Мастер и Маргарита. Рецензия на фильм 13. 0
совет. Он заключается в том, что при просмотре любого фильма чрезвычайно
важно просто смотреть — то есть не искать смыслы в том или ином эпизоде, не
пытаться анализировать по ходу просмотра фильма тот или иной поступок
главного (или не главного) героя, разгадывать метафоры и так далее. Просто
смотрите, просто наслаждайтесь картинкой, музыкой, костюмами и всем- всем.
Отдайтесь на волю эмоций и впечатлений. Попытки что-то разгадать
безнадежно испортят, погубят впечатления!
В настоящее время интернет предоставляет возможность пересмотреть
фильм неоднократно, вот тогда можно не спеша пытаться понять скрытые
мысли, заложенные авторами в фильм. Что касается лично меня, то не
сомневаюсь, что как только в интернете появится фильм ,,Мастер и Маргарита в
высоком качестве, он будет мною скачан и повторно просмотрен. Возможно
будет просмотрен даже не один раз, вполне допускаю такую мысль, несмотря
на то, что обычно фильмы повторно смотрю чрезвычайно редко, и для того,
чтобы сосчитать такие случаи — хватит пальцев на одной руке.
Ещё. Думаю, что полезным для понимания фильма (любого), для того, чтобы
читатель лучше понял художественные достоинства фильма в рецензии на
кинокартину, важно разобрать ошибки допускаемые псевдокритиками, то есть
самопальными критиками, считающими, что они хорошо разбираются в
киноискусстве. Но прежде чем производить разбор таких ошибок, увы, а может
и не увы, необходимо ознакомиться с профессиональными приемами,
используемыми кинорежиссерами при создании фильма. Это трудно, это
тяжело. Поэтому могу порекомендовать читателю, который не любит
перегружать свой мозг, данную тринадцатую часть рецензии просто не читать.
Такому читателю говорю - до свидания!
Для тех, кто отважился читать дальше напомню еще раз - фильм ,,Мастер и
Маргарита'', режиссера Михаила Локшина — это отдельное произведение
искусства, это даже скорее не снятая по мотивам романа кинокартина, а именно
отдельное произведение, уже начавшее жить своей жизнью. Многие считают,
что данный фильм просто очередной фильм, снятый по стандартам Голливуда.
У меня совсем другое мнение. Считаю, что с этим фильмом Михаил Локшин
пошел дальше американских киноматографистов, использовав весь опыт
советских, российских и самых известных мировых кинорежиссеров, а также
опыт американской киноиндустрии. Можно ли сказать, что фильм ,,Мастер и
Маргарита'' будет фильмом лучшим на все времена? Это вряд ли, так как фильм
снят с учетом современных реалий, то есть перекликается с современной
жизнью, следующее поколение, то есть через двадцать лет, будет смотреть
фильм так, как мы смотрим сейчас фильмы снятые несколько десятилетий
назад - многое уже просто непонятно и не соответствует вызовам времени. Но
вот многие приемы, используемые при создании фильмов сейчас, в наше
время, останутся, и не приходится сомневаться, что то, как классно и
правильно использовал различные приемы Михаил Локшин в фильме ,,Мастер
и Маргарита'' будет изучаться будущими кинорежиссерами на режиссерских
курсах и факультетах.
Первый прием. По простонародному его можно назвать недоговаривание или недосказанность.
Не в том смысле, что на словах что-то не договаривается. Не договаривается в
визуальном плане. Что-то на картинке остается в темноте, в тени. И зрителю
приходится домысливать, как правило бессознательно, подсознательно. Если
обратиться к профессиональным терминам людей кинопроизводства, то у них
есть такой термин как сетап мизансцены. Сетап от английского setup –
установка, настройка. Современной молодежи это слово (setup) знакомо более
всего связи с тем, что оно - часто используемый компьютерный термин. Но
оказывается термин сетап часто используется и кинорежиссерами. У них это
точка съёмки. На мой взгляд лучше сказать, что это у них (кинорежиссеров)
условия съемки, в которые входят: точка съёмки, экспозиция, особенности
освещения, применяемые светофильтры и так далее. То есть все , что влияет на
то, как в результате будет выглядеть кадр.
Поскольку сетап недоговаривания звучит как-то не очень изящно,
кинематографисты придумали более элегантное - сетап Караваджо или сетап
барокко. Итальянский художник Караваджо (1571-1610) любил при написании
картин использовать выраженное противостояние света и тени, он собственно
и считается основоположником такого подхода.
Барокко — один из самых многозначных терминов в истории искусства -
сообщает нам Википедия. Трактовать можно очень широко, но нас
интересует более узкое применение. Слово барокко в искусстве применительно
к изображению используется в смысле — как стиль, для которого характерна
некоторая нелепость, неестественность, преувеличенная эмоциональность.
На практике в киноматографии (в фильмах) сетап Караваджо, сетап барокко
выражается в том, что значительная часть фильма снимается в темноте ночи,
вечера. А также в глубокой тени днем. И также зачастую в том, что одна
половина лица у человека ярка освещена, а другая вообще неразличима, так как
она находится в глубокой тени.
Стоит ли говорить, что сетап Караваджо или сетап барокко следует
применять весьма и весьма осторожно и взвешенно?! Но на Западе данный
сетап в большой моде. В 2023 году мною с большим нетерпением ожидалось
появление фильма ,,Наполеон'' Ридли Скотта. Как только фильм появился в
интернете в высоком качестве, он тут же был мною скачан. Но меня ожидало
горькое разочарование как раз из-за сетапа барокко. Все в темноте вечерней,
ночной и дневной тени. Одна половина лица Наполеона ярко освещена, другая
половина вообще не видна из-за густой тени. Долго плевался (не в буквальном
смысле слова...). А вот супруге понравилось!
В кинокартине ,,Мастер и Маргарита'' Михаила Локшина сетап барокко
является основным и используется в течение всего фильма - от первых кадров
до самого последнего. И это на все сто процентов оправданно, ведь данный
сетап как никакой другой может дать ощущение мистики, то есть наличие
потусторонней разумной нечисти. В самом начале фильма мы видим поздний
вечер, темноту, а в ней свет фар проезжающих машин. Далее камера проходит
по коридору какого -то здания, при этом линия горизонта предательски
заваливается, как будто она (камера) находится в руках пьяного или ребенка.
Нелепость какая-то... А это как раз сетап барокко. Нарочитое (специальное)
заваливание горизонта — известный, но редко применяемый прием в
фотографии и кинематографе. Здесь это нелепое заваливание горизонта - как
аванс того, что впереди зрителя ждет немало нелепостей, несуразностей,
мистики.
Следующая сцена, сцена в которой зритель видит натуральный полтергейст в
неизвестной пока ему квартире — тоже он, родимый, сетап барокко. Нелепость,
неестественность и даже, можно сказать, противоестественность. И по
окончании погрома — нечто вылетающее из окна и падающий вниз кухонный
топорик для отбивки мяса. Прикольно! Здорово!
27.02. 2024
Свидетельство о публикации №224022701349
Марина Коробейникова 12.04.2024 12:01 Заявить о нарушении
Виктор Томилов 12.04.2024 12:08 Заявить о нарушении
Виктор Томилов 12.04.2024 12:17 Заявить о нарушении