Поиск Рюрика с варяжской русью
Ищут поджарые,
Ищут в позиции
Шарят безумные
В каждой столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Руса какого-то
Лет тридцати
Рюриком звать
Ох, туды ж его рать
Любимая народовольцами Повесть временных лет (ПВЛ) загадала нечто, решение которому не могут найти многие лета веков: ладно русь неведомо откуда чья и зачем, ладно странные варяги, но персона с именем – Рюрик = это что за чудо–юдо.
Но делать нечего – хозяин новый земли славян и финно-угров = русь – основатель новой страны Русьской Земли повелел признать историческим фактом приглашение руси строить рядить да судить и сказы ПВЛ стали переписывать все последующие хроникеры как Начальную о зачале.
Примеры: Запись в Никоновской летописи:
«Пойдоша из Немецъ три брата со всъмъ родомъ смоимъ: Рюрикъ, Синеусъ, Триворъ. И бысть Рюрикъ старъйшина в Новъгороде, а Синеусъ старъйшина бысть на Белъозере, а Триворъ во Изборце».
Запись в Лаврентьевской летописи:
«В лето 6370 [862]. И изгнаша Варягы за море, и не даша имъ дани, и почата сами в собе володети; и не бе в нихъ правды, и въста родъ на родъ, и быша усобице в них, и воевати сами на ся почаша. И ркоша: "поищемъ сами в собе князя, иже бы володел нами и рядил по ряду, по праву". Идоша за море к Варягомъ к Руси, — сице бо звахуть ты Варягы Русь, яко се друзии зовутся Свее, друзии же Урмани, Аньгляне, инии Готе, — тако и си. Ркоша Русь Чюдь, Словене, Кривичи и Всь: "земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нетъ; да пойдете княжить и володеть нами". И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собе всю Русь, и придоша к Словеном первее и срубиша городъ Ладогу, и седе старейший в Ладозе Рюрик, а другий Синеус на Белеозере, а третей Трувор в Изборьсце. И от тех Варяг прозвася Руская земля».
Лули-лули, стояло: сие сказотворчество привело исследователей, источниковедов и историков (проф-х и любителей) и членов парткомов к тупику: к поиску Рюрика …
Историчность Рюрика и его происхождение до сих пор вызывают вопросы. Приведем некоторые (основные) «ответы»:
1. Первыми на публике представили свою версию т.нзв. «норманнисты» = немецкие историки Герман Хольман и Фридрих Крузе. Они твердо заявили: первый русьский князь —Рёрик Ютландский из знатного данского рода, викинг в молодости промышлявший набегами на фризское побережье империи Карла Великого, а затем участвовавший в междоусобной борьбе потомков легендарного короля франков. Рёрик в итоге стал вассалом короля Срединно-Франкского королевства Лотаря (сына Людовика Благочестивого) и получил задание оборонять Фризию от сородичей и норманнов, Однако со временем он впал вне милость и ушел в сторону финского залива учить уму разуму соседей, основав Ладога затем Городище
Этой версии (о варяжской руси «датского происхождения») придерживаются отечественные историки Анатолий Кирпичников и Евгений Пчелов. В пользу варяжского происхождения Рюрика высказывался и известный отечественный историк и археолог Лев Клейн.
2. Следующей версией была также норманнская от Готлиба Байера, Герхарда Миллера, А. Шлецера и других.
3. Против этих иноагентов выступил Михаил Ломоносов, уверявший гневно и бранно, что русь изделие местное и государство наше автохтонное : варяги и Рюрик со своим родом были колена славенского и жили на юго-восточных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною
4. Самых распространённой у «антинорманистов» является версия славянского происхождения князя Рюрика. В 16-м веке Сигизмунд фон Герберштейн, немецкий дипломат, долгое время проживший в Москве, выдвинул версию о том, что Рюрик был полабом ( довод = созвучность слов «варяг» и «варг» (одно из полабских племён).
5. В 18 веке немецкие ученые выдвинули иную славянскую версию том, что в 8-м веке в землях ободритов (ещё одно полабское славянское племя) правил князь Годлав, у которого было три сына: Рюрик, Сивар и Трувор . Плюс у них был козырь: аргументом в пользу «полабской» теории принято считать созвучие имени Рюрика со столицей ободритского княжества — Рериком.
6. В 19-м веке русский историк Степан Гедеонов предположил, что «соколы» было родовым прозвищем предков Рюрика, с этой же птицей он отождествлял и фамильные знаки уже русского княжеского рода.
7. Русский учёный Алексей Шахматов выдвинул своё предположение в начале 20-го века: Рюрика не существовало. Он детально изучал летописи руси, обнаружил, приписки, вставки, изъятия и побаски и пришел к убеждению, что «рукою летописца управляли мирские страсти и политические интересы», а сообщение о призвании варягов учёный считал поздней идеологической вставкой. По мнению А.А. Шахматова, одного из наиболее авторитетных исследователей русского летописания, Сказание о призвании варягов, связанное происхождением с новгородским источником, попадает на её страницы лишь в середине XI в.
8. Тезис Шахматова уже в советское время развил выдающийся отечественный учёный-филолог Дмитрий Лихачёв.
9. Захаров С.Д в 2012 синтезоровал: «кажется логичной и красивой версия о Рюрике как потомке династического союза франков и ободритов (это было обычным делом и подтверждается западными хронистами) Рорике Ютландском — сыне отца-датчанина и матери-славянки, что подтверждает этимология его уникального имени (у скандинавов мы такого не встречаем): рарог (сокол) — тотем ободритов, тот самый древний княжеский символ, который мы видим на "тризубе" — гербе Украины. После смерти ободритского князя был призван ими княжить, что логично и понятно — позвали к себе соплеменника по матери, сильного влиятельного потомка рода Скьолдунгов по отцу.
10. Академик Трубачев-ов вообще уверял : русь южного происхождения – ищи Рорика в песочнице Северного Причерноморья (намекал видно на вторую СВО)
11. Алексашин С.С. в ст. Современные геногеографические исследования родословной Рюриковичей посредством генетического маркера Y-хромосомы. Сделал сокрушительный вывод:
«у славянской версии о происхождение князя Рюрика из варяжской Руси, новгородских славян, как писал Нестор, и как считают немецкие историки, больше всего шансов быть единственной и основной теорией генезиса русской нации»
Основная статья: Рюриковичи § ДНК-тест Y-хромосомы представителей династии Рюриковичей
Если вы загляните в нашу библиотеку «Русь, какая грусть» (каталог намедни опубликован ради ликбеза писца К.Р), то по составу раздела «Варяги» вы поймете что рак и ныне там, а тема уже обросла раковой опухолью и требует вывода писателей с их жописями на ордалию с гасило и кистенями
***
Допуская серьезность в толках о легенде (сказе, сказке) о призвании варягов с Рюриком во главе, приведем неких свод разных толкований :
Skifiabook. 862—879 г. Рюрик, Синеус и Трувор. Призвание Князей Варяжских в Россию
(ограничимся однако ссылкой =
***
Однако, сравните территорию тогдашней Фризии с территорией «рюриковой» Новгородско-Ладожской Руси и задайте вопрос :
не вопили бы саги сев. Германцев, данов и их фризских жеребцов с перепокрытыми кобылами о таком приобретении, если б сие было в реалии?
Еще как!
То то и оно то, кривляне!
И вся недолга, как говорил Егора Зыкова сын Иван
***
Это напоминает заезженную пластинку 50-60- с маминого патефона
Или слова из песни В.В. Высоцкого :
Я кричал: «Вы что там, обалдели?
Что ж вы уронили хрюриков престиж!»
А мне сказали в нашем спортотделе:
«Ага, прекрасно — ты и защитишь!
Есть примета — вот я и рискую:
В первый раз должно мне повезти.
Да я его замучу, зашахую —
Да мне бы только дамку провести!
Не мычу не телюсь, весь — как вата.
Надо что-то бить — уже пора!
Чем же бить? Ладьёю — страшновато,
Справа в челюсть — вроде рановато,
Неудобно как-то — первая игра.
…А он мою защиту разрушает —
Старую индийскую — в момент,
Это смутно мне напоминает
Индо-Пакистанский инцидент.
Свидетельство о публикации №224022700453