Платина

Весной 1988 года, мы, вместе с большой группой эмигрантов из СССР, сидели в зале ожидания венского аэропорта пока представители Хиаса (помогающей беженцам организации американских евреев) оформляли наши документы. Во время нервозного, двухчасового перелета из Москвы в неизвестность, многие перезнакомились и теперь делились друг с другом своими эмигрантскими историями. У всех было что рассказать и особенно про таможенный досмотр. Я, например, рассказал как у меня просматривали каждый значок из большой коллекции, половину по какой-то непонятной причине запретив к вывозу, зато дорогие марки мне удалось провезти без проблем.
-«Да, что там твои марочки! Посмотрите, что мне удалось провезти!» - сказала одна слушавшая меня с интересом бойкая дамочка, Роза, с длинным острым носом. Она откинула свои густые, крашеные хной волосы с ушей и мы все с завистью увидели очень красивые золотые сережки с крупными бриллиантами. Не удосужились таможенники её уши проверить, хотя мою жену заставили снять не очень дорогие сережки с александритом и долго решали можно ли их пропустить, отдав их все-таки в итоге нам. Один элегантный парень из Вильнюса, Вадим, рассказал как он провез свои картины, которые заранее договорился выставить на продажу в одной венской галерее. сказав, что обещали ему приличные деньги за них. Одна миловидная дамочка, Полина, рассказала, что её друг, к которому она едет в Нью-Йорк попросил её провести обычные, ставшие нам вроде бы не нужными, действующие советские деньги  с тем, чтобы их потом выгодно поменять на доллары направляющимся в Союз американским туристам. Она засунула несколько сотен сторублёвок в пакеты с гречкой. Таможенники пропустили гречку без внимания и только посмеялись над ней, сказав что многие почему-то везут на Запад гречку и икру - мол дефицит там видно продуктов.
Большинство конечно жаловалось на придирки таможни и одна толстая, похожая на торговку с одесского Привоза женщина, Фаина, заявила:
- «Зато я за всех вас отомстила как следует. Когда мы проходили таможню мне вдруг сказали, что придётся пройти личный досмотр. Я спросила их, почему это именно мне, на что мне сказали, что проводят такие осмотры чисто выборочно. Отвели в закрытую комнату и заставили полностью раздеться, что было для меня просто шоком - после того как мой муж ушёл от меня к молодухе я много лет ни перед кем не раздевалась, да и располнела за это время от переживаний. Всю мою одежду эти черти проверили, каждый шов на белье бесстыдно прощупали, а потом ещё вдруг заставили меня голую нагнуться перед ними. Тут я от волнения не удержалась и испортила им воздух, да ещё и со звуком. Они там сначала носы свои позатыкали, но это не помогло и пулей все повылетали из комнаты - очень уж у меня плотный завтрак был на дорожку  из селедки с луком в аэрофлотовском буфете. Оставили меня одну на долгое время. Мне то ничего, как говорится свое не пахнет.»
Все дружно захохотали. Но самую интересную историю рассказал один неказистый на вид мужичок, который оказался Алексеем, кандидатом химических наук из Казахстана, города Усть Каменогорска. Он много лет работал там на химкомбинате Иртыш, где занимался редкоземельными металлами. При их производстве в качестве катализатора используется платиновая проволока и ему как-то удалось вынести с работы приличный моток этой проволоки, которая провалялась у него в сарае много лет без дела - пробовал продать её ювелирам, но те говорили, что платина очень тугоплавка и ее можно использовать только с помощью специального оборудования, которое находится на ювелирных заводах. «Эта платиновая проволока у меня с собой»- гордо заявил мужичок и указал на свой огромный разваливающийся чемодан обмотанный для прочности проволокой из светлого маслянистого металла. «Таможенникам и в голову не пришло проверить эту проволоку, заставили меня её снять и перетряхнули все внутри чемодана так ничего не найдя. Попробую продать её в Штатах. Слышал, что там она стоит очень дорого - 20 долларов за грамм, а поскольку платина тяжелая, у меня тут её несколько кг.» - сказал он.
Меня, как геолога, очень заинтересовала история с платиной и я долго его расспрашивал о ней. По лекциям в институте, я знал, что платина встречается на Земле в 30 раз реже золота и поэтому стоит очень дорого. Алексей рассказал, что к ним на комбинат платину завозили прямо с уральских месторождений и делали из ней кроме проволоки ещё и лабораторную посуду - всякие там чашечки и колбочки, которые выглядели необыкновенно красиво, как какая-нибудь сверкающая царская посуда. Однажды воры забрались ночью в кладовку комбината, где хранилась эта посуда и выкрали примерно 20 кг платины, которая стоила полтора миллиарда рублей по госрасценкам. Получилось настоящее ограбление века. Ворам реализовать ничего не удалось и следователи вскоре нашли всю платину в погребе у какой то старой бабки - матери одного из воров.
Кроме ювелирных изделий и лабораторных приборов, платина широко используется в автомобилестроении как катализатор конверторов для снижения вредных выбросов двигателей.
В США все машины должны быть оборудованы такими конверторами, поэтому большое количество благородного металла идёт на такое индустриальное использование в миллионах автомобилей. В некоторых странах, например в Японии, ювелирные украшения из платины намного более популярны чем золотые. Выпускают из платины и монеты. Так ещё в царские времена, когда на Урале начали добывать платину из богатых россыпных месторождений, Россия, для поднятия престижа страны, чеканила серии монет из неё, которые высоко ценятся у коллекционеров.
В мире ежегодно добывается примерно 200 тонн платины в основном на месторождениях Южной Африки и России. Мне удалось когда-то побывать на одном из таких месторождений на Камчатке. Интересно, что располагается оно на территории проживания коряков, в Корякском национальном округе и способствует относительно благополучному существованию этого малого народа Севера.


Рецензии