Я долго жил...

          
                Я ДОЛГО ЖИЛ…
  Выбранные места из авторских пояснений на исповедальную тему.
         
       Я  долго жил, и у меня давно сложился свой  незаёмный  взгляд на  мир и на человека.  У меня, составителя стихотворных и прозаических текстов, своя философия жизни и своё понимание смысла истории. Отчасти я согласен с Экклезиастом, что в этом мире  «всё суета сует, всяческая суета  и томление духа», согласен почти полностью   и со  Львом Толстым, что «всё ложь, всё обман». Согласен  я, но не полностью, и  с  колымским узником  и писателем Варламом Шаламовым, что «всё гавно  давным-давно»,  и почти полностью согласен я  с инвалидом войны и  писателем Виктором Астафьевым, что  «всё впустую, всё напрасно». Нет,  не всё суета сует, когда в мощный телескоп заглядываешь в  бездну Мироздания. Нет, не всё ложь и не всё обман, когда стоишь на пороге Смерти. Нет-нет,  не всё гавно в этом мире, когда в жизни  есть поэзия и музыка, творческая мысль  и научно-технический гений. Я слишком стар  для того, чтобы  хоть  как-то возражать вечно молодым русским поэтам Дмитрию Веневитинову, Александру  Пушкину и  Михаилу Лермонтову, и  не соглашаться с ними в  том, что жизнь – «дар случайный, дар напрасный»,  что она – «юдоль печали и скорби", а то и просто «пустая и глупая шутка». Я слишком стар, чтобы  не понимать, что для всех людей нет,  и не может быть счастливого будущего.  Будущее -это время, которое ещё не наступило, но обязательно наступит, но только   для живых и выживших.
       Будущее не  всегда зависит от реальности  планируемой  рулевыми мира истории, и оно не может быть  безоблачным,  светлым и счастливым. Я слишком стар, чтобы продолжать жить иллюзиями и верить в светлое будущее  новых поколений.  Обещание светлого будущего на земле -это одна из хитроумных уловок  политических животных, ловцов людей и манипуляторов  массовым сознанием.
      Будущее и людей будущего можно только вообразить через весь процесс развития культурно-образовательного  научно-технического и гуманитарного  прогресса. Оно всё состоит из собирательных образов  и видений настоящего, и только  слегка под воздействием  энергии времени преображается, становится мало узнаваемым. Любознательные и пытливые люди давно заметили, что посмертные  маски плохо отражают (а порой искажают)  знакомые  черты  живых людей. Почти никто из ваятелей не делает  объемные  портреты известных людей  в мраморе и граните по их посмертным маскам. Как я для себя представляю собирательный портрет  русского человека прошлого? По жанровой и портретной живописи, по рисункам и эскизам художников-передвижников, по старым фотографиям конца XIX  и начала  XX века. Как сегодня представляю я  собирательный портрет  советского мужчины? По  бронзовой мемориальной доске Варламу Шаламову, созданной моим славным  современником, выдающимся  скульптором  Георгием  Фрагуляном.  Её  можно увидеть в Москве, в Чистом переулке, на фасаде дома №8.  Монументальная композиция, состоит  из  двух  выходящих из стены дома застенков, между которыми  располагается  зажатый в угол  портрет Шаламова. В сочетании  с литой  бронзой  скульптура  передаёт  трагизм судьбы  писателя и всего русского народа в его лице. Я слишком долго жил, чтобы представлять советского человека  в образе летчика-испытателя  Валерия Чкалова или полярника-чекиста Ивана  Папанина (1894-1986)
              Все мы вышли из детства и через старческую детскость уйдём в небытие. У всех нас было разное детство, у каждого своя биография. Кто-то родился в рубашке и с серебряной ложкой во рту, а кто-то в рабочем бараке при заполярном руднике, кто-то был желанным, долгожданным  ребёнком, а кто-то был нежелательным, «зазорным» и после своего рождения  стал «подкидышем». Я слишком долго жил, чтобы  считать детство самым счастливым  периодом жизни человека, «счастливое детство» и «школьные годы чудесные», как  «родную заводскую проходную» и «родной колхоз» придумали лукавые идеологи-пропагандисты. Я слишком стар для того, чтобы  в очередной раз заблуждаться и питать иллюзии в отношении властительных элит и их идеологических прислужников.
     Я слишком стар, чтобы перечить мнению учителей нравственности и  духовным наставникам, писателям-любомудрам и предлагать и тем более навязывать  миру свою «философию жизни».  Я слишком стар, чтобы писать труды по социальной психологии и тем более социально-психологическую прозу. Я долго жил на этом свете, и мой жизненный ресурс  почти исчерпан.  Но для того, чтобы не потерять здравый  рассудок и светлый ход мысли в современной  чеховской палате №6, я продолжаю составлять свои тексты  на тему вечного возвращения нашего  прошлого в наше настоящее.   
       Мои стихотворные и прозаические тексты преследуют иную цель, у них иное назначение – помочь читателю через наше  трагическое прошлое познать безумное настоящее, узнать истинные  истоки и первопричины всего происходящего сегодня и  с их помощью предугадать   возможные последствия завтра.
       Я слишком стар  для того, чтобы поклоняться кумирам прошлого и настоящего,  я устал жить заблуждениями, иллюзиями и обманами. 
       Я слишком стар для того, чтобы  продолжать верить в Легенду о совершенном  Человеке,  преувеличивать   глупость врагов    и верность друзей.
      Я слишком стар, я долго жил, чтобы до смерти оставаться    доверчивым, простодушным  и наивным. Русские Смуты, с их  и социальными бедами  и катастрофами так даром не проходят…  Они ещё не раз скажутся на грядущих поколениях.

22.02.2024, День мученика Никифора из Антиохии Сирской
 
   

 


Рецензии