Жизнь мысли и мир сознаний драматурга и режиссёра

Философия воплощения жизни человеческого духа и разума

Сохранение живого произведения театрального искусства

Научно-популярные исследования
"Нейрографика мысли" и "Информатика слова"


Заметка

Драматург и Режиссёр, Писатель и Актёр:
жизнь мысли и миры сознаний двух мэтров

о воплощении идей М.А.Булгакова и К.С.Станиславского


        "Да это, оказывается, прелестная игра!"
        (М А. Булгаков, "Театральный роман")

        "требую записных книжек"
        (К.С.Станиславский)


Задумывались ли вы о том, как живёт сознание, возникают и развиваются мысли и воплощаются идеи. Вы наблюдаете работу и движение этой мысли на пути к тому особенному, чем эта мысль станет, как если бы вы наблюдали жизнь человека и кем он будет и как сложится его жизнь. И мысль живёт - за годы в нашем сознании проносится без преувеличения целая вселенная мыслей. Но не все эту красоту сохраняют, а это будет с развитием технологий одной из важных составляющих жизни человека. Нужно сохранять удивительные умы, потому что уходят целые миры, создаваемые замечательными мыслящими людьми, и таких же точно мыслей и таких же людей не встретить - всё индивидуально, - а они могли творить и созидать. И лишь ценящие эту мысль, это знание, к которому шли и которым овладели, запечатлевают его и открывают нам мир и жизнь своего сознания, и делают это разными способами, начиная от записных книжек и дневников до воплощения в трудах и произведениях.

И для меня такими мастерами являются М.А. Булгаков и К.С.Станиславский, и их встреча в жизни имеет особое значение. Это целая жизнь мысли от её возникновения до воплощения самого произведения - жизнь слова и мысли в действии единит двух мэтров. Жизнь мысли и её ход раскрывается Михаилом Афанасьевичем в литературных произведениях, и эту красоту движения мысли Константин Сергеевич применяет в подходе к постижению смыслов и воплощению слова и мысли в действии. А совместное творчество - это встреча нескольких сознаний и творение от соприкосновения их мыслей. А представляли ли вы, как этот совместный творческий процесс осущесляется, будто изнутри, совершали ли путешествие не только в произведение, но и в мир созидающего ума, и что вы чувствуете, и кто вы в этот момент. Давайте представим.

25 февраля 2024 в честь двадцатилетия Музеем-Театром "Булгаковский дом" организована экскурсия "Булгаков и Станиславский". И если в прошлом это была судьбоносная встреча двух мастеров, воплощавших самые мысли и действием вызывавших слово к жизни, то в настоящем произошла встреча двух музеев, хранящих дух мэтров, чьи сознания поражают теми мирами, что они сами создают, делая их живым внешним миром. Это важное культурно-историческое событие - и вы словно идёте от М.А.Булгакова на чтение его произведения к К.С.Станиславскому - это воплощение событий прошлого в настоящем. Что вы чувствуете, направляясь от Михаила Афанасьевича к Константину Сергеевичу, идёте ли вы на читку пьесы, или сопровождаете невидимым гостем самого автора и присутствуете при чтении. "В голове у меня всё вертелось, и главным образом от того, что окружающий мир меня волновал чем-то . Как будто в давних сновидениях я видел его уже, и вот оказался в нём" (М.А.Булгаков, "Театральный роман"). Проследите эти мысли, сквозь известное вам, видимое и чувствуемое, прилежно сохранённые записи: вот и внушительная протяжённая лестница, дающая вам подумать обо всём за те мгновения, пока вы поднимаетесь, сам кабинет, а вот вешалка, с которой начинается театр, или ещё раньше, или жизнь сама театр, или театр - жизнь... Вы думаете, а в это время видите уникальные объёмные конструкции - миниатюрные модели сцен с декорациями и планировкой, созданные Константином Сергеевичем, - воплощение самих мыслей и задумок, которые вы видите в движении этих мыслей на пути к воплощению целого произведения. И здесь встречается литературное произведение и начинает своё зарождение и развитие живое произведение театрального искусства - "Дни Турбиных".

Это жизнь двух сознаний и воплощение мыслей двух мастеров. В литературном произведении вы видите ход мысли не только героев, но и писателя, а материалы и наработки для живого произведения рассказывают историю жизни мысли режиссёра. И всё вместе - это целая жизнь сознаний, созидающих новое в реальной действительности. К примеру, как об этой полноте фиксации и воплощения мысли пишет К.С.Станиславский на примере воспоминаний о семье Федотовых: "Тот (Федотов) видел картину, образы и рисовал их. Она (Федотова) ощущала чувство и старалась воспроизвести его. Федотов и Федотова как бы дополняли друг друга" (К.С.Станиславский, "Моя жизнь в искусстве"). Это единое и одновременно всестороннее видение касается и мысли и её рассмотрения со всей широтой и полнотой мышления. И мысль гибка и подвижна, что нужно учитывать в творческом процессе, и фиксировать все варианты. Поэтому, словами Константина Сергеевича,- "требую записных книжек"! Вспомните описание М.А.Булгаковым процесса написания пьесы в "Театральном романе", как в "волшебной камере" миниатюрной сцены самой жизни вырастали фигуры и действовали и говорили. И всё произведение о том, как жизнь живёт, и о самом творческом процессе, как менялись фразы по ходу печати порой прямо на ходу, к примеру в главе одиннадцатой "Я знакомлюсь с театром". И если теперь литературно описать сам процесс отслеживания движения мысли, то ваше сознание будто соединяется с этой мыслью и уносится вместе с ней по всей цепочке или невидимой нити её жизни и рождения других мыслей, как это происходит с нейронами в головном мозге. И Константин Сергеевич ценил эту важную составляющую записи мыслей и их разбора - необходимо текст произведения разобрать по мыслям. Такой подход и в данном исследовани - о том, как мысль рождается, развивается и живёт, о её динамике и информатике.

Партитуры, материалы и альбомы К.С.Станиславсконо позволяют увидеть саму мысль в жизни, а записи - проследить эту мысль, её рождение и развитие. Например,  темпо-ритм - концепция формировалась с движением мысли сквозь годы, а началось всё с экспериментов и упражнений во время репетиций гастролировавшей труппы молодых артистов, которые решили сами писать тексты и музыку и ставить пьесы: как пишет К.С.Станиславский, чтобы прочувствовать саму меру, юные актёры экспериментировали с быстротой репетиций и могли спектакль уместить в двадцать минут. Это экспериментальное творчество даёт представление о темпе. Далее следовали упражнения Константина Сергеевича, связанные с выполнением повседневных задач в определенном ритме, связанным с музыкой. Сплетение двух составляющих, связанных музыкой, создаёт концепцию темпо-ритма. Это целая жизнь мысли, рождающая новые идеи. А в текстах произведений Михаила Афанасьевича запечатлён и сохранён мыслительный процесс, каким образом движется мысль и как живёт сознание.

И вот это потрясающее чувство от соприкосновения с мыслью в её зримом воплощении. Прикосновение к планам и партитурам возрождает перед вами жизнь той самой мысли её создателя. Объёмные модели миниатюрной сцены воплощают мысль, а затем воплощаются в жизни в её колоссальных масштабах. Это воплощённая в жизни "волшебная камера" из "Театрального романа", - а может сам мир является гигантской "волшебной камерой", в которой воплощаются мысли бесчисленного множества сознаний, - и "всю жизнь можно было бы играть в эту игру"...

2024, Ксения Мира


Рецензии