Наспищи, Сасовский район

НАСПИЩИ – урочище, бывший насел. пункт на террит. Каргашинского сельского поселения Сасовского района Рязанской обл. Расположено на левом берегу р. Сенки (стар. Осиново Болото; правый приток р. Пёт) в 6 км к юго-зап. от центра поселения с. Каргашино и в 17 км к зап.-сев.-зап. от г. Сасово.

Происхождение наименования насел. пункта не установлено. Судя по тому, что насел. пункты с аналогичным названием существовали на террит. Пронского и Захаровского р-нов, а также в Тульской обл., и везде связаны с существовавшими поблизости древ. валами, Наспище – искаженное «Насыпище», то есть насыпь.

Согласно «Толковому словарю» В.Даля, насыпать, насыпать, что куда или на что – сыпать известное количество чего-либо, сыпать сверху, всыпать во что. Насыпанье ср. длит. насыпанье окончат. насып м. насыпка ж. об. действ. по глаг. Насыпь ж. – что насыпано, высыпано; чем что усыпано; курган и могила, насыпное место, возвышенье. Насыпняк м. – насыпная почва, нематерая. Насыпальщик м. насыпальщица ж. насыпщик, насыпщица, насыпала, насыпалка об. – кто насыпает, сыплет что; на мельницах: засыпщик, посыпала, засыпающий хлеб в насып.

Д. Наспищи Подлесского стана Шацкого уезда на р. Осиново Болото упом. в писцовых кн. 1617 (письма и меры кн. Леонтья Шаховского и дьяка Бажена Степанова), где ей дается следующее описание:

«За вдовою за Ориною за Федоровою женою Вышеславцевой, да за сыном ее за Куземкою, за ее дочерми за девками за Ульянкою, да за Федоркою, что было за Михаилом Вышеславцовым, а после за мужем ее за Федором, деревня Наспище на Осине Болоте, а в ней двор помещиков, 2 двора крестьянских, 10 мест дворовых; пашни паханые добрые земли четь, да перелогу 139 чети в поле, а в дву по тому ж; сена около поль 150 копен, да сена ж косят по перелогом и по обе стороны вверх Осина Болота по правой стороне по дубровку, а по левой стороне по Березов вражик 260 копен; лесу нет».

По данным 3-й ревизии 1761 – 1767 в д. Наспищи Шацкой провинции Воронежской губ. проживало 60 душ муж. пола крепост. крестьян, принадлежавших 5 помещ.; крестьянские души (муж.) распределялись следующим образом: помещ. Авдотья Свищева – 18 душ, помещ. Устинья Свищева – 14 душ, помещ. Игнатий Вышеславцев – 11 душ, помещ. Катерина Рыкова – 9 душ и помещ. Ефим Алеев – 8 душ.

К 1783, по данным 4-й ревизии и «Примечаний к Планам генерального межевания (ПГМ)», в с-це Наспищи Елатомского уезда Тамбовской губ. проживало 85 душ муж. пола. Межевая дача с-ца Наспищи составляла 294 дес. 149 кв. саж. земли, в т. ч. удобной 274 дес. 2331 кв. саж. В числе землевладельцев значились капитанша Екатерина Ивановна Рыкова с проч.

К 1857 в числе помещ. и землевладельцев с-ца Наспищи упом. губернский секретарь Семен Петрович Ардабьев (275,5 дес.); вдова титулярная советница Аграфена Платоновна Дефендова (12,3 дес.); малолетние дети покойного титулярного советника Даниила Тимофеевича Дефендова (6 дес.); и поручик Алексей Андреевич Курилов (1,5 дес.).

К 1862, по данным «Списков населенных мест Российской империи», в с-це Наспищи Елатомского уезда Тамбовской губ. при безымянной реч. насчитыв. 15 дворов, в к-рых проживало 88 душ муж. и 102 жен. пола. В сельце имелась 1 ветряная мельница. С-цо Наспищи состояло в 1 стане Елатомского уезда и находилась в 42 верстах от квартиры станового пристава в с. Терентьево и в 74 верстах от уездного г. Елатьмы. На момент отмены крепост. права ксе крестьяне с-ца Наспищи были крепост. помещ. Семена Петровича Ардабьева.

По данным подворной переписи 1882 в с-це Наспищи Каргашинской волости Елатомского уезда проживало 77 душ муж. и 70 жен. пола (всего 147 чел.), в т. ч. 25 домохозяев. Грамотных было 5 муж.

За с-цом Наспищи было закреплено 167,9 дес. обществ. земли, по 2,9 дес. на надельную душу. Леса крестьяне не имели. Безземельных не было. Земли на правах част. собственности не было. Внутри общины сдавалось в аренду 2 душевых надела. 10 семей, каждая по отдельности, арендовали 14 дес. пахотной земли за пределами общины. Урожайность озимых (рожь) составляла сам-5; яровых (овес) – сам-4. В сельце содержалось 42 лошади, 32 коровы, 269 овец и 39 свиней. 4 двора имели по 3 и более лошадей. Не имели лошадей 6 дворов, не имели никакого скота 5 дворов. В сельце было 2 плодовых дерева и 13 колод пчел. Имели избы 25 домохозяев. Бездомовых не было. В сельце насчитыв. 17 клетей (горниц), 24 амбара и сарая, 2 риги и овина. На заработки в отход уходило 7 муж. В сельце имелось 1 промышл. заведение.

К 1910, по данным А.Е.Андриевского, д. Наспищи состояла в приходе Троицкой церкви с. Антоново (Шацкого уезда) и в ней насчитыв. 23 двора, в к-рых проживало 60 душ муж. и 58 жен. пола.

К 1940 в д. Наспищи Сасовского р-на Рязанской обл. насчитыв. 37 дворов; имелась нач. школа (откр. в 1922); действовал колхоз. В нач. школе д. Наспищи (зав. Семен Иванович Беляев) работал 1 учит. и обучалось 30 учащ. (1937). К 1980 в д. Наспищи проживало 30 чел.

К 2010 д. Наспищи была исключена из учетных данных насел. пунктов, как нежилая, запустевшая.


ПРИЛОЖЕНИЯ (ДОКУМЕНТЫ):

[1617 г.]. ВЫПИСЬ ИЗ ПИСЦОВЫХ КНИГ ПОДЛЕССКОГО СТАНА ШАЦКОГО УЕЗДА ПИСЬМА И МЕРЫ КНЯЗЯ ЛЕОНТИЯ ШАХОВСКОГО И ДЬЯКА БАЖЕНА СТЕПАНОВА:

За вдовою за Ориною за Федоровою женою Вышеславцевой, да за сыном ее за Куземкою, за ее дочерми за девками за Ульянкою, да за Федоркою, что было за Михаилом Вышеславцовым, а после за мужем ее за Федором, деревня Наспище на Осине болоте, а в ней: двор помещиков; крестьян: (в) Дружинко Григорьев, (в) Марко Ондреев; 10 мест дворовых; пашни паханые добрые земли четь, да перелогу 139 чети в поле, а в дву по тому ж; сена около поль 150 копен, да сена ж косят по перелогом и по обе стороны вверх Осина болота по правой стороне по дубровку, а по левой стороне по Березов вражик 260 копен; лесу нет.

• Публикация: Шацкий уезд. Государевы служилые люди./ Сост. И.П.Алябьев. – Ульяновск: УлГУ, 2014. – С. 85.

ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ОПИСИ ДЕЛ, ПОСТУПИВШИХ НА ХРАНЕНИЕ В АРХИВ Г. ТАМБОВА:

[1727 г.]. По челобитью каптенармуса Псковского полка Игнатья Вышеславцева на сестру капитана Михайла Ардабьева Пелагею, находившуюся в замужестве за драгуном Чарыковым, о том, что она, по смерти брата своего Ардабьева, завладевшаго старинными крепостными людьми его, как наследница по нем, продала их квартермистру Александру Свищеву. Челобитчик просил Шатский провинциальный суд допросить Пелагею Чарыкову, по каким крепостям владел деда и отца его капитан Ардабьев и по допросу отдать ему их по крепостям. Чарыкова, по двум посылкам к ней, в суд не явилась. Челобитчик просил допросить людей, чьи они прежде сего были крепостные, за кем сколько лет жили и по каким крепостям. Они показали, что были крепостные Михайла и Дементья Ивановичей Вышеславцевых и жили в деревне Наспищи Шатскаго уезда, деды и отцы из были люди литовскаго полону. Лет 20 принадлежали помещику Ардабьеву и, по смерти его, 2 года жене его Акулине, вышедшей замуж за провинциал-фискала Баскакова, и потом Пелагеи Чарыковой, которая и продала их Свищеву. По третьей посылке Чарыкова явилась в суд и объявила, что крепости на людей находятся у снохи ея, Акулины Баскаковой, а Акулина сказкой заявила, что у ней на этих людей нет никаких крепостей. В переписных книгах 186[1678] г. отцы отыскиваемых челобитчиком людей оказались написанными за дядею его Дементьем Вышеславцевым обще с отцем Игнатья. Суд решил отдать в холопство названных в челобитье людей, в количестве 23 человек, каптенармусу Псковского полка Игнатью Вышеславцеву, предоставив в право Свищеву ведаться по купчей с Чарыковою судом. Провинциальная канцелярия послала в деревню Наспищи копеиста с солдатами объявить купленным людям Свищова, чтоб они во всем были послушны Вышеславцеву, а не Свищову, которому они не принадлежат и принадлежать не могут. Вышеславцев быил челом о даче ему для владения теми людьми выписи и взыскании с Чарыковой за владенье ими пожилых денег, харчей и проестей.

Между тем капитан Свищов обратился с челобитной в Вотчинную коллегию, прося разсмотреть находящиеся у ней документы на недвижимыя имения Вышеславцевых, как и к кому они переходили, начиная с Ивана Козмина Вышеславцева. Из этих документов стало видно, что за Иваном Козминым Вышеславцевым было недвижимаго имения, которое дано было ему после отца его, с матерью его, вдовой Буяною, и братьями его, Данилой, Романом, Александром и Федором, 83 четверти в поле, а в дву по тому ж. В 1692 г. недвижимое имение Ивана Козмина Вышеславцева отдано было детям его Михайле и Дементью по 41 четверти с осминой. В 1694 г. Дементий Иванович Вышеславцев был убит в Ругодевском походе и недвижимое имение его, 41 четверть с осминою в поле, а в дву по тому ж, было дано на прожиток жене его, вдове Анне Исаевой, которая поступилась этим имением зятю своему, Михайлу Семеновичу Ардабьеву, и в 1705 г., по заручной челобитной и по допросу ея, было справлено за Ардабьевым и отказано ему. В 1726 г. Ардабьев умер. После него осталась жена его Акулина Исаева бездетной. Три части недвижимаго имения Ардабьева, 31 четверть поместной земли с крестьянами, отданы были родной сестре его, жене драгуна Чарыкова Пелагеи Семеновой, а четвертая часть оставлена жене Ардабьева Акулине, вышедшей в замужество за прапорщика Баскакова. Пелагея Чарыкова свои три части с людьми и со всеми угодьи продала квартермистру Александру Свищову «не для какого подлогу и прилогу, но сущею правдою для самых своих необходимых нужд». По указу из конторы Вотчинной коллегиии по инструкции шатскаго воеводы Дубасова с товарищи проданное Чарыковою имение отказано было Свищову при сторонних людях откащиком Шатской канцелярии подьячим Герасимом Ивановым.

[1757 г.]. По челобитью в Шатскую канцелярию подпоручика Семена Вышеславцева о краже из дома его пожитков на 1327 руб. дворовыми людьми помещицы Свищовой и помещика Москатиньева, из коих один для распроса представлен при челобитье, а другой от поимки бежал. Приведенный показал, что в селе Ункосове на базаре свиделся он с известным вором помещика Москатиньева, крестьянином Камеревым, у котораго за воровство отрезано ухо, разсказал ему, что Вышеславцев во время набора рекрут собрал не малое число складочных денег, что сам он в Петербурге, жена его говеет в селе Тюменеве, а пожитки находятся в белой горнице. Камерев согласил еще трех человек и все пятеро поехали в село Наспищи, имение Вышеславцева, лошадь оставили в роще, перелезли чрез сад и задними воротами вошли на двор, выставили в белой горнице окно и вытащили из нея все, что в ней было. В роще прибыль разделили меж собой. В допросах и в роспросах они не запирались в краже и были наказаны, при барабанном бое, на площади кнутом, по 30 ударов, с отрезанием правых ушей, а как у Камерева праваго уха не было, то у него отрезано левое, затем все из-под караула были освобождены и отданы с роспискою вотчинникам.

[1767 г.]. Явочная челобитная, поданная в Шатскую провинциальную канцелярию, поручика Дмитрия Рыкова, помещика сельца Наспищи на отставных вахмистров Лукьяна и Макара Мосоловых, помещиков села Любовникова, о нападении Лукьяна с ружьем, а Макара с необычайным ножем, на него и на крестьян его и крестьянских женщин, из которых трех женщин, поймав на улице, били палками и верховыми плетьми мучительски, а старосту хотели зарезать. Для осмотра побой челобитчик пригласил дворян и священника того села, так как в Шатскую канцелярию для этого «везти их было не возможно по нынешнему летнему воздуху».

[1767 г.]. Явочная челобитная, поданная в Шатскую провинциальную канцелярию, вахмистра Лукьяна Мосолова на поручика Дмитрия Рыкова о том, что он во 1-х, подговоря брата челобитчикова Макара Мосолова, увез его в Переславль Рязанский и там взял с него на движимое и недвижимое имение его крепость, потом, продержав его в своем доме в сельце Наспищи 1,5 года, из дома выгнал и денег на имение не отдал; во 2-х о том что челобитчик, будучи должен премьер-майору Тараканову 250 руб., поручил брату своему Макару отвезть эти деньги доверителю, но когда Макар пошел с уздечкой в табун за лошадью, у табуна находился Рыков с своими людьми, которые, поймав его, били не милостиво Рыков плетью, а люди палками и, связав ему руки назад, привели в дом помещика Федора Ломоносова. Рыков начал бить его, потом посадил Макара на телегу и увез его неведомо куда. «А на оном брате его имелся собственной его халат льняного полотна цена 1 руб. 50 коп., сапоги яловочные 1 руб. 20 коп., шапка кожаная 40 коп., кушак стамедной 70 коп. и узда 40 коп.»

• Публикация: Известия Тамбовской ученой архивной комиссии. – Тамбов, 1884 – 1918. – Вып. 1 – 58.


Рецензии