Константин Тон

Константин Тон, известный архитектор и представитель псевдорусского стиля, разрабатывал проекты, которые послужили основой для постройки дворцов, храмов и железнодорожных вокзалов. Старинные памятники архитектуры были реставрированы Академией художеств, основанной Тоном, а он сам стал членом четырех академий и корреспондентом Королевского института британских архитекторов еще при жизни. Родившись в 1794 году в Санкт-Петербурге, Тон рано проявил интерес к архитектуре и прошел обучение в Императорской Академии художеств под руководством знаменитых зодчих-классицистов. Сначала он создавал композиции в классическом стиле, за которые получал награды и медали.
В 1815 году после окончания Академии, Константин Тон был назначен художником 1-й степени, что позволяло ему получить пенсионерское обучение за границей. Однако из-за финансовых проблем в Академии, Тон не смог отправиться за рубеж. Вместо этого, он принял работу чертежника в Комитете строений и гидравлических работ.
В Комитете активно работали знаменитые архитекторы Василий Стасов и Карл Росси, занимавшиеся проектированием архитектурных ансамблей для Санкт-Петербурга. Тон в основном помогал им, занимаясь рисованием чертежей. Единственным его собственным проектом была оранжерея для графа Платона Зубова. Для этого проекта, Тон разработал уникальное устройство, которое обогревало паром оранжерею и одновременно обслуживало прачечную, находившуюся рядом.
В 1818 году, Тон представил Академии художеств проект ярмарки, и, наконец, получил средства для пенсионерской поездки за границу. Он отправился в Италию, где изучал античные и ренессансные произведения искусства. Позже он посетил Францию, Швейцарию и Германию. Всего Тон провел в путешествиях почти 10 лет и за это время разработал план восстановления храма Фортуны в Пренесте и Дворца цезарей в Риме. Он также выполнил заказ Римской академии на план госпиталя и создал проект загородного дома для придворного ювелира Дюваля в Женеве. Благодаря работе за границей, Тон стал опытным архитектором и реставратором, и его работы были признаны тремя европейскими академиями - Римской археологической академией, Римской и Флорентийской академиями художеств.
В 1828 году архитектор Константин Тон вернулся в Россию, после чего Николай I назначил его членом Кабинета Его Величества и установил ему годовое жалованье в размере 3000 рублей. Первой задачей Тона в Санкт-Петербурге стала перепланировка бывшего конференц-зала Академии художеств. Он полностью переделал некоторые его части, создал новый конференц-зал и галерею для выставки гипсовых изделий. Затем архитектор приступил к перестройке и оформлению парадных залов Академии, а также спроектировал гранитную пристань с египетскими сфинксами напротив главного здания. В своих ранних работах он продолжал традиции русского классицизма.

В 1830 году Тон получил звание академика и стал профессором архитектуры 2-й степени. В этом же году он разработал проект церкви Святой Екатерины в «русском старинном вкусе», который был одобрен Николаем I. Этот новый «русско-византийский» стиль стал официальным стилем национальной архитектуры.

В 1832 году Тон представил проект храма Христа Спасителя в Москве. Работа была высоко оценена императором, и в 1839 году началось строительство церкви, которое продолжалось почти 44 года. Здание храма внешне напоминало мощные соборы Кремля, с простыми фасадами, но внутри оно удивляло богатством декора, разнообразием материалов и яркими росписями. В этом проекте были заметны особенности стиля Тона, в частности, его толкование древнерусской архитектуры.
Константин Тон получил звание профессора Академии художеств в 1833 году. В своей творческой карьере архитектор создал планы для нескольких соборов, в том числе для Собора Святой Екатерины в Царском Селе и Собора апостолов Петра и Павла в Петергофе. Он также разработал чертежи будущей церкви святого Митрофана в Воронеже и проект памятника Державину в Казани.

Среди важных работ Тона были восстановление колокольни Ивана Великого, платформ для орудий на Тайницкой башне Кремля и казармы для пехотного полка. Архитектором были также разработаны проекты Железнодорожных вокзалов в Москве и Санкт-Петербурге, а также путевых зданий Николаевской железной дороги.

Благодаря своим многочисленным проектам Тон пользовался огромным успехом и непрерывно получал заказы, находясь на пике своей творческой активности. Всего он спроектировал и построил множество зданий и памятников.
В 1838 году Тон создал большой альбом, содержащий его собственные чертежи каменных церквей и колоколен, расположенных в разных городах. Он также выпустил дополнение к альбому, включающее чертежи деревянных храмов, в том числе проект церкви в Ельце и рисунки иконостасов для церквей Преображения на Аптекарском острове и Благовещения в лейб-гвардейском Конном полку в Санкт-Петербурге. Эти проекты стали образцами стилей и форм, используемых при строительстве церквей во всей империи.
В 1842 году Тон был назначен императором для разработки типовых чертежей крестьянских домов в государственных поселениях. В это же время он также занимался проектированием иконостаса для церкви царевича Иоасафа в селе Измайлово под Москвой, завершил строительство собора в Царском Селе и внес изменения в интерьеры Малого театра в Москве. Кроме того, архитектор начал строительство станций Николаевской железной дороги в Петербурге и Москве.
В 1854 году Константин Тон стал ректором Академии художеств. Под его руководством Академия провела реставрацию памятников архитектуры, выполненную по проектам самого Тона, восстановив Ипатьевский монастырь в Костроме, Московский и Псковский кремли. Он также создал Музей древнерусского искусства в Академии, а экспонаты этого музея позднее стали основой коллекции Русского музея.
Архитектор Константин Тон создал различные проекты, включая статую Георгия Победоносца в Большом Кремлевском дворце, ворота с решеткой для Николаевской богадельни в селе Измайлово, а также несколько церквей и иконостасов в Сибири. Он также представил планы по реставрации Большого театра после пожара и построил шпиль для колокольни Петропавловской крепости, но данные проекты так и не были осуществлены. Вплоть с 1860-х годов он перестал получать заказы и работать над новыми проектами. Однако он был признан почетным членом и корреспондентом Королевского института британских архитекторов, а также почетным членом Московского архитектурного общества. Но несмотря на свои достижения, в своей старости зодчий столкнулся с финансовыми трудностями. Константин Тон скончался в 1881 году и был похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.


Рецензии