Царицынская переволока, где ты? 6

Вот на заставке перед текстом спутниковая фотография, на которой, по моему мнению, канал на месте бывшей Царицынской переволоки, что на полтора километра правее населённого пункта Песчанка, в районе ерика Песчанного. От ерика Печанного, путь владельцев речных судов направлялся к истоку реки Волжская Царица. Канал пролегает параллельно дороге и правой стороне фотографии в сантиметре от неё. Мои предположения основаны на том, что к истоку Царицы, отсечённой в настоящее время от канала железной дорогой и автомобильной трассой, подходит широкая (четыре с половиной метра), зелёная полоса на фоне выжженной бурой степи. А это значит, что это глубокий ров, дно которого достаёт до грунтовых вод. Эти воды выходят на поверхность в истоке Царицы и ерика, а значит - и канал между ними будет заполняться водой на глубине протекания воды по этим  водоёмам. Из космоса видно, что в середине канала светлое пятно – полагаю, что это признак заболоченности дна канала, а не несанкцианированная свалка. И если это вода на дне, а прошло минимум сто лет с момента последнего факта эксплуатации канала, то на песчаной местности, как следует из названия ерика, дно канала по то место, которое находится в воде, заплывает песком, что приводит к обмелению искусственного водоёма. А прямая связь заросшей травой и кустарником идеально прямой, на протяжении двух километров, канавы между истоками двух речек, означает использование их человеком в корыстных целях. И тут я позволю себе предположить, что тридцать пять тысяч землекопов не бездельничали на реке Царице, как заявлял местный житель – современник Петра Первого. Там и Царицынская сторожевая линия, протяжённостью пятьдесят четыре километра образовалась, и двести километров Петрова вала по водоразделу Дона и Волги отсекли несанкционированные волоки между двумя великими реками. А канал между Иловлей и Камышинкой, английские инженеры копали, по большей части, для отвлечения внимания при строительстве стратегически важных укреплений, да для экспериментов при построении каналов между реками. Это сравнимо с поднятием целины при строительстве космодрома Байканур. И не исключено, что Царицынская оборонительная линия и планировалась как Волго-Донской канал. Ров оборонительной линии везде глубже  Волго-Донского канала, построенного при Сталине. Сталинский - 4-6 метров глубиной. Петровский -  6,5-7,5 метров.  Неудачи при испытаниях маленького канала возле Камышинки остановили Петра от легкомысленного поступка. Представьте, что - либо Дон пересилил бы Волгу и весь устремился от донского села Качалино к правому берегу Волги в районе Царицына, либо наоборот - Волга оказалась бы сильнее и, смывая шлюзы и плотины, вломилась в Дон. Тогда – либо Каспий раздулся бы, как на дрожжах, либо Аральское море вышло бы из берегов, и случился бы второй Всемирный потоп. Пришлось бы новому Ною прятаться на горе Арарат.  А, может быть, и в первом Всемирном потопе были виноваты люди? Продолжение следует. Ещё несколько Волго-Донских каналов вам продемонстрирую на фото. Потом.


Рецензии