Возрождение древнерусской богослужебной традиции

Возрождение древнерусской богослужебной традиции.
Что отличает старообрядцев от чад Русской Православной Церкви Московского Патриархата? Возможно ли преодоление этих разделений? Об этом и многом другом рассказывает священник Иоанн Миролюбов, доктор теологии, член Межсоборного присутствия РПЦ, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.

При этом главное - это единство, а согласие является вторичным, а всегда присутствует любовь.

Расколы — это кровоточащие раны на теле Церкви Христовой.

С волнением я вхожу в храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцово. Здесь служат по старому обряду, и моё волнение естественно - сейчас я стану свидетельницей того, как молились мои предки… Храм освещен только свечами. У чтецов и певцов свои подсвечники — просто вырезанные из дерева дощечки-ладьи с отверстиями. Все стоят, скрестив руки под грудью, женщины стоят на левой половине храма, мужчины - на правой.

Прихожане даже внешне отличаются — женщины не носят на головах головные платки, а носят их закрепленными под подбородком, у мужчин рубашки навыпуск и с поясом. Во время земных поклонов используются коврики-подручники, в руках четки-лестовки. Во время службы не осуществляется хождение по храму. Крестное знамение совершается всеми одновременно и только в определенные моменты. В приходе много молодых мужчин, которые кажется насчитать больше, чем женщин. Служба в старообрядческом храме длится гораздо дольше, чем в храмах нового обряда. И, конечно, особую атмосферу создает знаменное пение…

— Отче Иоанн, ваш приход называется старообрядным. Значит ли это, что основную массу прихожан составляют старообрядцы?

— Наши приходы, где богослужение совершается по старому обряду, очень важны для старообрядцев, которые ещё не принадлежат к Русской Церкви, но осознали свою изоляцию и стремятся её преодолеть. Но я не могу сказать, что в старообрядческих приходах большинство составляют бывшие старообрядцы. Различные люди посещают нас, включая историков, художников, музыкантов, которые интересуются историей и церковным искусством, а также тех, кто привлекается эстетикой древнего богослужения.

На сегодняшний день большинство известных специалистов по знаменному пению не являются старообрядцами. Они приходят из консерватории или других светских музыкальных сред, где они сталкиваются с церковным искусством.

Мы не стремимся рекламировать себя: если в наш храм приходит 10-20 процентов любопытствующих, это не влияет на молитвенное настроение, но если приходит больше случайных посетителей, то утрачивается атмосфера старообрядчества.

— Честно сказать, когда я впервые пришла в ваш храм на службу, я опасалась, что я буду чувствовать себя "чужой". К моему счастью, мои опасения оказались напрасными. Однако я привыкла молиться по-другому. Некоторые отличия в текстах и даже в произношении слов мешают и отвлекают меня от молитвы.

— Это действительно трудно совмещать. У нас другая литургическая традиция, другая форма благочестия, другая культура богослужения и его ход. Мы стремимся достичь единства во время молитвы, поэтому мы собираемся на службу. В обычном православном храме люди могут приходить и параллельно приводить свои молитвы, например, к иконам, касаться их губами, а некоторые просто приходят, чтобы поставить свечу, не слишком задумываясь о ходе богослужения (с точки зрения христианской традиции мне это трудно понять - скорее, это делают люди, которые немного знакомы с церквью и приходят на короткое время).

У нас иной подход к службе. Допустим, человек не был на вечерней праздничной службе, когда специальным образом целуют икону, и сегодня он сможет сделать это только после полного богослужения. Если земной поклон, то его совершают все вместе. Если ты не можешь или не хочешь молиться вместе, то молись отдельно, дома. Но если ты пришел со всеми, то молись вместе со всей общиной. И многие, посетив старообрядческую службу, могут найти что-то полезное для себя. По крайней мере, они смогут ощутить молитвенный настрой далеких предков.
Сейчас наблюдается возрождение интереса к древним формам богослужения и церковному искусству Древней Руси. Некоторые максималисты, особенно старообрядцы, считают, что все должны вернуться в XVII век и принять его образ жизни, чтобы решить проблемы, вызванные церковным расколом. Однако это не решит все проблемы. Однако мы должны правильно оценить происходившее в XVII веке и уважать то, что хранили наши предки. Мы не должны стыдиться нашей истории. Люди не хотели отказываться от своих церковных традиций и знали, за что они хранят веру, хотя приходилось пожертвовать многим. Это был осознанный протест против систематической западной модернизации церковной культуры. Это было заметно в эстетике пения, изображений и внешнего вида и интерьера храмов.

XVII век стал временем десакрализации пространства. С момента разделения Русской Церкви прошло уже 360 лет, но рана до сих пор не зажила. Фильм "Раскол", показанный по телевидению, пытается разобраться в том, что произошло. Как вы оцениваете эту попытку?

Полная историческая реконструкция, конечно же, невозможна, но фильм передает ощущение достоверности и сложности обстановки того времени. Менталитет и система ценностей подверглись серьезным изменениям. Обычно мы считаем, что все это связано с XVII веком и Никоном. Однако процесс десакрализации духовного пространства занял много времени. На окраинах страны изначально не спешили менять традиции, считая это московской причудой. Люди не верили, что это изменение будет долговременным. Они думали, что только патриарх экспериментирует и меняет некоторые вещи в книгах.

Главной движущей силой этих изменений был царь, который хотел, чтобы Россия стала новым православным царством, заменив Византию. Он мечтал о свободе Балкан от турок, освобождении Константинополя и создании всемирного православного царства. Никон заблудился в иллюзии, что может стать Вселенским Патриархом. Он думал, что достаточно посмотреть на различия с греками и изменить некоторые детали, чтобы решить проблемы. Константинопольский Патриарх ответил на письма Никона, заявив, что у нас есть общность в вере, а различия в какие-то моменты незначительны. Однако сегодняшняя литургическая практика, хоровая традиция, убранство храмов, одежда священнослужителей не такие, как у греков. В сравнении с никоновским временем мы еще больше отдалились от них.

Идея была неверной и безосновательной с самого начала. Мы никогда не станем греками, а они не станут славянами. Ужасно, что Русская Церковь претерпела внутренние изменения, особенно в области церковного искусства. Мы не могли остановиться и реформы продолжались даже в петровский период, когда было уничтожено все традиционное и каноническое. Введение должности обер-прокурора Синода никак не соответствует Священному Преданию и православным церковным канонам.
Долгое время существовало мнение, что при исправлении книг хотели вносить изменения по образцам греческого языка, но, к сожалению, использовали новогреческие образцы вместо старогреческих. Позднее, Украина присоединилась к этому процессу, и исправления производились по украинским богослужебным книгам. Оказалось, что метод исправления определялся земными, а не богословскими причинами.

К сожалению, современному читателю, даже интересующемуся церковной историей, мало известны недавно опубликованные работы профессора Киевской духовной академии А. А. Дмитриевского о "исправлении" книг при патриархе Никоне. Знаменитый литургист делает простой вывод: книги не просто исправлялись, они были заново редактированы не по греческим, а по малороссийским источникам. Утверждалось, что церковнославянский язык в его великороссийском форме почти непонятен современному человеку. Поэтому его следовало привести к лексике и фразеологическому богатству новой светской культуры - культуры барокко. Однако любой непредвзятый человек, даже не являющийся филологом, может самостоятельно убедиться в том, что дораскольные редакции более понятны и лаконичны. Это можно сравнить, читая молитвословия.

Процесс изменения и исправления книг шел задолго до Никона. В XVII веке уже не умели читать тексты XIV века, а тем более XII века, где между словами не делались пробелы, и они имели другое начертание букв. В то же время менялась лексика, и редакция текстов также существенно менялась. Однако этот процесс происходил постепенно и был результатом эволюции, а не революции.

Что отличает православных верующих от других христиан? В основе нашего вероучения лежит не только Священное Писание, но и Священное Предание, которое со временем подвергается изменениям и забыванию, но всегда строится на уважении к традиции. Когда мы обращаем внимание на предметы или книги, которыми пользовались наши предки, мы испытываем интерес и благоговение к ним и проявляем уважение к нашим предкам. Это полезно и воспитывающе. Однако, когда вдруг объявляется, что все было неправильно и еретично, это разрушает все основы! И какую реакцию можно ожидать от русского человека?

Сначала протест выразили церковные интеллектуалы, близкие к царскому двору, такие как протопопы и игумены известных монастырей. Но постепенно Церковь потеряла самостоятельность и превратилась в «ведомство православного вероисповедания». Все было жестко регламентировано государством. Это затронуло даже исповедь: священникам предлагалось докладывать о тех, кто не причащается.

Таким образом, произошла бюрократизация государства с бюрократизацией и в церкви. Богослужение и архитектура потеряли свой стиль. Результатом стало не только потеря самобытности, но и самостоятельности. Я согласен с Александром Солженицыным, что это привело к большому отчуждению людей от Церкви. Почему из буржуазии вышли Чернышевский, Добролюбов и даже Джугашвили? Это не случайность, а закономерность: были нарушены важные законы национальной жизни, произошло серьезное изменение ценностей.

Таким образом, насильно вводили что-то новое. Меняли все, отвергая и проклиная прежнее. Церковь по своей природе консервативна, и нельзя радикально менять ее. Это не означает, что ее цель - сохранять все неизменным. Церковь должна спасать людей, а не стоять музеем. Иногда может быть необходимо внести изменения в устройство церкви или в богослужение. Однако если мы забываем правила существования православной церкви, это становится катастрофой.

Кроме того, нужно отметить, что просвещение на Руси в то время находилось в начальной стадии развития, и реакцию людей можно было предсказать. Более того, они еще помнили времена Смуты и польскую интервенцию. Было весьма негативное отношение к Западу, его боялись, особенно латинского влияния. И внезапно Никон начал вести себя как Папа...

- Почему особенно боялись латинства?
- В 1596 году состоялась Брестская уния, которая объединила православных верующих Украины и Беларуси с римо-католиками. На Руси, в период церковного раскола, появилось значительное количество эсхатологической литературы, ориентированной против латинского влияния. В этой литературе говорилось о том, что мир будет постепенно завоевываться антихристом. В этот же период происходило изменение идеи "Москва — Третий Рим". Появление политических факторов стало основой для этой трансформации, так как Москва была единственным православным государством.
Границы также расширялись, забирались территории у поляков и шведов, и Сибирь осваивалась; мощь государства все больше увеличивалась. В 1656 году Никон предпринял попытку установить Новый Иерусалим и укрепить свою власть как центр вселенной. Похожие идеи были и у царя, и у патриарха.

Более подробную статью можно прочитать на сайте православие.ру.

Основной вывод из этих событий раскола заключается в том, что нужно искать способы восстановления общения, а не винить друг друга. Это бесполезно. Также стоит отметить, что речь идет не о различных вероучениях, а об одной вере, которая изменила свои формы в результате исторических обстоятельств. Мы должны искать пути для объединения, а не продолжать раскол.


Рецензии