Монгольское нашествие

  (ст."Последствия Монгольского нашествия 1237-1238 гг. для города, села и ремесел Владимирской Руси",Историк Античности,2024) "Это восьмая книга из цикла «Легенды Русского севера».Бессмертный был послан служить Близнецам, а затем хранить Дельфы. Затем он вернулся на Аркону, в обитель Святовитовой дружины. Тучи сгустились над островом, и Евпатий, попытался найти путь спасения. но вместо этого попадает в узилище. Евпатий Коловрат, волей судьбы попадает на Русь. Он один из бессмертных, тем «кому в бою смерть не писана». Но в трудный час рискнул поднять Мертвую Рать, что бы спасти Русь от орд Батыя.Качественные различия в материальной культуре Древней Руси эпохи расцвета и её состояния после нашествия для археолога очевидны. Предметный мир существенно менялся: к концу XIV в. из обихода навсегда ушли привычные вещи, служившие культурно-социальными маркерами (изделия из шифера, стеклянные браслеты); из сферы престижного потребления исчез парадный женский убор (широко представленный в кладах с XI до первой половины XIII в.).Параллельно пропадали связанные с их производством ремёсла, искажались каналы поставки привычного сырья и вещевой импорт. Наглядны перемены в культурном ландшафте: к середине XIII в. Русь окончательно отказалась от курганных погребений, а население освоило ранее не использовавшиеся для хозяйства территории.Конечно,эти перемены имели эволюцио-нный характер и начались задолго до монгольского нашествия. Но картина военно-политической катастрофы и её последствий для русских городов рисуется всё более убедительно, не позволяя преуменьшить ущерб или интерпретировать последствия разгрома как стимул к развитию. Наоборот, эпизоды гибели княжеских столиц и крепостей Руси рисуются всё чётче и драматичнее.В Южной Руси следы нашествия давно известны: массовые захоронения и останки погибших в тайнике под Десятинной церковью, на усадьбе Михайловского монастыря и Житомирской улице в Киеве, в Чернигове, на Райковецком и Шепетовском (Изяславль?) городищах. Но слои пожарищ с человеческими скелетами всё чаще открывают и на Северо-Востоке, где яркие свидетельства разгрома связаны со старшими (Владимир-на-Клязьме, Ярославль, Торжок) и молодыми (Москва, Тверь) городами, а особенно — с малыми (Серенск, Ярополч Залесский).Во Владимире пожар 1238 г. уничтожил богатую усадьбу в Ветчаном городе, где в подполье постройки найден клад церковных художественных изделий и костяк погибшей женщины. Слой пожара в Торжке достигает полуметра, содержит человеческие кости и спекшиеся от огня остатки икон. В Ярославле подтверждена гибель города зимой 1238 г. и ожесточённый характер сражения, уточнён момент совершения санитарных погребений (весна), а также обнаружено нетипичное для Руси оружие Востока (клинок из цельнолитой стали).Выпадение кладов драгоценностей и предметов высокого художественного уровня при нашествии Бату-хана обрело системный характер. Клады последней трети XII — первой половины XIII в. самые многочисленные, они обнаружены в слоях Московского Кремля (в 1988 и 1991 гг.) и в Твери. Среди них известны невостребованные запасы товаров и/или заготовок для ремесленной работы (40 кг янтаря во Владимире; полуфабрикаты и инструменты из запасов ювелира в Старой Рязани, где по-прежнему регулярно открывают сгоревшие усадьбы с кладами ювелирных украшений и братские могилы).
Итак, прямые археологические свидетельства не позволяют отказаться от привычной мысли: именно монгольское вторжение нарушило традиционные культурные формы и оборвало естественные линии развития. Значительная часть городов (особенно малых) погибла навсегда, многие десятки крепостей прекратили существование. Если в эпоху «около 1200» они быстро росли, обстраивая стенами новые обширные зоны, то после 1237—1240 гг. освоенная территория сократилась.Некоторые в конце концов захирели (Старая Рязань). Другие на столетия впали в анабиоз, получив новый стимул для развития только в XVI—XVII вв. Нижнее городище Торжка на полвека фактически осталось без укреплений (стену из срубов сменил частокол), его улицы перестали мостить деревом. Во Владимире остановился рост городской территории, возобновившись лишь в конце XV в., а уже освоенные участки богатых усадеб внутри крепостей со второй половины XII в. опустели.Однако археология рисует и обратное движение. Ряд пограничных городов Владимиро-Суздальской земли (Тверь, Москва) быстро оправились, о чём говорит особая активность в накоплении культурного слоя XIII—XIV вв. Во второй половине XIII в. расширился посад Москвы, сформировав зоны застройки в Занеглименье и будущем Китай-городе (Зарядье, улицы Варварка и Ильинка, районы Богоявленского монастыря и церкви Троицы в Полях). Коломна, пережив после нашествия упадок, была восстановлена уже к концу XIII в. То же можно сказать о Твери.Связанные с Москвой города-крепости (Коломна, Серпухов, Звенигород) оформились в княжеские столицы. В Рязанском княжестве уцелели от разгрома и продолжили развитие Переяславль и Ростиславль. Судя по нижним слоям городов, именно в XIII в. появились Вологда, Великий Устюг, Нижний Новгород, Радонеж и другие.Важнейшая черта переходной эпохи XIII—XIV вв. — новый обжитой ландшафт, определённый продвижением аграрных поселений на водоразделы и активной расчисткой для них лесов.В центре и на севере Руси освоили зоны,ранее в сельско-хозяйственный оборот не включённые.При этом прежние поселения не исчезали,ино-гда сменив место.Основная форма таких сельских поселений— малодворная деревня, двинувшаяся к водоразделам ещё в домонгольское время.Археология показывает, что в XIII—XIV вв., хотя доля аграрной составляющей в древнерусской экономике росла. Хотя из сельского быта и исчезла значительная часть привозных предметов,метал-лических украшений костюма,вообще знаков социального престижа.Ассортимент изде-лий из дорогих материалов(прежде всего цветного металла)сократился,самих предме-тов стало существенно меньше,а сырьё на них расходовали экономнее.Но принципиа-льный характер перемен в жизни сельских территорий, а также аналогичные процессы там, где монголов не было, на севере (Псковская земля, юго-запад Новгородской земли, озера Белое и Кубенское) указывают на действие внутренних механизмов, вызвавших в XIII в.коренное изменение сельского ландшафта,всего облика лесной полосы Восточной Европы.Сельскохозяйственные угодья выросли, сельские поселения (и,видимо,сельское население)умножились.Изменились стереотипы в выборе земель, устройстве поселения и организации хозяйства,являющиеся самыми консервативными элементами хозяйственной практики и культурной традиции.Изменить стратегию рас-селения и землепользования можно было лишь под давлением серьёзных обстоятельств , а распространение инноваций в этих сферах несло в себе риск.Возможно,сказался недостаток пахотных земель в местах традиционного освоения,рост потребности в пищевых ресурсах при росте населения,неэффективность традиционных систем земле-пользования.Возможно,перемены в расселении вызвало существенное похолодание и увлажнение,нараставшие с первых десятилетий XIII в.и достигшие аномальных значе-ний в 1220—1230-х и 1270—1280-х гг., в силу чего со второй половины XIII в.мог начаться дефицит пищевых ресурсов (в Пскове во второй половине XIII — XIV в. значительно расширили обловные площади и начали брать мелкую низкосортную рыбу).
Всё же в целом сельское хозяйство (инвентарь, система пахоты, сорта культур) существенно не изменилось, показав устойчивость и продолжив традицию. Это верно и в отношении ремесла в городе и деревне.При этом ремесло XIII—XIV вв.предста-ёт,особенно в сравнении с европейской моделью,как бы «замороженным».Например, искусно воспроизводятся ранее усвоенные технологические модели в такой базовой области,как производство металла(железо,сталь)и металлообработка.Металлографи-ческий анализ продукции XIII—XIV вв.не показал никаких маркеров падения кузнеч-ного дела ни в крупнейших городах(Москва,Тверь,Торжок,Новгород,Псков),их «при-городах»(Коломна,Звенигород Московский,Серенск,Изборск,Ростиславль Рязанский) или на селищах(два подмосковных Мякининских,Настасьино,поселения в районе Кули-ова поля).В Древней Руси поиск рациональной технологической схемы сварки привёл к переходу от трёхслойного пакета и вварки к разным видам наварки (торцовой, косой, V-образной), к XIII в. в производстве качественных изделий победила наварная технология. Ею владели городские мастера высокой квалификации, хорошо знавшие свойства разных сортов металла, умевшие визуально выбирать оптимальные температурные режимы для качественной сварки и соблюдать требования к таким операциям, как применение флюсов и длительности ковки.Эти технологии сохранялись по всей Руси в ордынскую эпоху независимо от того,были конкретные производств-енные центры затронуты при вторжении или нет. Если часть ремесленников увезли в кочевые ставки-города (свидетельства чему есть в археологических материалах Каракорума и Хирхира), то другие остались на местах, продолжив традицию.Но прогресс в технологиях чёрной металлургии и металлообработки на Руси замер. В то время как на Западе начался переход к доменному производству, передельному процессу, широкому внедрению механизмов с водяным приводом, в России вплоть до XVII в. железо получали старым сыродутным способом, широко используя технику наварки железа сталью (особенно при производстве ножей).В области бытового и престижного потребления XIII—XIV вв. переход домонгольской традиции в новую реальность совершался без резких скачков. Но изменения, пусть медленные, здесь заметнее,чем в производстве.Во многом это связано с межкультурными контактами. Это хорошо демонстрирует,например,кожевенное дело и сапожное ремесло.С середины XII до конца XIII в.в Москве(в городе и на посаде)сапожные мастерские,используя тонкую кожу крупного и мелкого рогатого скота (молодых особей),шили в основном низкую обувь, а также мягкие (без внутренней подкладки) туфли,поршни и сапоги(в Новгороде сапоги явно преобладали).Постепенно близость мастерских и рынков Золо-той Орды привнесла восточные технологии в обработку сырья,методы раскроя и сбор-ки обуви.Сменились и формы: распространились сапоги «жёсткой конструкции»,кото-рые с начала XIV в.доминировали как обувь взрослых и детей; в языке появилось много восточных терминов,связанных с сортами кожи,формами обуви,её отделкой.
Похожим образом развивались другие производства: объяснимое падение платёжеспо-собного спроса в середине XIII в.вело к оживлению домашнего,неспециализирован-ного ремесла,но в XIV в.ситуация выровнялась,в том числе за счёт контактов с восточными мастерами и распространения ориентальной моды.В гончарном ремесле сначала резко снижалось качество,но в XIV в.,особенно с его середины,оно получи-ло новый стимул в связях с индустрией Волжской Булгарии и,возможно,в появлении на Руси мастеров из Крыма и Нижнего Поволжья(вторая половина— конец XIV в.).
Одновременно можно наблюдать перемены в импорте: полностью исчезла такая керами-ческая тара,как византийские амфоры(по-видимому,их заменили бочки),но с середины XIV в.стала распространяться парадная восточная поливная посуда.Получили массо-вое распространение некоторые виды строительной керамики,известные в домонголь-ской Руси,но не столь заметные на фоне её цветущей культуры.Это касается в пер-вую очередь плиток для мощения полов,которые использовались как в каменных,так и в деревянных храмах.Близкие процессы наблюдаются в ювелирном деле и производстве менее дорогих украшений из сплавов меди и серебра.В XIII—XIV вв.постепенно ушли в прошлое технологически сложные и дорогие эмали византийских типов,редкими ста-ли трудоёмкие скань и зернь. Но в конце XIV в. на смену им приходят новые виды, выработанные в центральных землях и на Северо-Западе. Они существенно мельче по размеру,их иконография и декор примитивнее,чем раньше,но именно они обеспечивают потребности населения быстро поднимающегося Московского княжества.В последние десятилетия археология смогла заполнить ряд лакун, давно зиявших в истории каменного церковного строительства XIII—XIV вв. Как известно,оно возобновилось на Северо-Востоке не ранее чем через полвека после нашествия,причём ни одного памятника этой эпохи долгое время не было обнаружено.Важнейшим звеном,соединяю-щим архитектуру Древней Руси с послемонгольской, стал собор Спаса Преображения в Твери. Его заложили в 1285 г. над гробом князя Ярослава Ярославича на месте деревянной церкви Козьмы.Его остатки раскрыли в 2014—2016 гг., подтвердив, что храм был белокаменным, а фасады украшала резьба, очень близкая Рождественскому собору в Суздале.Он входил в круг храмов с четырьмя столпами и тремя притворами, был среднего размера,что близко церквям в Переславле-Залесском,в Кидекше и во Владимире(собор Св.Дмитрия),но крупнее храмов в Боголюбове и Юрьеве-Польском.
Твёрдо установленное участие художников, мастерски владевших приёмами владимиро-суздальской резьбы по камню, заставляет задуматься о способах передачи этого искусства через более чем полувековой интервал, т.е. о поиске неизвестных нам по летописи сооружений, на которых могла быть обеспечена подготовка учеников.В целом можно утверждать, что материальную культуру в период от монгольского нашествия до Куликовской битвы отличало сохранение части домонгольских техно-логических традиций и «моды» при постепенном отказе от них и формировании новой, собственно московской культурной модели.По материалам: Беляев Л.А.Северо-Восточ-ная Русь в середине XIII — второй половине XIV в.: археологические данные.Этот роман об одном из величайших людей в Истории России,с которым связаны и страшные ,и героические события.И,да,он изменил Россию до неузнаваемости.Но,что он был за человек,и откуда взялся? Этому и посвящена эта книга."

  (ст."Водка и бисер для туземцев",Историк Античности,2024) "Это восьмая книга из цикла «Легенды Русского севера». Бессмертный был послан служить Близнецам, а затем хранить Дельфы.Затем он вернулся на Аркону,в обитель Святовитовой дружины. Тучи сгустились над островом,и Евпатий,попытался найти путь спасения.но вместо этого попадает в узилище.Евпатий Коловрат,волей судьбы попадает на Русь.Он один из бессмертных,тем «кому в бою смерть не писана».Но в трудный час рискнул под-нять Мертвую Рать,что бы спасти Русь от орд Батыя.Все «прикасчики» Охотска - первого русского поселения на берегу Тихого океана, наряду с порохом и оружием, постоянно просили прислать в острог «вина горячего» и «одекуй». Первое — это, понятно,водка.«Одекуем» же на языке наших предков называли бисер— мелкие шарики из цветного стекла.Водкой тогда на берегах «Ламского моря» не торговали,казакам её тоже пить не полагалось (хотя наверняка они при возможности втайне нарушали этот запрет).Доставленный за тысячи вёрст сквозь тайгу крепкий алкоголь станови-лся чрезвычайно дорог— на берегах Тихого океана в середине XVII в.ведро «хлеб-ного вина» стоило несколько десятков рублей,при жалованье рядового казака 5 руб-лей в год.Водка в Охотске тогда требовалась для других,самых серьёзных целей— на ней во многом строилась вся разведка и контрразведка.Как в 1652 г.писал в Якутск командир Охотского острога Семён Епишев:«Да для иноземцев надобно вина горячего для государевой службы,для расспросу…»«Иноземцы»-эвенки, как и все северные народы,не имели иммунитета к алкоголю.После чарки водки захмелевший первобытный охотник простодушно выбалтывал всё,даже то,что хотел бы скрыть.Чтобы выведать любые планы и замыслы окрестных племён,«служилым людям» в Охотске не требовались сложные разведывательные комбинации,даже не требовалось пытать пленников— дос-таточно было иметь флягу водки…«Одекуй»-бисер был не менее стратегическим това-ром,чем водка.«Одекую мало,в подарки дать нечего…»— в том же 1652 г.официально жаловались в Якутск из Охотского острога.Лучшим подарком для первобытных обита-телей Дальневосточного Севера в ту эпоху было железное оружие.Однако русские первопроходцы по понятным причинам не спешили им делиться с «иноземцами».Зато вторым,самым желанным предметом для первобытных кочевников и рыболовов являлся цветной бисер.В их суровой таёжной жизни разноцветные блестящие стёклышки стано-вились развлечением и страстью не меньшей,чем сегодня для нас высокая мода.До появления первопроходцев аборигены северных земель Дальнего Востока украшали свою одежду либо кусочками серебра, либо мелкими раскрашенными косточками. Но серебра было мало, а косточки значительно уступали по яркости и блеску цветному бисеру. Три с половиной века назад каждый таёжный охотник к востоку от Лены знал,что почти любая первобытная красавица полюбит его за пригоршню модного «одекуя».В ту эпоху даже совершенно отмороженные, бесстрашные и непобедимые чукчи, закованные в костяную броню полярные воины, как дети, млели от цветных стёклышек. Бисером на севере Дальнего Востока тогда давали взятки, покупали любовь женщин и преданность агентов-разведчиков.Этот роман об одном из величай-ших людей в Истории России,с которым связаны и страшные,и героические события. И,да,он изменил Россию до неузнаваемости.Но,что он был за человек,и откуда взял-ся? Этому и посвящена эта книга."
  (ст."О поморах,всегда живших на севере",Цитадель адеквата,2024) "Есть мнение, что поморы «не ходили кругами»(не знаю,что имеется в виду),а всегда жили у себя на севере.Вместе со своим наидревнейшим славянским языком.Это интересное мнение, – конечно,ошибочное,тут чувствуется влияние Жарниковой,– но заслуживающее расс-мотрения.Рассмотрение же стоит начать с замечания, что с формальной точки зрения мнение верно: поморы жили на севере – от Онежского озера вдоль побережья Карелии до Колы, и на восток, на Северной Двине и Вятке, – именно, всегда. Но «всегда» в данном контексте означает, «сколько существуют». Упоминаются же поморы впервые только в XVI веке, – сначала, как жители Беломорского побережья.Поморская же идентичность,позволяющая говорить о них,как об этнической группе,складывается только в XVII столетии.После второй волны миграции из центральной России,связан-ной с гонениями на староверов.Была, кстати, и третья волна, но она уже в зачёт не шла. Идентичность сформировалась. Так что, нередкое причисление к «поморам» Михайло Ломоносова не имеет оснований. Его семья переселилась под Архангельск, когда поморы уже существовали.Но,кстати,кем были поморы до XVI в.? Новгородцами. К Белому морю, начав колонизировать его берега, Великий Новгород вышел в XII в. Однако, сколько-то значительным славянское население севера стало не раньше начала XV века. До этого, «колонизация» не заходила дальше сбора дани с местных племён… Не говоря уж о другом, сам Новгород просто не обладал демографическим потенциалом для освоения сурового и удалённого края.Серьёзные масштабы колони-зация приобрела только после присоединения Новгорода к Русскому государству, выросшему из Московского княжества.Как следствие, поморский говор представляет собой смесь говоров новгородских и владимирских земель… А это значит, что к приходу на Белое море московитов, «русскоязычное» (с новгородским акцентом) население там уже было многочисленным… Но откуда же оно взялось, если Новгород на колонистов был скуп?Ответить на этот вопрос позволило исследованием ДНК «при-родных» (не самозваных, каких около 100% сейчас, а тех, чьи предки действительно жили в Архангельской области со средних веков)поморов.Расшифровка показала при-сутствие легендарной (ибо с ней связано масса современных легенд) R1a1 лишь на уровне 26%. При совсем уж небольшой примеси «славянской» R1a1-z92, видимо, и отражающей участие русских в мероприятии… Основную же массу поморов составляют носители гаплогрупп I и N (скандинавской и финской, соответственно).Поморский субэтнос сложился в результате культурной ассимиляции новгородцами местного населения, родственного карелам и коми."
  (ст."Учителя из созвездия Плеяд поделились с человечеством опытом жизни на "пятом уровне сознания",Смотри и думай,2024) "Плеядеанские Эмиссары Света из Созвездия Плеяды– учителя Птах,Мирро и Стела– поделились с человечеством(через медиума Татьяну Мироненко)опытом жизни на "пятом уровне сознания".(Публикуется без претензий на истину в последней инстанции, людям с небогатой фантазией и "стандартным" мышлением рекомендуется воспринимать как эзотерическую теорию, созданную человеческим воображением)«Мы постараемся поделиться опытом жизни в пятом измерении и осветить на вашем земном языке вопросы государственного устройства и управления, организации систем образования и здравоохранения на планетах нашего Созвездия. Мы эти структуры называем немного по-другому, и необходимость в некоторых совершенно отсутствует. Но мы постараемся доступно и доходчиво разъяснить Вам эти вопросы, вынесенные на повестку дня и волнующие Вас. И мы уверены, что эти аспекты жизненных процессов будут переданы вам,а также освещены соответствующим образом с других планет, идентичных вашей.То,что будет целесообразно для применения к человечеству, вы можете обобщить,а также применить любую схему-структуру, предложенную вам в этих областях,как новую и инновационную для вашего Вселенского сознания.А еще мы надеемся,что освещение этих вопросов найдет отклик в вашей глубокой памяти,и вы начнете вспоминать то, что вы уже обрели в своей Многомерности с учетом условий жизни на вашей планете.
Итак, начнем с освещения вопроса о так называемом государственном устройстве и правительстве.Каждая из наших планет Созвездия Плеяд,учитывая ее типоспеци-фичность и учитывая наличие Общепланетарного Сознания у жителей этих планет, имеет разные схемы управления целыми колониями и даже отдельными континентами. Да-да, и здесь, как и у вас, есть отдельные планеты, имеющие континенты, на которых расположены разные цивилизации,которые разделены на ряд структурирован-ных и видоспецифичных колоний, именно так земляне называют страны и государства. Вопросы управления колониями, как и всей цивилизацией в целом, решаются сначала на Общегалактическом уровне, в соответствии с эволюцией и развитием планеты, согласно Плану и Плану ПЕРВОСОЗДАТЕЛЯ. Такое подчинение позволяет идти в ногу со всеми Духовными продвинутыми планетами и вместе с ними пользоваться как Вселен-ским, так и Галактическим Банком Информации, получая оттуда всё инновационное и новейшее, что исходит из опыта не только этой Галактики Млечный Путь,но также из всех многочисленных Галактик Вселенной. И эта координирующая роль Галактической Конфедерации Светлых Сил дает нам широкую свободу выбора того или иного Плана построения командной структуры планетарного значения. Каждая планета и каждая цивилизация, населяющая эту планету, имеет неограниченный выбор любого рода стратегии и тактики в вопросах управления и развития, поскольку Галактический Банк Данных обобщил множество вариантов и целесообразностей по этому вопросу для обустройства и надлежащего проживания всех форм жизни. именно на этом этапе эволюционного развития и в этом измерении. И в этом случае есть свободный выбор накопленного опыта как Галактики, так и Вселенной в целом. Каждая цивилизация или отдельно взятая Раса также имеет возможность использовать этот обширный Банк Данных по своему усмотрению и по общему решению принять тот или иной вид центра-лизованного управления,но с позиций Безусловной Любви в соответствии с Божеств-енным Замыслом и Творением.Каждая цивилизация или отдельно взятая Раса также имеет возможность использовать этот обширный Банк Данных по своему усмотрению и по общему решению принять тот или иной вид централизованного управления,но с позиций Безусловной Любви в соответствии с Божественным Замыслом и Творением. Каждая цивилизация или отдельно взятая Раса также имеет возможность использовать этот обширный Банк Данных по своему усмотрению и по общему решению принять тот или иной вид централизованного управления,но с позиций Безусловной Любви в соот-ветствии с Божественным Замыслом и Творением.Во внутрипланетных структурах браз-ды правления, как правило, берут на себя Высокоразвитые и Высокодуховные лидеры, предлагающие себя на руководящие должности,берущие на себя личную ответствен-ность за благополучную жизнь всей Расы или цивилизации.То есть каждый житель
отдельной планеты пользуется благами и опытом, полученными во всей Вселенной в целом, подчиняясь только ПЕРВОТВОРЦУ и становясь Его полноправным Со-Творцом, создавая все новые Уникальные миры, изучая их и заселяя их их Творения.Вот так мы сможем кратко ответить на ваш первый вопрос и начать рассказывать о втором – о структуре образования. Как вы уже знаете, дорогие друзья, на пятом уровне сознания уже существует Единое Объединенное Сознание Существ Света с планетой, а также телепатическая связь между ними.Все Существа становятся целостными,соед-иняясь со своими Высшими Аспектами Души и со своим Высшим Я.Они выходят на кван-товый уровень,становятся многомерными Существами,используя весь накопленный опыт многомерности и многовариантности.Проживая в Полимире,они имеют возможность чер-пать все Знания,заложенные в их многомерное Я соответствующего уровня развития. И весь накопленный опыт личности через Световые каналы связи распространяется на все Существа этого типа,а также поступает в Банк Данных планеты,Созвездия,Галак-тики,Вселенной и всей Вселенной.И наоборот,все,что накоплено во Вселенной,по обратной цепочке в соответствии с вибрационной составляющей этой планеты и уровнем сознания индивидуума, переходит к нему. Нет необходимости создавать школы или другие учебные заведения, существовавшие в 3D-мире.Да, у нас тоже есть Духовные Учителя, которые, проще говоря, стоят на ступень выше основной массы, населяющей планету.Но,опять же,у них есть возможность обучать желающих осущест-влять на Тонком уровне так называемые Световые Коды,создавая Высшие Школы Обуче-ния и Трансформации Сознания учеников. Тем самым они готовят не только себя, но и всю планетарную Расу к переходу в следующее измерение, более высокое по своему Духовному развитию, а иногда и объединяющее вместе несколько измерений в Одно Целое и Неделимое, в зависимости от условий Экспериментов Божественного Плана. на отдельной планете,Созвездии или даже галактике.Ну,и третий вопрос– это вопрос медицины, которая существует и имеет право присутствовать на вашей планете.Как вы понимаете, дорогие, этот вопрос полностью отпадает в условиях жизни в пятом измерении. Поскольку те Светлые тела, которые вы обретаете в процессе Перехода и
трансформации, а также при восстановлении и активации 12-спиральной ДНК Бого-Человека-Ангела Шестой Расы, уже не требуют тех внешних вмешательств, которые существовали. когда у вас были 3D физические тела… Дело в том, что ваши новые тела будут полностью управляться вашим сознанием, будут подчинены ему на уровне мыслительного процесса,и станут самоисцеляющимися,самовоспроизводящимися,само-регулирующимися и бессмертными.Это будут энергетически целостные Тела Света с определенной энергетической системой,питаемой Священным Огнем их собственного происхождения,питаемым вашим собственным сердечным центром,генерирующим Энергию Безусловной Любви.Да,вначале будет запущено так называемое праническое питание с использованием энергии среды Космического происхождения.Но потом постепенно вы научитесь и будете на самодостаточности и самоконтроле энергии,которую вы генер-ируете,являясь источником жизнеобеспечения для себя,и вы будете взаимосвязаны с энергиями всей вашей планеты.к энергиям всей вашей планеты.И вы будете связаны с энергиями всей вашей планеты.И в заключение этой темы мы хотели бы вам сказать, что вам предстоит еще много всего интересного и познавательного узнать в этом и других мирах, чтобы снова вспомнить свою Божественную Сущность и начать создавать свои Прекрасные Творения. тем самым совершенствуя себя и создавая всё новые и новые миры…»"
  (ст."Как новгородцы отразили крестовый поход на Русь",Илья Дуке,2021)
Большинство людей, которые знают историю только по школьному курсу, скорее всего считают главным сражением Руси с крестоносцами Ледовое побоище. На самом деле это была лишь одна из череды битв с Ливонским Орденом и ее значение не настолько велико, как порой пытаются представить.При этом как бы в стороне остается настоящий полномасштабный крестовый поход на Русь. Он был организован не одним из Орденов,его возглавлял сам король одного из европейских государств и покро-вительствовал ему сам папа римский.Речь пойдет о так называемом Шведском крес-товом походе,который был организован королем Швеции Магнусом II с благословления папы римского Климента VI.К походу присоединилось множество известных европейс-ких рыцарей, в основном из Германии, Дании и Норвегии. В 1348 году огромный флот Магнуса приблизился в русским землям. Армия крестоносцев высадилась в районе Выборга. Король Магнус после заключения Швецией Ореховского мирного договора от 1323 года не имел формальных поводов для нападения на Новгородские земли. Он послал в Новгород послов с требованием прислать к нему ученых богословов для спора о вере. Проигравший в споре должен был принять веру противника и признать его сюзеренитет.Таким образом Магнус настаивал,что если окажется,что католичес-кая вера истинная,то новгородцы должны будут ее принять,в противном случае он грозил вторгнуться в новгородские земли и огнем и мечом заставить всех принять католичество.На это новгородский архиепископ Василий с согласия бояр и посадника ответил:"Если хотите знать, какая вера лучше: ваша или наша, пошлите за этим к патриарху в Константинополь ибо мы приняли веру от греков".Магнус посчитал такой ответ достаточным поводом для войны и его флот двинулся к Ореховому острову,где находилась крепость Орешек,запиравшая проход по Неве в Ладожское озеро.Большая часть армии высадилась на острове и приступила к осаде.Одновременно с этим отря-ды шведов начали разорять территории по обеим берегам Невы и насильно крестить в католичество местных карелов. Карелы сделали вид что приняли католичество,но на деле остались на стороне Руси и информировали новгородцев о передвижениях шведов .Осада же крепости Орешек затянулась.В новогороде сопротивление шведам возглавил боярин Онцифор Лукин.Он сформировал небольшой ударный отряд из новгородцев-ушк-уйников,которые имели огромный боевой опыт и были хорошо вооружены.Хотя он и не мог помочь осажденной крепости,т.к.войско Магнуса превосходило числом,но хорошо зная местность его воины начали успешную партизанскую войну против шведских отрядов.23 июля 1348 года новгородский отряд числом 400 человек, разгромил отряд шведов из 500 человек в битве на Жабце-поле близ нынешней Гатчины. Лишившись в результате успешных действий новгородцев возможности пополнять съестные припасы грабя местное население Магнус пошел с защитниками Орешка на переговоры и 6 августа 1348 года беспрепятственно отпустил весь ее гарнизон, а сам оставив в крепости 800 человек отплыл в Швецию готовить новый поход.Едва армия шведов удалилась, новгородцы нанесли ответный удар. Они взяли крепость Корелу и осадили Орешек, который пал 24 февраля 1349 года.Также в 1349 году последовал морской поход ушкуйников, в ходе которого был взят сильно укреплённый замок Бьяркёй (норв. Bjark;y — Берёзовый остров). Также ушкуйники совершили нападение с моря на провинцию Халогаланд.Ответный же поход Магнуса не имел успеха - большая часть его флота погибла во время бури и кроме того шведы потерпели поражение под Выборгом. В итоге в 1351 году король Магнус вынужден был подтвердить условия Ореховского мирного договора.Интересна и легенда связанная с дальнейшей судьбой короля Магнуса II.Он считается погибшим в кораблекрушении в 1374 г.Тело его не было найдено.Есть гипотеза,что Магнус выжил и из-за череды неудач разочаровался в католической вере.Он якобы принял православие под именем Григорий и жил в Вал-аамском монастыре, где на старом братском кладбище монастыря находится могила, в которой якобы покоятся останки Магнуса, а надпись на надгробном камне гласит: "Схимонах Григорий,шведский король Магнус".В своём завещании потомкам,текст которого содержится например в Софийской первой летописи,он также якобы написал:
"Приказываю своим детям, своим братьям, и всей земле Шведской: не нападайте на Русь, если крест в этом целовали; нет нам в этом удачи…".Правда это или нет, но походы Шведов на Русь после договора 1351 года прекратились почти на сто лет. Очень примечательно,что Новгородская республика отразила крестовый поход исклю-чительно своими силами,не прибегая даже к помощи Пскова.Основными боевыми дейст-виями руководили местные бояре и для отпора шведам не пришлось призывать князей Владимирской Руси.Поэтому об этом и не любили упоминать последующие летописцы других княжеств.Но тем не менее именно Новгородцы в этот раз стали щитом для Руси,отразившим агрессию с Запада."
  (ст."Была ли причина у Вселенной?",Есть мнение,2024) "Есть мнение, что вера в Творца не только иррациональное душевное состояние, но и аргументированное убеждение, основанное на доказательствах. Где космологический аргумент является попыткой обосновать необходимость Бога при помощи наблюдения за окружающим нас миром (космосом). Одним из самых популярных космологических аргументов является "космологический аргумент Калама".Кала;м(араб.;;;;;;— слово,речь).Этим термином в арабо-мусульманской схоластической теологии называется всякое философское рассу-ждение, ставящее целью растолковать религиозные догмы, придав им рациональное обоснование.Из самого названия понятно,что данный аргумент связан с происхож-дением вселенной.Аргумент Калама- аргумент от первопричины.Например,мусульман-ский средневековый философ Аль-Газали выдвинул космологический аргумент,который подразумевает,что у любой возникшей вещи есть создатель,и так как мир возник, то и у мира есть Творец.На протяжении всей истории космолологический аргумент Кала-ма развивался и адаптировался,принимая во внимание новые научные открытия.Совре-м.христиан.философ Уильям Крейг,отталкиваясь от Теории Большого взрыва и мыслен-ных эксперементов по типу парадокса "Гранд-отеля",иллюстрирующих свойства беско-нечных множеств,придал новую жизнь космологическому аргументу.Его каламический аргумент выглядит как простой понятный силлогизм:1. Все, что начинает существо-вать,имеет причину.2.Вселенная начала существовать.3.Следовательно,у вселенной есть причина.Что и приводит к выводу,что наша вселенная была создана трансцен-дентной причиной.Эта причина выходит за пределы времени,пространства и материи.
Ключевой идеей,лежащей в основе его космологического аргумента,является метафи-зическая невозможность реальных бесконечностей и бесконечной во времени вселен-ной в прошлом.Что касаемо дискуссионных навыков Крейга,специалисты философии религии его описывают как "самого сильного христианского апологета",а его доводы как "одни из самых сложных и хорошо аргументированных в современной теологиче-ской философии" Крейг даже вел дебати с такими известными учёными современности, как Ричард Докинз,Лоуренс Краусс,Шон Кэролл.Доводы Крейга кажутся весьма убеди-тельными.Согласно принципу причинности,события не происходят без предшествующих причин,что следует из нашего опыта и научных исследований.Мы видим,что у каждой вещи во вселенной есть причина.Потому и вселенная должна была иметь причину,пос-кольку она является результатом определенного начала.Однако же аргумент,основан-ный на принципе причинности,сам опровергает космологический аргумент Крейга. Ведь раз у причины есть причина,то нет оснований говорить,что у первопричины не может быть причины.Если у всего есть причина,как утверждает космологический арг-умент,то разве она не должна быть и у Бога? Почему сторонники аргумента создают для него исключение?Оказывается,что космологической аргумент не утверждает,что у всего есть причина.Поскольку в рассматриваемой формулировке говорится "у всего, что начало существовать есть причина",то есть "у любого события есть причина". Бог не начинал существовать.Он пребывает всегда.Поэтому он не нуждается в причи-не.Иначе бы мы могли сказать,что мир существует извечно,не имея причины внесебя.
Теоретически можно сказать,что мир существовал всегда,но против этого предполо-жения говорит однонаправленность времени.Ученые сходятся на том,что возраст все-ленной ограничен и составляет примерно 13.7 миллиардов лет.Получается,что вселе-нная начала свое существование. Эта идея подтверждается теорией Большого взрыва, согласно которой Вселенная "возникла" в чрезвычайно плотном и горячем состоянии. Эта предпосылка также подтверждается данными астрономии и космологии, которые указывают на конечное прошлое Вселенной. Дополнительно эти факты "отягащаются" Теоремой Борде-Гута-Виленкина, которая гласит, что любая вселенная, которая в среднем расширялась на протяжении всей своей истории, не может быть бесконечной в прошлом, но должна иметь прошлую пространственно-временную границу.Вот только, как оказывается, само время существует во вселенной, а не вселенная во времени. Время - измерение вселенной. Утверждение, что вселенная имеет начало (началась, возникла,породилась и т.д.)означало бы,что вселенная существует в каком-то вне-шнем времени по отношению к ней самой.До Большого Взрыва не было самого времени. В этом смысле говорить о появлении вселенной нельзя. Большой Взрыв технически не мог иметь причины. Причина должна предшествовать следствию во времени. Большой Взрыв не нуждается в причине, так как не является событием. Это лишь исходное состояние,от которого отсчитывается расширение вселенной.Вселенная всегда была, несмотря на то,что имеет конкретный возраст.При этом она не возникла,тем более не "появилась из ничего",поскольку появиться может то,чего когда-то не было,а она всегда была.А если точнее- просто есть." Была"- форма прошедшего времени."

  (ст."Князья дрались,а страдали простые граждане",История нашего мира,2024)
"1147 г.Русь.Узнав о том,что в Киеве убит князь Игорь Ольгович(смотри публикацию «Смерть Игоря Ольговича») Изяслав Мстиславич Киевский (правил в Курске в 1127-1129, в Полоцке в 1129-1132, в Переяславле Русском в 1132, 1142-1146, в Турове в 1132-1133, 1135, в Новгороде в 1133-1135, во Владимире Волынском в 1135-1142, в Киеве в 1146-1154 (с перерывами) гг.), чьи войска стояли на реке Супой, понимая, что война после такого события резко обострится, срочно отослал за помощью посла в Смоленск к своему брату князю Ростиславу Мстиславичу, а другого брата– Влади-мира Мстиславича в Городец Остерский за войском.Весть об убийстве князя Игоря киевлянами пришла в Чернигов к князьям Владимиру и Изяславу Давидовичам, а они передали ее Святославу Ольговичу, к которому явился с войском Глеб Юрьевич, сын Юрия Владимировича Ростово-Суздальского (правил в Ростове и Суздале в 1095-1157, в Киеве в 1147-1157 (с перерывами) гг.). Святослав Ольгович и Глеб Юрьевич выступили в поход на Курск,где в те дни находился с дружиной Мстислав Изяславич, сын Изяслава Мстиславича Киевского.Мстислав Изяславич обратился к жителям Курска за помощью,но те ему отказали, заявив,что с Ольговичами воевать готовы,но против Юрия Владимировича Ростово-Суздальского воевать не будут.Тогда Мстислав Изясла-вич покинул Курск и ушел к отцу, а от него в Переяслав. Жители же Курска послали в Ростов к Юрию Владимировичу с просьбой прислать к нему его посадника(наместни-ка).И посадил у них Глеб Юрьевич человека отца посадником.И начал подчинять вла-сти отца города Посемья.Жители Вырева отказались подчиниться и на них послали союзных Святославу половцев.Войска Святослава Ольговича и Глеба Юрьевича не смо-гли взять Вырев и город В’яхань.Жители отразили их нападения.У Попаша Святослав Ольгович и Глеб Юрьевич соединились с отрядами Изяслава Давыдовича Черниговского и штурмом взяли Попаш*.Изяслав Мстиславич,к которому присоединились отряды с Волыни и Турова,выступил было к Переяславу, когда к нему прибыл вестник от его брата Ростислава Мстиславича Смоленского с просьбой дождаться его. Ростислав Смоленский шел со смоленскими полками в помощь брату. По дороге сжег Любеч и разорил ряд сел и городков Святослава Ольговича.В те же дни князь Великого Нов-города Святополк Мстиславич выступил на Суздаль,но новгородцы дошли лишь до Нов-ого Торга.Отсюда(возможно из-за погоды)вернулись назад.У Черной Могилы войска братьев Изяслава Мстиславича Киевского и Ростислава Мстиславича Смоленского объединились. С ними же были отряды черных клобуков, которым очень не нравились половцы, что шли с войском Святослава Ольговича, Изяслава Давыдовича и Глеба Юрьевича.Объединенное войско Изяслава Мстиславича и Ростислава Мстиславича пошло к реке Сула, где находились войска Святослава Ольговича и его союзников. Узнав о походе князей Киевского и Смоленского, союзники начали разбегаться. Большая часть половцев ночью бежали к себе в степи**,Владимир и Изяслав Давыдович напра-вились к Чернигову.Святослав Ольгович– к Курску.Изяслав и Ростислав Мстиславичи попытались перехватить бегущих к Чернигову воинов Изяслава Давыдовича у Всеволо-жа, но опоздали. Те уже прошли мимо. Тогда Изяслав и Ростислав взяли штурмом и разграбили Всеволож, превратив в пленников его жителей и двух соседних городков, кто прибежал во Всеволож в поисках защиты.Узнав про судьбу Всеволожа,жители многих местных городков бежали в Чернигов.Братья– Изяслав и Ростислав- выслали за беглецами погоню.Жителей Унежа,Белой Вежи и Бохмача захватили в поле и пле-нили.Прочим удалось добежать до Чернигова.Жители города Глебцы(вар.: Глебли)беж-ать не стали.Решили защищать свой город.Целый день штурмовали его полки союзни-ков из Киева,Смоленска,Турова и Волыни,но взять так и не смогли.И решили князья Изяслав и Ростислав идти в Киев и ждать там,когда мороз скует реки.События порой просходили с такой калейдоскопической скоростью, что не только простолюдины, но и вятшие люди в городах порой не успевали ориентироваться в политических хитро-сплетениях: "Владимир Святославич рязанский — кн. рязанский, сын кн. муромского Святослава Ярославича. В 1140 г. он помогал кн. новгород-северскому Святославу Ольговичу в борьбе его с вел. кн. киевским Изяславом Мстиславичем. Святослав обратился за помощью к Юрию Долгорукому, которого в 1147 г. с этою целью посетил в Москве; с Святославом был в Москве и Владимир Святославич.В следующем году Святослав и князья черниговские соединяются с Изяславом против Юрия."* Попаш или Попашь — летописный город в составе Переяславского княжества, располагавшийся на правом берегу реки Сула. Впервые упомянут в Ипатьевской летописи под 1147 годом, когда его силой взял князь Глеб Юрьевич.Входил в Посульскую оборонительную линию — цепочку укреплённых городов,ограждавших Русь от степных вторжений.Пришёл в упадок после монголо-татарского нашествия.Отождествляется с городищем близ посёлка Недригайлов Сумской области. Культурный слой содержит отложения скифской эпохи и древнерусского(конец XI— начало XIII вв.)времени.По мнению С. Роспонда, название города происходит от слов «пашня» или «пастбище».** За месяц-другой до этих событий Изяслав Мстиславович в пограничной крепости Воинь подписал мирный договор с половцами,о котором не были уведомлены те половецкие роды,что пришли к Святославу Ольговичу.(Источники: Длугош,ПСРЛ,т.1,т.2,т.15,т.38 и другие,Стрый-ковский,Татищев,т.2)."
  (ст."Свободный – свободен везде, а раб и на том свете раб",История нашего мира 2:0,2024) "Русь-Закавказье-Византия.В 941 г.правитель Руси князь Игорь(правил в 912-945 гг.)устроил поход на Константинополь,столицу Византийской империи.Поход окончился серьезной неудачей.Византийцы применил греческий огонь,и многие суда русичей погибли.Игорю пришлось идти на мировую.В ходе переговоров византийцы попросили Игоря об услуге,которая могла принести неплохую добычу участникам дан-ного мероприятия,а именно,византийцы просили русичей совершить поход на мусуль-ман,чтобы отвлечь часть их сил от войны с Византией и ее союзниками на Кавказе.
Весной 943 года сильное войско русичей (русов) на судах вышло с территории Руси и реками отправилась на Каспий. Войско вёл воевода Свенельд.В ходе данного похода к русичам присоединились те, кто видел в мусульманах Кавказа угрозу для себя: хазары, буртасы, аланы, лезги(ны).Союзники прошли через Дербент и на р. Кура разгромили войска местных жителей, последователей учения пророка Мухаммеда. После битвы союзники напали на богатый город Берда’а* (располагался на востоке современного Азербайджана).Когда местные жители Берда’а убедились, что своими силами они союзников не отобьют, а помощи ждать неоткуда, они начали переговоры со Свенельдом."Они владели Бардаа в течение года и издевались над мусульманами и насильничали над их харимами (т. е. гаремами. — Ю. Б.), как никогда не делали этого никакие язычники. И вот погубил их всех Аллах при помощи холеры и меча". (Мутаххар ал-Макдиси)Тот согласился выпустить из Берда’а всех, кто желает уйти в другие города. Часть жителей ушло с тем имуществом, которое смогли унести с собой. Тех, кто остался в городе, и оставшееся имущество ушедших, пустили на поток и разграбление.Разграбив город, союзники не успокоились. Они начали из Берда’а, который сделали своим опорным пунктом, набегами разорять окрестные селения и городки. В ходе этих набегов погибло более 20 тысяч местных жителей. Потоки беженцев хлынули на юг."Рассказали мне Абу-Аббас ибн Нудар, а также некоторые из исследовавших, что люди эти (Русы) вошли в город, сделали в нем объявление, успокаивали жителей его и говорили им так: «Нет между нами и вами разногласия в вере.Единственно чего мы желаем,это власти.На нас лежит обязан-ность хорошо относиться к вам, а на вас — хорошо повиноваться нам»**.Подступили со всех окрестных земель к ним (Русам) мусульманские войска. Русы выходили против них и обращали их в бегство. И бывало не раз так вслед за ними.(Русами) выходили и жители Бердаа и, когда мусульмане нападали на Русов, они кричали «Аллах велик» и бросали в них камни. Тогда Русы обратились к ним и сказали, чтобы они заботились только о самих себе и не вмешивались бы в отношения между властью и ими (Русами). И приняли это во внимание люди, желающие безопасности, главным образом это была знать."(Ибн Мискавейх)Марзубан ибн Мухаммед,один из владетелей северного Хорасана,узнав о бедствиях единоверцев,собрал 30-ти тысяч-ную армию воинов ислама и двинулся против неверных.Началась серьёзная война. Сражения, бои, стычки шли едва ли не девять месяцев, воины Марзубана*** терпели одно поражение за другим. Союзники явно были более искусны в военном деле, чем воины из Северного Хорасана и местных городов и селений.Неизвестно, сколько бы времени ещё союзники грабили окрестные народы, если бы на помощь страдающим от набегов не пришла эпидемия.В конце 943 года Свенельд захватил город Мерагу.Мер-ага славилась своими плодовыми деревьями.Победители дорвались до местных плодов, и среди них началась эпидемия,(вероятно- дизентерия),которая унесла жизни значи-тельного количества воинов севера.Мусульмане воспрянули духом,и Марзубан осадил Берда’а.Союзники отбили все штурмы,но…решено было уходить на родину.Весной 944 года Свенельд прорвался из Берда’а к реке,на которой стояли корабли русичей.Рус-ичи ушли водой на Русь,прочие,кто ушел к себе в горы,кто степью в свои города, кто добрался на судах до реки Итиль (Волга). Но союзники не только прорвались из осажденного города, но и с богатой добычей разошлись по своим домам.Из описания этого похода сохранили такой эпизод. Какой-то молодой русич отстал от войска и был окружён воинами ислама. Русич долго сражался с воинами Марзубана. Когда же понял, что ему не уйти, а его хотят взять в плен, то покончил с собой сам."Один из этих рассказов был распространен в этой местности,я слышал от многих,что пять людей Русов собрались в одном из садов Бердаа; среди них был безбородый юноша, чистый лицом,сын одного из их начальников,а с ними несколько женщин-пленниц.Уз-нав об их присутствии,мусульмане окружили сад.Собралось большое число дейлемитов и других,чтобы сразиться с этими пятью людьми.Они старались получить хотя бы одного пленного из них,но не было к нему подступа,ибо не сдавался ни один из них.И до тех пор не могли они быть убиты,пока не убили в несколько раз большее число мусульман.Безбородый юноша был последним, оставшимся в живых. Когда он заметил, что будет взят в плен, он влез на дерево, которое было близко от него, и наносил сам себе удары кинжалом своим в смертельные места до тех пор, пока не упал мертвым." (Ибн Мискавейх)По поверьям русичей и ряда других народов Европы, тот, кто умрет свободным, будет и на том свете свободным, а тот, кто умрет рабом – будет и на том свете рабом.Кстати,об этом же говорится и византийском трактате «Тимарион», написанном в XI веке. Там описывается путешествие одного византийца в потустороннем мире.Так вот,вопреки современной христианской пропаганде,христи-ане Византии в XI считали, что император и на том свете будет императором, а раб и на том свете останется рабом.* Бердаа был крупнейшим политическим и торговым центром тогдашнего Кавказа,столицей Аррана.Незадолго перед тем,в 940–942 гг., здесь утвердился гилянский правитель Марзбан ибн Мухаммед,ставший наместником кавказских провинций халифата.Но в 943 г.сам он находился в Сирии вместе с большей частью своей армии, сражаясь с Византией. Охранял Бердаа пятитысячный гарнизон, возглавляемый градоначальником.- Арран — арабское название Кавказской Албании — территории междуречья Аракса и Куры.- Гилян — прикаспийская область Северного Ирана.** В.В.Бартольд (и не он один)считал,что русы,совершившие набег на Бердаа,были скандинавами.Однако он вынужден был заметить:«...Подробности рассказа показывают,что взятие Бердаа было совершено более стройными и дисципли-нированными силами,чем набеги норманнов на христианские и мусульманские города Европы.В рассказах об этих набегах норманны обыкновенно изображаются беспощад-ными варварами, истребляющими и сжигающими все на своем пути; едва ли в Европе был случай,чтобы языческие норманны при взятии большого города объявляли жите-лям,что будут охранять безопасность их жизни и имущества...»*** Марзубан ибн Мухаммад(?-957)— эмир иранской области Азербайджан из династии Саларидов (Муса-фиридов),правивший в 941(942)—957 гг.Марзубан был сыном основателя династии Мусафиридов Мухаммада ибн Мусафира, правившего в Дейлеме. В 941 году Марзубан вместе с братом Вахсуданом свергли своего отца, который затем был заточён в крепости. В том же году Марзубан отправился на завоевание Азербайджана. Он захватил Ардебиль и Тебриз, затем распространил свою власть на Барду и Дербент. В 943 или 944 гг. русы совершили набег на Бердаа, захватив город. Марзубан в это время воевал в Сирии, но узнав о случившемся, собрал армию и подступил к городу. В это время произошло вторжение мосульских Хамданидов,из-за чего Марзубан выну-жден был оставить этот город.(Источники: ал-Мукадаси,Низами Гянджеви,Тимарион)".


Рецензии