Сенет любимая игра фараонов

      Материалы XXVI региональной молодёжной научно-практической конференции с международным участием. (Иркутск, 12 декабря 2021 года) Страницы: 98-101




УДК 003.322

                Ю.А. Туктаров


                СЕНЕТ ЛЮБИМАЯ ИГРА ФАРАОНОВ

   Одна из самых древних игр, любимая игра фараонов и цариц древнего Египта. История происхождения, описание найденных экземпляров, предполагаемые правила по которым играли в Сенет

Ключевые слова: Сенет, древние игры, методика изучения древнеегипетского языка, мифология, знание.

                Yu.A. Tuktarov

                SENET IS THE FAVORITE GAME OF THE PHARAOHS

   One of the most ancient games, the favorite game of the pharaohs and queens of ancient Egypt. History of origin, description of the specimens found, the alleged rules by which they played Senet

Key words: Senet, ancient games, methods of studying the ancient Egyptian language, mythology, knowledge.

    По одной легенде, изобрёл эту игру древнеегипетский бог знаний ТОТ для того, чтобы выиграть у божества Луны Хонсу несколько лишних дней для богини Нут, на которую бог солнца Ра наложил проклятие (она не могла родить детей ни в один из 360 дней года). Дело в том, что богиня Нут (небо) и бог Геб (земля) никогда не расставались, и у них было огромное количество детей, таким образом, бог РА (солнце) пытался их остановить. На кон поставили 1/72 часть «света» каждого из 360 дней лунного года, Тот выиграл 5 суток, после чего в солнечном году стало 365 дней, а в лунном — только 355, а люди получили новую игру и пять лишних дней в календаре.

Эта игра очень древняя и известна с додинастического периода (ок. 5000 лет до н. э.), в более поздние времена стала ассоциироваться с мифологическим путешествием в потусторонний мир. Игра упомянута в древнеегипетской «Книге мёртвых» и в других религиозных текстах Нового Царства, а также в мифах, очень часто попадаются древние изображение самой игры и людей и даже животных играющих в СЕНЕТ.

Первые находки игровых наборов СЕНЕТ были сделаны в начале XX века. Сперва исследователи сочли эти игровые доски с фигурками древними шахматами или шашками, однако впоследствии выяснилось, что игра имеет с ними мало общего.
Один экземпляр этой игры был обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона. Гробница Тутанхамона (KV62) — древнеегипетская гробница в Долине Царей, в которой в ходе раскопок Говардом Картером и археологом-любителем лордом Джорджем Карнарвоном в 1922 году была обнаружена мумия фараона Тутанхамона, скончавшегося около 1327 года до н. э. Открытие гробницы стало одним из крупнейших событием в истории египтологии и мировой археологии; гробница одна из немногих, сохранивших наиболее ценные артефакты, в том числе прекрасно сохранившийся экземпляр игры СЕНЕТ.

Найденный хорошо сохранившийся экземпляр это Доска 3;10, расчерченная на клетки, представляет собой одну дорожку, уложенную в три «слоя». Путь фишек представляет собой дорожку по маршруту в виде латинской Z от первого ряда к последнему. Цель игры — вывести все свои фишки с доски и не дать это сделать противнику. В игре применялась несимметричная система разметки, символизирующая ловушки и обозначенные иероглифами, («Дома »), имеющими определенное значение. Считается, что каждая клетка СЕНЕТА символизирует некий «Дом», где происходит то или иное сакральное действо или таинство. Игровое значение имеют пять «Домов»:


Поле № 15 («Дом Возрождения») — здесь заново вводятся в игру фишки, которые «погибают» в («водах хауса») это поле № 27. Фишку, которая находится в этом доме нельзя срубить она защищена. Если, к примеру, на клетке № 15 стоит фишка и другая фишка тонет на игровом поле № 27 — («Дом Воды») то она встает в свободную клетку за («Домом Возрождения») Выйти из этого дома можно только при одном условии, если у вас выпадет в следующем броске цифра «1»

Поле № 26 — («Дом Уннефера»), отмеченный изображением иероглифа «нефер» («хорошо») омоложение и в конечном итоге — подготовку к вечной жизни. По достижении «Дома Красоты» (и вообще, во всех главных «Домах») фишка не может быть срубленной, рубить и ходить назад. Выйти из этого дома можно только при одном условии, если у вас выпадет в следующем броске цифра «5», при такой комбинации считается что фишка закончила игру и её можно убрать с игрового поля.

Поле № 27 — («Дом Воды») или (« Воды хауса»). Основная ловушка в игре. На нём символически изображались Воды Хаоса — сквозь них солнечный диск бога Ра плыл на барке перед тем, как взойти на рассвете. Грешники, которым было отказано в месте на барке, тонули. Фишка, которая останавливалась здесь, не проходила испытания и снималась с доски. «Утонувшая» фишка «возрождалась» в «Доме Возрождения» Поле № 15.

Поле № 28 — «Дом бога ТОТА». Фишка, вставшая в этот квадрат, может покинуть доску, только если выпадет число «3», при такой комбинации считается что фишка закончила игру и её можно убрать с игрового поля, при любом другом результате остаётся на месте.

Поле № 29 — «Дом бога ГОРА», — изображение двух коленопреклонённых человеческих фигур это символическое изображение созвездия близнецы, древние египтяне ассоциировали бога ГОРА с созвездием близнецы. Фишка, попавшая в этот дом, может покинуть доску, только если выпадет число «2», при другом результате остаётся на месте.

      Генератор случайных чисел.
Что бы играть в эту игру нужен генератор случайных чисел, в современных играх используют шестигранный кубик. Игроки подбрасывают игровой кубик, после остановки на верхней стороне кубика будет число от одного до шести, таким образом, игрок получает ход для своей Фишки. Египтяне не знали такого кубика и для получения случайного числа использовали 4 небольших палочки с отметкой на одной стороне. Их бросали и считали упавшие чистой стороной вверх. Эти «кости» легко сделать из палочек для мороженого.


1 палка упала белой стороной вверх – 1 очко, можно передвинуть фишку на одну клетку.
2 упали белой стороной вверх – 2 очка
3 упали белой стороной вверх – 3 очка
4 упали белой стороной вверх – 4 очка
4 упали темной стороной вверх – 5 очков




Перед началом игры разыгрывается очередность хода у кого будет наибольшее выпавшее число тот и ходит первым. В игре участвуют 5 фишек одного игрока и 5 фишек другого игрока. Возможно, фишки называли (бойцами) потому что между ними происходило условное противостояние. Вначале игры все фишки находились за пределами игрового поля. Игрок кидал палочки и двигал своего бойца на игровое поле согласно числу, которое выпадало, начиная с первой клетки в сторону 30 клетки. На одном квадрате может находиться лишь одна фишка. Так же при ходе боец может проходить над своими и чужими фишками при условии, что конечный квадрат незанят. Двигаться можно только вперед назад бойцы не ходят. В случае если не один из бойцов не может сходить (все квадраты заняты или заблокированы другим игроком) то игрок пропускает ход.
БОЙ МЕЖДУ БОЙЦАМИ: Если фишка шагает на клетку, где уже находится фигура противника, происходит бой: последняя фишка отправляется на тот квадрат, с которого бьющая фишка начала свой ход. Проще говоря, они меняются местами. Если две и более фишки одного игрока стоят рядом по ходу движения, их нельзя рубить – считается, что они «охраняют» друг друга.

Допустим, вы захотите поиграть в эту игру дома или в гостях или в клубе и даже на природе на пляже, в эту игру можно играть компанией из двух и более человек, правила будут такие же, как и для игры вдвоем. Единственное изменение для большего количества игроков это количество фишек.

2 игрока по 5 фишек
3 игрока по 4 фишки
4 игрока по 3 фишки
5 игроков по 2 фишки
6 игроков по 1 фишки

При таком соотношении фишек время одной игры будет составлять примерно от одного часа до двух часов. Считается что оригинальных правил, к этой игре не сохранилось и у разных авторов возможны различные вариации. Многие интересующиеся этой темой исследователи пытаются найти более точное и подробное описание правил этой игры в самих древних источниках, папирусах, настенных фресках и поэтому тайна игры СЕНЕТ еще до конца нераскрыта.





Информация об авторе: Юрий Алексеевич Туктаров, египтолог, г.
Иркутск; e-mail: tuktarov.yura@mail.ru
Author: Yury A. Tuktarov–Egyptologist, Irkutsk; e-mail:
tuktarov.yura@mail.ru


Рецензии