Характеристика детей с синдромом Дауна

Предыдущая: http://proza.ru/2024/02/26/681

Психолого-педагогическая характеристика детей с синдромом Дауна

Все дети с синдромом Дауна разные и их психолого-педагогическая характеристика может отличаться, тем не менее подчас наблюдаются следующие особенности.
Внимание
Из патологических проявлений процесса внимания следует указать на такие, как:
• повышенная отвлекаемость внимания: связана со слабостью активного внимания и невозможностью на длительное время сосредоточиться на одном виде деятельности;
• недостаточная концентрация (рассеянность внимания, неустойчивость активного внимания): обычно сочетается с истощаемостью внимания, утомляемостью;
• нарушение распределения (сужение объема внимания);
• замедленность переключения (застреваемость внимания).

Восприятие
• У детей с синдромом Дауна наблюдается ряд нарушений, затрудняющих сенсорное развитие.
• Из них весьма значительными являются:
• недостаточность тактильного анализатора;
• недостаточность вестибулярного анализатора;
• недостаточность суставно-мышечного чувства;
• проблемы с ориентацией в схеме собственного тела и окружающем их пространстве;
• трудности при манипулировании предметами.
В результате у них недостаточно формируется предметно-манипулятивная деятельность, благодаря которой происходит дальнейшее развитие мышления, речи и других высших психических функций.
Нарушение тактильной чувствительности ведет к тому, что затрудняется усвоение сенсорных эталонов (форма, цвет, величина, температура, вес, свойства поверхности).
Большинство детей с синдромом Дауна испытывают те или иные проблемы с получением и обработкой информации, поступающую через органы чувств.

Память
Характеризуется гипомнезией (уменьшенный объём памяти), требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, для заучивания и запоминания нового материала.
Свойственна недостаточность слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух.
Слуховая память – это кратковременная вербальная память. Именно она позволяет нам понять и запомнить то, что говорит собеседник, пока мы думаем, что бы ему ответить. У детей могут возникнуть с этим проблемы. Например, вы попросите его надеть пальто и варежки, он наденет пальто, но забудет про варежки.
Зрительная память у детей с синдромом Дауна обычно намного лучше, чем слуховая. Если ребенок будет видеть, откуда вы каждый день достаете его одежду, он запомнит это намного лучше, чем если бы вы говорили ему каждый день: «Одежда в шкафу на второй полке». Поэтому многим детям с синдромом Дауна легче начинать осваивать речь при помощи специальных жестов, знаков, визуальных сигналов.

Речь
1) Меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям.
2) Пробелы в освоении грамматических конструкций.
3) Способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила.
4) Большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи.
5) Трудности в понимании заданий.
6) Сочетание меньшей ротовой полости и более слабой мускулатуры рта, и языка физически затрудняют произношение слов; чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией.

Мышление
1. Медленное формирование понятий и становление навыков:
• снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
• необходимость большого количества повторений для усвоения материала;
• низкий уровень обобщения материала;
• утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.
2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:
• трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;
• сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, т. е. однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями;
• трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета или выполнения цепочки действий;
• нарушения целеполагания и планирования действий.

3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.
4. Особенностью предметно-практического мышления, характерного для этого возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ, т.е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.
5. Нарушение сенсорного восприятия, что бывает связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.
6. Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, темпы их развития также могут существенно различаться. В основу программы когнитивного развития легли: предметность мышления дошкольников, необходимость использовать их чувственный опыт, опора на наглядно-действенное мышление как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению, использование собственной мотивации ребенка, обучение в игровой форме, а также возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывающего его особенности, предпочтения и скорость обучения.

Эмоционально-волевая сфера
• У детей с синдромом Дауна отмечаются сохранность элементарных эмоций. Большинство из них ласковы, привязчивы. Некоторые выражают положительные эмоции ко всем взрослым, вступают с ними в контакт, некоторые – преимущественно к тем, с которыми они постоянно общаются.
• У детей положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные. При неудаче они обычно не огорчаются. Не всегда могут правильно оценить результаты своей деятельности, и эмоция удовольствия обычно сопровождает окончание задания, которое при этом может быть выполнено неправильно.
• Доступны страх, радость, грусть. Обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, хотя встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.

Личность
• В личностном плане этим детям в большей степени свойственна внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей.
• У некоторых из этих детей наблюдаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность.
• Однако большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, отличаются уравновешенностью.

Продолжение:


Рецензии