Задорная песенка Самара-городок...

 Друзья!
Из Сети.

"История возникновения песни «Самара-городок», как и история многих других русских народных песен, покрыта мраком.
Кто автор? Народ.
Вот и всё.
Хотя… Я попозже расскажу, чем отличаются Самара и Саратов.
При чём здесь Саратов, спросите вы? А при том, что песня про Самару исполняется на саратовской гармони, отвечу я.
Здесь тоже есть некоторая тонкость.
Известно, что гармони (проще – гармошки) бывают разных видов и конструкций.
Одна из них – саратовская, отличающаяся более звонким тембром и тем, что на ней имеются колокольчики. При игре они звенят, придавая музыке весёлую, неповторимую окраску.
Впервые такую гармонь разработал и изготовил саратовский музыкальный мастер Николай Карелин.
Своеобразной манерой исполнения на этой гармони прославился одарённый самородок – саратовский слепой гармонист Михаил Угаров, родившийся в конце 19 века. Более точных данных нет.
Ему и приписывается создание мелодии песни «Самара-городок».
Ну, а вариантов текста, как обычно, много. Можете сравнить: группа «Монгол Шуудан» исполняет версию, весьма отличающуюся от классической.
Существует также мнение, что песню «Самара-городок» сочинил Андрей Филиппович Костин, педагог известной певицы Розы Баглановой. Однако это предположение не выдерживает никакой критики: Багланова исполняла «Самару-городок» в сороковых годах, а песня существовала задолго до этого, да и Лидия Русланова исполняла её раньше. Костин просто сделал аранжировку для Баглановой, потом как автор аранжировки был упомянут на пластинке, отсюда и такая неточность.
Нужно добавить: когда Русланова услышала «Самара-городок» в версии Баглановой, то сказала: «Молодец, так и пой!». Никакого чувства ревности с её стороны не было.

Надо сказать, что уроженка Казахстана Роза Багланова весьма прославилась именно благодаря этой песне, которую она исполняла, приезжая на фронт в составе различных концертных бригад.
В 1947 году Розу пригласили участвовать в концерте в Кремле. По просьбе Сталина она исполнила песню «Самара-городок», которую вождь и вся аудитория слушали стоя.
А за активную концертную деятельность во время Великой Отечественной войны, за выступления в окопах на передовой и госпиталях Роза Багланова была дважды награждена медалями. Первую награду - медаль «За боевые заслуги» ей в 1943 году вручил генерал Конев. Вторую медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» она получила в 1945 году в Варшаве из рук маршала Рокоссовского.
Вот такая история.
А Самара и Саратов – это разные города. Но их жители уже задолбались объяснять этот факт приезжим туристам.
Не знаю, в чём тут подвох – трудно перепутать два разных города – но факт имеет место быть.
Дело в том, что оба города упомянуты в песнях: Самара – в песне «Самара-городок», а Саратов – в известной «Огней так много золотых на улицах Саратова».
И оба города стоят на берегу Волги. Вот и всё сходство.
Видимо, туристы очень сильно употребляют огненную воду, если не только дома или улицы, а целые населённые пункты путают.
Стоят эти города на разных берегах великой русской реки, поэтому Самара славится своими закатами над Волгой, а Саратов — рассветами.
И вообще, Самара — женского рода, а Саратов — мужского.
Самара названа так в честь реки, при впадении которой в Волгу был основан город.
По поводу происхождения имени реки у учёных нет единого мнения. Но большинство серьёзных теорий сводится к тюркским, арабским и иранским корням названия. В пользу этого говорит и существование на карте узбекского Самарканда, иракской Самарры и палестинской Самарии.
С Саратовом всё проще. Основная версия - происхождение названия от тюркского «сары тау», что значит «жёлтая гора». Никаких Саратовкандов и Саратовий на карте мира нет.
Прикиньте, насколько Россия великая страна, если названия городов и рек в ней имеют тюркское, иранское (сиречь персидское) и арабское происхождение".https://vk.com/caverhits
...Други!
Мне лично очень нрваится песня  "Самара-городок" в исполнении Надежды Кадышевой (родилась 1 июня  1959 года в деревне Горки, затем семья переехала в деревню Старый Маклауш Клявлинского района, которая располагалась на стыке Оренбургской, Самарской областей и Татарстана).
Молодой задушевный голос певицы очень подходит  для такой же юной героине
изестного русского шлягера,любимого и за границей.
Вл.Назаров
**********
1.Самара-городок

Города. Они бывают огромными мегаполисами или небольшими и очень уютными поселениями. Неважно в каком из них человеку довелось появиться на свет, он всегда с нежным чувством относится к своей малой родине. К примеру, если горожанин имеет дар художника, то обязательно отобразит
достопримечательности родного края в своих картинах, а если он поэт или музыкант, то напишет восхваляющую песню. Таких прекрасных композиций создано довольно много. Москва, Санкт-Петербург, Киев, Тбилиси, Боку, Ташкент, Лондон, Париж - все города, о которых поётся в песнях перечислить невозможно, однако из этого обширного списка хочется особо выделить композицию с названием «Самара-городок», заслужившую особую всенародную любовь.

Краткая история
Точную дату, когда впервые на берегах величественной Волги, вблизи Жигулёвских гор, зазвучала задорная песенка «Самара-городок», сегодня не могут назвать даже самые пытливые исследователи народного творчества. Тем не менее специалисты, изучающие самарский песенный фольклор, утверждают, что предположительно композиция родилась на рубеже Х1Х-го и ХХ-х веков, когда стало процветать городское песенное творчество. Предпосылками для такого активного развития фольклора стало появление в России гармони.
Привезённый из-за границы удивительный инструмент, на котором можно было сыграть мелодию и аккомпанировать, сразу завоевал уважение у податного сословия, то есть крестьян и мещан. С течением времени гармонь так полюбилась жителям России, что без неё не проходил ни один праздник. Под неё не только весело плясали и пели задушевные песни, а также исполняли импровизационно сочинённые задорные частушки. Данный новый фольклорный жанр, появившийся в последней четверти девятнадцатого столетия, быстро завоевал популярность в центральных, северных и восточных регионах страны, а также на территории Поволжья. Шуточные миниатюрные песенки, в содержании которых отражалась любовно-бытовая тематика, пришлись по душе молодым жителям Самары. Собираясь на вечеринках или отправляясь с гармонями и семиструнными гитарами на яликах к Жигулёвским возвышенностям, они любили развлекаться, сочиняя и распевая частушки, которые на свой лад именовали припевками.
Гармони у самарцев были особенные: с необычным звонким тембром и колокольчиками. Такой вид популярного инструмента создал саратовский музыкальный мастер Николай Карелин. Припевки, исполняемые жителями Самары на такой гармони, тоже были весьма оригинальные. Для них была характерна игривая средневолжская мелодическая интонация, отличающаяся яркими индивидуальными чертами. Данной своеобразной манерой исполнения прославился одарённый самородок - слепой гармонист Михаил Угаров. Его композиции, украшенные виртуозными переборами и называемые угаровскими припевками, быстро перенимали талантливые музыканты-самоучки.
Вероятнее всего к одному из таких музыкальных мотивов неизвестным автором были придуманы бесхитростные слова, преобразившие его в песню под названием «Самара-городок», впоследствии получившую известность по всей России.
Весьма значимый вклад в популяризацию композиции, которая со временем обросла множеством вариантов, внесла великая русская певица Лидия Русланова. Уроженка Поволжья, а именно одной из деревень Саратовской губернии, она с детства знала много народных песен и частушек. Затем творческий запас будущей выдающейся исполнительницы народных песен значительно пополнился в юности, однако, когда в её репертуаре появились припевки «Самара-городок», об этом история умалчивает. Лидия Андреевна начала петь композицию ещё на концертных выступлениях перед
войной, а затем провезла её по всем фронтам Великой Отечественной, так как песни про мирную жизнь и любовь пользовались особой популярностью у солдат. Впрочем, Русланова была не единственной певицей чей репертуар украшала «Самара-городок». Ее частенько исполняли артисты, приезжавшие на фронт в составе различных концертных бригад. Композицию в Сталинграде и в поверженном рейхстаге с большим успехом пела солистка Куйбышевской филармонии Вера Зенкевич, но по-настоящему «Самару-городок» в военное время прославила молоденькая певица из Казахстана Роза Багланова. Её завораживающее исполнение, с чудным пропеванием каждой ноты было особо запоминающимся. Багланова услышала композицию про Самару в исполнении Лидии Руслановой в начале войны и сделала ее главным своим хитом. Впоследствии задорная песенка стала визитной карточкой этой талантливой певицы.
Следующий этап популяризации песни о Самаре связан с творчеством Волжского народного хора, созданного в 1952 году по инициативе народного артиста Петра Милославого. В репертуаре хора, в котором предпочтение отдавалось песенным композициям Поволжья, весёлые припевки «Самара-городок» исполнялись практически в каждом концерте.
Интересные факты
• Лидия Андреевна Русланова - выдающаяся русская певица, которая первой вывела народную песню «Самара-городок» на большую сцену, в детстве, чтобы прокормить брата и сестру, ходила по людям, пела песни и просила подаяние. Однажды её пение тронуло душу доброй женщины, которая обладая нужными связями, пристроила сиротинку в хороший приют. Вскоре девочку взяли солисткой в церковный хор, и со всего города Саратова в Киновийскую церковь стали съезжаться богатые люди, чтобы послушать, как поёт Сирота. Это был первый псевдоним Прасковьи Лейкиной, впоследствии ставшей великой Лидией Руслановой.
• Существует версия, что песня «Самара-городок» имеет конкретного автора, которым является Андрей Костин. Однако по воспоминаниям Розы Тажибаевны Баглановой, Андрей Филиппович всего-навсего сделал аранжировку этой народной песни.
• В 1947 году Розу Багланову пригласили участвовать в концерте в Кремле. По просьбе Сталина она исполнила песню «Самара-городок», которую вождь и вся аудитория слушали стоя. После выступления певицы зал захлебнулся в овациях.
• За активную концертную деятельность во время Великой Отечественной войны, за выступления в окопах на передовой и госпиталях Роза Багланова была дважды награждена медалями. Первую награду - медаль «За боевые заслуги» ей в 1943 году вручил генерал Конев. Вторую медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» она получила в 1945 году в Варшаве из рук маршала Рокоссовского.
• Михаил Угаров - это известный самарский гармонист, талантливый слепой музыкант, которому приписывается авторство знаменитых угаровских припевок и мелодии песни «Самара-городок». Точных дат рождения и кончины Угарова в народной памяти не сохранилось, но приблизительно его жизненный путь начался в конце XIX века, а закончился в пятидесятых годах XX века. По воспоминаниям современников знаменитый на всю округу гармонист был в большом авторитете у самарского криминала и был убит в бандитской потасовке.
Содержание и текст песни «Самара-городок»
«Самара-городок». Эту весёлую песенку специалисты по изучению народного творчества причисляют к припевкам, иначе говоря к лирическим частушкам. В композиции повествование идёт от лица молоденькой барышни, которой исполнилось семнадцать лет, а это возраст первой любви. Девушка испытывает к молодому человеку нежные чувства, но сомневается: являются ли они взаимными. Сердечный друг просит у барышни конкретных доказательств её влюблённости, однако девушка боится, что будет обманута. Она страдает и хочет освободиться от своих сомнений, а потому просит успокоения у родного города Самары, к которому относится с большим почитанием.

Песня включает в себя шесть куплетов, после каждого из которых следует припев, содержащий обращение к городу. Куплет и припев имеют одну, весьма выразительную, мелодическую линию, которая укладывается в восьмитактовый период. Композиция звучит в мажорной тональности, а её диапазон - чуть более октавы.
«Самара-городок». Эта незамысловатая задорная песенка о мирной жизни, прославляющая прекрасный старинный город, заслуженно получила весьма почётное звание - «фронтовая». Звучавшая на передовой во время Великой Отечественной войны в исполнении артистов концертных бригад, она вселяла в солдат мужество и вдохновляла их на героические подвиги. Однако и в настоящее время «Самара-городок» всё также пользуется большой популярностью и её можно услышать не только на концертных площадках в исполнении известных артистов, но и за семейным праздничным столом.

https://soundtimes.ru/

***********
2.СТАРЫЙ, ДОБРЫЙ ШЛЯГЕР: «САМАРУ» В ИСПОЛНЕНИИ БАГЛАНОВОЙ ОБОЖАЛ СТАЛИН

Самой известной исполнительницей песни «Самара-городок» была казахская певица Роза Багланова? До нее «Самару» пел Лидия Русланова, но, услышав, как поет знаменитые частушки юная казахская красавица, фактически подарила песню ей.
С «Самарой» Багланова прошла весь фронт в составе концертной бригады, за нее же получила медаль «За боевые заслуги», а 9 мая 1945 год участвовала в Параде Победы на Красной площади. Конечно, с песней.
Исполняла она ее всегда в национальном казахском костюме, и это производило фантастическое впечатление.
«Самару» в исполнении Баглановой обожал Сталин и дважды приглашал ее на дачу на домашние праздничные концерты. Во врем выступления всегда вставал, аплодировал и подпевал. Кстати, по воспоминаниям Розы, у самого Сталина был очень красивый голос.
Во время полета Юрия Гагарина коротковолновая алматинская станция осуществляла коммуникацию с кораблем «Восток-1» транслировала песни Баглановой в течение десяти минут его полета...
*****************
3.Русская народная песня

Платок тонет и не тонет,
Потихонечку плывет, —
Милый любит и не любит,
Только времечко ведёт.

Припев:

Ах, Самара-городок,
Беспокойная я,
Беспокойная я, —
;Успокой ты меня!

Я росла и расцветала
До семнадцати годов,
А с семнадцати годов
Крушит девушку любовь.

Милый спрашивал любови,
Я не знала, что сказать, —
Молода, любви не знала,
Ну и жалко отказать.

Понапрасну небо ясно,
Одна звездочка горит.
Понапрасну милых много, —
Об одном сердце болит.

Тебе, белая береза,
Нету места у реки.
Если я тебе невеста, —
Ты меня побереги.

Милый скажет «до свиданья», —
Сердце вскинется огнем —
И тоскует и томится
Все о том же, все о нем.
https://rustih.ru/

*********************
4.Илья Саморуков о самой известной самарской песне

Культуртрегер Илья Саморуков внимательно послушал самую известную в истории самарскую песню и теперь рассказывает нам о том, как она влияет на город.
В последнее время в Самаре часто ведут разговоры о бренде города. Кто такой самарец? Какими нас видят со стороны? Из чего можно слепить бренд? Из какой истории?
Есть общие места или, как говорят сейчас, мемы, которые известны абсолютно всем. О меме «Самара-городок» рассказывать не нужно. Он впитывается в память русским людям очень быстро и остаётся там навсегда.
— Из Самары? Ах, Самара-городок?!
«Самара-городок» — самая известная песня о Самаре. Вот факт, не требующий подтверждения. Этот мем, пожалуй, не нуждается в дополнительной раскрутке. Самим же самарцам он, вероятно, кажется недостаточно экзотичным, и они сейчас находятся в поиске нового бренда.
Творчество можно понимать предельно широко. Творчество - это просто символическая деятельность. Но каждый предмет творчества, будь то песня, картина, стихотворение или бренд, оказывает какое-то влияние на нашу повседневную жизнь. Смыслы, которые таятся в творчестве, далеко не всегда осознаются его потребителями. Сознание под влиянием тотального маркетинга с большей охотой реагирует на новое, а от старого искусства остаются свёрнутые мемы, клише и общие места. В какой-то момент что-то заставляет тебя вникнуть глубже и даже сделать открытие, которому, если разобраться, уже лет сто. Для такого проникновения надо серьёзно относиться к чужому творчеству и даже текстам песен. Особенно в том случае, если песня становится гимном. Сколько затрачено труда на придумывание и фиксацию смысла? Столько ли сил мы отдаём, чтобы вникнуть в него?
О меме «Самара-городок» рассказывать не нужно. Он впитывается в память русским людям очень быстро и остаётся там навсегда.
Многие ли из нас помнят в этой песне что-то, кроме припева? Если прочесть текст внимательнее, даже без филологической экспертизы, то мы столкнёмся с
описанием уникального регионального аффекта - самарского беспокойства. Вот она, наша самарская особенность. Даже если мы её не замечаем, то для внешнего взгляда благодаря этой песне мы всегда будем с ней ассоциироваться.
Платок тонет и не тонет,
Потихонечку плывёт.
Милый любит и не любит,
Только времечко идёт.
Ах, Самара-городок,
Беспокойная я, Беспокойная я, Да успокой ты меня, ох.
Я росла и расцветала
До семнадцати годов,
А с семнадцати годов Кружит девушку любовь.
Ах, Самара-городок,
Беспокойная я,
Беспокойная я,
Да успокой ты меня, ох.
Милый спрашивал любови, Я не знала, что сказать, Молода, любви не знала, Ну и жалко отказать.
Ах, Самара-городок,
Беспокойная я,
Беспокойная я,
Да успокой ты меня, ох.
Понапрасну небо ясно,
Одна звёздочка горит,
Понапрасну милых много,
Об одном сердце болит.
Ах, Самара-городок,
Беспокойная я,
Беспокойная я,
Да успокой ты меня.
Тебе, белая берёза,
Нету места у реки, Если я тебе невеста, Ты меня побереги.
Ах, Самара-городок,
Беспокойная я, Беспокойная я, Успокой ты меня.
Милый скажет — до свиданья,
Сердце вскинется огнём
И тоскует, и томится Всё о том же, всё о нём.
Ах, Самара-городок,
Беспокойная я, Беспокойная я, Успокой ты меня.
Ах, Самара-городок,
Беспокойная я, Беспокойная я, Успокой ты меня.
Вот текст, который был придуман на этой территории более ста назад. Он даёт о ней вполне узнаваемое представление. Эта территория, где молодая девушка, которая до 17 годов «росла и расцветала», испытывает любовный аффект. Она не может установить контакт с постоянно ускользающим субъектом, «миленьким», и обращается к городу в надежде, что город сможет её успокоить.
Многократные повторения в этой мещанской секуляризированной молитве указывают на то, что она сама понимает, что город не может ей помочь. Ему всё равно. Он не ответит. Конечно, подобный аффект, наверное, можно испытывать в любом городе. Но народная поэзия связывает этот аффект с конкретной территорией, порождая миф (или мем) о самарском беспокойстве. Почему бы современному слушателю этого не сделать? Песня была написана тогда, когда наш город ещё не выходил за пределы улицы Полевой. Значит, эта песня о старом городе. Возможно, эту песню пели именно на тех центральных улицах старой Самары, где мы так любим гулять в выходные.
Конечно, подобный аффект, наверное, можно испытывать в любом городе. Но народная поэзия связывает этот аффект с конкретной территорией, порождая миф (или мем) о самарском беспокойстве.
Когда автор сочинял слова, он не мог не учитывать личный опыт. Типичные фольклорные структуры не отменяют силы индивидуального переживания. Слушая эту песню, мы всё равно переносим на неё личные аффекты. Когда самарец слушает или поёт эту песню, он на какой-то момент превращается в беспокойную девушку. Наше самарское беспокойство проявляется не в политической или социальной плоскости, а вызывается неполадкой в личных отношениях. Мы, как героиня песни, надеемся, что погружение в городской гедонизм сможет нас успокоить. Мы вопрошаем к городу как к пространству возможного покоя. Многие ли из нас успокаиваются, когда ему сто раз повторяют: «Успокойся»?
Мажорная тональность песни добавляет к её смысловому фону интонации отчаянной радости. Мы поём, когда нам неспокойно. Когда мы приходим на вокзал и слышим знакомые ноты, беспокойство уже начинается. Это самарское беспокойство будет в нас, пока звучит эта песня. И есть ощущение, что в последнее время она напоминает о себе всё чаще.
****************
5.Песню «Самара-городок» написали немцы?
Губернские историки и журналисты попытались установить авторство
знаменитого шлягера.
 В Самарской губернии трудно найти человека,
который бы никогда не слышал песни «Самара-городок». «Беспокойная я,
успокой ты меня»,- поют почти на всех городских праздниках и
мероприятиях. Но вот кто ее автор
Роза Багланова вспомнила, как однажды она встретилась с Руслановой и спела ей «Самару». Прима народной песни сказала, что Багланова поет очень хорошо. С тех пор наши «фирменные» куплеты исполняет Багланова. Казахская певица говорит, что руководитель ансамбля Андрей Костин просто сделал аранжировку к уже известной народной песне. Конечно, куплеты изменились, приобрели более стройный вид. Костин объявлял песню своей. Но авторство его ничем не доказано. По словам Розы Баглановой, в Казахстане на всех концертах зрители требуют исполнить именно «Самару-городок», которую знает каждый житель городов и весей страны. «Несмотря на то, что такого города в Казахстане нет, казахи считают эту песню своей», - улыбнулась певица. Для немцев «Самару-городок» поют со словами «пошел на фиг» У самарских музыкантов и историков - собственная версия происхождения знаменитых куплетов. Руководитель ансамбля «Самара-городок» Александр Большаков обратил внимание на визуальное восприятие нот на странице. Нарисованные на линейках ноты напоминают волну. Волжскую или, может быть, заграничную. По словам Большакова, музыкальные интонации и аккорды песни очень упорядоченны, строго последовательны и не похожи на широкие русские мелодии, отличающиеся непредсказуемостью. А законодатели строгого порядка во всем, как известно, немцы. Так что, возможно, наша фирменная песня имеет немецкие корни. Артисты ансамбля «Самара-городок» даже перевели слова на немецкий и исполняют этот вариант перед делегациями из Германии, приезжающими в Самару. - Особенно немцам нравятся строчки, которые у нас звучат: «Милый любит иль не любит, только времечко ведет», - говорит Татьяна Миллер. - На немецкий их перевели так: «Милый любит иль не любит, только время мое тратит. Ну, и пошел он на фиг». Артисты уверяют, что гости из Германии от этих слов в восторге.

Тонет то платок, то лодка Мы привыкли думать, что раз песня о Самаре, значит, здесь и родилась. Профессор академии культуры и искусств Александр Носков может с этим поспорить. - Лет 20 назад я был в селе Берля Ульяновской области, - говорит Александр Кузьмич. - Услышал, как местный ансамбль поет песню на мотив нашей «Самары-городок», правда, слова были совершенно другими. Более того, нашу песню они даже не знали! Получается, что напев этот существовал отдельно от слов. А в каждом городе на эту мелодию могли сочинить что угодно. Как с частушками. Мотив один, а вариантов текста очень много. А так как «Самара-городок» появилась в начале ХХ века, когда наблюдались активные миграции населения, вполне возможно, что песня могла появиться в селе, а в городе распространилась как символ территориальной узнаваемости людей. Получается, «визитка» Самары - все-таки народная. Доказательством тому может быть факт, что слова у разных исполнителей варьируются. Например, вместо фразы «Платок тонет и не тонет, потихонечку плывет» иногда встречается «Лодка тонет и не тонет». - Не важно, кто автор песни, - считает краевед Александр Завальный. - Раз песня живет столько лет, значит, затрагивает самые сокровенные чувства человека. В ее словах отразилась сама жизнь простых людей - и самарцев, и казахов, и людей из других областей. КСТАТИ У многих песен, которые считаются народными, есть автор. Например, текст знаменитой «Тонкой рябины» написал Иван Суриков, «Вот мчится тройка почтовая» - Федор Глинка, а автор текста новогоднего хита «В лесу родилась елочка» - Раиса Кудашева.
https://www.samara.kp.ru/daily/23781.4/130939/
******************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
27 февраля 2024 года.


Рецензии