Тасаввуф Гата 3. 1. Отношение. Инайят Хан

ТАСАВВУФ: МЕТАФИЗИКА. ГАТА 3.1. ОТНОШЕНИЕ. ХАЗРАТ ИНАЙЯТ ХАН

Отношение – главное в жизни. Не условия жизни меняют жизнь для нас, а главным образом наше отношение к жизни и ее условиям, от которых зависит наше счастье или несчастье. При сочувственном отношении человек способен благожелательно относиться к тем, кто заслуживает сочувствия, и даже тем, кто его не заслуживает. Дело не в том, достойные или недостойные люди, а в основном в том, с каким отношением к ним относятся. Человеку, который находится под впечатлением дурного, для него в мире много неправильного и меньше правильного. Чем больше он смотрит на жизнь с таким отношением, тем больше неправильного он видит. В конце концов для него все становится неверным. Это своего рода душевное смятение против одного неправильного явления, с которым столкнулся в жизни человек, что заставило его видеть все вокруг ошибочным.  Человек, который однажды обжег губы, выпивая горячее молоко, выдувает пахту, чтобы охладить ее, прежде чем пить. Человеческий разум подобен компасу. Если однажды его заставили указать на заблуждение, как бы вы это ни восприняли, он все время будет искать свою собственную точку зрения. То же самое и с сомневающимся человеком. Человек, который начинает сомневаться в своем враге, затем сомневается в своем друге, затем он начинает сомневаться в своих самых близких и дорогих друзьях в жизни, и он не может заставить свой ум доверять никому в мире. С самыми лучшими мотивами можно подойти к нему, всячески проявлять к нему сочувствие, но он все равно будет думать: «Может быть, в этом сочувствии скрыта вражда». У людей обычно бывает так, что их позиция становится фиксированной. Это не редко встречающаяся вещь. Но тот, кто доверяет, будет доверять всем и при всех условиях, а кто идеализирует и видит добро, тот будет видеть добро, и будет идеализировать даже недостойных.

Без сомнения, лучшее фиксированное отношение предпочтительнее плохого, но самое желательное — это иметь нефиксированное, подвижное отношение. Человек должен быть свободен формировать мнение о человеке и принимать метод работы в определенных условиях, не подчиняя свое отношение каким-то предвзятым представлениям, имеющимся в подсознании. Уметь одобрять или не одобрять, уметь нравиться или не нравиться, уметь выбирать или отказываться. Добро лучше зла, но свобода выше добра. Под свободой подразумевается не только свобода от внешних влияний, но и свобода от некоторых внутренних влияний, которые овладевают жизнью человека, часто делая ее жалкой и несчастной при любых обстоятельствах.

Позиция становится высокой и широкой, когда человек смотрит на жизнь с более высокой точки зрения. Когда точка зрения невысока, диапазон человеческого зрения становится ограниченным; человек становится узким в своем взгляде на жизнь, и в его чувствах, мыслях, речи и действиях выражается то же самое. Почему Бог направлен высоко, к небу? Почему не к земле, ведь Бог повсюду? Причина в том, что в поле зрения Бога вся вселенная стоит как маленькое кукурузное зерно, а для того, кто летит на воздушном шаре и смотрит вниз с высоты, весь город оказывается в пределах его зрения, когда он стоит на земле. он не видит ничего, кроме четырех стен, которые скрывают от его взгляда весь мир.

Что значит стать духовным или благочестивым? Это значит иметь более высокий взгляд на жизнь, смотреть на жизнь с более возвышенной точки зрения. Именно высокая точка зрения на жизнь облагораживает душу, именно через широкий взгляд на жизнь реализуется духовный аристократизм.

Перевод: Ладомир Родумилов


Рецензии