Субстанция как субъект, Что это значит

Субстанция как субъект, Что это значит.

В предисловии к Феноменологии духа Гегель как многие помнят писал:

«…все дело в том, чтобы понять и выразить истинное не как субстанцию только, но равным образом и как субъект…»

Но что означает данная фраза? В мысли для нас сразу же возникает «Этика» Бенедикта Спинозы, где он говорит, что есть только одна истинная субстанция. И многие полагали, что в предисловии к «Феноменологии духа» Гегель всего лишь хотел преодоления спинозизма как некоторой замены субстанции на субъект, не отдавая отчет, что Спиноза не мыслил субстанцию истинным образом с точки зрения Гегеля. Спиноза находится у последнего под заголовком «Рассудочная метафизика».  Истинное, как субстанция – это предмет «Метафизики» Аристотеля. И только этот последний в противоположность Спинозе выражает субстанцию истинным образом, как бесконечное отношение, тождество с различением и осуществленную сущность. Ум созерцающий Самого Себя в вечности, Ум, обладающий своим Логосом не получает у Аристотеля всей необходимой соотнесенности с негативностью – «я», но этот осуществлённый Ум в его метафизической книге есть абсолютная сущность (или субстанция). По Гегелю Аристотель был глубже Спинозы в вопросе о том, что представляет собой вечный субстрат, вечная – внетемпоральная сущность, тогда как Спиноза не обосабливал и не отличал истинным образом вечное существование от темпорального и потому в «Этике» субстанциализм остаётся односторонним.

Гегель поэтому и завершает свою энциклопедию ссылкой не на Спинозу, а цитатой из Метафизики, что и производит, в конечном итоге сведение истины как бесконечной формы субстанции у Аристотеля и понимание истины как бесконечной, внетемпоральной интерсубъектности: R>=<Я. …Что как такое сведение и позволяет увидеть историю философии как разрешение двух рядом стоящих вопросов. Первый вопрос: что представляет собой абсолютная сущность? Это вопрос, на который даётся ответ в «Метафизике» Аристотеля. И второй: что представляет собой Абсолютный Субъект? Это вопрос на который даётся ответ в Логике Гегеля.

Древняя философия таким образом отвечает на первый вопрос, а вся новая, в том числе послегегелевская – на второй. Причем не понимание смысла ответа на этот второй вопрос происходит из ложного сопоставления «субъективности» в философии Гегеля с негативной, рассудочной субстанциальностью у Спинозы.


Тематические цитаты из «Феноменологии духа»:

О том, что такое живая субстанция:

«Живая субстанция, далее, есть бытие, которое поистине есть субъект или, что то же самое, которое поистине есть действительное бытие лишь постольку, поскольку она есть движение самоутверждения, или поскольку она есть ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ становления для себя иною [внутри себя - В.К.]. Субстанция как субъект есть чистая простая негативностъ [Отрицание отрицания - В.К.], и именно поэтому она есть раздвоение простого, или противополагающее удвоение, которое опять-таки есть негация [Отрицание отрицания - В.К.] этого равнодушного различия и его противоположности [внутри себя - В.К.]; только это восстанавливающееся равенство или рефлексия в себя самое в инобытии [внутри себя - В.К.], а не некоторое первоначальное единство как таковое или непосредственное единство как таковое, — есть то, что истинно.»

«…результат сам есть простая непосредственность, ибо он есть обладающая самосознанием свобода, которая покоится внутри себя и которая не устранила противоположности и не отвращается от нее, а с ней примирена.»


Рецензии