Безымянный герой

Про героев пишут много. Каждый подвиг должен быть так, или иначе, увековечен как для современников, так и для потомков, на таких примерах растут поколения. Во главе угла конечно служивый люд, героический: военные, разведка, полиция, пожарные. Но есть люди иных, мирных профессий, чей труд на рабочем месте почетен, но не столь заметен, чьи подвиги при исполнении служебного долга, обществу почти не видны. Да и люди эти в большинстве своем незаметны и скромны, спросишь их: - Как это происходило? Ответом будет: - А чего такого, это же работа, день, как день.
Вот про одного такого человека я и хочу написать. Только придется разделить повествование на две части. Первая - про то, как я в ту ситуацию попал, когда героя увидел, вторая – про сам подвиг.

Довелось мне как то работать в выходной день, в субботу. В тот период жизни частенько приходилось работать по выходным. Но стоит ещё отметить, что помимо выходного, на этот день выпал праздник - День святого Валентина, день любви и романтики. Мне потом так и сказали, в выходной день, да еще в праздник нужна любовь и романтика, а не на работу ходить. Ну что уж, как вышло, так и вышло, история не терпит сослагательного наклонения.
Подзадержался на работе. Отобедал и думаю, а хорош, пора завершать. Собрал манатки и на выход. От крыльца до автомобиля метров двадцать, не больше. И как то так вышло что в руках у меня не один пакет, а несколько пакетиков и барсетка ещё. Собрал я это всё в охапку, прижал к груди и зашагал к машине. Ежели чего, никогда так не делайте, руки должны быть свободны. Вот иду я таким макаром, остаётся до авто метров пять и как молния в мозгу проскочила: Сейчас упаду! Тут же, поскользнулся, подвернув ногу, и всем весом, стоймя, на подвернутую ступню и упал, продолжая прижимать к груди «драгоценную» ношу. Тело пронзила адская боль, в глазах потемнело, я не заорал только от того, что челюсти сомкнулись так, что заскрежетали зубы, мгновенно меня бросило в жар, и я покрылся липким потом. Вот ситуация: сижу сиднем на ноге в нескольких шагах от машины, руки заняты, в ступне пульсирует боль… И вместо того, что бы позвонить друзьям, домой, вызвать скорую, начал «геройствовать». Было уже в жизни, попадал в аварию, позвонил супруге, та чуть не в обморок. Ну думаю, звонить не буду, дотянем до леса… Привстал на здоровой ноге, через боль доскакал до машины, открыл дверь, присел в кресло. Стало чуть полегче, осмотрел ногу. Лодыжка распухла, ну думаю, вывих наверное. Поехал потихоньку домой. Все ничего, но машина на коробке, пока здоровой ногой жмешь, нормально, а как светофор, отжимать сцепление второй ногой… Восемь светофоров насчиталось красным на моем пути в гараж, восемь раз выжималось сцепление, восемь раз я испытывал неописуемый «восторг». Ну доехал, кое как поставил машину в гараж… И продолжил валять дурака. Поскакал домой, то на одной ноге, то переваливаясь через вторую, снова получая незабываемые ощущения… Путь домой вместо обычных пятнадцати минут занял сорок. Пришел, кое-как домашних успокоил, снял башмак, ступня неестественно опухла и приобрела сероватый оттенок. Вывих, убеждал я всех и себя. Поехали в травмпункт. Оказалось, «нагеройствовал» я на перелом голеностопного сустава со смещением и разрывом связок. Ногу загипсовали и отправили домой. На этом мои злоключения не кончились. Через месяц рентген показал, что кость срастается неправильно. Пришлось ложится в больницу, ногу сломали снова, вытянули как надо и загипсовали на сей раз плотно, от самого колена, а внизу торчали только самые кончики пальцев.
 Ну ты уже понял, уважаемый читатель, что название рассказа – это не про меня? Тут другие эпитеты подойдут. Впрочем, мы немного отвлеклись. Впереди долгие четыре месяца маеты дома с тяжелым гипсовым сапогом  на ноге и редкие вылазки на костылях в травмпункт, на медосмотр.
___________________

Слово маета подходит. Кто в такие ситуации попадал, тот меня поймет. Так то я люблю читать, но тут читал запойно, аж глаза в кучу. Пересмотрел все фильмы, передачи на всех тогдашних каналах, смотрел даже сериалы типа «Моя прекрасная няня». К слову сказать, ситуацию сильно осложняло то, что находиться в вертикальном положении более трех минут было очень сложно. К ступне приливала кровь, в районе пальцев вступала пульсация, нога начинала пухнуть и гореть огнем. Поэтому перекусил быстренько и снова на диван, ногу на возвышение.
Случилось это, когда весна стала потихоньку вступать в свои права, в конце марта. Во дворе у нас, метрах в тридцати развернулось строительство пяти-подъездной десяти-этажки. Десять лет моих прошли на разных стройках: мастером, прорабом, начальником участка, главным инженером. Поэтому особого интереса у меня шумные процессы и движение за окном не вызывали.
До определенного момента. Лежу я на любимом диване, отлеживаю бока, читаю книгу. Вдруг, какая-то неведомая сила подбрасывает меня и тянет к окну. И что я тут же вижу? Метрах в сорока стоит строительный вагончик, прорабка, для бытовых нужд и проведения совещаний. На крыше стоят два строительных «ежа», сбитые из досок, поверх ежей проброшен силовой кабель. Там же стоит и что-то делает электрик. В голове мелькнула мысль, мужик без монтажного пояса, без каски, на вагончике наледь, края кровли покатые…Мысль еще проскакивала искрой, а мужик уже качнулся, рефлекторно схватился руками за кабель и рухнул с высоты три метра вниз, вместе с кабелем и «ежами». Упал спиной прямо на установленный дорожный бордюр. К нему тут же подбежали, народ бежал со всех сторон, из вагончика выскочили люди… Кто-то вызывал скорую, кто-то попытался его поднять, но тут же оставили на месте, очевидно следуя указаниям диспетчера станции скорой помощи. Я быстро проскакал к шкафу, и вернулся к окну с подарком отца, цейсовским биноклем. Теперь я обладал вооруженным взглядом двадцатикратного увеличения и в деталях мог видеть предстоящее сражение. Что характерно, очевидно от адреналина нога присмирела и в ближайшие полчаса меня абсолютно не беспокоила.
Скорая на сей раз оправдала свое название, появилась на месте минуты через две. Из машины выбежал доктор, мужчина невысокого роста, лет тридцати пяти-сорока и две женщины, медицинские сестры. У строителя, лежащего на земле, к этому моменту лицо начало приобретать характерный землистый оттенок. Начиналась борьба за жизнь.
Ты знаешь, уважаемый читатель, что такое непрямой (закрытый) массаж сердца? Я знаю. Это реанимационное мероприятие, когда человек без сознания, без дыхания, без сердечной деятельности. Состоит в том, что бы взрослому человеку давить на грудную клетку с частотой около ста раз в минуту, при этом глубина сжатия должна быть пять сантиметров. Кто делал это в жизни, или хотя бы на специальном тренировочном манекене знает, насколько тяжело выдержать этот темп и не нанести вред пострадавшему, например не сломать ему ребро или повредить внутренние органы. В основном через несколько минут тот, кто делает массаж меняется. Доктор делал непрямой массаж один, около пятнадцати минут. Расстегнув телогрейку и рубашку на пострадавшем, сложив руки в характерный замок, врач профессиональными движениями давил на грудину, изредка прерываясь на пару секунд, для того, что бы приложить к груди ухо. И снова продолжить. Медсестры и человек двадцать строителей стояли вокруг, что им оставалось, так же наблюдали и болели, как и я. Примерно через пять минут он снял белый халат и водолазку, а еще через пару минут ударов по грудной клетке он скинул футболку и остался в брюках с голым торсом. Я видел все, до мельчайших подробностей. Доктор не обладал спортивным телосложением, но методично продолжал делать толчок за толчком, лицо его выражало раж, упорство и даже злость, как будто он воевал с видимым врагом за возвращение человеческой жизни с того света. На улице было примерно минус пять, но он был багрово-красен, как в бане, мышцы спины и рук напрягались в такт движениям, лицо было покрыто крупными бисеринками пота. Еще через пару минут, после очередного уха к груди, он что-то коротко сказал медсестрам, те быстро принесли из машины капельницу и сделали пострадавшему укол в вену. Я явственно видел, как у рабочего цвет лица меняется с серого, на просто бледный. Под руководством врача строители положили электрика на три растянутых в руках телогрейки и бережно понесли его к машине. Медсестры держали капельницу, сзади шел доктор. Он был выжат как лимон, но в глазах его читалась Победа. Победа в схватке со Смертью.
Через пару-тройку месяцев, расхаживая свою тонкую, как спичка ногу, проходя мимо стройки, я увидел знакомого экскаваторщика, с которым работал много лет назад. Я расспросил его о том случае, он рассказал мне, что электрик выжил, лежал в больнице, после операции получил инвалидность.
Но главное не это. Главное, что есть еще среди нас «тихие» герои. Которые на своем месте. Которым не присущ эгоизм. Для которых человеческая жизнь важна на деле, а не на словах.
Вспоминается мне легенда, ходившая во времена Александра Вертинского. Случай занес молодого актера в санитарный поезд во время первой мировой войны. Не обладая специальными знаниями в медицине, он однако быстро всему научился, помогал во время операций и несколько сделал сам. Обладая небывалой работоспособностью, он круглосуточно, почти без сна, делал раненым перевязки. После войны Александр Николаевич с удивлением узнал, что проводился учет операций, оказалось, что он сделал тридцать пять тысяч перевязок. И в последующей актерской жизни его небывалый успех у публики объяснился тем, что в верховной канцелярии состоялся следующий диалог.
— Кто этот Брат Пьеро? — спросил Господь Бог, когда ему докладывали о делах человеческих.
— Да так... актер какой-то,— ответил дежурный ангел.— Бывший кокаинист.
Господь задумался.
— А настоящая как фамилия?
— ВертинскАй.
— Ну, раз он актер и тридцать пять тысяч перевязок сделал, помножьте все это на миллион и верните ему в аплодисментах.
Пускай же всем героям зачтется за их неустанный, благородный труд.
 


Рецензии