск в г. Вольск, женился и приехал через пять месяцев. И я с помощью консультаций техника звена обслуживал полёты командира экипажа и даже командиров из других частей во время учений. Мои баки со звёздами отличались от других.  Разве найдёшь... Надо с фонариком проползти в выходное сопло и осматривать каждую лопатку. Их больше 150 штук. Никто не поехал в отпуск. Но я всё же полез в сопло не в выходное а во входноё сопло. Пришлось менять верхний топливный насос. Его меняют обычно после расстыковки фюзеляжа на две части. Обычно бригада из десяти механиков работает два дня. А мы справились за полтора часа. Меня, потом, ребята бросали в воздух , а техник звена Забродин отправил статью в "Боевой курс" которую я храню для внуков.


Рецензии