Амарилис-мечта оставшаяся с нами навсегда

Легенда о прекрасной нимфе Амарилис,красавице-белладонне (belladonna),воспетая Овидием,Феокритом,Лонгом,Вергилием,дошедшая до нас,до сих пор будоражит не только юные,романтические сердца,но завораживает и тех,кто уже дожил до седин.
В легенде,написанной великим Вергилием и другими античными поэтами мы встречаемся с неизменным вопросом.
Что есть красота?
Миф о прекрасной,но холодной Амариллис,кружившей головы всем мужчинам,которые с ней соприкасались,является подтвержением того,что красота не всегда есть добро.
Но она же,Амарилис, является и заложницей своей красоты и пострадавшей стороной,которая своей недоступностью и красотой разбивала всем сердца.
Древнегреческий поэт Вергилий воспевал с тоской в своих стихах  недоступную и прекрасную пастушку Амариллис,в древнегреческой мифологии мы встречаем нимфу Амариллис,которая была настолько прекрасна,что боги решили превратить её в цветок,чтобы она своим видом не превращала всех мужчин в своих рабов и только большая, настоящая любовь к этому цветку смогла опять вернуть Амариллис прежний облик.
Любовь,как призрак,как несбыточная мечта,как болезненная зависимость от предмета обожания.Она сладостна и эфемерна,потому,что предметом любви выбирается объект,заведомо неподходящий,не приносящий счастья.
Но тем легче воспринимаемый,ведь не стоит требовать любви от мечты.
Она прилетает и тут же улетит.
Легче влюбиться в идеал,потому,что идеала не существует,а его так хочется.
Значит,его нужно придумать.
Влюбиться там,где обман наиболее очевиден.
Он так упоителен,этот обман.

Только я и больше никто не полюбит тебя так,как я.
Больше никто не сможет дать тебе столько счастья.

Объект любви ещё больше идеализируется.
Но вдруг разбивается об реальность и разбивается тем больнее,чем идеальнее был выстроен образ для поклонения.
От этого становится чудовищно больно,ведь объект должен соответствовать всем представлениям,а он почему-то никак не хочет походить на идеал.
Тогда,что остаётся? За отказ?За то,что выбирают не тебя?
Очень сложно смирить свою гордыню.

Остаётся-месть.

Прекрасный образ обезличивается,тухнет,на смену приходит только мщение.
Но любовь улетает даже тогда,когда предмет поклонения всё-таки решает ответить взаимностью.
Эта любовь улетает ещё быстрее,чем тогда,когда на любовь не ответили.
Получается,нет возможности пострадать.
Вот мы и пришли к главному тезису.

Не предмет любви-основа всего,а желание пострадать, почувствовать это сладкое уныние,поупиваться им.

В любом случае,любовь улетает,как облако,чтобы возможность пострадать не улетучилась.

Ведь облако так прекрасно и только облако,как мечту можно по-настоящему любить.

А,что-то материализованное,да,ещё имеющее свое слово,фу,это очень грубо для такого понятия,как любовь.

Любовь,как сон,но стоит только проснуться и вновь почувствовать явь,то сон уплывает,улетает в никуда и нет любви.

Вспомним Петрарку,воспевшего свою любовь без взаимности и права обладания,перекликающегося в этом чувстве с Каччини,итальянским композитором,певцом, инструменталистом и писателем эпохи Возрождения и раннего барокко который в первой,созданной опере"Эвридика",сюжет которой известен из тех же древнегреческих мифов,где Орфей теряет свою возлюбленную,когда для счастья оставалось так немного,в мрачном царстве Аида.
Любовь-что-то зыбкое,как видение.
Скорее влюблённость,которая улетает,как облако.
Ищи его-не найдёшь.
Такая любовь похожа на манию,преследующую человека.
Эпоха Возрождения и эпоха барокко.
Стык этих двух эпох даёт такое явление,как Джулио Каччинни,который в своём мадригале"Амариллис" воспел неразделённую любовь.
О чём эта музыка?
В ней есть всё,что может вместить в себя Италия,а точнее Флоренция-тёплое солнце,море и она,Амариллис,как наваждение.
Многократно, увеличиваясь в динамике,повторяется вновь и вновь, имя возлюбленной,преследующее поэта.
Лишь одно имя только и приходится повторять вновь и вновь:"Амариллис".
Это имя,как видение,как тоска,как мечта о нимфе,иссушающая,несбыточная мечта без взаимности.

Сам Каччини, по природе своего голоса ,был тенором.Именно этот мужской тембр,как никакой другой подходит для исполнения"Амариллис".
Ощущение ещё большей зыбкости, трагизма и аффектации,так свойственной этому периоду творчества Каччинни,творившего в ту эпоху,когда Ренессанс, переходит в барокко,привносит пение этого необычайно красивого произведения,редкий тембр контртенора.В эпоху композитора его пели певцы- кастраты,пение которых в то время было распространённым явлением."Амариллис"является любимым произведением для любого сопрано,певицы часто берут его в свой репертуар и с удовольствием поют.
Каччинни был создателем первой на земле оперы,он несёт в своём творчестве идеи христианского гуманизма и пантеизма,как видите, эти понятия настолько противоречивы,как и сама эпоха барокко.Вдохновение приносит Платон и вся древнегреческая литература.Его музыкальный язык идёт не от музыки,а от слова,он речитативен и как он напишет в предисловии к "Новой музыке"("Le nuove musiche,1602),вторя Платону:"Музыка-это текст и ритм и в последнюю очередь звук".
Новое время рождает и новые образы.Пройдёт ещё немного лет и это,казалось бы для своего времени, смелое новаторство,сочтут устаревшим,в музыке станет всё меньше и меньше украшений и пришедшая на смену ,эпоха больших и монументальных опер сметёт и эти новшества ,они улетят,как облако,но останется музыка,как документ времени,неопровержимо доказывающий,что "Амариллис"Каччини остался навечно с нами,как образец вокальной, классической, камерной музыки.


Рецензии