Франц Эдуард фон Тотлебен

20 мая 1818 года день рождения Эдуарда Ивановича Тотлебена.

Среди офицеров инженерных войск немногие могут считаться мастерами фортификации. Однако Эдуард Иванович Тотлебен занимает особое место среди русских военных инженеров, которые прославили русскую армию.

Эдуард Тотлебен был родом из дворянской семьи из Тюрингии, которая жила в Митаве (ныне Елгава в Латвии). Его отец занимался коммерцией и был купцом 2-й гильдии. Тотлебен также был далеким родственником графа Тотлебена, который взял Берлин во время правления императрицы Елизаветы в 1760 году. Однако Эдуард не хотел продолжать дело отца и заниматься коммерцией. После окончания рижского пансиона он поступил в Санкт-Петербургское инженерное училище.

С самого детства Тотлебен интересовался изучением крепостных укреплений. Вместо того, чтобы копать огороды на даче отца, он с друзьями строил редуты в соответствии со всеми правилами фортификации. Учеба ему давалась тяжело, и из-за проблем со здоровьем ему несколько раз приходилось прерывать обучение и военную службу. В 1838 году его даже отчислили, но благодаря вмешательству императора Николая I, ему удалось остаться на службе и быть назначенным в Рижскую крепостную команду, где он стал дежурным офицером в крепостном управлении. Позже он продолжил службу в гренадёрском сапёрном батальоне и стал поручиком в учебном сапёрном батальоне недалеко от Петербурга.
Россия получила своего известного теоретика фортификации генерал-инженера Карла Андреевича Шильдера, о котором упоминают учебники. Он искал помощника, который был практичен, и выбрал Тотлебена. Шильдер начал давать Тотлебену сложные задания, такие как разработка системы для борьбы с подземными минными галереями противника. Молодой инженер проводил опасные, но необходимые эксперименты, которые были высоко оценены.

После этого Тотлебен продолжал служить инженером на Кавказе и его знания оказались очень полезными при взятии различных опорных пунктов горцев, таких как Сальта, Гергебиль, Ахта и другие. По возвращении с Кавказа он стал адъютантом у Шильдера, а затем стал начальником инженеров у Гвардейского и Гренадерского корпусов. В 1853 году в начале Дунайской кампании Шильдер стал начальником инженерной службы действующей армии, а Тотлебен был рядом с ним в качестве инженер-подполковника.
Мы не только рассказываем о героическом опыте и знаниях военного инженера Эдуарда Ивановича во время Крымской войны, но и стремимся продемонстрировать их значимость. Разведка постоянно сообщала о возможной высадке союзных войск в Крыму, и князь Михаил Дмитриевич Горчаков хорошо осведомился о недостаточном состоянии оборонительных сооружений в Крыму, поэтому он направил Тотлебена туда.

Один из главных руководителей обороны Севастополя в Крымской войне, адмирал Павел Степанович Нахимов, сказал: "Без Тотлебена мы бы полностью потерпели поражение".

Прибытие Тотлебена вызвало недовольство командира войск в Крыму, князя А. С. Меншикова. В своем характерном остром стиле князь сказал: "Вы отдохните на дороге, а затем отправляйтесь к своему князю на Дунай". Тотлебен, точный и исполнительный человек, как и любой немец, не послушался и самостоятельно ознакомился с состоянием обороны на берегу. Через несколько дней он представил детальный отчет Меншикову. В конечном счете, князь разрешил Эдуарду Ивановичу осмотреть укрепления Севастополя и даже отметил, что впервые сталкивается с таким компетентным и скромным инженером, но официальной должности ему так и не предложил.
Только 12 сентября 1854 года инженер-подполковник Тотлебен стал главным исполнителем всех оборонительных работ в Севастополе. Город, который прежде был только морской крепостью, не имел существенных сухопутных оборонительных укреплений. Все предыдущие подготовительные работы (схемы и образцы фортификационного искусства) оставались лишь на бумаге. Тотлебену пришлось создавать все с нуля, и при этом ему активно противодействовал враг. Сам Тотлебен сомневался в успехе и даже написал прощальное письмо своей жене, так как разделял решение севастопольского гарнизона - остаться на своих позициях после "русской защиты" и умереть.

Тотлебен значительно расширил оборонительную линию Севастополя. Там, где разведка врага указывала на слабые места, были созданы неприступные укрепления. Англичане и французы были вынуждены отказаться от открытой атаки на город и перешли к осаде. Адмирал Владимир Алексеевич Корнилов восторженно говорил о заслугах Тотлебена в области фортификации: "Под командованием Тотлебена мы смогли сделать за день то, что не могли сделать за год". 5 октября, в день массированной бомбардировки города, англичанам удалось разрушить 3-й бастион и причинить ущерб другим укреплениям на Корабельной стороне, однако город выстоял, а русские моряки-артиллеристы сумели подавить все французские батареи.
Адмиралы Корнилов, Истомин и Нахимов, кто сыграл ключевую роль в обороне города, погибли на оборонительных рубежах Севастополя. В феврале 1855 года генерал-адъютант князь М. Д. Горчаков, не обладающий особыми талантами, стал новым руководителем обороны. Силы противника увеличивались, а силы защитников уменьшались. Тотлебен расширил линию опорных пунктов в осенний период 1854 года и весной 1855 года.

Известия о подвигах Тотлебена пересекли границы России. Во время переговоров французские и английские офицеры просили увидеть легендарного инженера. В апреле 1855 года Эдуард Иванович был повышен в генерал-майоры с назначением в свиту Его Величества.

В июне 1855 года Тотлебен получил ранение в ногу, но не покинул поле боя. Он остался в Севастополе еще два месяца. После падения Малахова кургана его эвакуировали в Симферополь.
В поствоенный период Тотлебен собрал наиболее образованных военных инженеров, которые участвовали в обороне Севастополя, чтобы составить историю этого события. В результате было создано тщательно исследованный трехтомный труд под названием "Описание обороны г. Севастополя. Составлено под руководством генерал-адъютанта Тотлебена".

После обороны Севастополя, служба Эдуарда Ивановича продолжалась, и он был переведен в Санкт-Петербург. После заключения Парижского мира в 1856 году, он осмотрел крепости по всей стране и изучал подобные сооружения в Европе. Заслугой Тотлебена стало то, что начались активные работы по разработке и модернизации оборонительных сооружений и крепостей от севера до юга. Тотлебен был инициатором обучения личного состава пехоты, кавалерии и артиллерии саперному делу.
Эдуард Иванович Тотлебен был российским инженером и генералом, известным своими заслугами в области обороны и инженерии. За свои достижения он был награжден высшими инженерными званиями и орденами.

В 1869 году Тотлебен получил звание инженер-генерала, которое являлось высшим рангом в инженерных войсках. Это свидетельствовало о его выдающихся инженерных способностях и знаниях. В 1871 году он был удостоен ордена святого Александра Невского, одной из высших российских наград.

Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов Тотлебен активно применял свои инженерные таланты. Он был вызван на Дунайский театр военных действий, чтобы помочь в осаде крепости Плевна. После нескольких неудачных попыток русских войск взять крепость, Тотлебен предложил новую стратегию осады. Благодаря его предложенным усилениям позиций и изменениям в укреплениях, а также строжайшему контролю над артиллерийским огнем, русским войскам удалось взять Плевну в конце ноября 1877 года.

За свои успехи в Русско-турецкой войне Тотлебен был награжден орденом святого Георгия 2-й степени. Он также был назначен главнокомандующим действующей армией и получил высокую оценку от императора Александра II.

Однако, несмотря на свои инженерные таланты, Тотлебен не обладал полководческими способностями, и ему не удалось захватить Константинополь. Несмотря на это, после войны он был награжден орденом святого Андрея Первозванного и стал членом Государственного совета.
В 1879 году Эдуард Иванович был назначен командующим Одесским военным округом и временным генерал-губернатором Одессы. С начала 1882 года Тотлебен все чаще становился больным. Он провел зиму 1883-1884 годов со своей семьей в Висбадене, а затем переехал в курорт Бад-Зоден в Пруссии, где и скончался 1 июля 1884 года.

Останки героя были встречены на станции Вержболово российскими военными и гражданскими делегациями. Траурный вагон доставил их в Вильно, затем в имение Тотлебена в Кейданы, Ригу и, наконец, в Севастополь... В 2018 году Российским военно-историческим обществом была выпущена книга "Тотлебен. К 200-летию со дня рождения".


Рецензии