Царицынская переволока, где ты? 5

Я обещал показать читателям «Царицынскую переволоку»? Вот она на заставке перед текстом (короткая стрелка, направленная вверх). Полагаю, что к разным истокам реки Царицы переволок было не меньше десятка. Эта - почти самая короткая (но не самая). Длина её - два километра. В волгоградском микрорайоне Горьковский, волок начинался от того места, где сейчас небольшой каменный памятник «Исток» - почти от автострады А-260. Почему я настаиваю на том, что это Царицынская переволока? Ну, как минимум – раз она Царицынская, то, несомненно, должна быть связана с рекой Царицей, или с городом Царицыным, а это современный город Волгоград. Чтобы понятно было название реки и города, нужно немножко знать историю первого русского поселения в этих местах. Вот выдержка из книги «Чистая вода с чистой совестью»: «Царицынская крепость, по данным документов Разрядного приказа, была построена в 1589 г. на Царицыном острове (сейчас остров называется Сарептский). Поначалу ее называли «Новый город на Царицыне острове», затем «Царев город на Царицыне острове» и лишь несколько лет спустя – «Царицын». Внутренняя застройка деревянной крепости, как и во многих русских крепостях того времени, велась стихийно, сообразуясь с рельефом местности и направлениями дорог. Помимо жилых построек упоминаются воеводская изба, церковь, таможня и тюрьма. Лихолетье начала XVII столетия уничтожило в Нижнем Поволжье многое из того, что русский народ создавал веками. Астрахань была разорена, крепости Царицын и Саратов сожжены. Пришли в упадок сторожевая служба, торговля, заброшены соляные промыслы, рыбная ловля. С 1614 г. правительство нового царя Михаила Романова взялось за восстановление сторожевой службы на Волге. Новая Царицынская крепость была восстановлена уже на высоком правом берегу Волги в месте впадения в нее реки Царицы. Судя по старинным гравюрам и описаниям, она была возведена в соответствии с техническими правилами построения русских городов на окраинах в XVII веке». То, что русские только пришли, а остров уже назывался Царицыным, я связываю с царицей сарматов, погребальный курган которой сейчас называется Мамай (могучий). Изначально всё вокруг кургана называлось царицыным – и остров, и речка, и волоки, ведущие к речке Царице. А впоследствии царь Пётр Первый так назвал и оборонительную линию от Дона в районе современного посёлка Качалино до города Царицына. Подробности есть на сайте «ВАЛ ЦАРИЦЫНСКОЙ СТОРОЖЕВОЙ ЛИНИИ (ВАЛ АННЫ ИОАННОВНЫ)»:  «Линия сооружена от Царицына до станицы Качалинской — в месте кратчайшего сближения двух рек, на территории современных Городищенского и Иловлинского районов. Линия состояла из сухого рва шириной до 8 метров и вала высотой 2,6 до 4,6 метров (от дна рва — 9-12 метров) с банкетом для стрельбы. Прорезавшие линию овраги перегораживались частоколом из заостренных бревен и дубовыми клетями, заполненными землей. В состав линии вошли: каменная крепость Царицын, четыре деревянно-земляных крепости (Мечетная, Грачевская (теперь — хутор Грачи), Осокорская и Донская), 23 земляных редана с караульным сооружением, огороженные частоколом. Длина линии — 54 километра». Дополню, что в районе современного поселения Сакарка на реке Паньшинка спутниковая карта демонстрирует надпись «Царицынская сторожевая линия» прямо на автостраде Е-119 (Р-22). Что же это выходит? Канал в шесть километров между Иловлей и Камышинкой Пётр прорыть не смог, а пятьдесят четыре километра восьмиметровой глубины ров, над которым ещё вал выстой под пять метров – это пожалуйста. Вот какова сложность строительства гидротехнических сооружений! И вот как важны были волоки, защищая которые эта оборонительная линия была возведена. Но как этот ров пересекал речки Старая Мечетка, Котлубань и Паньшинка? Ума не приложу… Ещё меня удивляет то, что Пётр главным волоком собирался сделать  путь от Иловли до Камышинки, а до устья Иловли оборонительную линию не довёл. Это как? Значит, остальные волоки были востребованнее? А что там за волоки оказались под защитой? От истока речки Грачи до истока речки Орловки вытекающей из Орловского пруда и впадающей в Мокрую Мечетку, а затем в Волгу - 1,8 километра посуху. А Грачи эти впадают в Сакарку, которая течёт в Паньшинку, а та в Дон. Это один волок. И крепости Грачевская и Мечетская указывают на усиленную охрану этого волока. А между истоком речки Рассошки, впадающей в Карповку, стремящуюся к Дону и началом притока Волжской Царицы, в районе современного микрорайона Царицын, под названием балка Таловая – чуть более пятисот метров. От истока этой же Рассошки до балки Гнусина, примыкающей к Царицыну слева 300 метров. Эта Рассошка добралась и до местного аэропорта и если волочить лодку от него до начала притока Мокрой Мечетки -  то путь составит немногим более полутора километров, а там и до Волги рукой подать.  Эти волоки пометить на этой карте не представилось возможным по причине ограниченности пространства. Но балка Таловая чётко видна слева от Царицынского микрорайона Волгограда, если вы сами посмотрите этот район на спутниковой карте. Там даже не надо было строить гидротехнических сооружений - пятьсот метров в предместье крупного города - это баловство. Да, к тому же, рядом опорный пункт (крепость),в котором явно была предусмотрена организованная транспортировка лодок между конечными точками волжского и донского путей.  Канал который приметил из космоса я вам отразил на карте. Был и ещё один волок - он лежал к реке Ельшанке я тоже его стрелкой пометил. И он, странным образом совпал с волоком, указанным в раскритикованной мной «в дым» научной работе «Средневековая переволока и строительство Волго-Донского судоходного канала при Петре Великом». Вот цитата оттуда: «Казачий городок Пять Изб, который находился на противоположном берегу Дона, южнее речки Карповка и севернее Донской Царицы, будучи одним из пунктов переволоки, приобрел особую известность во времена Степана Разина: по историческим источникам известно, что атаман Василий Ус, собравший в 1668 г. на реке Лиске 300 казаков, повел войско именно от Пяти Изб на Волгу в помощь Разину царицынско-сарпинским или карповско-ельшанским волоками». Я за Карповско-Ельшанский. Он отмечен на карте стрелочкой правее пролегающего к истоку Царицы. От крайнего пруда Ерика Песчаного, волок шёл к одному из притоков речки Ельшанки. То есть путь атамана Уса лежал к Карповке, из неё в ерик Песчаный, затем через водораздел в речку Ельшанку, и в Волгу. Протяжённость Карповско-Ельшанского волока два километра семьсот метров. И, если вам нужно было в Волгу, не заезжая в Царицын, то это самый короткий путь между Волгой и Доном. Чтобы понять откуда атамаун Ус шёл на Волгу посмотрите на карту перед публикацией №2 - там есть станица Пятиизбинская на правом берегу Дона. Ус пошёл не через самый короткий волок, чтобы пройти подальше от Царицына, не привлекая внимания служилых людей в Царицынской крепости. А самый первый и самый длинный волок был между истоком реки Карповка и речкой Сарпа – он был километров под двадцать. Речные суда ставили на колёса и везли от одной реки к другой. В одной из публикаций на эту тему я продемонстрирую картину русского художника, отразившего этот сложный процесс. Так же попытался поставить на эти колёса свои морские корабли адмирал турецкого султана. В 1569 г. турецкий султан Селим II направил многотысячное войско вверх по Дону с целью прорыть канал между Доном и Волгой и по нему дойти до Астрахани, которую он собирался отвоевать у Ивана Грозного. Дело было спешное, а землекопы копали медленно. Тогда турки поставили свои корабли на колеса, используемые для транспортировки русских речных судёнышек, но «колёсные подвески», сработанные под плетёное судно «будар» развалилась не выдержав перегрузок, и со спокойной совестью турецкие моряки погнали корабли назад. Пётр Первый тоже объявил о строительстве Волго-Донского канала, решив повторить подвиг Стеньки Разина. Тот заставил тащить казачью голытьбу лёгкие речные суда против течения Иловли, впадающей в Дон, двести пятьдесят километров. А затем мятежные казачки протащили свои плавсредства через волок посуху пять с половиной киолометров в речку Камышинку. Спустились по Волге, захватили Царицын и прихватили от причала большие челны для морского хода.  Мне повезло – ситуацию прокомментировал на Прозе.ру Олег Данкир в публикации «Паншин городок на Дону». Вот что я почерпнул оттуда: «Этот городок, один из древнейших городков на Дону, городок разбойно-казачьего типа, пристроился на островке посреди Дона, ближе к его правому берегу. Остров этот известен был тем, что тут с испокон века прятались беглые люди, которые собирались в шайки и гуляли по Дону, грабя купцов. Здесь была своя правда, свой закон. Местная легенда утверждает, что первым привёл сюда на житьё крестьян сам беглый крестьянин Павел, которого прозывали по простоте Панша или Паня». Первый поход Стеньки Разина был на Каспий и я его уже описывал в предыдущих публикациях «Царицынская переволока, где ты? А подробности второго похода интересно описал автор обнаруженного мной исторического сюжета про Паньшин городок: «В тот поход, окончившийся неудачей, у Паншина островка собралось тысяча стругов и будар». Вот на чём ходили разинцы в боевые походы. А теперь подробности про царя Петра.: «В 1697-м году здесь была основана Паншинская верфь, на которой к 1697-му году для Азовского флота были построены 4 линейных корабля «Крепость», «Скорпион», «Флаг» и «Звезда». Корабли этого типа были двухдечными с коротким баком. Длина кораблей составляла 46,25—46,3 метра, ширина — 12,8 метра, а глубина интрюма — 5,56—5,6 метра. Численность экипажа судов могла достигать 470 человек». А первый русский линейный корабль петровской кораблестроительной школы имел следующие основные характеристики. Длина по нижней палубе 118 футов (тридцать пять с половиной метров), ширина без обшивки 31 фут (девять метров с небольшим), глубина в трюме (интрюм) 9 футов 9 английских дюймов (меньше трёх метров). Вооружение 58 пушек». Про осадку до ватерлинии информации я нигде не нашёл, но, думаю, не меньше двух метров. Одномачтовый чёлн такой длины имел осадку полтора метра, но у него было плоское дно, а у корабля был киль для баланса на большой волне – три мачты всегда стремились корабль перевернуть, а киль его выравнивал. Но, за счёт киля осадка судна увеличивалась. А большой линейный корабль имел и пять мачт. Значит, осадка была под три метра. Это про что я завёл речь? Пётр Первый «похерил» идею строительства Волго-Донского канала в 1701 году с началом войны со шведами. То есть - указанные выше линейные корабли уже были в строю. А теперь факты о глубине Иловли. Я засомневался – может быть в старину речка была глубже, чем три метра в самом глубоком месте? Вот информация с сайта «Из истории геолого-географических исследований территории Иловлинского района Волгоградской области (от Пимена до начала ХХ В.). Из рек Донского бассейна, наиболее важное значение имеет Иловля; ширина ея от 15 до 18 сажен (до 32 метров), глубина до 1 сажени (до 1,83 метра). И ранее указанные мной сорок метров ширины и три метра глубины это даже получше средних исторических показателей. А что это значит? Император Расейский учился в заграничных академиях и не понимал, что ни один корабль даже не войдёт в устье реки Иловли, так-как сразу упрётся килем в речное дно?  А ведь его ещё надо тащить двести пятьдесят километров к волоку против течения. И, даже если там был бы уже построен канал в сторону речки Камышинки, которая в два раза мельче Иловли и в пять раз её уже в самом широком месте, то думать о том, что Пётр Первый собирался строить Волго-Донской канал в районе Камышинки – это просто наивно.   Похоже что там проводился масштабный эксперемент, на котором нарабатывался опыт строительства каналов, плотин и дамб. Изначально я думал, что царь решил сэкономить деньги на продлении Царицынской оборонительной линии и построил оборонительные укрепления в районе, где Иловля делает петлю и наиболее близка к Камышинке. Но на спутниковой карте видны оба канала, которые англичане копали между этими двумя реками. А также видно, что на время этих работ Иловлю "спрямили" - пустили воду идущую по изгибу русла по прямому короткому пути и "петля" до настоящего времени осталась старицей со стоячей зелёной водой. На время испытаний каналов прямую протоку засыпали и вода шла по "Иловлевской петле". Но результат Петра не устроил, а канал от Петровского Вала был бы водным путём между Волгой и Доном для лёгких речных судов. И не обязательно было попадать в Волгу от самого Дона - и выше по течению Волги было много населённых пунктов и ниже. Это была бы связь всего иловлевско бассейна с Волгой. А бассейн этот начинался из глубины России в восьмидесяти километрах южнее Петрова Вала, что в шестидесяти километрах западнее Саратова - там есть посёлок Первомайский. Этот неглубокий водный путь от Иловли до Камышинки был бы альтернативой всех волоков от истоков реки Царицы, до Петрова Вала, потому что - этот самый Петров вал, как оборонительное сооружение простирался на 171,5 километр по прямой от города Царицына до неудачных английских каналов. А учитывая повороты вала из-за проблем с рельефом местности - его настоящая протяжённость близка к двухстам километрам! И эта фортификация шла по водоразделу между Доном и Волгой и лишала многие десятки волоков всякого смысла. Теперь вы знаете что такое "граница на замке". И всё-таки, к одному из истоков реки Волжской Царицы, похоже что, наш самодержец, заставил землекопов канал прокопать... Но для маленьких речных судов! А может быть каналов было и два, даже трёх отрицать не буду, не говоря уже о четырёх. В публикации №3 я уже озвучивал реакцию современника тех событий о том, что ещё до Иловли и Камышинки Пётр держал тридцать пять тысяч землекопов на реке Царице, а никакого канала они не построили. Видать нельзя было этому дядьке разглашать государственную тайну. В следующей публикации я вам покажу фотографию этого канала. Кроме этого есть ещё один канал из притока Волги к притоку Дона (прямо через Петровские укрепления). Похоже, что там и были крепости Грачевская и Мечетская, потому что Петров вал в этом месте не стыкуется оставляя зазор между укреплениями. А расстояние между конечными точками притоков Волги и Дона на этом волоке 1,8 километра. В этом "не стыке" нынче Орловский карьер, а поперёк бывший волок пересекает оросительный Городищенский магистральный канал. Продолжение следует.


Рецензии