Русь 12 в. - 2

  (ст."Не усидел в Новгороде",История нашего мира 2.0,2023) "1137-1138 годы. Русь.Осенью 1137 года группа знатных новгородцев и псковичей решили, что пришла пора поменять князя: выгнать князя Святослава Олеговича из рода черниговских князей и пригласить князем в Новгород Всеволода Мстиславича,внука Владимира Мономаха.Посо-вещавшись втайне от всех,они направили к Всеволоду Мстиславичу тысяцкого новгород-ского Константина Иванкова и Яшку Дашкова,а из Пскова– Жиряту Дашкова и Михалка Яновича.Придя в Вышгород,посланники приглашали князя Всеволода на княжение в Вел-икий Новгород.Всеволод Мстиславич обратился за разрешением к своему дяде великому князю Киевскому Ярополку Владимировичу(правил в Киеве в 1132-1139 гг.).Ярополк дал добро,и князь Всеволод с дружиной прибыл вПсков.Когда  весть о том,что князь Всеволод Мстиславич прибыл в Псков,дошла до Новгорода,там начались грабежи и разбой.Сторонники Всеволода стали грабить дома и сёла сторон-ников князя Святослава и с награбленным бежать в Псков,к князю Всеволоду.Свято-слав собрал богатых и знатных новгородцев и стал выяснять,с какой целью они устроили подобное беззаконие. Если он им неугоден, то сказали бы ему об этом прямо и он бы покинул Новгород, но зачем грабить людей. А если он им нужен, то почему тогда не ловят и не наказывают грабителей? Ему ответили, что он, князь Святослав, им люб,а всё это проделки некоторых бездельников,которые будут нака-заны.После этого собрания в Новгороде начали вылавливать грабителей и предавать их смерти. Так были схвачены Константин Нежатин с друзьями и казнены, а их дома пустили на поток и разграбление. Других знатных и богатых из бывших сторонников князя Всеволода оштрафовали. За счёт штрафов насобирали тысячу пятьсот гривен, на которые снарядили войско для войны с князем Всеволодом. Наказывая виновных, отправили по тюрьмам и многих невиновных, за компанию. А их имущество разграбили или конфисковали.Тем временем в Новгород со своей дружиной и половцами прибыл из Курска князь Глеб,брат князя Святослава.Объединив силы,братья вместе с новгород-ским ополчением в январе 1138 года выступили на Псков.Перед тем как явиться под стены Пскова князь Святослав потребовал от псковичей выслать из города князя Всеволода, на что получил решительный отказ.Псковичи же перекрыли дороги к гор-оду засеками, за каждой из которой стоял сильный отряд. В процессе похода князь Святослав обнаружил что-то кто-то из новгородцев,находящихся в его войске, сдаёт все его планы князю Всеволоду.Потому,чтобы не потерпеть поражение,Святослав,чьё войско дошло только до Дубровны,свернул поход и вернулся в Новгород.Довольный князь Всеволод вернулся в Псков,где вскоре заболел.Через некоторое время,11 фев-раля,князь Всеволод Мстиславич умер от болезни,к великой жалости местных жителей .Вполне допускаю некую взаимосвязь между прекращением похода князя Святослава и скоропостижной смертью Всеволода.Похоронив князя Всеволода,псковичи к большой досаде новгородцев пригласили себе князем брата умершего Святополка Мстиславича.
К началу апреля среди новгородского купечества начало расти недовольство прав-лением князя Святослава Олеговича. Это было связано с тем, что с одной стороны пути для торговли с народами Прибалтики им перекрыли псковичи,а с другой– тор-говлю по Волге им перекрыл князь Юрий Владимирович Долгорукий Ростово-Суздаль-ский,враждебно настроенный к Ольговичам Черниговским.К тому же воины дружин Свя-тослава Олеговича и его брата Глеба,что стояли под Новгородом также начали бало-ваться грабежом торговых людей.Потому 17 апреля 1138 года купцы собрали вече, на котором попросили князя Святослава Олеговича покинуть Новгород. Князь Святослав Олегович ушёл. Добрался до Смоленска, где местные разграбили его обоз, что и послужило причиной разразившей на юге войны Ольговичей с Владимировичами и Мсти-славичами.23 апреля в Новгороде была паника. Кто-то пустил слух,что на Новгород с войском идёт князь Святополк Псковский.Слух оказался ложным.10 мая в Новгород въехал князь Ростислав Юрьевич, сын Юрия Владимировича Долгорукого.(Источники: ПСРЛ, тт. 1, 2, 3, 4, и т.д.,Татищев,т.2)"
  (ст."20 лет спустя",История нашего мира 2.0,2023) "1682-1702 гг.Россия.Во вре-мя первого стрелецкого бунта в Москве(в 1682 году)правитель России Пётр Алексе-евич (правил в 1682-1725 гг.)был ещё десятилетним мальчиком.Когда начался бунт, царица Наталья Кирилловна,мать Петра,с сыном и небольшой группой преданных ей людей,бежала в Троицко-Сергиевскую Лавру,надеясь там найти убежище от взбунтов-авшихся.Однако кто-то указал стрельцам,что царь Пётр со своей матерью укрылся в Лавре и большой отряд бунтовщиков ворвался в Троицко-Сергиевскую Лавру в поисках бежавших.Начали осматривать всё. Несколько человек из них вошли в церковь Лавры, где и обнаружили Петра и Наталью Кирилловну. При виде царя один из стрельцов выхватил нож и ринулся к Петру, чтобы зарезать его. Пётр в ужасе смотрел в глаза убийце, когда последнего остановил голос одного из стрельцов.- Остановись, брат! Не перед алтарем!.. Он не уйдет!.. Пусть выйдет из церкви!..Стрелец с ножом опустил руку у самого лица Петра и отошёл. И тут в церковь с криком: «Конница!», - ворвался один из бунтовщиков.Стрельцы,забыв о Петре и Наталье Кирилловне,бежа-ли.Петр был спасён.Дворянская конница подоспела вовремя.Прошло 20 лет.Однажды Пётр Алексеевич, обучая матросов создаваемого флота, выстроил ряд экипажей на Адмиралтейской площади.После этого начал обходить выстроившихся,глядя каждому из них в глаза.При этом Пётр требовал чтобы служилые также смотрели ему в глаза.
Явно он был обучен одному приёму, с помощью которого, глядя глаза в глаза, можно понять с кем имеешь дело.Обходя строй и вглядываясь в глаза моряков,Петр внезап-но в ужасе отскочил от одного из них.Он узнал в моряке того самого стрельца,кот-орый хотел убить его в церкви.Указывая на моряка, Пётр потребовал немедленно его схватить.Моряк же рухнул на колени со словами:- Повинен смерти,государь!..Помил-уй!..Присутствующие офицеры и моряки страшно удивились - этот моряк был известен своей честностью и усердием в службе,не имел ни одного взыскания и был для всех примером в исполнении своего долга.Каково же было удивление всех,когда на вопр-осы Петра(а царь устроил допрос тут же на месте),моряк признался,что он именно тот самый стрелец,который хотел зарезать царя Петра 20 лет назад в Троицко-Серг-иевской Лавре.Далее моряк рассказал,что в момент бунта он был новичком,недавно поступившим на стрелецкую службу.Потом разобрался в происходящем и бежал.Много лет странствовал.Потом,выдавая себя за сибирского крестьянина,записался матросом при Архангельском Адмиралтействе и честно нёс службу во флоте.Петр простил вино-вного с условием, что тот более никогда не попадёт к нему на глаза.Моряк покинул строй,уволился с флота,и отбыл в Сибирь,подальше от мест,где мог ещё раз столк-нуться с государем.(Источник: из жизни Петра Великого)"
  (ст."Упрямый постовой",История нашего мира 2.0,2023) "1715 г.Россия.Правитель России царь(с 1721 года император)Пётр Алексеевич(правил в 1682-1725 гг.)был очень строг и дотошен в отношении воинской службы,и требовал,чтобы всё исполня-лось строго по Уставу.12 октября 1715 года супруга царя Екатерина родила маль-чика (его назвали Петром).Обрадованный рождением наследника престола,царь Петр Алексеевич послал своего денщика в крепость к коменданту,чтобы тот пушечнымивыс-трелами известил население Санкт-Петербурга о столь радостном событии.Но время было позднее, а по личному указу царя запрещалось кого-либо пускать в крепость после вечерней зари,потому постовой, стоящий на воротах,не пустил денщика в кре-пость.Постовой был новобранцем,свято верившим в Устав и приказы начальства,а по-тому на все требования,просьбы и угрозы денщика,отвечал:- Поди прочь! Пускать никого не велено!Денщик сослался на личный приказ государя,на что получил ответ.
- Мне это не известно.Я знаю лишь,что пускать никого не велено.Будешь надоедать и не удалишься,я тебя застрелю.Денщику ничего не осталось делать,как вернуться к Петру Алексеевичу и доложить о непреклонном постовом.Делать нечего.Пришлось Пет-ру одеться и лично отправиться к крепости.У ворот крепости его остановил тот же постовой.- Пропусти меня, - обратился к нему Петр.- Не пущу, не велено!- Я тебя прошу.- Не пущу, не велено!Тогда Петр Алексеевич назвал себя,на что получил отв-ет.- Не знаю тебя! Не ведаю, правду ли ты говоришь! А государь сам распорядился никого не пускать после вечерней зари.А раз приказ отдан,он должен выполняться!
- Но мне очень нужно попасть в крепость.- Ничего не хочу слышать! Приказ есть приказ.- Пойми, Бог дал мне сына! И я хочу обрадовать народ пушечными залпами! – заявил Петр.- Наследника!? Да правду ль ты говоришь!?- Правду, правду! – заверил Петр.- Коли так, то, что за нужда. Пусть хоть расстреляют меня завтра.Иди и рад-уй народ!И пропустил Петра Алексеевича в крепость.Вскоре пушечные залпы,сорвав-шие с постелей всех жителей столицы, убедили постового,что он на самом деле раз-говаривал с правителем государства.На следующий день по личному указу царя неус-тупчивый постовой получил чин сержанта и десять рублей деньгами.Интересно, а как был бы наказан постовой, пропусти он денщика?(Источник: Истории из жизни Петра Великого)"
  (ст."По справедливости",История нашего мира 2.0,2023) "1682-1725 годы.Россия.
Правитель России царь(с 1721 года император)Пётр Алексеевич (правил в 1682-1725 гг.)имел привычку лично следить за исполнением законов государства.Особенно жёс-тко он поступал с судьями,которые судили не по закону,пристрастно или за взятки. В Указе изданном царём было написано:«Суд имеет нелицемерных и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения».В другом указе Петра прямо говорилось, что судей, которые судили не по закону из личных интересов или по просьбе иных лиц, наказывать, как изменников государства и трусов, бежавших с поля битвы.Пётр любил летом посиживать под дубом в Летнем саду, где стоял круглый стол. Сидя за этим столом,Петр частенько работал с документами,писал указы и иные бумаги.Как-то, рассмотрев какую-то из бумаг,Пётр Алексеевич сделал на ней свои пометки и вслух громко сказал: «Кажется,правосудие я восстановил».Недалеко от стола обычно стоял часовой для охраны государя– гренадер Преображенского полка*.В ответ на слова царя,гренадер,который стоял на посту,также громко заявил:- Все правосудны, кроме тебя!Пётр,услышав слова гренадера,подозвал его к себе и попросил повторить то,что тот только что произнёс.Гренадер без колебаний повторил.Петр возмутился, что о нем говорят подобное и потребовал объяснений.На что гренадер смело ответил ,что Пётр лично рассматривал дело об имении гвардейца.Принял решение,согласно которому деревня,что досталась гренадеру от его прадеда,перешла в руки знатного и богатого проходимца.- Правду ли ты говоришь?– усомнился Петр.- Я не осмелился бы сказать неправду государю! – ответил гренадер.Тогда Пётр пригласил к себе караульного офицера и приказал напомнить ему утром о преображенском гренадере.
На следующее утро офицер доложил о состоянии караула, а после рапорта напомнил о гренадере.На другой день офицер вновь напомнил государю о преображенском гренад-ере.В это же утро Петр затребовал к себе дело гренадера и изучил его самым тща-тельным образом.И нашёл в деле,составленном весьма умело и хитро,две мелочи, из которых следовало,что гвардейца лишили собственности на основании лживых показа-ний соперника гренадера.По требованию Петра дело было пересмотрено.Гренадеру ве-рнули его собственность.А проходимца и того,из судейских кто ему помогал,наказ-али.Некоторое время спустя Петру подали доклад об одном полковнике, который прослужил в армии более 30 лет и в силу состояния здоровья и старости просился в отставку. Докладчик запрашивал у государя: дать ли этому полковнику при отставке на пенсию половинное жалование или нет.Петр был крайне возмущён подобным вопро-сом и спросил докладчика:- Ужели при старости и дряхлости с голоду умирать тому, кто проливал кровь и получал раны во славу Отечества?Далее приказал отправить полковника в отставку,но оставить ему до самой смерти полное жалование,и как опытного,боевого офицера сделать советником при молодёжи.Другой службы с него не требовать.И закончил свою речь словами:- Иначе другие служить будут неохотно, если за верную службу не будет награды.Я для таких не скуп!* Гренаде;ры(от фр. Grenadiers,grenade— букв.граната)— отборные части пехоты и/или кавалерии,изнача-льно предназначенные для штурма вражеских укреплений,преимущественно в осадных операциях.Гренадеры были вооружены ручными гранатами и огнестрельным оружием.Ру-чные гранаты раньше называли «гренадами» или «гренадками»; они представляли собой полый чугунный шар,заполненный порохом,с фитилём; их метали рукой во враж-еские укрепления.Учитывая небольшую дальность полёта гренады,от военнослужащего требовался максимум сил,мужества,изворотливости,бесстрашия и сноровки,чтобы под-обраться к цели на нужное расстояние.Впоследствии гренадерами стали называть от-борные части линейной пехоты.По-русски правильно говорить «гренадер»,через Е. Распространённое в быту употребление в этом слове звука,обозначаемого буквой «Ё»,ошибочно.(Источник: Истории из жизни Петра Великого)"
  (ст."Пожалуйста,отпустите безвинно пострадавших",История нашего мира 2.0,2023)
 "1495 г.Вост.Европа.К началу 1495 года государя всея Руси,великого князяМосков-ского Ивана Васильевича(правил в 1462-1505 гг.)завалили жалобами от жителей Нов-города,Пскова,Твери,Москвы,других городов Руси,ведущих торговые дела в Прибалти-ке и на Балтике,в частности с Ганзейским союзом,Данией,Швецией.Жаловались не безобразное поведение жителей города Ревель,чьи купцы,не желая конкуренции рус-ских купцов,то и дело обижали подданных Ивана Васильевича.То на море русские суда разобьют,а их экипажи погубят.То торгового гостя какого из Руси ограбят. В самом Ревеле было и похуже.Могли схватить русского купца и без предъявлений как-ой-либо вины и разбора дела отправить в тюрьму,а то и ещё похуже.Были случаи, когда не понравившихся ревельцам подданных великого князя Московского живьём в котлах с водой варили.И не только.Ревельские купцы и горожане ездили по Европе и клеветали на русских людей и самого государя и великого князя.Подбивали обижать его посольства,не принимать их и т.д.Натравливали местных,оскорбляли послов из Москвы в Риме,в германских землях,фламандских и иных.Наслушавшись этих жалоб, в начале 1495 года Иван Васильевич послал к своим наместникам в городе Великий Новгород дьяка Василия Жука и Данилу Мамырева с приказом схватить всех купцов и жителей Ревеля,кто в те дни находились в Великом Новгороде.Их товар и имущество описать,а самих схваченных отправить на Москву,в тюремное заключение.Постоялые дворы немецких купцов из Прибалтики отобрать,их церковь,в которой они молились, закрыть.Наместники выполнили приказ.Ревельцы взвыли и начали просить всех своих знакомых заступиться за них перед государем и великим князем.Специальные посоль-ства из Ревеля отбыли к правителю Великого княжества Литовского,Русского иЖемай-тского,зятю Ивана Вавильевича,великому князю Александру(правил в 1492-1506 гг.), в Любек– столицу Ганзейского союза,магистру Тевтонского Ордена,правителям всех Ливонских городов.И началось.В Москву начали прибывать одно за другим иностран-ные посольства.То послы магистра Тевтонского ордена просят простить купцов из Ревеля и отпустить их из заключения,то послы из какого-либо города Ливонии гово-рят о том же.То явилось посольство из Ганзы и от имени 70 городов Северной Герм-ании- слёзно умоляли простить вины ревельцам и отпустить их на свободу.Прибыли и послы от великого князя Александра просить тестя смилостивится и простить реве-льских купцов.А чтобы далее не иметь неясных вопросов,провести на острове на ре-ке Нарва встречу между представителями ества Руси и немецких купцов Ливонии, Пруссии и Ганзы и утрясти все недоразумения.Выслушав послов своего зятя из ВКЛ и магистра Ордена, Иван Васильевич распорядился ревельцев из тюрьмы выпустить и отправить их на родину.Ничего не напоминает?(Источники: ПСРЛ,тт.12,25,Татищев, т.4)"
  (ст."Зима.Прибалтика.Псков",История нашего мира 2.0,2023) "1211-1212 г.Вост. Европа.После праздника Рождества Господня (25 декабря 1211 года), наступили суровые холода и все низины покрылись льдом. Именно тогда епископы, еще остававшиеся в Риге, послали вестников по всем замкам Ливонии и областей лэттов, чтобы их обитатели собирались в поход с пилигримами и меченосцами. Сбор войска был назначен у замка Беверин.6 января 1212 года, войско из Беверина выступило на эстов.С войском шёл епископ Эстонии Теодорих.Четыре тысяч конных и пеших мечено-сцев, пилигримов и рижан, и столько же ливов и лэттов шли на Унгавию.Вступили в область Дорпата и предали её опустошению.Вновь собрали свои отряды у замка Зоме-линдэ,чтобы двинуться на Байту.Три дня опустошали эту область.На четвёртый день вошли в Гервен.И здесь жгли и грабили всё,что попадалось на пути.Женщин и детей угоняли в плен.Мужчин убивали.Всё ценное и скот забирали с собой.Вновь собрали свои отряды у деревни Каретэн и пошли оттуда назад,в Ливонию.По дороге сожгли деревни Моху и Нормегунду.По льду прошли озеро Ворцегерревэ,с добычей и пленни-ками вернулись домой.Когда в Новгород пришло известие,что крестоносцы грабят Ун-гавию,князь Мстислав Мстиславич(Удатный)собрал отряды новгородцев.К ним присое-динились псковичи,которых возглавлял князь Владимир.И объединённое пятнадцати-тысячное войско выступило на эстов. Вошли в область Торма, где захватили большую добычу. После чего пошли в Вайгу, а оттуда в Гервен, но крестоносцев здесь уже не застали (не для боя с ними, а для совместных действий против эстов). Тогда русские вошли в Гариэн, где осадили замок Варболэ и осаждали его несколько дней. Местные откупились, дав 700 ногат денег. Мстислав и Владимир со своими воинами вернулись в Псков,где отдыхали некоторое время.По возвращении крестоносцев в Ригу, Теодорих, епископ эстонский, послал священника Саломона в Саккалу проповедовать эстам слово Господне и совершить таинство крещения, которое давно уже они обещали принять. Саломон прибыл в замок Вилиендэ. Здесь Саломон начал проповедовать слово Господне.После некоторого отдыха в Пскове князья Мстислав Новгородский и Владимир Псковский вновь пошли в Эстонию, где осадили Медвежью Голову.Узнав об этом, эсты собрали большое войско, которое возглавил Лембито.
Городище Лыхавере. Ле;мбиту или Ле;мбит (эст. Lembitu, Lembit, Lembitt, Lambite, Lambito, Lembito, Lembitus, погиб 21 сентября 1217 года) — эстонский старейшина и вождь, известный исключительно по хронике Генриха Латвийского. Лембиту правил в северной части исторической области Сакала (юго-запад Эстонии). Его крепость Леоле (Leal, ныне городище Лыхавере, эст. L;havere) находилась неподалёку от современного Сууре-Яани. С 1211 г. он противостоял проникновению в эстонские земли христианских миссионеров и, по сведениям немецкого хрониста, даже совершил набег на Псков (в русских летописях не отмечено).Когда в Вилиендэ пришла весть, что в Эстонии войска русских и эсты собирают свою армию, священник Саломон решил вернуться в Ригу. Но добраться до Риги ему и его спутникам было не суждено. С отрядом эстов их нагнал Лембито и ночью всех перебил. Погиб Саломон, переводчики Теодорих и Филипп (крещённый литовец) и их сопровождение.Лембито же, вернувшись к войску эстов, пока Мстислав и Владимир осаждали Медвежью Голову, направился в русские земли. 22 февраля он ворвался в Псков и начал истреблять его жителей. Но псковичи,собравшись с силами,выбили эстов из города.Кое-какую добычу и немного пленных Лембито с собой всё же увёл.Обитатели Медвежьей Головы заплатили дань князю Мстиславу, и русские войска отправились домой. Мстислав ушёл в Новгород. Князь Владимир вернулся в разорённый набегом эстов Псков.Мало того, что жители были обозлены на своего князя, который не оставил достаточно воинов в городе, что позволило эстам ворваться в Псков,так ещё и весть пришла,что князь Владимир выдал свою дочь замуж за брата епископа Риги Альберта.Возмущённые жители выгнали Владимира из города.Князь Владимир с дружиной отправился в Полоцк,но там его приняли весьма холодно.Тогда Владимир направился в Ригу,где с почётом был принят своим зятем.А так как мор и голод терзали как Ливонию,так и Эстонию,то старей-шины ливов,лэттов и эстов собрались втайне от рижан и заключили мир между собой.
Когда же на море и рекё Двина лёд сошел,епископы Верденский и Пательборнский с пилигримами отбыли в Германию.В Риге остался лишь епископ Рацебургский Филипп.Он не хотел возвращаться в Германию, так как, будучи одним из советников императора Священной Римской империи Оттона (правил в 1198-1215 гг.), не хотел встревать в распрю последнего с Римским папой Иннокентием (понтификат в 1198-1216 гг.).
(Источники: Генрих Латвийский, ПСРЛ, тт. 3, 4, 6, 10, 25, Татищев, т. 2)"

  (ст."Дела Астраханские",История нашего мира 2.0,2023) "1554-1555 гг.Вост.Евро-па.В октябре 1554 года в Москву вернулось войско,которое ходило на Астрахань под командованием князя Юрия Ивановича Пронского-Шемякина в помощь хану Дербыш Али (правил в 1537-1539,1550-1552,1554-1557 гг.).С ним пришли в Москву послы хана Дербыш Али благодарить за возвращение трона (смотри публикации «Вернуть Дербыш Али в Астрахань» и «В погоне за ханом Ямгурчи»). С посольством прибыли вельможи из Астрахани Кара-Иклеш* и Курленай благодарить царя Ивана Васильевича (правил в 1533-1584 гг.) за то, что он пощадил тех, кто ранее служил хану Ямгурчи (правил в 1546-1547, 1549, 1552-1554 гг.), и не позволил с ними расправиться.18 февраля 1555 года в Москву привезли пленниц из семьи хана Ямгурчи: жён хана Тевкель, и Канзаду, а также младшую дочь хана Ельякши. По дороге в Москву, когда плыли на судах по Волге, Ельякши родила сына, которому дала имя Юрашты.Иван Васильевич велел жён хана встретить не как пленниц, но как свободных. Им выделил отдельный двор, и доставляли всё необходимое для жизни из царских запасов.Ельякши и её сына окрестили.Дочери хана Ямгурчи дали христианское имя Ульяна,а её сыну– Пётр. Ельякши-Ульяну Иван Васильевич выдал замуж за Захария Ивановича Плещеева,а ее сына Юрашты-Петра оставил при матери.В марте хан Ямгурчи попытался отбить Астра-хань у хана Дербыш-Али с войском,в которое входили ногайские татары,сыновья бия ногайцев Юсуфа(правил в 1549-1556 гг.)мурзы Юнус,Али,Як,а также прочие мурзы из ногайцев,враждебные мурзе Исмаилу(правил в 1557-1563 гг.).С ханом Ямгурчи также пришли Казы мурза,Шигай богатырь Антувов с отрядами хана Крыма Девлет Гирея(пра-вил в 1550-1577 гг.)и турецкие янычары.Войско Ямгурчи осадило Астрахань, которую защищали отряды горожан и казаки. Особенно отличились казаки и стрельцы Петра Тургенева, которые из пушек и пищалей положили под стенами Астрахани многих из войск хана Ямгурчи.Когда отряды хана Ямгурчи бежали от Астрахани,их преследовал с конницей Янтимир,сын Дербыш Али.С таким докладом о событиях в Астрахани в Москву 13 апреля прибыл Тинбулат,сеунч Янтимира.В мае с докладом о нападении хана Ямгурчи на Астрахань в Москву прибыл посланец Петра Тургенева.С его слов получалось, что хан Дербыш Али на самом деле договорился о союзе с Казы мурзой и детьми бия ногайцев Юсуфа.С их помощью хан Дербыш Али нанёс поражение хану Ямгу-рчи и отрядам из Крыма. За эту услугу хан Дербыш Али перевёз детей бия ногайцев Юсуфа за Волгу, подальше от отрядов из врага ногайского мурзы Исмаила.20 мая из Москвы в Астрахань на судах отбыли послы хана Дербыш Али Кара-Иклиш и Курленай. Они везли с собой жён хана Ямгурчи: Тевкель с дочерью и Кандазу.С ними же ехал царский посол Леонтий Мансуров.Также был в этом карававе Тонотор,посол хана Ямгурчи в Москве «со товарищи».Тонотор прибыл в Москву из Астрахани до изгнания хана Ямгурчи.После их отъезда в конце мая пришла весть от воеводы Григория Каф-тырова с Волги.Кафтыров сообщал, что встретил на Волге Петра Тургенева, который со стрельцами и казаками плыл из Астрахани на Москву. Так повелел ему хан Дербыш Али. Сам хан послов своих к царю с Петром Тургеневы не послал, и тайно держит связь с ханом Крыма Девлет Гиреем.Григорий Кафтыров развернул Петра Тургенева и вместе с его отрядами отбыл к Астрахани.В июне в Москву вернулись из Ногайской орды царские послы Игнатий Загряжский и Мясоед Вислово. Они сообщили,что сыновья бия Юсуфа,объединившись с Казы мурзой. напали на мурзу Исмаила и нанесли ему по-ражение.При этом был убит Казы мурза.В августе в Москву прибыл стрелецкий сотник Степан Кобелев. Он рассказал о панике, что была в Астрахани, когда там узнали, что к городу плывут Григорий Кафтырев, Пётр Тургенев и Федька Павлов с отрядами. Кто-то пустил слух, что идет царское войско, чтобы перебить всех астраханцев. Дербыш Али и все жители кинулись бежать из города. Из Крыма в помощь астраханцам прибыло войско под руководством трех царевичей и военачальника Чегилека с пушка-ми и пищалями для обороны города.Григорий Кафтыров послал своих людей к хануДер-быш Али,которые разъяснили,что того обманули, что царь Иван Васильевич,наоборот ,жалует хана Дербыш Али за его победу над ханом Ямгурчи,и выслал к нему своего посла Леонтия Мансуров с дарами.Только после этого хан Дербыш Али и астраханцы успокоились и вернулись в город.Также Степан Кобелев сообщил,что мурза Исмаил, собрав своих,напал на сыновей бия Юсуфа и разгромил их.Али мурза убит.Прочие разбежались по степи.Другими словами Дербыш Али решил поиграться в "многовекто-рность" а-ля Янукович с вытекающими последствиями.Давеча- не ноче,однако.Полите-сов не сильно разводили- дикие были времена.(Источники: Татищев,т.4)* Имена при-водятся так;как они даны в источнике."
  (ст."Горим,братцы,горим",История нашего мира 2.0,2023) "1493 г.Русь.31 марта 1493 года горела Кострома.15 апреля в третьем часу ночи горела Москва,та её час-ть,что располагалась внутри городских стен.16 июля, во вторник, в час дня молния ударила в большой купол соборной церкви Успения пречистой Богородицы на Москве. Молния подожгла тёс на крыше под железом.Пожар оказался невелик,но при этом от огня пострадали «царские двери»,сгорело половина опоны на амвоне,да два болванца деревянных разбило под амвоном.Пожар, вылизавший в июле 1493-го половину города, на сей раз случился не от руки врага: начался он в церкви, Никольской церкви на Берсеневке, что в Замоскворечье. Вскоре огонь перебрался через реку и в итоге уничтожил кроме Замоскворечья часть Кремля, Арбат, Неглинную, Сретенку, Петрову слободу – всё пространство от деревянного храма святой Софии (которая позже дала имя Софийской набережной) до нынешней Якиманки. Вид разрушенной столицы сподвиг Ивана Третьего организовать первые пожарные команды, а также ввести запрет на строительство зданий ближе, чем за 110 саженей (235 метров) от городской стены.
В этот же день,16 июля в городе Владимир буря снесла крест церкви Пречистой Бла-говещения.28 июля в воскресение в 7 часов дня от свечи загорелась церковь Свято-го Николы на Песке за рекой. Буря разнесла огонь по всей Москве. Пожар полыхнул по разным местам. Горел посад от Чарторыи до церкви святого Петра. За Неглинной выгорел посад от церкви Духа Святого по Чертол,по церкви Бориса и Глеба на Арба-те,до Петровской слободы.За Москвой рекой горел посад собора Святой Софии доцер-кви Иоакима и Анны.Из Заречья огонь перекинулся через стены внутрь города.Заго-релся двор великого князя,государя всея Руси Ивана Васильевича(правил в 1462-1505 гг.).От него загорелись житницы на Подоле.Сгорели новый двор Ивана Василь-евича за Архангелом и двор митрополита.В церкви Пречистой сгорел алтарь.Сгорели Боровицкая стрельница и церковь Иоанна Предтечи у Боровицких ворот.Сгорела новая деревянная стена у Никольских ворот.Также внутри города сгорели все лачуги,в которых ютились погорельцы,пострадавшие во время пожара 15 апреля: им не успели построить новые дома.А из внутреннего города огонь захватил торг.От торга огонь пошёл гулять по посаду.Возле Москвы реки посад выгорел до Зачатия на Востром ко-нце,и по Васильевский луг,и по Всех святых на Кулишке,а оттуда по Иоанна Богос-лова и по старую Троицу.До Сретенья сгорели все дворы.Сретенская улица вся выго-рела до всполья.Сгорела церковь каменная Сретения.Горело от семи утра до ночи.В огне погибло более двухсот человек,а добра сгорело… не счесть.Иван Васильевич с семьёй на время пожара перебрался в крестьянские дворы боярина Николы Подкопае-ва,что у Яузы.Старожилы не могли вспомнить подобного пожара в Москве.В этот же год ордынские казаки из татар пришли набегом на Рязанские земли,сожгли три села и ушли в степь.В октябре в Поле ордынские казаки ограбили послов Иван Васильеви-ча: Ивана Андреевича Суботу Плещеева (возвращался из Валахии) и КонстантинаЗабо-лоцкого(возвращался из Крыма).(Источники: ПСРЛ, тт. 12, 25, Татищев, т. 4)"

  (ст."Жена нашептала мужу",История нашего мира 2.0,2023) "1502-1505 годы.Вост. Европа.В январе 1502 года по приказу государя всея Руси,великого князя Москов-ского Ивана Васильевича(правил в 1462-1505 гг.),посланник государев Иван Телешов арестовал в Казани правителя Казани хана Абдул-Латифа,сына Ибрагима(правил в 1497-1502 гг.).Новым ханом Казани был назначен Мухаммед-Амин(правил в Казани в 1484-1485,1487-1496,1502-1518 гг.),также сын Ибрагима.Воеводы Ивана Васильевича князь Семена Борисович Суздальский и князь Василий Ноздреватый обеспечили лояль-ность жителей Казани к новой власти.Одной из жён Мухаммед-Амина была Урбет,дочь хана Ильхама(правил в Казани в 1479-1484,1485-1487 гг.),племянница нового прави-теля Казани.И ладно бы,если б она была просто женой,жён у хана Мухаммед-Амина было много,но Урбет был любимой женой.Мухаммед-Эмин (1468 - 1518 гг.) - внук хана Махмуда, сын хана Ибрагима и царевны Нур-Солтан. После смерти отца ханом стал его старший брат Ильгам,а десятилетний Мухаммед-Эмин был отправлен в Москву , где воспитывался при дворе великого князя Ивана III.В 1487 году,в результате военного похода русских войск и установления московского протектората над Казан-ским ханством,был посажен на престол.Согласно летописям в период своего правлен-ия с 1487 по 1496 год он проявил себя как «истинный друг России».Известен не только как политический деятель и правитель Казани,но и как замечательный поэт, произведения которого в отрывках сохранились до наших дней.Был свергнут ханом Мамуком из династии Шейбанидов.В 1502 году вновь был посажен на престол московс-кими воеводами и царствовал до своей кончины в 1518 году.По летописным источ-никам в последние годы жизни он тяжело болел,умер в возрасте пятидесяти лет и похоронен «в булгарском городе Казани».Его останки были найдены в ханском мавз-олее возле башни Сююмбике в Казанском Кремле.Поначалу Мухаммед-Амин правил согл-асно договорённостям с Иваном Васильевичем- в дружбе с Русью,но это очень не нр-авилось Урбет,которая никак не могла забыть годы,когда она провела на Руси в заточении до своей свадьбы с Мухаммед-Амином.И начала она нашептывать мужу,что мол,стыдно ему подчиняться и платить дань тем,кто раньше платил дань Казани.Что знатные люди Казани поддержат Мухаммед-Амина,если тот восстанет на русских вой-ной,а коль он этого не сделает,то они восстанут на самого Мухаммед-Амина.И ещё она клеветала на главу про-русской партии в Казани мурзу Шаиныуфа,натравливала на него своего мужа.Вскоре ханша добилась своего: поссорила хана Мухаммед-Амина с Шаиныуфой. Урбет склонила многих знатных людей Казани, чтобы они поддержали её мужа,если тот выступит против русских,и настроила многих из них против Шаиныуфа. В Москву же ушёл лживый донос,что Шаиныуф агитирует среди жителей Казани против Москвы.Для расследования фактов из доноса в Казань прибыл личный представитель Ивана Васильевича Михаил Кляпик.Ему поручалось выяснить настроения в Казани и доставить Шаиныуфа в Москву.Штурм Казани.Художник О.Ю.Брандуков.Весной 1487 года состоялся второй большой поход русских на Казань.18 мая началась осада столицы ханства. Осаждённые делали частые вылазки, а в тылу осаждавших действовал конный отряд князя Али-Газы. Но отряд был разбит, а среди защитников не было единства. Русская партия одержала верх. 9 июля городские ворота были открыты, а хан был выдан вступившим в город русским войскам. Новым ханом был провозглашен Мухаммед-Амин.Видные деятели восточной партии были казнены Урбет,перепугавшись,что Михаил Кляпик выяснит,кто сеет смуту в Казани,и её казнят за это,начала запугивать мужа ,что в Москве намерены его свергнуть и заточить, всех татар перебить, а Казань заселить русскими.Мухаммед-Амин поверил этим бабским речам,испугался и стал воп-рошать жену,что же ему теперь делать.Та и насоветовала- собрать всех знатных лю-дей Казани и призвать их перебить всех русских.21 июня Мухаммед-Амин собрал знатных казанцев на тайный совет и решили они дождаться дня,когда в Казань на ярмарку приедет много русских купцов,тогда и выступить.И русских многих побьют и с добычей немалой будут.А чтобы никто сбежать не мог,разослать по всем дорогам заставы,и всех кто попытается в день их выступления бежать из Казани,перехва-тывать и возвращать в Казань.Присутствовал на этом совещании и знатный казанец Алачай, которого в своё время русские подобрали раненым, вылечили его. Причём не только вылечили, но и жену его с детьми, угодивших в плен, разыскали, вернули, и отпустили на родину.Этот Алачай и сообщил Михаилу Кляпику,что задумал Мухаммед-Амин и его сторонники. Михаил Кляпик в тот же день послал с грамотой в Москву своего сына.Тому не только удалось миновать все татарские заставы,но и всех куп-цов, кого она встретил по дороге, развернуть назад.24 июня ранним утром, когда в Казани началась ярмарка, множество вооружённых татар под руководством Мухаммед-Амина, начали убивать и грабить всех русских, кого застали в городе. В этот день много русских было убито, часть отправили в тюрьмы, чтобы потом на них выменять на них тех своих пленных,кто был на Руси в заточении.Среди прочих в тюрьме оказ-ался и Михаил Кляпик.Весть в Москву об измене Мухаммед-Амина пришла после 24 ию-ня.Когда в Москве узнали о событиях в Казани,то начали готовиться к войне.Отряды же казанцев напали на приграничные русские земли.Так из-за речей Урбет и желания одной бабы отомстить своим обидчикам началась большая многолетняя война,унёсшая множество жизней с обеих сторон.(Источники: ПСРЛ, тт. 12, 28, Татищев, т. 4)"

  (ст."Война за веру. Походы и сражения",История нашего мира 2.0,2023) "1494-1503 годы.Вост.Европа.3 мая 1500 г.Яков Захарьич,воевода правителя Руси великого князя Ивана Васильевича(правил в 1462-1505 гг.),вошёл в земли Великого княжества Литовского,Русского и Жемайтского и захватил город Брянск.Захватил в плен еписк-опа Брянска и пана Станислава Бардашевича,наместника правителя ВКЛ Александра Казимировича(правил в 1492-1506 гг.)в Брянске.Пленных воевода отослал в Москву (о начале этих событий смотри публикации «Война за веру.Договор» и «Война за веру.Слово за слово и зазвенели мечи»).Из Брянска Яков Захарьич выступил на Радогощ,захватил его, затем 6 августа взял штурмом Путивль.После него завоевал Любеч,где захватил в плен князя Богдана Глинского с женой.Пока Яков Захарьич сражался на юге,воевода Юрий Захарьич захватил Дорогобуж.Весть о падении Дорого-бужа заставила Александра Казимировича собрать войско и послать его против Юрия Захарьича.Иван Васильевич в помощь Юрию Захарьичу также выслал войско,которое вёл князь Даниил Васильевич Щеня Тверский.4 июля 1500 года на речке Ведроша на Митковом поле сошлись в сражении две армии. Юрий Захарьич и Даниил Васильевич Щеня разгромили войска ВКЛ.В плен угодили знатные вельможи Александра Казимиро-вича: князь Константин Острожский,пан Григорий Остюкович,маршалок пан Литовар, и многие другие.Наиболее вероятное место битвы. Битва стала вершиной военной кампании 1500 года. В сражении пал или был пленён наиболее боеспособный состав литовского войска. После этого поражения княжество Литовское уже не проявляло какой-либо заметной стратегической инициативы, ограничившись организацией пассивной обороны, что привело в итоге к заключению выгодного для Москвы мирного договора 1503 года, по которому к Русскому государству фактически отходили территории, составлявшие примерно треть литовских владений, в том числе Чернигово-Северская земля. 30 августа 1505 году пленные литовцы, захваченные в этой битве, которых Нижегородский воевода выпустил из тюрьмы, защитили Нижний Новгород от татаро-ногайского войска.17 июля этого же года Михаил Андреев сын Плещеева, прибыл в Москву с вестью о победе, и была в Москве большая радость по этому поводу."В XVI веке ход битвы был описан австрийским путешественником и автором записок о России Сигизмундом фон Герберштейном,послом императора Свящ-енной Римской империи в Москве. В своём труде Rerum Moscovium Commentarii (1549) он отметил, что московскому князю в одной битве и за один год удалось добиться того,что литовскому князю Витовту(Витольту)стоило многих лет жизни и превеликих усилий".Осенью воеводы Ивана Васильевича взяли Торопец.В январе 1501 года в Москву прибыл посол короля Венгрии Уласло (Владислава) (правил в 1490-1516 гг.) по имени Матиас. Он от имени короля Венгрии пытался примирить воюющие стороны. Не получилось.В феврале 1501 года в Москву прибыли послы: Олехно Скарута от польского короля Яна Ольбрахта (правил в 1492-1501 гг.) и Станислав Нарбутов от правителя ВКЛ, мирить Ивана Васильевича и Александра Казимировича. Однако, в ходе переговоров пришла весть о смерти короля Яна Ольбрахта и мир заключён не был.Осенью боевые действия вспыхнули с новой силой.Войско Ивана Васильевича, которым командовали князь Семен Иванович Можайский,князь Василий Иванович Шемя-кин,князь Александр Владимирович Ростовский, воеводы Семен Воронцов и Григорий Федорович пошло на земли ВКЛ.4 ноября 1501 года у города Мстиславля произошло сражение с войском ВКЛ, которым командовали князь Михаил Ижеславский и воевода Остафий Дашкович. И вновь войско ВКЛ было разгромлено. Более семи тысяч воинов князя Михаила и воеводы Остафия остались на поле брани. Многие попали в плен. Остатки разбитого войска во главе с князем Михаилом отступили в Мстиславль и заперлись в городе.Оборонялись стойко.Взять Мстиславль не удалось.Воеводы Ивана Васильевича разорили окрестности города,и ушли на Москву с большим количеством пленных.(Источники: ПСРЛ, тт. 12, 28, Татищев, т. 4)"

  "" Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл. Я не видал [людей] с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом. Они не носят ни курток, ни хафтанов, но у них мужчина носит кису, которой он охватывает один бок, причем одна из рук выходит из нее наружу. И при каждом из них имеется топор, меч и нож, [причем] со всем этим он [никогда] не расстается. Мечи их плоские, бороздчатые, франкские. И от края ногтей иного из них [русов] до его шеи [имеется] собрание деревьев, изображений [картинок] и тому подобного.А что касается их женщин, то на [каждой] их груди прикреплена коробочка, или из железа, или из серебра, или из меди, или из золота, или из дерева в соответствии с размерами [денежных] средств их мужей.И у каждой коробочки– кольцо,у которого нож,также прикрепленный на груди. На шеях у них мониста из золота и серебра, так что если человек владеет десятью тысячами дирхемов, то он справляет своей жене один [ряд], а если владеет двадцатью тысячами, то справляет ей два [ряда] мониста, и таким образом каждые десять тысяч, которые он прибавляет к ним [дирхемам], они прибавляют [ряд] мониста его жене, так что на шее иной из них бывает много [рядов] монист.
Самым великолепным украшением [считаются] у них [русов] зеленые бусы из той керамики,какая бывает на кораблях.Они делают[для их приобретения]исключительные усилия, покупают одну такую бусину за дирхем и нанизывают[их]в качестве ожерелий для своих жен.Дирхемы русов – серая белка без шерсти, хвоста, передних и задних лап и головы, [а также] соболи. Если чего-либо недостает, то от этого шкурка становится бракованной [монетой]. Ими они совершают меновые сделки, и оттуда их нельзя вывести,так что их отдают за товар.Весов там не имеют,а только стандарт-ные бруски металла.Они совершают куплю-продажу посредством мерной чашки.Они при-бывают из своей страны и причаливают свои корабли на Атыле,– а это большая река, – и строят на ее берегу большие дома из дерева.И собирается[их]в одном [таком] доме десять и двадцать,– меньше или больше.У каждого [из них]скамья,на которой он сидит,и с ними[сидят]девушки-красавицы для купцов.И вот один[из них]сочета-ется со своей девушкой,а товарищ его смотрит на него.А иногда собирается [целая] группа из них в таком положении один против другого,и входит купец,чтобы купить у кого-либо из них девушку,и наталкивается на него, сочетающегося с ней.Он же не оставляет ее,пока не удовлетворит своей потребности."(Ахмад ибн ал-Аббас Ибн Фадлан из книги "Рисала" ("Записки").(История в историях,2024)

  ""Первые упоминания в письменных источниках общности под таким именем фиксируется с VI в. н. э. Правда, обычно оговаривается, что точно неизвестно, когда оно появилось как самоназвание, возможно, и раньше VI в. Но как бы то ни было, в VI в. в исторических источниках имя славян связывается либо с Балканами и Подунавьем, либо даже с южнобалтийским побережьем. Например, известен рассказ византийского историка и писателя Феофилакта Симокатты о том,что в 591 г. людьми императора Маврикия (582–602) были захвачены три мужа, которые рассказали, что они родом славины и что живут они у оконечности западного Океана, откуда они прибыли, чтобы уведомить хагана авар о невозможности прислать ему запрашиваемую военную помощь ввиду слишком большой отдаленности их страны. Эти же сведения приводит и византийский летописец Феофан. Как историк я должна опираться на имеющиеся источники, поэтому пока VI в. – это конкретный исторический рубеж появления имени славяне на исторической арене.Такое разграничение необходимо для того,чтобы работать с историческими источниками.Как показывает опыт,произволь-ное смешение этих названий или подмена одного имени другим превращают работу с историческими источниками в хаос. Например, «в источнике указано, что русы были… но мы знаем,что славян там в это время не было,значит,источник путает, сочиняет» и т.д.Очень важно было убедиться в том, что моя реконструкция начального периода истории русов совпадает с результатами исследований по ДНК-генеалогии. А.А. Клёсов поддержал мое желание «как-то отделить древних русов от древних ариев» и пояснил, что после ухода ариев на восток (ветвь R1a-L342.2) в Восточной Европе осталась ветвь гаплогруппы R1a-Z280, т. е. центральноевразийская ветвь R1a. И именно к ней, подчеркнул А.А. Клёсов, относится большинство современных этнических русских, т. е. по происхождению они имеют с ариями одних и тех же предков, но разошлись, как расходятся братья одного отца. Вот их, указывает Клёсов, справедливо можно назвать русами, тем более что исторического имени у этой ветви нет.Поэтому русы и арии – два народа-современника, два родных «брата», если хотите, имеющие одну предковую общность, но выделившиеся из нее, как два отдельных субъекта,каждый под своим именем,и прошедшие свой собственный путь в мировой истории. Совпадение названия страны, гидронима и этнонима – в нашем случае, в ареале между гидронимами на рос/рус/рас, известна страна Русь и народ русы – является признаком исконного проживания народа на данной территории. Таким образом, русы – народ одной предковой общности с ариями, историю которого в Восточной Европе есть основания начинать с III тысячелетия до н.э.Но в исследованиях по ДНК-генеалогии иначе,чем в исторических исследованиях, применяется термин славяне, который отождествляется с термином праславяне,марки-рующим предкового носителя общеродовой гаплогруппы R1a,выявленного на Балканах 10–9 тысяч лет назад.Как я пояснила,в моем историческом контексте сугубо научный термин «праславяне» не противопоставляется тем, кто в живой истории называл себя русами: я просто выстраиваю носителей самоназваний в хронологическую или предко-вую цепочку и делаю это для того,чтобы было возможно работать с историческими источниками,не переиначивая их на свой лад." Л.Грот "Прерванная история русов"

  ""Существует достаточно логичная и жесткая закономерность: то или иное слово изначально принадлежит тому языку, с которого вразумительно переводится и имеет смысл «Тюркизмы», где встречается ра или раз, как праздник ураза-байрам, Коран, имеют индоарийские корни и пришли в тюркский из Персии вместе с мусульманством как обрядовая терминология. Как к нам пришли аллилуйя, анафема, акафист и прочие словесно-обрядовые атрибуты христианских канонов.Клич «Ура!» в славянском языке и сознании имеет такую же ветхоглубинную историю,как и название высшего божества Пра или реки Ра.Кто учил своего ребенка по каждому поводу восторга,радости кри-чать «Ура!»? А малые дети, едва освоившие речь, но как существа, живущие по наитию, обожают этот клич и применяют его именно как победный, хотя взрослые чаще кричат так на парадах по команде или,когда ходят в рукопашную.К этому кличу мы еще вернемся,а сейчас немного о ветхих солнечных обычаях и традициях,которые , к счастью, сохранились и подтверждают наши розыски в культурных языковых пластах. Первейший, когда дорогому гостю выносят из дома хлеб-соль. Теперь нам кажется, это относится к характерному славянскому гостеприимству и желанию накормить уставшего с дороги путника. Ничуть! И пожелание вошедшего в дом соседа «хлеб-соль» (вместо нынешнего «приятного аппетита»), когда хозяева сидят за столом и вкушают, тоже ни при чем. В том и другом случаях речь идет о символах земли и солнца, которые олицетворяют в данном случае круглый и пышный каравай с установленной точно посередине солонкой, доверху насыпанной солью. Гостю даруют самое драгоценное— землю и солнце,показывая тем самым полное к нему расположение и любовь,впрочем,как и гость трапезничающим хозяевам.Но почему такой минерал, как соль,в общем- то химическое вещество,стал символом высшего небесного божес-тва? Ладно, кальций нужен для костной ткани и зубов,поэтому дети с удовольствием лопают мел у школьной доски и лижут побелку. А соль вроде бы даже откладывается в суставах, отчего те скрипят и ноют, она выедает глаза, стекая со лба в виде пота,выходит с мочой,со слезами.Но попробуйте посидите без нее хотя бы несколько суток— сначала взвоете от безвкусия пищи,потом появится не проходящее чувство неясной тревоги,озабоченности и так постепенно до мышечных судорог и умопомраче-ния, когда будет казаться, что жить можно и без нее. С глубокой древности люди добывали соль из рапы(пьющая солнце),в копях,из морской воды и даже из болотных кочек,везли караванами,кораблями или несли в заплечных котомках за тысячи кило-метров— туда, где ее вовсе не было. В городах, на ярмарках существовали соляные площади и улицы, где продавали только этот продукт, причем иногда, как героин сейчас,граммами,поскольку на большее количество не хватало денег.История челове-чества— история добычи и распределения соли.Ничуть не лучше переизбыток ее в организме.Сейчас бытует множество толкования относительно этого продукта. И как его только не называют, но чаще слышится: белая смерть. Впрочем, и о сахаре то же самое говорят. Короче, нельзя ни сладкого, ни соленого. Но люди едят и то, и другое, особенно Соль после болезни, долгого и трудного пути, тяжелой работы. А кто не знает, отчего женщин, особенно новобрачных, вдруг неимоверно тянет на солененькое? Почему в первые недели зачатия плода так остро необходима соль? Почему дикие животные,особенно высокоорганизованные парнокопытные,рискуя жизнью и презрев страхи,бредут к устроенным для них солонцам, выжирают древесину,где были рассыпаны крупицы,выгрызают мерзлую землю,летом смоченную соленой водой. А попробуйте пописать близ домашнего или дикого оленьего стада— вас сметут,затоп-чут.Жить без соли можно,но полнокровно— нет,как: и без солнца." С.Т.Алексеев "Сорок уроков русского"
  "28 февраля- день эпоса Калевала.Как в русской Карелии создавалось одно из самых известных фольклорных произведений",Снегирь,2024) "В самом сердце северных лесов, где свет магических сказаний переплетается с холодной красотой природы, создавая калейдоскоп вековых традиций и преданий, была создана и записана знаменитая Калевала — эпическое собрание мифов и легенд, которое до сих пор является бесценным клаезем фольклорной мудрости и вдохновения.Где же это место? Финляндия? Нет!— Карелия.Что такое народный эпос «Калевала»?Калевала— собрание древних устных народных песен, сказаний и героических поэм, включающая 22 795 стихов с особым четырехтактным размером. Посвящены эти стихи мифологическим и легендарным карело-финских героях. Единого сюжета у произведения нет, оно как бы представляет собой «калейдоскоп» отдельных событий и легенд, связанных едиными персонажами.Изначально текста Калевалы в каком-то каноническом виде никогда не существовало — первый и самый известный собиратель этой устной традиции Элиас Лённрот сам сгруппировал и расположил в более-менее логичном порядке все собранные им устные предания, которым и дал название «Калевала». Впрочем, это нисколько не умаляет его роль в сборе материала, как и не умаляет глубины и самобытности этого эпоса.Автор Калевалы.Создание Калевалы — это эпопея по своей сути почти столь же героическая, как и истории заложенные в ее стихах. Ее обретение представляет историю путешествия одного человека — Элиаса Лённрота, который, вооружившись терпением исследователя и страстью вдохновленного сборщика, принялся за задачу невероятной сложности: оживления устных рассказов древних времен в форме письменного эпоса.Стоит отметить, что фольклорные песни записывал не только Лённрот. При создании Калевалы он использовал труды таких финских фольклористов как К. Готтлунд, Д. Европеус, С. Топелиус и К. Алквист. Сам же Элиас большей частью собирал свой материал НЕ в Финляндии, а в Карелии. Побывав в самых отдаленных уголках Карелии, он по крупицам собрал лирические и эпические песни, свадебные напевы, магические руны и заклинания от простых крестьян-рунопевцев.В свою первую поездку он отправился весной 1828 года и через семь лет опубликовал начальную версию эпоса, которая насчитывала 32 песни и называлась «Калево или Древние карельские руны о временах старых племенных начальников».Однако работа на этом не закончилась: Лённрот продолжил путешествие по русской Карелии(восточные и северные части Олонецкой и Архангельской губерн-ий),в итоге которого в 1849 году увидел свет окончательный текст Калевалы.Бело-морские земли он выбрал для сбора фольклорного материала не случайно— в отличие от Финляндии,где после XVI столетия шведская лютеранская церковь активнейшим образом боролась с пережитками язычества,приравняв исполнение эпических рун к колдовству и практически сведя на нет древние традиции устного народного творче-ства, в православной Карелии они прекрасно сохранились.На русский язык эпос был переведен поэтом П. Бельским в 1888 году и опубликован в «Пантеоне литературы». С того времени произведение много раз переиздавалось на разных языках, и было признано «уникальным древнейшим источником».Как создавалась Калевала и почему так называется? Экспедиции Лённрота были наполнены множеством трудностей: он путешествовал по непроходимым лесам, пересекал бурные реки и преодолевал большие расстояния в условиях сурового северного климата. Элиас работал как лингвист-исследователь, фиксируя устные повествования, которые встретились ему у костров и в домах карелов и финнов. Неоднократно одни и те же песни записывались заново, так как в разных уголках они имели свои особенные вариации — что характерно для преданий устного творчества в целом, например, для "Голубиной книги", которой сохранилось более 40 различных вариантов.За время своих экспедиций Лённрот накопил такое количество материала, что, по его словам, его хватило бы еще на 7 эпосов. Последующая систематизация этих стихов и песен потребовала от автора большой кропотливости и аккуратности в работе с изначальным материалом — он стремился, с одной стороны, в полной мере сохранить их аутентичность,а с другой, превратить отдельные руны в унифицированный и согласованный эпический нарратив.
Лённрот выстроил собранные им стихи в логической последовательности, добавляя иногда свои строчки для обеспечения смысловой и структурной целостности текста. В результате ему удалось усилить сюжетность и создать единое связное повество-вание, которое сегодня и известно как «Калевала».Указанное название фольклорист также выбрал сам, опираясь на мифологические и культурные корни карело-финского эпоса.В этом слове заложен глубокий смысл,Калева— мифическая Земля,которая во многих песнях упоминается как родина героев и центральная сцена происходящих событий,а суффикс «ла» обозначает место жительства.Это название согласуется с темами и персонажами эпоса, отображая их связь с мифологическим пространством, полным волшебства, битв и высоких деяний. Поскольку Калев или Калевой — это еще и мифический герой и предок основных героев эпоса (Вяйнемёйнена, Лемминкяйнена и Ильмаринена, называемых иногда его сыновьями), название «Калевала» также может быть интерпретирована как «земля Калева», «дом Калева» или «место, связанное с Калевом».Персонажи Калевалы.В полотне всех сказаний можно выделить четырех клю-чевых персонажей,которые встречаются в каждой отдельной легенде и эпизоде,взаи-модействуя друг с другом то попарно,то и вовсе— все вместе.Вяйнямёйнен— сын бог-ини Ильматар,выступает в Калевале как центральный герой.Он мудр и умел,кроме того обладает магическими способностями— например,умеет насылать заклинания силой своего слова и игрой на кантели (финно-угорский аналог гуслей).Его персон-аж— воплощение мудрости и поэтического дара— тесно связан с темами творчества и знания.Сеппо Ильмаринен, бесподобный кузнец и мастер, известный своим умением создавать чудеса из металла.В рассказах Калевалы он выковывает магический мель-ничный жернов Сампо — артефакт, приносящий богатство и удачу, который становится главным яблоком раздора в эпической борьбе. Ильмаринен олицетворяет мастерство и изобретательность,ибо его трудами мир наполняется удивительными предметами.Его прообразом,возможно,стал финно-угорский бог ветра.Лемминкяйнен— своего рода фин-но-угорская версия кельтского Кухулина или греческого Ахиллеса— молодой истинный боец с непреодолимым стремлением к приключениям.Он устремлен на поиски славы и любовных побед,наделен завидным самомнением,но при этом проявляет бесстрашие и благородство характера.Колдунья Лоухи, правительница Северного царства Похьёла, изображается как неблагожелательный персонаж, часто вступающий в конфликт с другими героями эпоса. Она символизирует силу и хитрость, часто используя свое волшебство для достижения целей, не считаясь с последствиями для других (как в борьбе за мельницу Сампо).Вместе эти персонажи ткут ткань приключений,конфлик-тов и героических поступков,составляющих сердце Калевалы.Они представляют архе-типические черты человеческого характера и неразрывно связаны с природой и косм-осом своего народа,наполняя истории глубинным смыслом и универсальной значимо-стью.Кем был Вяйнямёйнен? Впрочем Вяйнямёйнена нельзя назвать исключительно кар-ело-финским фольклорным образом— он настолько сильно переплетается со славянским (и вообще индо-европейским) наследием,что скорее представляет некий универсаль-ный образ Гусляра/Творца мира,дополненный некоторыми второстепенными локальными чертами.Мы детально рассматривали его при анализе былинно-мифических гусляров.
Некоторые исследователи (в частности Г. Н. Базлов) и вовсе считают, что основа образа Вяйнямёйнена была взята из новгородских преданий. В пользу этого говорит и тот факт, что место сбора русских народных былин и «Калевалы» по сути одно и то же — Беломорская Карелия, Олонецкая и Архангельская губернии. Более того — именно в этих регионах находился центр русской гусельной традиции, а кантеле (главный инструмент Вяйнямёйнена) можно назвать их ближайшим аналогом.Интересно и то,что,согласно тексту «Калевалы»,никто во всей Суоми(Финляндия,Карелия), а также в Похьеле и Сариоле не способен сыграть на волшебном инструменте Вяйнямёй-нена,кроем него самого,то есть карело-финскому населению кантеле неизвестно.
Вековечный Вяйня мейнен
Просит юных, просит старых,
В среднем возрасте хозяек
Пальцами сыграть на струнах
Инструмента костяного…
Пробуют юнцы и старцы,
В среднем возрасте герои:
Пальцы юных только гнутся,
Старых — головы трясутся.
Нет от радости отрады,
Нет от музыки веселья……
Нет меж вами музыканта
Кантелиста — и в помине!……
Нет средь нашей молодежи,
Среди юного народа,
Нет и поколенье старшем,
Кто на кантеле сыграл бы……
В Похъелу отправил короб,
В сумрачную Сариолу.
Парни в Похьеле играли,
Парни юные и девы,
Все женатые играли,
Все замужние старались,
Пробовали и хозяйка,
Кантеле в руках вертела,
Пальцами вовсю водила,
Десятью скрубла ногтями
Парни в Похьеле играли
Пробовал народ различный,
Все веселье не веселье,
Все игра не в радость людям,
Струны скручивались в узел,
Пел визгливо конский волос,
Звуки грубые рождались,
Инструмент гремел ужасно…        Возникает логичный вопрос — почему же сам Вяйнямёйнен владеет мастерством игры на диковинном инструменте? Где и от кого он этому научился? Сам Элиас Лённрот пишет:«Вяйня — нормальная форма мужского собственного имени. Форма Вяйнямёйнен — более торжественная и официальная».
А Вяйня, в свою очередь — это произнесенное в финской транскрипции русское имя Ваня. Более того, само название России по-фински звучит как Венья (Ven;j;) — что имеет значение «страна венов/венедов». Именно венедами называли славянских соседей и германские племена. Так, В.Я Евсеев пишет:«…имя основного героя рун Калевалы Вяйнямёйнена в старину выступало, как мы все больше убеждаемся, как эпоним венедов». (1947 г. Эпоним венедов в карело-финских рунах).Можно предполо-жить,что карело-финский Вяйнямёйнен— в общем-то одно лицо с Иваном-царевичем из русских сказок.Оба эти образа(точнее— один единый)зародились еще в индоевропей-ской древности в период пра-истории, когда и возникло одно из древнейших мужских имен на Земле — «Иван» в значении «человек», «первенец». Именно об этом говорит и «Калевала» — Вяйнямёйнен в этом эпосе как раз и есть первый человек на земле. Именно поэтому это имя есть практически во всех индоевропейских языках, а также во многих восточных, включая даже китайский, где «yi-wan» — «первый князь». В библейской картине оно также отразилось как Иоанн, но впервые возникло вовсе не там и пришло в другие языке не оттуда.Интересные факты о Калевале.Это литератур-ное произведение стало одним из ярких примеров национального эпоса,подобно «Ниб-елунгам» для германо-скандинавских стран или «Илиаде» и «Одиссее» для Древней Греции,и оказало влияние на творчество многих российских и зарубежных авторов, художников и музыкантов:Дж. Р. Р. Толкин признавал, что отчасти именно финские мифы и язык вдохновили его на создание Средиземья и его языков во «Властелине колец».Также под «калевальским» впечатлением написана «Песнь о Гайвате» Генри Лонгфелло и балет Гельмера Санисало «Сампо».Впервые памятник герою Калевалы Вяйнямёйнену был возведен в Выборге в 1831 г.Его автором стал датский скульптор Г.Боруп.В Карельском Музее изобразительных искусств хранится ценная коллекция работ на тему эпоса «Калевала»,а первую картину по мотивам этого произведения написал шведский живописец Йохан Блакстадиус в 1851 г.Среди наиболее известных художников Калевалы— Николай Михайлович Кочергин,Мюд Мариевич Мечев,Георгий Адамович Стронк.На обратной стороне Луны имеются кратеры, названные в честь персонажей Калевалы, включая Вяйнямёйнена и Лоухи.В поселке Калевала (ранее Ухта) есть «сосна Лённрота» — памятный знак в виде ствола вековой сосны, под которой по преданию пели руны местные сказители, а фольклорист записывал их песнопения. Здесь жили известные рунопевцы: М. И. Михеева, М. М. Хотеева, Т. А. Перттунен и Е. И. Хямяляйнен.Имя «Калевала» носит столичная фолк-метал группа, а также улица, гостиница и кинотеатр в Петрозаводске.А еще 28 февраля отмечается официальный праздник — «День народного эпоса Калевалы»."


Рецензии