Развитие детей через познавательную робототехнику

«Детское развитие через познавательную робототехнику, или почему я в первую очередь не детский педагог, а учёный исследователь и детский психолог».
Не знаю с чего начать мой рассказ- «кто я».
Я уже долго работаю детским преподавателем робототехники и хотел бы
высказать своими мысли по поводу того, что такое для меня преподавание уроков детям, почему пройдя серьёзный жизненный путь я решил реализовываться именно на этом поприще. Думаю , что мой учительский опыт будет полезен родителям детей и моим коллегам.

Преподавание детям робототехники – это дело интересное. Одновременно интересное и трудное.
Трудное в смысле если вы искренне ставите цель проводить увлекательные уроки и постоянно поддерживать в ребенке интерес и желание продолжать развивающие его уроки.
Меня всегда интересуют конечные цели. Что получат окружающие от моих действий? Моё любимое в жизни слово- «ТОЛК». От всего должен быть ТОЛК! И главные вопросы которые я себе задаю «Для чего?», «Ради чего?», «Какая цель?». Всегда надо видеть «Конечную цель» иначе прогресс останавливается, и просто представляет собой рутину.  А занятия с детьми не должны превращаться в рутину, это должен быть постоянный путь развития и самосовершенствования!
 Дети они ставят рамки границы барьеры, то есть как лошади, надо всё время прыгать выше и выше, чтобы соответствовать ребёнку. Если ты не развиваешься, ребёнку с тобой становится не интересно. И он перестаёт развиваться с тобой. Если ты идёшь в педагогику, если ты действительно желаешь действительного блага своим ученикам и себе, то ты должен постоянно развиваться. Осознавая, что ты с учениками неразрывно связан и помогая им ты помогаешь себе. Это как в анекдоте «В 1000ый раз объясняя ученикам урок , учитель наконец таки понял то, что объяснял ученикам ;»
Я работаю с детьми различного возраста начиная от 4х лет в детском садике и заканчивая старшеклассниками 16-17 лет в гимназии города Сестрорецка, в которую я устроился учителем информатики. Но конкретно робототехнику чаще всего я преподаю детям возрасте от 4Хлет до 10 лет. Хотя у меня накопился солидный опыт по преподаванию робототехники и программирования для детей старше 10 лет, но конкретно в этой статье я б хотел бы большее внимание уделить детской возрастной группе 4-10 лет. Чем я занимаюсь с детьми старшего возраста (от 10 лет)- это понятно—  из класса в класс веду их по имеющейся программе из класса в класс, то есть идет профессиональная работа учителя по информатике и робототехники.
Но совсем другое- это работа с детьми детсадовского возраста и младшего школьного возраста от 4 до 7-8 лет, тут уже другая ситуация, тут уже просто педагогической работой «не отделаешься.» Что я имею в виду?  Возьмём типичную картину ребёнок возрасте 5-7 лет. Вот он пришёл на занятие. Ты его должен научить правильно собирать роботов, познакомит с основами механики. Сначала мы делаем с ребенком приветствуем друг друга, делаем зарядку, затем решаем какого робота будем собирать. Я стараюсь постоянно обновлять наборы и держать самые современные на данный момент времени – это Lego Spike Education и Lego Spike Prime, также использую проверенный временем интересный и эффективный набор Lego WEDO 2.0 и иногда Lego WEDO1.0
 Я постоянно ищу новые инструкции докупаю новые наборы и стараюсь держать самые современные, плюс к этому развиваюсь в преподавании электротехники (провожу для детей уроки на борах микроник и позитроник), которая является неотъемлемой частью робототехники.
Но несмотря на это часто бывает ситуация, когда с ребенком я собираю робота , которого ранее я уже собирал много раз  с другими детьми. Затем мы пишем алгоритм для управления роботом, этот алгоритм я уже тоже объяснял другим детям. И если относиться к делу, что вот просто пришел ребёнок и собрал и запрограммировал робота, которого ты уже ранее собирал с другими детьми, то такая работа просто превращается в  простого робота- учителя- няню. ТО есть в ней нет развития. Ребёнок делает на твоих глазах, то что уже делало множество других детей, и ты объясняешь ребенку тоже, что объяснял уже множеству других детей. А главный девиз учителя Робототехники- что он сам не за что не должен превращаться в робота! Девиз же моей жизни такой: «Каждая секунда жизни должна быть прожита с ТОЛКОМ!» И следуя этому девизу повторять одно и тоже в жизни мне бы не хотелось! Потому что – это был бы для меня- «стопор» и соответственно «стопор» для моих маленьких учеников. Я же считаю, что для меня жизнь вечное познание и вечное изучение, соответственно должно быть и вечное развитие.
Поэтому я несколько по-другому подхожу к делу преподавания детям. Когда ко мне на урок приходит ребёнок. Сейчас приведу пример одного из уроков, понятно , что каждый новый урок отличается от предыдущего. И поэтому далее будет пример одного из возможных течений урока.
Итак ученик приходит ко мне на занятие.  Я делаю с ним всё то, что уже делал много раз: делаю с ним зарядку, ребёнок выбирает робота, которого я буду с ним собирать. Мы конструируем робота. Далее мы программируемего, я объясняю ребёнку новые темы- например: «Цикл», «Условие «если- то- иначе»», «Как запрограммировать датчик цвета и ультразвуковой датчик расстояния» и так далее, затем следуя запрограммированному ребёнку алгоритму робот используя ультразвуковой датчик обнаружения предметов находит стекло с существом из микромира( например с кишечнополостным существом по имени Гидра лат.Hydra или её/его жертвой планктонным рачком по имени Дафния лат. Dafnia) и довольный ребенок хватает предметное стекло с существом и бежит рассматривать его под микроскоп. Далее я дарю ребенку маленький приз- наклейка или вкусная печенька , спрашиваю у ребёнка понравился урок, и спрашиваю , что нужно сказать учителю , если урок понравился, ребенок чаще всего отвечает «СПАСИБО» , иногда обнимает и довольный бежит с урока. Какая была цель выше описанного вам урока? За счёт чего происходит рост ребёнка? И почему мне на каждом уроке интересно с детьми несмотря на то, что я преподаю робототехнику уже длительное время. В чём мой рост, что для меня является маркером того, что я расту за счет своего труд для детей? В чём для меня смысл повторять, казалось бы, со стороны одно и тоже и за день в день? Начну с ответа на крайний вопрос. А какой смысл для человека повторять зарядку изо дня в день или ежедневно чистить зубы? Дисциплинированно повторять полезные действия, может являться действием, очень полезным приносящим развитие и здоровье в жизнь, главное периодически применять творческий подход вводить новый упражнение в зарядку и периодически чистить зубы левой рукой, аналогично и с преподаванием детям. Теперь разберёмся с вопросом почему мне на каждом уроке интересно с детьми? Самое ужасное что может быть для педагога, это когда он теряет интерес к своему делу и просто начинает зарабатывать деньги, потому-то уже есть привычка и навык и отсутствует желание что-либо менять- либо научиться чему-то новому, либо разобраться в себе и вернуть интерес к преподаванию. Понятно, что многим «умеющим ощущать» педагогам нравится работа сама по себе потому , что это –Дети, это- Радость, это –Юность. Это особый жизненный «Водопад», который наполняет учителя при условии самозабвенного служения на благо –этого природного источника.  Но всё же если у педагога нет высшей цели, если он не понимает, то ради чего он это делает, то это дело рано или поздно превратится в зарабатывание денег, и это будет иметь негативные последствия как для педагога , так и для его учеников. Так почему же мне интересен каждый урока?  Мой ИНТЕРЕС в том, что я изучаю каждого ребёнка. Для меня работа с детьми – ЭТО НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. А соответственно каждый урок- это часть большой научно исследовательской работы. У меня большой опыт преподавания детям от 4 до 8 лет, я работаю в двух детских садика и на выходных веду свой кружок в детском центре (соседский цент внутри ЖК «Светлый мир внутри» г.Сестрорецк СПБ) и свою работу с детьми детсадовского и начального школьного возраста, я вижу её одновременно как учитель робототехники и программирование и как ученный исследователь и что очень важно как- детский ПСИХОЛОГ. И тогда мой труд становиться творческим, интересным во мне просыпает любознательность, интерес, познание и я делюсь этими качествами ума с учеником развивая их в нём.  Основной целью моих занятий не является, что-то из сферы будущего, например, победа в соревнованиях, хотя несомненно участие в соревнованиях стимулирует ребёнка и разжигает в нём интерес, я успешно подготавливал своих учеников к участию в всероссийских соревнованиях «Робо –ФИНИСТ» и  международных соревнованиях «ОПЕНРОБОТ». Основная цель моих занятий достигается прямо на занятие- это гармоничный ребенок , увлекающейся тем , что интересно и помогает начать правильно мыслить. Стив Джобс
говорил: "Каждый должен учиться программированию, потому что оно учит тебя думать."  А тут с детства ребенок учится и программировать, и конструировать и творческому подходу к этим занятиям. Я считаю, это прекрасно. Да я изучаю и увлекаюсь робототехникой, постоянно ищу и открываю для себя в ней что-то новое. Но робототехника для меня не цель, а инструмент. Моя цель развития ребенка. Вообще в педагогику приходя учителя трех типов. Первые приходя ради предмета, они поклонники своего предмета и живут, и служат ему (я не отношу себя к ним).
Вторые приходят ради ребенка, ради его развития такой учитель видит в ребенке будущего взрослого, того тем, кем может стать это ребенок и стараются помочь ему. (надеюсь, что я принадлежу к этой категории учителей. Третий тип учителей, кто пришёл ради собственных амбиций и эгоистичных соображений (грустный случай, но, к сожалению, мне в мои школьные годы пришлось с таким столкнуться) Вместо робототехники я периодически использую электротехнику (на наборах микроник, позитроник, знаток . Мы берем макетную плату , устанавливаем на нее светодиоды, резисторы, кнопки включения и переключения, провода и так далее подсоединяем батарейку и ребенок видит как работает , собранная им электрическая схема – например светофор с возможностью переключать цвета либо например собираем сигнализация со звоночком- это очень интересно). И робототехника, и электротехника для меня инструменты, с помощью которых я взаимодействую с ребенком как учитель, учёный и детский психолог. При желании я мог бы использовать выжигание по дереву или обучение работе с паяльником.
В чем логика моя. Робототехника для меня – это прежде всего инструмент, поскольку она сейчас очень популярна и за ней безусловно- будщее. Но тут важно понимать какая моя «конечная цель». И это я сразу решил обозначить в этой статье. Чтобы родители могли прочитать и понять как я веду урок и для чего. Моя конечная цель с детьми именно вот этого возраста 4-8-9 лет. Это , чтобы ребёнок после моего урока вышел более , спокойный, более гармоничный, уравновешенный. Моя цель- чтобы ребёнок стал счастливее после занятия. И как детский педагог люблю не того ребёнка который пришёл ко мне на занятие, а того взрослого, которым он может стать. Представляете какая –это работа видеть в ребёнке взрослого успешного и счастливого, и интуитивно понимать, что сейчас ты как учитель можешь дать, какой кирпичик заложить в фундамент, который поможет в будущем на основе этого фундамента выстроить гармоничную и успешную взрослую жизнь. Саммое ценное в жизни –это время. А вкладывая свое время жизни в детей, учитель обеспечивает себе не побоюсь этого слова – бессмертия. Искренне служить детям- это велкикое благо для всех.
И этому искреннему служению детям во имя их будущего научил меня мой  учитель, у которого я учился в свои детские годы , приблизительно 10-11 лет мне было. Звали его Борис Васильевич, вел он кружок « Архитектура IBM». Я у него учился собирать компьютеры, раньше компьютеры были не то что современная техника, где в маленьком телефоне упакована и материнская плата и процессор и оперативная память и видеокарта. Сейчас тоже можно купить системный блок по архитектуре схожий с теми, что были лет 25 назад.  У меня в кабинете информатики пылятся штук 20 таких. Та вот собирать такие системные блоки было делом очень интереным, практически тажа робототехника, сначало надо было прикрутить материнскую плату к подложке системного блока – это целое приключение подобрать винты , затем утановить в материнскую плату  видеокарту , там еще такой порт был для видеокарты назывался VLB(Visual Local Base), сейчас вместо него используется PCI-express. Затем нужно было установить процессор в специальную кроватку под названием socket и намазать термопастой , потом сверху на процессор устанавливался куллер и закреплялся винтами, после наступала очередь крепления оперативной памяти под названием DIMM или на более древних компьютерах simm и вот мы устанавливаем свеже собранные внтренности внутрь системного блока, подключаем провод от блока питания к материнской плате, это целое священно действие, перепутаешь один провод и все вместо выключения компьютер будет перезагружаться, а вместо перезагрузки выключаться, а то и вообще спалить можно , если куллер не подключишь.  И вот наступало самое интересное, нужно было оживить компьютер, для этого Борис Васильевич научил заходить на в  специальное синее меню- оно называлось BIOS, этот ишщы уже был установлен в материнскую плату, и даже если не было жесткого диска и cd , о которых я ранее забыл упоминуть, можно было включить компьютер и зайти в него в BIOSe мы выбирали начать загрузку с CD-привода, либо ранее с FDD дискеты, на тех компьютерах где предстояло установить windows 95, но мне запомнилась как устанавливал первый раз с пираткого диска windows xp. И вот я оживлял компьютер устанавливая виндоус и находя по очереди драйвера под каждое устройство. Эх золотое время , вспоминаю и радостная улыбкая разливается по моему лицу.
Да, нечего говорить, интересный кружок был , но самым интересным был преподаватель –Борис Васильевич, он рассказывал нам как служил на подводной лодке, а мы открыв рты слушали. Затем он учил нас переводить числа из 10 чной системы исчисления в двоичную и делал он это захватывающе и увлекательно. Он же научил нас- его учеников- складывать числа двоичной системы исчисления и познакомил с 16 ричной, когда нам тоже рассказывали в школе на уроке информатики- это было совсем не так интересно и живо и совсем не запомнилось. А уроки Бориса Васильевича – отложились в памяти. Борис Васильевич – умел взаимодействовать с учеником и превращать этот процесс и в игру и в творчество, при этом с учениками он не заигрывал и не заискивал, он был естественным, таким какой он есть- и это вызывало уважение. Помню на уроке он спросил , от кого мы произошли, мы ответили что: «от обезьяны». А он нам в ответ и говорит «ну вы может от обезьяны, а мои предки прилетели с космоса». Мне эти слова запомнились.
И именно этим увлечением к компьюера Борис Васильевич заложил очень важный и нужный кирпич в фундамент моего будущего. Когда я закончил школу и поступил в институт , я сразу же открыл свой первый бизнес- «Компьютерную помощь на дому».  Сначало я один ездил по спб и чинил компьюер за компьютером, затем я нанял мастеров, сам уже не ездил , а перешел к управлению ставшим достаточно большим сервисом. Вскоре я начал открывать офисы в СПб и Москве и дело равзилось буквально за 5-7 лет , я стал владельцем крупнейшего компьютерного сервиса в СПБ. От частных лиц мы перешли к аутсорсингу крупных фирм  и восстановлению данных. Благодаря своему бизнесу я смог развиться в других областях жизни , которые были мне интересны йоги, аюрведе, джйотиши и так далле, я смог путешевствовать и посвятил 5 лет своей жизни путешесвиям,путешевствовал по Индии затем посетил гору Кайлас в Тибете, 3 раза слетал в Перу подолгу там жил и учился знахарскому искусству у замечательного целителя Дона Пепе, долгое время я прожил и в индонезии живя на острове Бали на котором познакомился с местными специалистами в области траволечение целителими Ваяном и Путу, а ткже очень интересным человеком верховным священнослужителем острова Манку Джати из храма Mothe Temple , который стоит у подножия вулкана Агунг на вершину которого мне несколько раз удалось лично взобраться также  переодически я посещал остров Яву для прохождения там 10 дневных ретритов. Этот этап моего жизненного пути очень изменил моё мировозрения и понимание того чем бы я хотел бы заниматься в этой жизни. Я понял , что я хотел бы посветить свою жизнь  развитию детей . Ну вообще у меня было две мечты учить детей и лечить людей. А потом эта мечта переросла в  желание учить детей- лечить людей. И как не странно – она осуществилась!
После путешесвий- я вернулся на Родину. И в г.Зеленогорске под СПб я устроился в детский лагерь Буревестник и там открыл кружок «Зелёная аптека», где детям рассказывал в увлекательной форме про различные целебные растения, мы с ними ходили по территории лагеря и изучали травки деревья, я рассказывал про живицу на сосне, для чего она , рассматривали её в микроскоп, собирали склероций гриба чага(лат. inonotus obliquus) с берёзы(лат.betula pendula). Находили необычных существ внутри чернильного орешка, растущего на дубовом листе, было много интеренсного, о своем опыте я написал рассказы опубликованный на моей авторской странице proza.ru Параллельно там же в Буревестнике я вёл кружок микробиологии, и во время своих путешествий мне в голову приходила мысль о том, что мне интересен мир робототехники. И уже преподавая в детском лагере, мне захотелось начать преподавать детям робототехнику, я поехал в тот самый центр детского творчества, где я в детстве учился у Бориса Васильевича, он к сожалению, уже давно там не работал, но был ласково встречен его директором, который в свою очередь познакомил меня с их преподавателем робототехники, и от него я узнал, в какую сторону мне двигаться, если я хочу стать преподавателем детской робототехники. Так у меня появился мой первый набор Lego Wedo 2.0 в оригинальной версии. И я на собственном опыте убедился, что –это очень хороший инструмент для взаимодействия с детьми, поскольку ребёнок очень сосредоточен, внимателен и ему интересно.  А детский интерес- это такой крючок за который мы подцепляем детское внимание и можем направить в нужную для его развития сторону. Есть такая пословица: «Развлекая- увлекай, увлекая- направляй» То есть через развлечение- мы увлекаем ребёнка, а увлекая –направляем в нужное русло. Нужное русло-это русло познания и развития. То есть у меня на уроках мы собираем не простых роботов, а собираем роботов- исследователей , который исследуют микромир. Также у меня уроки посвященны Бионике- науке изучающий то , как можно использовать изобретения природы в разлчиных отраслях жизни человека в том числе и робототехники. Например мы создаём робота лягушку, перед эти смотрим познавательный ролик о том как в жизни лягушки происходит метамарфоза от икринки- к головастику, от головастика без передних лап, плавающему в воде к головастику с переднеми лапами ихвостом обитающем на суше и затем смотрим , как головастик превращается в лягушку, и создав робота лягушку думаем , а как бы мы могли применить данного робота в жизни, например на базе этого робота лягушки- можно создать робота исследователя, способного преодолевать сложные препятствия.
Главное, что нужно понимать педагогу ребенок ставит для учителя планку к состояние его нервной системы, психики и к его морально-этическому поведению. Грубо говоря- человек ведущий дурной образ жизни не имеет права идти в педагогику. Человек с расстроенной нервной системой –тоже не должен взаимодействовать с детьми.
Лично я уже не раз объявлял родителям своих учеников, что я уехал на 10 дневное обучения при этом я брал отпуск в школе и детских садиках. Я выключал телефон (очень радостное событие в жизни любого человека, улыбочка) и на 10 дней уходил со связи. Что же –это за обучение такое с выключенным телефоном? Можно подумать что педагоги робототехники выезжают за город, собираются в каком нибудь пустующем детском лагере, выключают телефоны, и начинают с утра до вечера обсуждать перспективы детской робототехники и методы ее развития.(улыбочка)
На самом деле конечно не так… Обучение для меня заключается для меня не в углубление в робототехнику. Для своего развития в области робототехники я смотрю у коллег записи на ютубе , читаю профильные сайты и смотрю обучающие видео от туда. Также самому приходит вдохновение и еще я черпаю его из книг по обучению программированию и робототехники для детей. Но вернемся к тому вопросу: «чему же я учусь на протяжении этих 10 дней?»
Повторю ещё раз своё мнение что: «Нервный человек, психологически-неустойчивый- не может приносить пользу при работе с детьми, а соответственно не должен этого делать» А главное у нервного человека и не получится работать с детьми детсадовского и младшего школьного возраста. В старших классах школы , да, к сожалению, получится у детей начиная с 5 го класса уже строго привита дисциплина, и к ним можно приходить хмурым не в дух , кричать на них и ничего любить конечно такого учителя дети не будут, толка от его уроков тоже мало будет, но почему –то такие учителя продолжают успешно работать. Не везде и не всегда, но таких случаев много и мы с вами знаем об этом на собственном опыте. А вот с возрастом 4-8 лет, такое не пройдет, дети в этом возрасте идеально считывают тебя, и будут искренне к тебе расположены только если ты «Чист и спокоен», поскольку они сами «Чисты», то их не проведешь и единственный выход соответствовать им. Ребенок детсадовского возраста – очень эмпатичный – он считывает твоё состояние психики. Почему я себя считаю именно практическим психологом для детей детсадовского возраста? Потому –что есть теория. Можно прочитать множество психологов, всё это в свою голову загрузить, но толку будет немного. Потому-что всегда капля практики стоит моря теории. Вы можете сколько угодно изучать книги о вкусе «яблока джонатан» , но пока не укусите его – не поймете ничего. Практика и только практика даёт понимание о истинной картине вещей. Поэтому либо ты сам Спокоен, Осознан и Уравновешен , причем Осознанность и Уравновешенность должны быть постоянными на протяжении всего урока, а желательно и всей жизни.(добрая улыбочка). Не надо путать уравновешенность и равнодушие, это абсолютно противоположные две вещи. Уравновешенность – она идёт из осознанности, спокойствия и интереса к происходящему в данном моменте.  А неуравновешенность порождает – равнодушие, проистекает – это загрязнение ума, от того , что человеку данный момент не интересен и он куда то бежит в мысли или сон, что по сути одно и тоже. Равнодушен человек когда, когда уже давно жизнь превратилась в унылую привычку, когда ему не интересно настоящее. И ему уже настолько не интересно настоящее, что он уверен, что и в будущем его ничего интересного не ждёт и потому становится равнодушен. Ничего хорошего не ждёт, ему ничего не интересно- это и есть равнодушие. Уравновешенность- это когда человек привык жить настоящим, не бежит в будущее ил прошлое-и вот он уравновешен. Уравновешенность- она в настоящем и проистекает из интереса к настоящему. Осознанный и уравновешенный человек- счастливый человек. Уравновешенность- проистекает из счастья и из чистоты ума. Когда твой ум чист от каких-либо помыслов, и ты весь в наблюдение происходящего урока рождается вот эта уравновешенность. На уроке ты просто – Наблюдаешь!. Наблюдаешь-ребёнка. Без всяких реакий внутри своего ума, что вот этот хулиган, этот не хулиган, этот себя плохо ведет, это хорошо и так далее. Не понятно что, ты говоришь ребёнку : «Не надо хулиганить, не надо бить товарища по голове и так далее»,- иногда даже строго говоришь , но внутри ты просто наблюдатель и принимаешь то, что происходит, принимаешь реальность данного момента. Когда надо – да, ты быстро реагируешь, пересаживаешь детей. Но внутри – ты спокоен. И вот твоё спокойствие- оно передаётся ребёнку.
Я не хочу говорить , что всё что я говорю пришло ко мне с первого дня моей роботы. Это всё –опыт. Огромный опыт. Огромное количество проведённых уроков и понимание детского ума и «детской души».Под детской душой я имею в виду понимание тех чувств и ощущений , что переживает ребёнок. И естественно у меня были случае когда я приходил на урок после ссор с близкими людьми, и такие уроки не получались. Приходил после стрессов…. И в этом случае зависело от того я ли виноват в том стрессе , что получил(я ли по своей вине допустил ошибки во взаимодействие с другими людьми), и если стресс был заработан мной по своей вине и я этого не желал признать внутри себя, то такие уроки тоже не получались. Был же у меня жизни достаточно трудный период, когда со стороны был сильный стресс вызывающий беспокойства в моём уме, я был невиноват, но это было моё жизненное испытание. Мне угрожало большая опасность внешняя и достаточно серьёзная и когда я приходил в этом состоянии на уроки, как ни странно уроки протекали хорошо. Дети чувствуют тебя, и они как бы защищают тебя, поддерживают, и дети вели себя в такие моменты лучше и я после этих уроков становился сам спокойнее. Дети чувствуют справедливость. Когда ты сам виноват в неустойчивости своей психики, из-за твоих умственных загрязнённей, из-за неправильной реакции на какие либо внешние или внутренние факторы, тогда урок не получится. Но если ты живёшь правильно, но тебе просто угрожает какая то опасность, то ребёнок поддержит.  Всё это я говорю как отец четверых детей с пониманием глубинной психологии детей. Не только собственные, но любые дети, не только родные , но и дети которые приходят ко мне на занятия, когда они чувствуют, что ты полностью искренне к ним относишься и они в ответ тоже начинают полностью искренне к тебе относиться. И для своих учеников ты становишься членом из семьи. Иногда на уроках мой маленькие ученики называют меня : «Папа». Да, может они говорят –это на «автомате». Но это не просто так подсознание работает. Поскольку ребенок чувствует искреннее к нему расположение и в ответ тоже располагается. Я поднял раннее тему с 10 дневным обучением. Всё это обучение складывалось из того, что я и мои коллеги полностью избавлялись от мобильных телефонов, оставляли их и в течение 10 дней просто молчали и наблюдали дыхание и ощущение в теле. И когда человек наблюдает дыхание, то он прибывает в настоящем моменте, поскольку дыхание не может быть в прошлом или будущем, наблюдать его можно только в настоящем и за счёт этого наблюдения дыхания таким какое оно есть, происходит сосредоточение внимания.
А когда человек переводит своё сосредоточенное внимание(а за 3 дня наблюдение дыхания , внимание успевает очень хорошо «заточиться») на ощущения в теле и начинает их наблюдать, опять же ощещения в теле не могут быть в прошлом или будущем, они могут быть только внастоящем, он выходит на глубинный уровень своего ума и переживает на личном опыте( pali. bhavana maya panny) , что все ощущения в теле не постоянны. И познавая эту мудрость на собственном опыте человек понимает, что все приятные ощущения в его теле и все неприятные ощущения в его теле они проходят рано или поздно. И человек начинает уравновешенно относиться ко всем ощущениям в теле, человек перестает бежать куда либо. Ум очищается, а очищенный ум- автоматически- становится творческим умомо.И все обучение на протяжении 10 дней заключалось в том , что на практике очищать свой ум и на практике делать все наилучшее для гармонизации и спокойствия своей психики. И только имея вот такую спокойную , уравновешенную психику можно работать с ребенком принося действительную пользу.
Понятно , что с детьми работают люди и с неуравновешенной психикой. Но польза от то есть?
Ребёнок ставит планку. Он заставляет тебя развиваться, постоянно поддерживать свою психику в спокойном, гармоничном состоянии и видеть смысл жизни в познание. В познание- то есть в научной работе. И тут уже каждый выбирает своё направление научной роботы: кто-то может изучать клетку(человека или растения), кто-то может изучать животных, насекомых, кто-то электрический ток, кто-то вулканы, а кто-то детей- детскую психологию и детский ум. И это изучение происходит через простое , но правильное наблюдение. Just Observe(С.Н.Гоенко)
Задача уметь правильно наблюдать за ребёнком- как учёный исследователь. Для меня работа с детьми- это научное наблюдение и познание. А со своей стороны я делаю всё, чтобы ребенок вышел после моего урока в более психологически гармоничном состоянии , узнал что-то интересное. То есть на уроке я развиваю ум ребенка и гармонизирую его нервную систему и приучаю ребёнку вот к этому самому важному «ВАУ!» , «Интересно!». Я научился этому «ВАУ!, интересно!» у детей и даю возможность детям вновь и вновь заново переживать –это состояние, благо чтобы вызвать- это переживание у детей нужно намного меньше усилий, чем чтобы вызвать его у большинства нынешних взрослых.  Я даю ребенку на собственном опыте в очередной раз пережить , что жизнь может быть очень интересной и познавательной , это ощущение очень пригодится ребенку в будущем, я так считаю. Вот такие у меня мыли. Благодарю за ВАШЕ ВНИМАНИЕ. ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!
С уважением Сквазников Николай Михайлович.


Рецензии