Мой ОдеССкий Дворик

Фотоиллюстрация: Июль, 2013 г. Одесса, ул. Жуковского №2. Фото автора.
***

(В унисон стихотворению Владимира Панкратова «Московский двор на Тулинской»
http://proza.ru/2024/02/23/1031)
***
«В двухэтажном кирпичном затворе,
Заповедном от внешних новизн,
За воротами ржавыми дворик
Продолжает привычную жизнь.
 
Жмурясь в солнечной тёплой ладони,
Улизнув от кошачьих забот,
Под окном, среди роз и бегоний,
Дремлет, сладко раскинувшись, кот.
 
Бабка сдобно колышется смехом,
Внуку мир открывает сезам…
Жаль, сейчас я и всё - только эхо
От того, настоящего… там.
***
23.02.2024.
Улицы Тулинская, уже нет».
***

Тёплая, жизненосная волна исходит из этого стихотворения.
Меня, по крайней мере, эта волна подняла к глубинам моей памяти – в мой одесский дворик...

«Заповедном от внешних новизн,
За воротами ржавыми дворик...»

Увы. Посетив его в 2013 году  (25 лет спустя - как расстался с ним) я увидел, что он НЕ продолжает привычную жизнь.
 
Некогда густонаселённый весёлым одесским людом, он встретил меня тишиной заросших диким виноградом флигилей, за которыми ещё остались несколько очень пожилых соседей – свидетелей моего детства.

«Жаль, сейчас я и всё - только эхо
От того, настоящего… там».

Для меня, это «там» звучит: «Как молоды мы были, как искренно Любили, как ВЕРИЛИ...»
***

В июле 2013 года мы с супругой совершили путешествие Нью-Йорк – Рейкъявик /Исландия/ - Лондон –Париж –Киев – Одесса – Солнцедар /Донецкая Область/ и обратно из Киева в Нью-Йорк.

В ОдеССе я не был 25 лет, и то что я увидел огорчило меня.

И прежде всего - наш двор, что в центре города - почти у парка им. Т.Г. Шевченко.

За годы отсутствия советской власти, флигеля обветшали - визуально состарились и «сморщились», тихо шелестя облупившейся с фасадов штукатуркой и листьями очень "дикого" винограда.

Эвлюция нашего двора прослежена в рассказе «А корабль Плывёт» http://proza.ru/2021/08/13/1567
Из этой эволюции, ТЕПЕРЬ мы понимаем, что сов.власть всётаки кое-что делала для улучшения жизни населения.

Парк Т.Г. Шевченко усох, сверкая лысинами некогда зелёных полян и пролесков.
Открывающаяся из парка панорама порта и бескрайнего Чёрного моря оглушила своей пустотой и тишиной - ни кораблей на рейде и у причалов, ни грохота железной дороги - ничего!

НИЧЕГО подобного порту моих детства и юности: сотни кораблей у причалов и на рейде; складируемая, прямо на причалах и  ожидающая отправки в страны СЭВ и на Кубу,сельхозтехника; станки и автомобили;  бескончный ассортимент строительных и прочих материалов ожидающих той же участи; элеваторы ломящиеся зерном; терриконы сахорного тростника /и сладковатый его аромат, смешивающийся с морским бризом и криками чаек - ну НИЧЕГО - порт мёртв. Даже чаек не было видно.
      
Пляжи Ланжерон и Водная Станция превратились в нецивиллизованные купальни устроенные на бетонно-железных развалинах.

Причалы для катеров, НЕКОГДА обслуживающих одеССитов и гостей города на морских пассажирских линиях "Порт-Ланжерон-Аркадия–Черноморка" и, тоже самое, плюс "Лузановка", сгнили и удручают видом торчащих своих "рёбер"- свай и балок.

ДАЖЕ присутствие на пляже ДЕЛЬФИНАРИЯ и миллиона мелких ларьков не смогли порадовать меня, чья былая одеССкая жизнь, процентов на пятьдесят, проходила на этих пляжах.

Что же до остального города...

"Кто не видел Дюка с люка - тот ОдеССы не видал" - такая у нас была шутка.
А от Дюка, открывалась панорама порта и Чёрного моря ничем не омрачаемая аж  до самрго горизонта, но нежно обрамлённая линиями морского вокзала.
Советские архитекторы создали грандиозное сооружение которое, не смотря на внушительные размеры не заслоняло панараму моря.

Так "самостийники" вбили в морвокзал жутко уродливый паралелипипед /производства США/ который разрушил идилию моря, порта и города.

Немыслимое количество старых автомобильных иномарок и их беспорядочная стоянка ПОВСЮДУ-ПОВСЮДУ /так, что к Опеному театру не пробраться/ напомнило мне одновременно Тель-Авив 90х и автосвалку в Бруклине сегодня – и то, на свалке больше порядка.

На некогда уютных улицах и в переулках рука «незалэжногo и самостийного» архитектора-калеки понатыкала уродливые железобетонные коробки  - выдаваемые старикам и молодому поколению «одеСитов»  за «последний писк Эвропэйськой моды».

Этой участи не удалось избежать и знаменитой Дерибасовской. Эта короткая улица,  начинающаяся лестницой из порта и заканчивающаяся на Соборной площади была очаровательна своей провинциальной скромностью с оттенком южного кокетства благодаря, некогда раскошному, Городскому Саду.

Побывав в Париже и Буэнос- Айресе я понял, почему ОдеССу называли «маленьким Парижем». Но благодаря хозяйничанию  «незалэжных и самостийных»  в 2013 году она выглядела как Большая Хаципетовка.

И вот, в этой Хаципетовке я увидел новенькие церквы, мечети; то там – то сям понатыканые скульптурки типа «девушка с веслом» и грандиозные монументы – типа «Украинский козак с лошадью», но особый интерес для меня представил восстановленный /после 70 лет большевистского правления/, памятник основателям ОдеССы – царице Екатерине Второй и её сподвижникам – монумент, который ранее я видел только на старинных открытках.
 
Если Вам удалось прочитать коротюсенькую справку «О чём пишу», то Вы конечно уже знаете, что никаких положительных эмоций по отношению к последним руководителям СССР, также как и к царским (королевским) и прочих «голубых кровей» персонам я не испытываю, однако восстановленный памятник вернул площади её неповторимый ансамбль и колорит - задуманные в 18 веке.
 
Закладка монумента состоялась в рамках празднования 100-летия Одессы 2 сентября 1894 года.
 
Но вот укрнацистам этот монумент стал «поперёк горла» и они его снесли /а также и памятник полководцу Суворову и ещё много исторических памятников /,  29 декабря 2022 года!

Хотя, 28 августа 2022 г.,  было опубликовано интервью мэра Одессы Геннадия Труханова итальянскому изданию "Коррьере делла сера", в котором он в том числе высказался против массового сноса памятников вообще.

По его словам, в сложившихся условиях любая попытка пересмотреть историю может привести к поляризации общества и "фатальным ошибкам в будущем".

И вот, лишенная исторических памятников и изуродованная недоучками, эта Хаципетовка, 25 января 2023 года, ВДРУГ! была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО!!!

Комитет всемирного наследия, в среду 25 января 2023 года, принял решение о включении исторического центра ОдеСсы в Список всемирного наследия!

Это решение, как Вы понимаете, признает выдающуюся универсальную ценность объекта и обязанность всего человечества защищать его.

                ИНТЕРЕСНО, ЧТО ТАКОЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ПОЧЕМУ-ТО НЕБЫЛО ПРИНЯТО ЮНЕСКО В ТЕ ГОДЫ, КОГДА ОДЕССА БЫЛА ГОРОДОМ-ГЕРОЕМ СССР.

Только под правлением укрнацистов, обнаружилось, что (как пишется в постановлении ЮНЕСКО) «Одесса, свободный город, мировой город, легендарный порт, оставивший свой след в кино, литературе и искусстве, теперь находится под усиленной защитой международного сообщества".

Исторический центр Одессы также включен в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, что дает ему доступ к усиленной технической и финансовой международной помощи, которую Украина может запросить, чтобы обеспечить защиту объекта и, в случае необходимости, помочь в его восстановлении. Ясно, что такой статус города осложняет его освобождение от мрази.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии