Что такое юродство?

В одном из древних русских сказаний говорится, как однажды праведный Иосиф Обручник заметил, что Дева Мария то счастливо улыбается, то горько плачет.
– Что с тобой, Мария, Почему ты так ведёшь себя? – спросил удивлённый Иосиф.
– Мой взор проникает в глубины жизни, – ответила Богородица, – и видит там различных людей. От одних скрыты мрачные стороны жизни, и они счастливо, беззаботно смеются, другие, напротив, видят в мире скорби и оттого плачут. Рождённый от меня, придя в мир, благословит и невинную радость одних, и возвышенную скорбь других. А я, Его Матерь, радуюсь с теми, кто смеется, и печалюсь с теми, кто скорбит.
Разделять радость одних и несчастье других – долг каждого христианина. И когда мы забываем об этом – праведные люди напоминают. Особенно те, которых мы называем юродивыми.

Русский человек, испокон века живший в лишениях и тяготах, находит у таких праведников великое утешение. Блаженные и юродивые, имеющие высшую любовь, всегда изливали его на исстрадавшиеся людские души, успокаивая их, умиряя.
Кроме этого они помогали и в обычных житейских нуждах, излечивали своими молитвами ко Господу от неисцельных болезней, предостерегали от опасных поступков, давали необходимые советы в тех или иных житейских обстоятельствах.
Но в иных случаях их любовь могла быть и скальпелем в руках хирурга, вскрывающего опасные гнойники. Юродивые, ради спасения души того или иного человека могли всенародно обличить его в грехах, причем, невзирая на его положение, будь он хоть простой крестьянин, хоть знатный вельможа. А всенародно они обличали тех, сердца которых пребывали в «окамененном нечувствии» и достучаться до них можно было только открыто, безбоязненно, с полным осознанием Божьей правды и неправды человеческой.

Но даже осознание собственной правоты не давало юродивым удовлетворения, настолько глубоко было их смирение. Юродивые, в противоположность грешникам, носившим личину святости, были святыми, носившими личину грешников.
Юродство Христа ради имеет свои степени, градации и полутона и в разных людях оно проявляется по-разному. Но есть что-то общее в подвиге юродства. Что же объединяет этих необычных подвижников, обретших нравственное совершенство борьбе с демоническими силами, после упорной изнурительной борьбы со своими страстями. Борьбы, где иногда бывали и поражения, но которая в конечном счёте заканчивалась победой христианского духа над бренным телом и страстными помыслами.
 Прежде всего, юродивых объединяет то, что они подобны благородным рыцарям и юродство это лишь доспехи, оберегающие их сердца от раскалённых стрел лукавого, от дурных влияний мира сего, во зле лежащего.
А, кроме того, юродство это ладонь, бережно прикрывающая свечу сердечной молитвы, дабы её огонёк не погас от вмешательства страстного мира как от порыва буйного ветра.

Элементы юродства можно встретить и у самых серьёзных и глубокомысленных христиан. Например это умение смягчать конфликтные ситуации шутливым, но в тоже время и мудрым словом, осолённым благодатью. Юродивым свойственно искусство употребить вовремя шутку, прибаутку и даже острое словцо с целью уйти от ненужного, от неполезного и даже душевредного разговора. И этим искусством пользуются мудрые христиане. Слово или действие подчас неожиданное, непредсказуемое, выходящее за рамки светских условностей цель которого ободрить огорченного, поставить на место дерзкого, воодушевить малодушного – эти элементы юродства присутствуют в современном христианском сообществе. Граничит с юродством и продиктованное Евангелием поведение: молчание в ответ на озлобленные выпады недругов, встречный вопром на вопрос, заданный с лукавым умыслом, язык притчи, иносказания, аллегории к которым обращаются в сложных ситуациях.
Но настоящие Христа ради юродивые, в прямом смысле этого слова, сегодня вряд ли где-то существуют ибо оскудела земля русская праведниками, удостоившихся святости, которую необходимо скрывать под личиной грешности. Но ведь юродство это и не пример для подражания. Мудрые духовники поучают о жизни среди мирян: «Будешь хорошим (наивным, доверчивым, безхитростным) – съедят. Будешь плохим (самонадеянным, замкнутым, грубым) – заплюют. Христианин должен держаться золотой середины. Иметь мудрость змеи и кротость голубя. То есть одновременно быть хладнокровным и приветливым, мужественным и добрым, скромным и назидательным, но не навязчивым…
И здесь нам могут помочь элементы юродства.
Высокодуховные старцы дают иногда такое необычное наставление: «С лукавым – по лукавому». То есть с человеком злонамеренным, желающим тебе вреда, не грех быть хитрым. Можно схитрить, чтобы отвести удар от себя или от ближнего, дезориентировать противника, разрушить его козни. Но христианская хитрость отличается от мирского лукавства. Хитрость имеет целью спасти душу человеческую от вреда, а лукавство, наоборот, принести ей вред. Хотя с точки зрения отвлечённой морали и в том и в другом случае избираются, может быть, небесспорные  средства. Но в парадоксальных ситуациях христианский хитрец призывает на помощь Дух Божий, чтобы Он умудрил его, а лукавый, он и есть лукавый, и споспешествует ему дух лукавого.

Примеры хитрости, к которой прибегали праведники, мы можем видеть в Священном Писании. Например, Авраам, когда в Египте при царском дворе его жене грозила беда, выдал её за свою сестру. Иаков, добывая первородство согласился подкупить брата чечевичной похлёбкой. Давид, чтобы сохранить себе жизнь притворился безумным.
Современный мир стал не менее агрессивным. Алчность,  желание иметь как можно больше земных благ, пребывание в плотских страстях, свойство нашего общества. И чтобы жить в этом мире достойно современные христиане должны изыскивать особые формы поведения, уметь говорить особым языком для того, чтобы отстоять свой духовный суверенитет. И в этом им могут помочь элементы юродства, которые, не нанося другим оскорблений, помогут христианам опровергать голословные обвинения, разоблачать лесть, а если он стяжал любовь к ближним, то назидать и обличать. Но, повторюсь, если он стяжал истинную, евангельскую любовь.   
В Евангелии сказано: «Если я имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру,  так что могу и горы переставлять, а любви не имею, – нет мне в этом никакой пользы». (1 Кор. 13, 1-7).
Любовь к ближним позволяет юродивым и блаженным ощущать Царствие Небесное уже здесь, на земле. Такие люди помнят, что «Царствие небесное внутрь вас есть». (Лк. 17, 21). Они своей жизнью показывают, что человек, следующий по стопам Христа, исполняющий Его заповеди имеет блаженство уже здесь на земле, не взирая ни на нищету, ни на болезни, ни на людское презрение.
И православные, видят в блаженных и юродивых Христа ради такую способность, потому и тянутся к ним и почитают их за святых людей, которые своим примером научают хоть как-то приблизиться к такому ощущению.
И юродивые Христа ради, очищенные личными страданиями, познав голод, холод, нищету, скорби, болезни и человеческие надругательства, согревают любовью притекающих к ним обездоленных людей.
 Но почему же мир ненавидит юродивых, гонит их и преследует? Потому что мир, считает безумными всех, отказывающихся от удовольствий, которые предлагает им жизнь. Мир унижает и оскорбляет их, потому что они мешают миру спокойно предаваться плотским страстям и утехам. Ещё апостолов, проповедовавших превосходство духовного над плотским считали за ненормальных людей. Апостол Павел так писал про учеников Христовых: «Мы сделались позорищем для мира, для ангелов и для человеков. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся... хулят нас мы молим, мы как сор для мира, как прах всеми попираемый». (1 Кор 10; 9,11,13)
И потому первые христиане считались юродивыми. «Мы безумны Христа ради», – писал апостол Павел (1 Кор. 4, 10) и отмечал, что у тех, кто встал на путь юродства образцом для подражания должен быть сам Иисус Христос: «Ибо когда мир, своею мудростию не познал Бога, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих».  В некоторой мере юродство проповеди проявлялось у Христа в Его притчах, которые порой не могли понять даже апостолы.
 
Но почему же в последующих веках юродивые Христа ради своими речами и поступками добивались того, чтобы люди считали их за умалишенных, презирали, хулили, злословили и даже побивали.
Потому что они всегда помнили, что Сам Христос подвергался надругательствам и избиениям, а Его Пречистой Матери при виде всего этого «оружие прошло сердце», то есть Богородицу глубоко ранило все, что происходило с Её Сыном.
Оттого и не могут блаженные и юродивые предаваться земным радостям и утехам, что перед их глазами всегда стоит распятый Христос.
Но как мы уже говорили вначале Господь благословляет и возвышенную скорбь невинную радость. Потому современный христианин и должен держаться золотой середины. А особенно избегать лжестарцев и лжеюродивых, расплодившихся в наше время, как грибы после дождя. Грибы, которыми можно отравиться. 
Мне приходилось встречать уловленных тщеславием людей, ведущих себя эксцентрично, изрекающих туманные пророчества и дающих туманные ответы на духовные вопросы. Произносящих речи от лукавого, помрачённого ума своего. Они похожи на античных пифий или оракулов. Хотя доверчивые простачки и принимают  их за юродивых Христа ради. Но нам следует помнить слова Самого Христа: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос» и многих прельстят. (Мф. 24. 4-5).
Восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно и избранных. Вы же берегитесь». (Мк. 13. 22-23).


Рецензии