Благодатное место

Начало здесь http://proza.ru/2022/10/28/1204

В маленьком немецком городке, где осели после языковых курсов Левитины, работу эмигранту в начале девяностых найти было нелегко. Распрощавшись сначала со страховым агентом Робертом Шмидтом, а затем и с маклером Паулем Рутовски (про работу у них обоих муж Лёва пренебрежительно говорил: пустышку тянете, девушка!), Таня попыталась выбить какие-нибудь курсы из биржи труда - она там числилась не как безработная (пособие ей не полагалось), а как arbeitssuchend (ищущая работу). Результат оказался почти нулевым - ей предложили трехмесячный Berufsotientierungskurs fuer Frauen (это сложно перевести, примерно: курсы профориентации для женщин, которые не знают, чем заняться в профессиональном плане). Она согласилась: какое-никакое, а развлечение. И ездить никуда не надо (курсы находились в городке, где жила Таня, причем в самом центре), и с людьми новыми можно познакомиться.

Развлечение оказалось так себе: в группе десяток женщин (все выходцы из стран бывшего Союза, за исключением одной немки) слушали, как парочка доцентов (мужчина и женщина) травили байки, учили писать резюме, пытались выявить у народа, к чему у них способности, путем заполнения каких-то дурацких тестов... От этого периода у Тани в памяти почти ничего не осталось, запомнился только эпизод, как на одном из занятий доцент-мужчина объяснял тонкости заполнения налоговой декларации, а именно тот пункт, где стояло, что 12 100 ДМ (в расчете на семью), полученные в качестве процентов (или дивидендов) от капвложений, не облагаются налогом. От скуки Таня стала вычислять - это сколько ж надо вложить капитала, чтобы сумма годовых процентов по нему составила 12 100 ДМ. Получилось - при ставке годовой 5% что-то около 250 000 ДМ. Уныло думала, что с такими перспективами, как у них с мужем, до 250 000 ДМ капвложений они вряд ли когда-нибудь доберутся, так что о не облагаемых налогом доходах можно забыть. А жаль, лишняя тысяча в месяц очень бы не помешала!

***
Да, так вот, прогуливаясь как-то в перерыве между уроками по центру городка вместе с другими девицами с курсов, Таня заметила в окне цветочного магазина объявление "Aushilfe gesucht".

— Девочки, работу предлагают, — сказала Таня.

Девочки, все поголовно мечтавшие работать в каком-нибудь приличном магазине, её тут же высмеяли: в цветочный магазин берут только флористов с образованием по специальности.

— Но здесь про флориста не написано, — возразила Таня. — Ищут Aushilfe, то есть временного помощника (или помощницу), а вовсе не Floristin.

— Но это подразумевается, — попытался вразумить Таню кто-то из девиц. — Магазин же цветочный.

Никогда в жизни Таня не мечтала о карьере цветочницы, но тут её что-то задело. Ну, почему женщины, ставящие себе цель — стать просто продавщицами, даже не пытаются приложить хотя бы минимум усилий для достижения этой цели?

— Ладно, люди, — сказала она, — вы как хотите, а я зайду, спрошу, извинитесь за меня перед преподавателем, скажите — я задерживаюсь из-за объявления о работе.

И Таня зашла в цветочный магазин. В магазине не было покупателей, только одна немолодая (она тогда уже была на пенсии) продавщица по имени Лизель. Они поговорили. Лизель спросила Таню, откуда она, имела ли когда-нибудь дело с цветами. Таня максимально правдиво ответила: нет, не имела, но она их нежно любит (про то, что у неё в доме дохнут любые цветы (даже кактус, подаренный сыном, съела какая-то неизвестная ползучая тварь), Таня скромно умолчала). Лизель объяснила, что помощница нужна хозяйке магазина три раза в неделю: у нее был инсульт, после которого правая рука плохо работает; речь в порядке, с покупателями она болтает, но букет составить просто не в состоянии...

— Ты сможешь составить букет? — спросила Лизель Таню напрямик.

— Не знаю, не пробовала, — честно ответила Таня, — но если мне покажут, как это делается, то, наверное, смогу. Я чувствую, какой букет красивый, а какой нет. Вот этот, например (Таня показала на букет из фрезий в низкой вазе) — некрасивый.

Потом они поболтали на отвлеченные темы. Лизель, которая была из бывшей ГДР, рассказала, что в шестидесятых была в Москве, в качестве туристки, ей там ужасно понравилось, только она никак не могла понять, почему в Москве подают кофе в наперстках? Таня не знала: она вообще не пила кофе, и они с Лизель вместе похихикали над этим странным обычаем. А ещё, рассказала Лизель, позже она была с мужем-инженером (он что-то строил в СССР) в Сочи, в санатории, там тоже было здорово, только вот селёдка на завтрак — это уж как-то очень экзотично. Ладно, бутерброды с красной икрой, но почему селедка? Таня призналась, что никогда не была в Сочи и первый раз слышит о селёдке, как впрочем, и о красной икре, на завтрак. Ну, что поделаешь, Советский Союз — страна большая, народов разных много, наверное, где-то и такой обычай имеется: есть на завтрак селедку. Но никого же не заставляют, можно есть, можно не есть... С этим утверждением Лизель согласилась.

Ушла Таня, оставив Лизель свой номер телефона. А на следующий день ей позвонила будущая шефиня и сказала, что она может завтра выходить на работу, Лизель за неё поручилась.

И Таня проработала почти год в этом цветочном магазине. Ей там нравилось, атмосфера царила почти семейная, работы было мало, болтовни много. Для совершенствования языка — очень хорошее место. Магазинчик держался не на продаже букетов и горшков, а на всяких событиях - свадьбах, юбилеях, похоронах и т. д. В изготовлении праздничных и траурных венков и букетов Таня не участвовала — это было настоящее искусство, которым она не владела. Там было еще две продавщицы — Берта и Моника, настоящие профессионалы, вот Монике хозяйка и продала свой магазин, поняв, что у нее нет сил больше им заниматься. А Монике Таня была без надобности.

Но она не унывала, потому что уже поняла: работа есть, найдется ещё что-нибудь, просто не надо стесняться своего далеко не совершенного немецкого и не надо чувствовать себя вторым сортом. С какой стати? А цветочный магазин — тоже хороший опыт. Зато теперь она умеет профессионально составлять букеты!


Рецензии
Мне всегда казалось, что профессионально составлять букеты не просто. Это же своего рода творчество. Не всем дано. Думаю, Тане повезло, что она попала в такое место, где ей нравилось и польза была. Думаю, что она оптимистка по натуре, поэтому работу всегда найдет.
Прочитала с большим интересом.
Спасибо.

С уважением,

Нина Пручкина 2   28.02.2024 13:55     Заявить о нарушении
Таня вообще очень позитивный человек, но только в Германии узнала себя с непривычной стороны. В Союзе она проработала 20 лет на одном месте и по одной специальности (менялись только должности), а в Германии меньше чем за три года сменила 4 места работы (в разных областях) и поучилась на четырех разных курсах (на трех, если не считать языковых), пока наконец не нашла пятое место работы, которое её удовлетворило (и то нельзя сказать, чтоб до конца). Муж - тот всегда легко менял работу (уходил только с повышением), и в Германии себе не изменил, а Таня - нет, ей казалось, что она привыкла к насиженному месту, как кошка, и фиг ее оттуда сгонишь. Муж ей регулярно предлагал сменить работу, приводил доводы: должность лучше, денег больше, но она не соглашалась, отвечала: а тут зато работа интересная, нестандартная, и коллектив хороший, и с ее мнением все считаются, никому ничего доказывать не надо, а главное - в самом центре, все магазины рядом, и даже центральный рынок! А денег мало платят - ерунда, не страшно, контрольные и курсовые для заочников всегда выручат (она делала любые контрольные для студентов-заочников торгового института, начиная от математики и кончая бухучетом).

Из всего предыдущего опыта в Германии пригодилось, кстати, немногое: привычка к нестандартным заданиям и знание бухгалтерского учета. Всему остальному пришлось учиться с нуля.

Спасибо за отклик, Нина! Рада, что вам было интересно это читать.

Элина Плант   28.02.2024 16:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.