Казачья воля

 
Вначале обратимся к словарям, чтобы узнать, как они объясняют термин "воля". Воля, как человеческое качество, означает способность делать выбор и совершать действия.

- В психологии, воля - это свойство сознания человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своими эмоциями и поведением.
- В нейронауках, воля - это многозначный термин, обозначающий различные высшие когнитивные процессы или функции, связанные с контролем поведения.
- В философии, воля - это феномен проявления субъектом своих желаний и намерений, способность регулировать последующую деятельность и поведение, а также возможность формирования более сложных целей и концентрации внутренних усилий для их достижения.
- В праве, воля - это способность лица контролировать свои действия.

Также посмотрим, что говорит православная церковь о воле. Воля - это свойство разумной природы, сила или часть души, созданной свободной по образу Божию. Преподобный Иустин Попович указывает, что свободная воля - это свойство души человека, созданной по образу Божию. Отцы православной церкви различали образ Божий в человеке, видя его в разуме, свободной воле и бессмертии. Образ Божий следует видеть только в невещественной душе, так как Бог - чистейший Дух, не облеченный телесностью. Человек носит образ Божий в высших свойствах души, таких как бессмертие, свободная воля, разум и способность к чистой бескорыстной любви.

Бог даровал духовным существам свободу и направляет их к отвержению зла и обращению к добру по своей свободной воле.

Теперь рассмотрим понятие своеволия. Часто слышим, что если я вольный человек, то делаю, что хочу. Своеволие имеет следующие значения:
1. Склонность человека принимать решения на основе собственной воли, в том числе вопреки желаниям окружающих.
2. Поведение и поступки, свидетельствующие о склонности действовать по своей воле и прихоти.

Синонимы для своеволия: самодурство, своевластность, упрямство.

Антонимы для своеволия: смирение, послушание, рациональность.

Отцы православной церкви высказывались о своеволии. Если ты стремишься быть с демонами и оказаться в геенне огненной, то делай, что тебе нравится, живи так, как хочешь - никто не препятствует. Святитель Иоанн Златоуст и святой Макарий Великий говорили о том, что своеволие предпочитает телесный покой. Святой Макарий Великий также говорил: "Ум, оторванный от памятования о Боге, впадает или в ярость, или в похоть". Он называл похоть скотоподобной, а ярость - бесовской. Он также отвечал, что если душа проявляет благочестивость в каждой мысли и каждом деле, она всегда находится с Богом.
Само собой разумеется, в экстремальных условиях, в которых приходилось жить веками казакам, особенным свойством была способность руководить своими действиями и поступками. Но для того, чтобы это проявлялось у всего народа, необходима единая идеология и религия. Исторически у казаков этими принципами было христианство, которое они приняли за несколько веков до крещения Руси без насилия и принуждения. В молитве казака перед боем ключевой фразой является "в руки Твои Господи предаю дух мой". Для этого казаки постоянно живут с мыслью о Боге, чтобы в критической ситуации предаться Его рукам и принять наиболее правильное решение. Именно в таких условиях они жили веками, из поколения в поколение. Однако потом им рассказали, что можно жить без Бога. Непонятливых изгнали или истребили. И в результате получили то, что имеем. Отсюда возникает вопрос о том, что такое казачий дух. О "казачьем духе" написано и переписано, пожалуй, больше, чем о чем-либо другом. Необычность многих действий, поступков и стойкости казаков давали повод для этого.

Война для казака в прошлом была делом привычным, обыкновенным занятием, это было его призванием. Казак всегда признавал себя частью воинственного народа, гордился своим происхождением и риск становился его привычкой. Военная добыча или "дуван", важная часть казачьего быта, имела значимое значение в течение длительного времени. Боязливость для казака являлась позором, а трусость до середины 18-го века каралась смертной казнью. Подвергая свою жизнь постоянной опасности, казак обязательно возлагал свою надежду на Бога. Каждый участник боевых действий, включая последние события (Афганистан, Чечня, Абхазия, Приднестровье), подтверждает, что надежда на Бога является единственным способом спасения в любых случаях, даже если смерть кажется близкой. Сколько раз, в тяжелые минуты боя, припоминаются молитвы, которым их учили матери и бабушки в детстве. Они читают эти молитвы с искренним усердием, искренней надеждой и верой в помощь Всевышнего. Материал о сущности "казачьего духа" был собран Председателем Совета стариков Кубанского казачьего войска Павлом Захаровичем Фроловым.


Рецензии