5 великих картин и 5 великих художников. Часть 2

СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА

Кто не слышал фразу "Увидеть Париж и умереть"! Считается, что Париж один из самых красивых городов в мире. Рим не самый красивый город. Рим – это великая красота!
Так же и фрески Микеланджело в Сикстинской капелле. Это не самые красивые картины в мире. Но это великая красота.
Сикстинсая капелла – это огромная церковь в Ватикане. В ней проводил службы папа римский, а также она использовалась для проведения конклавов, на которых кардиналы избирали нового папу римского. В этом качестве капелла используется и по сей день, несмотря на то что в настоящее время это музей.
В Сикстинской капелле в 1508-1512 годах Микеланджело Буонарроти расписал плафон и много позже, в 1534-1541 годах, алтарную стену. Эти росписи очень необычны, они вызывают много вопросов. Об этом мы немного поговорим ниже.
Попасть в капеллу непросто. Путь к ней долгий, очень долгий. Через все музеи Ватикана, через залы, наполненные множеством итальянских картин, через стансы Рафаэля. К сожалению, мне пока не довелось там побывать. Говорят, что, когда входишь в это помещение, забываешь, что стены расписаны Боттичелли, Росселли, Перуджино, Гирландайо... Первое, о чем думаешь, когда поднимаешь взгляд к плафону, – какие огромные фигуры, как там тесно от человеческой плоти. Разглядывая эти фрески на репродукциях и в интернете, я охотно в это верю. Это шокирует даже на фото. Фигуры Микеланджело похожи на героев греческой и римской мифологии. Вернее, на ожившие античные скульптуры этих героев. Понятно, что в XV-XVI веках интерес к античности был огромен. А Микеланджело, прежде всего, был известен как скульптор ("Давид", "Пьета", "Моисей" и другие шедевры), и в поисках идеала красоты (что было программным устремлением для художников этой эпохи) вдохновлялся классическими образцами античного искусства, которые, понятно, были обнажёнными. Всё это так, но одно дело мифологические боги и герои, а другое – росписи в католическом храме.
На плафоне череда потрясающих композиций, самая известная из которых – "Сотворение Адама". Предполагается, что это девять сцен из Ветхого завета, изображающих события, предшествующие явлению Христа. Но если внимательно к ним приглядываться (а на диване с компьютером это даже удобнее, чем в капелле – там же высокий потолок – не всё разглядишь), как-то на это не очень похоже. Не христианских символов, не благовещения как такового нет. Нет Святой Троицы. И в целом многое в них смущает. Некоторые видят там сексуальные символы, и даже говорят о том, что в некотором смысле это карикатура на христианскую мифологию. Всё неоднозначно.
Если рассматривать с чисто художественной точки зрения, то фигуры Микеланджело на плафоне безупречно пропорциональны и классически красивы. Их особенностью является то, что, с одной стороны, они очень мощные, атлетически хорошо сложены (и женские в том числе); с другой стороны, в них очень много грации и изящества – они легкие, динамичные, излучающие разумность, позитив, веру в светлое будущее. Это несёт невероятный заряд! Это восхитительно красиво! Также, я думаю то, что фигуры Микеланджело скульптурны, подчёркнуто объемны способствует их лучшему восприятию с большой высоты людьми, стоящими внизу – Микеланджело это понимал и сделал их такими намеренно.
Написанная более чем через двадцать лет на алтарной стене фреска «Страшный суд» гораздо мрачнее. Она создана совсем с другим настроением и несёт какой-то совсем невесёлый, если не сказать, пугающий посыл. Время изменилось, и будущее уже не представляется мастеру таким светлым.
Микеланджело отступает от традиционной ещё в Византии композиции Страшного суда и предлагает совершенно иное решение образа судьи Христа. У него это огромный безбородый красавец с мощным торсом, как будто говорящий: "Пойдите, проклятые!" Он больше похож на Аполлона, посылающего в Тартар недругов искусства, чем на милосердного бога христиан. Да и богородица ли рядом с ним?
Этот красавец-гигант своим велением как будто закручивает ураган, смерч, втягивающий огромное количество людей (на картине более 400 фигур). Честно говоря, при взгляде на всё это тебя охватывает ужас. Если так и было задумано, то получилось грандиозно!
Есть одно здесь жуткое изображение, смотря на которое с трудом веришь своим глазам, – это человек, держащий в руках содранную с человека кожу. Есть мнение, что в образе этой кожи Микеланджело изобразил себя – таким он чувствовал себя в это время опустошённым (выпотрошенным) морально и физически.
Повергает в недоумение, близкое к смятению, обилие обнажённых тел – как такое "пропустили"? Бьяджо да Чезена, один из приближённых папы, посетивший вместе с ним капеллу, увидев часть изображённых на алтарной стене фигур, возмутился и высказал резкое осуждение, сказав, что это полное бесстыдство изображать в месте столь священном столько голых людей, и что подобные фигуры рисовать пристойно в бане, а не в капелле, где служит папа римский.
Микеланджело весьма остроумно ему отомстил. Он поместил Бьяджо в преисподнюю в виде обнаженного Миноса с ослиными ушами. Тело царя обвито огромной змеёй, которая откусывает ему половой орган. А когда Бьяджо попросил папу приказать художнику переписать это изображение, Павел III ответил: «Если бы он поместил тебя хотя бы в чистилище, я бы ещё постарался тебя вызволить, но он запрятал тебя в ад, а на ад моя власть не распространяется». Этот разговор, конечно, чья-то фантазия... А изображение такое на фреске есть. Немыслимо!
Вопросов очень много. Считать, что художник рисовал, что ему вздумается, даже по заказу Римского папы, очень наивно. Логичнее предположить, что мы пока плохо знаем историю церкви. В 1545 году на Тридентском соборе католической церкви, помимо прочего, произошло подтверждение символа веры, принятие Тридентского катехизиса и утверждение латинского перевода Библии. Тогда было принято множество догматических постановлений.
К слову сказать на том же соборе (который считается отправной точкой контрреформации) было издано повеление удалить наготу, "одеть" все фигуры на фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле. Беднягу-художника, которому было поручено это выполнить, прозвали ‘штанописцем‘ и ‘панталонщиком‘. К его чести, надо сказать, что из уважения к искусству и, возможно, к Буонарроти лично, этот художник писал эти "панталоны" гуашью и другими не самыми стойкими красками, что в последствии позволило достаточно легко вернуть фреске первоначальный вид.
Ещё любопытная деталь – "одеванию" подверглись только фигуры на алтарной стене. Изображения на потолке остались без изменения. Это объяснялось тем, что потолок капеллы находился на очень большой высоте. Микеланджело мастерил себе для работы под потолком специальные консоли, которые крепились на верхних окнах, а другие художники этого сделать не могли. Я иногда думаю о том, они, правда, не могли. Или это было удобным предлогом не портить работу великого мастера.
Итальянский живописец, архитектор и писатель, современник Буонарроти и автор знаменитых «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари писал: «Руки Микеланджело не всегда могли выразить его великие и страшные мысли». Считается, что великий скульптор был первым художником в Европе, который был при жизни признан современниками гением.


Рецензии