Интервью с Леонидом Николаевичем Вересовым

Интервью с Леонидом Николаевичем Вересовым, автором комментариев в сборнике стихотворений Н. Рубцова «Поверьте мне, я чисто душою…» Череповец, "Порт - Апрель" 2021.
Не так давно мы презентовали для Вас сборник стихотворений Н. Рубцова «Поверьте мне, я чист душою...» в городе Череповец. Презентация прошла в формате пресс-конференции.
Каждый мог задать вопрос редакторской коллегии, отдавшей себя без остатка в работе над сборником. Все вопросы не осветить, поэтому мы решили раскрыть для Вас больше интересного, взяв небольшое интервью у Леонида Вересова, человека, готовившего комментарии в сборнике.
Каким было Ваше первое знакомство с этим замечательным поэтом? И что сейчас заставляет беречь и изучать его творчество?
Мне кажется, что это не я нашёл путь к Рубцову, а он нашёл меня. Дело было в январе 1972 года, когда учился я в девятом классе школы № 20 города Вологды, в классе с углублённым изучением истории и искусства. Заболел я, простудился, лежал на кровати в нашем деревянном доме с печным отоплением и глотал микстуры. Мама принесла свежую газету «Вологодский комсомолец», и вдруг, открыв её, я оцепенел, увидев добрые глаза человека. На меня с прищуром с портрета смотрел поэт – это было видно, так как страница вся была поэтической. Я схватил газету и прочитал:
«В твоих глазах любовь кромешная,
Немая дикая безгрешная…»;
... «Не могу я видеть без грусти,
Ежедневных собачьих драк»;
...«Нахмуренное, с прозеленью небо,
во мгле как декорации дома…»;
... «Я марширую на плацу.
А снег стегает по лицу!
Я так хочу иметь успех,
я марширую лучше всех!»
... «Год пройдет... другой... а там уж -
Что тут много говорить?»— и другие.

Это потом узнал, что фотопортрет был работы Николая Александрова,
а пока крепко врезалась в память фамилия — НИКОЛАЙ РУБЦОВ. Вот так наповал он сразил моё сердце, и я кнопочками эту страницу газеты прикрепил к деревянной стенке так, чтобы мог видеть фотографию и читать стихи. Дальше Н. М. Рубцов стал сопровождать меня по жизни, наполняя её интересом, поддерживая своим авторитетом и в моих первых попытках рифмовать. В классе конкурс на лучшего чтеца, я выбираю «Тихая моя родина» Рубцова. Лауреатства школьного не получил, но вышло так, что почти половина класса, смотря на меня, выбрали для чтения тоже Рубцова.
До сих пор горжусь своей первой статьёй по рубцовской тематике, опубликованной в газете «Хибинский вестник» 2001 года «Все поэты советские, а Рубцов русский». Это и стало подлинным началом моего рубцововедения, серьёзного изучения его биографии и творческого наследия с позиций истории литературы. Хотя итоги подводить ещё рано, но всё же 13 книг, больших и тематических по проблемам рубцовской биографии и творчества мною написаны.
Не считаю, что главное – это найти новые факты, документы, хотя, конечно, они расширяют источниковедческую базу науки, дают более правильное, документальное понимание творчества поэта. Но всё-таки, главное – правильно написать об этом, не спекулируя, не принижая, не излишне восхваляя. Писать о Н. М. Рубцове без чувства любви к его поэзии нельзя, но отдаваться только порывам чувств тоже не позволительно. Впрочем, это всё слова, а я предпочитаю поиск, архивный документ и его анализ. Очень уважаю тех исследователей, которые понимают и осознают историческую суть нашего времени. Мы - последнее поколение, которое может напрямую слышать, общаться с людьми, знавшими поэта. Цель - собрать оставшиеся крупицы документальной правды о нём, но не очень многие претворяют её в жизнь, предпочитая показать себя в рубцововедении.

Леонид Николаевич Вересов, член Союза писателей России
Чем выделялся поэт на литературном поприще XX века?
Он единственный, не считая С. С. Орлова, был представителем трёх литературных школ ленинградской, московской и вологодской. Он один из тех (Белов, Фокина ещё, конечно) кто имел за плечами Литературный институт. Был принят в Союз писателей единогласно, мощь его дара была очевидна. Был не только талантливейшим поэтом, но и понимал толк в продвижении своих произведений к читателю через книги, журналы, газетные публикации. Учителями Н. М. Рубцова в литературе были великие русские поэты, коих он и оказался достойным в своей лирике.
Есть ли у Вас любимое стихотворение в сборнике? Если да, то назовите, пожалуйста, какое и почему?
Моим любимым стихотворением Николая Рубцова каждый раз оказывается то, над которым работаю в своих работах. Потому что, стараюсь раскрыть как, когда оно создавалось, где было напечатано при жизни, какие архивные версии стихотворения существуют, почему в наше время печатается только один вариант. Почему не интересны не менее значительные остальные версии и так далее. Меня в первую очередь интересует то, что происходило при жизни поэта, тайны его творчества.
Какие отношения у Н. Рубцова и природы? Какие явления больше всего привлекает поэта в окружающем мире?
В поэзии Н. М. Рубцова, как в Библии, можно найти всё и обо всём. Природу он мало сказать любил, - прославлял в стихах и всерьёз занимался местом человека в ней. Наверное, считал её (природу) мудрее созданного ею же создания, в этом смысле можно поставить знак равенства между Богом и Природой в мировоззрении, разлитом в стихах Н. М. Рубцова.
Как Вы считаете, чем является Россия прежде всего для Н. Рубцова?
Россия и это правильно, не СССР, а именно Россия, для поэта всё: источник вдохновения, образ, воспетый им, и Родина. Ведь Рубцов никогда не был за границей, дальше Алтая не путешествовал. Всегда любимая вологодская деревня, ставшая для него источником вдохновения, ассоциировалась с Родиной, Россией, может быть, вместе с Вологдой, Тотьмой, Москвой, древнерусской архитектурой, трудом людей на своей земле. И его талант доказал эту мысль всем любителям поэзии. Вот он даже об алтайской деревне пишет «Была бы церковь у реки и было б всё по-вологодски…».
Что лично Вам дала возможность поучаствовать в работе над сборником?
Творчество Н. М. Рубцова – это моя главная тема как исследователя. Поэтому, с удовольствием откликнулся на предложение поработать над книгой его стихов, даже не очень интересуясь, в каком качестве. Довольно долго, полтора месяца, работал над поставленной мне задачей по подбору комментариев к стихам Н. М. Рубцова., а их было около 250. К сожалению, концепция сборника несколько изменилась, как и его название, и моя роль в комментариях свелась к консультативной. Правда, несколько неточностей в них удалось исправить. В принципе, сборник получился достойный, сохранились и некоторые комментарии, сделанные любовно после стихов Н. М. Рубцова. Полиграфия, работа художника заслуживает хорошей оценки. Правда, считаю, что в серии «Сокровища вологодской литературы» сборник «Поверьте мне, я чист душою…» Н. М. Рубцова должен был бы выйти не под номером два, а под номером один или вообще вне нумерации. Но законы издательского дела диктуют свои правила…
Поблагодарим Леонида Николаевича за то, что он поделился с нами своими мыслями о творчестве Н. Рубцова!
Друзья, напоминаем, что сборник Вы можете приобрести, обратившись в личные сообщения группы Издательского Дома «Порт-Апрель».
Интервью брала Д. Смирнова


Рецензии