История освоения казаками Арктики

                История освоения Арктики с 16 века

             Век семнадцатый стал столетием стратегических открытий в полярном бассейне. Сибирью прирастало Русское государство! В 1600 году российская правительственная экспедиция под руководством князя Мирона Михайловича Шаховского добралась из Тобольска до реки Таз. Здесь князем и его казаками была основана легендарная Мангазея, ставшая промысловым центром и основной базой для движения русских в Центральную и Восточную Сибирь. Архангельск -- Пустозерск -- Мангазея -- Якутск…         
Поступь первопроходцев была тяжела, а путь их -- крайне труден. Но за спиной отрядов, идущих "на восток", оставались деревянные крепости, остроги и города, увеличивающие освоенные пределы государства. Несть числа великому куреню арктического казачества, пробивавшему торную дорогу в новые владения -- к Оби, Енисею и Лене, как несть числа поморским промышленникам, открывшим иные пределы России: Ямал, Таймыр, Якутию, Чукотку, Камчатку и Дальневосточье с Беринговым проливом между Евразией и Америкой. Илья Перфильев, Иван Ребров, Иван Ерастов, Василий Сычев, Яков Семенов, Михал Стадухин, Семен Дежнев, Дмитрий Зырян, Исай Игнатьев, Федот Попов, Курбат Иванов, Иван Рубец, Владимир Атласов, Меркурий Вагин, Яков Пермяков… Трудна была их доля. Каждый поход -- хуже войны. Лишения -- адские. Потери -- ужасающие. Убивали холод, штормовое море, зверье, цинга… Без надежных баз, без тылов, на подножном корму, и опора -- только на Бога, на собственную волю да на сабельный клинок. Выживали сильнейшие и самые удачливые -- Арктика проводила жестокий отбор. Потомки вырубили имена и фигуры этих людей в камне, отлили в металле и запечатлели в географических названиях.
Век восемнадцатый в истории Российской Арктики стал временем целенаправленного исследования полярного региона. Тобольский картограф, историк и географ Семен Ремезов по результатам казацких экспедиций, на протяжении столетия собиравших дань, составил к 1701 году рукописную "Чертежную книгу Сибири", опубликованную лишь двести лет спустя. Для современников она осталась безвестной, но нам служит свидетельством истории освоения арктических земель. Те земли были открыты наскоро, "штрихами", и потому требовали основательной описи и нанесения на карту. Россия пришла к осознанию этого в первой четверти XVIII века. В 1725 году с обозначенной целью была отправлена Нижнеобская экспедиция. Трудами её геодезиста Петра Чичагова на карте России появились контуры полуостровной глыбы Таймыра.
             А ведь именно из казаков комплектовались экипажи казенных судов с самого начала существования Охотской флотилии. Формулировка "за матроза казак" была общеупотребительной в XVIII веке. Равно как и "за подштюрмана штюрманской ученик" - в навигацких школах обучались, и не доучившись, назначались командирами судов казачьи дети. Не первопроходцы, не герои. Но именно эти люди обеспечивали бесперебойное функционирование Охотской флотилии -- единственной ниточки, связывавшей полуостров с Большой Землей. Транспортные рейсы Охотск-Большерецк были предприятием ничуть не менее опасным и рискованным, нежели какая-нибудь секретная экспедиция, вошедшая впоследствии в анналы истории. Сколько зафиксировано случаев, когда корабли разбивались в виду берега, или бесследно исчезали в Охотском море! А каждый такой случай -- это десятки жизней на борту. И голодная зима для сотен людей на Камчатке, ибо следующий рейс с провиантом может быть отправлен только через год. И никакой гарантии, что и на нем доставленная мука окажется сухой, а не мокрой и вперемешку с песком...
              Не слишком известная страница истории камчатского казачества. А жаль...
              Накануне Нового года, 27 декабря 2009-го, состоялся очередной Большой круг Всекамчатского Союза казаков Союза казаков России. Пришла пора переизбирать атамана, должность которого вот уже 8 лет занимает Геннадий Струначёв-Отрок.      
              Заслушав отчет атамана, казаки приступили к выборам. На голосование единогласно вынесли одну кандидатуру -- опять Г. Струначёва-Отрока. И вновь избрали его атаманом.
             Совсем не случайно камчатские казаки выражают единодушное доверие Г. Струначеву-Отроку, который в 2001 году и организовал местных казаков в союз в составе Союза казаков России, и вот уже в третий раз избирается ими атаманом. За 8 лет существования Всекамчатского союза казаков организовано 7 казачьих общин: в Петропавловске, Милькове, Елизове, Начиках, Мутной и два в Вилючинске-Приморском и Рыбачьем, где казаки наиболее организованные и активные, потому что ядро их обществ составляют люди военные.
             Неискушенный читатель не поймет, причем здесь Г. Струначёв-Отрок, если всюду звучит имя другого атамана -- Николая Бянкина. Но в том-то и дело, что в 2001 году камчатские казаки покинули «знамена» Н. Бянкина, который не удовлетворял их как атаман и в то же время не проводил перевыборов. Они ушли и создали общественную казачью организацию «Всекамчатский Союз казаков». Н. Бянкин с небольшим числом соратников остался в составе Уссурийского войска, вступил в реестр. С тех пор казачье сообщество Камчатки разделено на две группы: реестровые, то есть казенные казаки, и общественные, то есть вольные. Общественными, наиболее многочисленными, и руководит Г. Струначёв-Отрок. И руководит нормально, недаром люди ему доверяют.
             В принципе, общественные казаки готовы вступить в государственный реестр, как это сделали, например, в Оренбурге, но не хотят, пока атаманской булавой потрясает Н. Бянкин. На этом круге опять зашла речь о Н. Бянкине, и вновь казаки высказали ему недоверие, отказавшись сотрудничать с этим человеком.
             Чем занимаются общественные казаки Камчатки? В основном, воссозданием традиционного казачьего образа жизни и патриотическим воспитанием молодежи. Недаром Г. Струначёв-Отрок вот уже несколько лет подряд во время летних школьных каникул проводит лагерь «Раздольный Круг» на Зеленовских источниках, за селом Раздольным в Елизовском районе. Ребят, записавшихся в лагерь, приучают к самостоятельности, физкультуре, обучают езде на конях, водят в походы. Здесь все по-казачьи, все по-мужски, и это мальчишкам нравится. Некоторые из тех пацанят, которые были в лагере у Струначёва-Отрока в первые годы его существования, уже выросли и даже отслужили в армии. И с благодарностью вспоминают школу Геннадия Яковлевича.
            Вот и на этот круг пришли двое подростков, принятые в летнем лагере в казачата. Они уже чувствуют себя потомственными казаками, только не знают, как жить с этим чувством, что делать, как себя вести. «А вести себя надо достойно, -- наставлял их атаман. -- Как подобает патриотам, любящим Россию, народ наш замечательный. И церковь православную любить, ибо казачество всегда было и остается главной опорой православия».
            По традиции круг начинался и закончился общей молитвой. После этого казаки разъехались по домам. У каждого из них своя жизнь, семья, работа. Но они всегда помнят, что, помимо всего прочего, они еще и казаки.

                Александр СМЫШЛЯЕВ

                На фотографии Сильницкого – Петропавловская казачья городовая команда до 1917 года.


Рецензии