День рождения М. Монтеня

28.02.2024 года исполняется 491 год со дня рождения замечательного французского мыслителя Мишеля де Монтеня.

 Философ Ф. Ницше так выразил свое восхищение автором «Опытов»:
«Жизнь на земле стала более богатой от того, что писал такой человек. С тех пор как я соприкоснулся с его мощным и свободным интеллектом, я люблю повторять его собственные слова о Плутархе: «Едва только я взгляну на него, как у меня вырастает новая нога или крыло». Заодно с ним был бы я, если бы дело шло о том, чтобы поуютнее устроиться на земле».

Сам Мишель Монтень, будучи человеком скромного нрава, не мог предвидеть истинного успеха своего труда. А потому он писал:

«И если даже случится, что ни одна душа так и не прочитает моих писаний, потратил ли я понапрасну время, употребив так много свободных часов на столь полезные и приятные размышления?
Потерял ли я даром мое время, с такой настойчивостью и тщательностью отдавая себе отчет в том, что я такое?
Сколько раз отвлекала меня эта работа от докучных размышлений, – а докучными нужно считать все те размышления, которые бесплодны!»

Привожу здесь несколько его мыслей, удивительно актуальных, несмотря на разделяющие нас века:

… если при этом мне случается – а это бывает не так уж редко -- встретить, на мое счастье, у кого-нибудь из хороших писателей те самые мысли, которые я имел намерение развить, я начинаю понимать, насколько, по сравнению с такими людьми, я ничтожен и слаб, тяжеловесен и вял, - и тогда я проникаюсь жалостью и презрением к самому себе.
Но в то же время я и поздравляю себя, ибо вижу, что мои мнения имеют честь совпадать иной раз с их мнениями и что они подтверждают, пусть издалека, их правильность. Меня радует также и то, что я сознаю -- а это не всякий может сказать про себя, - какая пропасть лежит между ними и мною.
 
Истина и доводы разума принадлежат всем, и они не в большей мере достояние тех, кто высказал их впервые, чем тех, кто высказал их впоследствии. То-то и то- то столь же находится в согласии с мнением Платона, сколько с моим, ибо мы обнаруживаем здесь единомыслие и смотрим на дело одинаково.

Пчелы перелетают с цветка на цветок для того, чтобы собрать нектар, который они целиком претворяют в мед. Точно так же и то, что человек заимствует у других, будет преобразовано и переплавлено им самим, чтобы стать его собственным творением, то есть собственным его суждением.

Мы берем на хранение чужие мысли и знания, только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными.

В начале всяческой философии лежит удивление.

Когда творишь добро, сам испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость, сопутствующую чистой совести.

Человек - изумительно суетное, поистине непонятное и вечно колеблющееся существо.

 Если бы ложь, подобно истине, была одноликою, наше положение было бы значительно легче. Мы считали бы в таком случае достоверным противоположное тому, что говорит лжец. Но противоположность истине обладает сотней тысяч обличий и не имеет пределов.

Судить о чем бы то ни было надо, опираясь на разум, а не общее мнение.

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
 
Вместо того чтобы стремиться узнать других, мы хлопочем только о том, как бы выставить напоказ себя, и наши заботы направлены скорее на то, чтобы не дать залежаться своему товару, нежели чтобы приобрести для себя новый.

После тех лиц, которые занимают самые высокие посты, я не знаю более несчастных, чем те, что им завидуют.

Те, кто расшатывает государственный строй, чаще всего первыми и гибнут при его крушении. Плоды смуты никогда не достаются тому, кто ее вызвал; он только всколыхнул и замутил воду, а ловить рыбу будут другие.

Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия, — не научились понимать самих себя. Я полагаю, что тот, у кого в голове сложилось о чем-либо живое и ясное представление, сумеет передать его на любом, хоть на тарабарском наречии…

 Люди ничему так твердо не верят, как тому, о чем они меньше всего знают, и никто не выступает с такой самоуверенностью, как сочинители всяких басен — например алхимики, астрологи, предсказатели, хироманты...
 
Вовсе не требуется всегда говорить полностью то, что думаешь, это было бы глупостью, но все, что бы ты ни сказал, должно отвечать твоим мыслям; в противном случае это - злостный обман.

Я говорю правду постольку, поскольку осмеливаюсь ее говорить; чем старше я становлюсь, осмеливаюсь делать это все реже.

Все средства - при условии, что они не бесчестны, - способные оградить нас от бедствий и неприятностей, не только дозволены, но и заслуживают всяческой похвалы.

Если, с одной стороны, наш ум крепнет вследствие соприкосновения с умами обширными и развитыми, то, с другой стороны, нельзя себе представить, насколько он теряет и вырождается вследствие постоянного знакомства и сношения с умами низменными и болезненными.

Массе свойственны глупость и легкомыслие, из-за которых она позволяет вести себя куда угодно, завороженная сладостными звуками красивых слов и не способная проверить разумом и познать подлинную суть вещей.
Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее.

Между одними людьми и другими дистанция гораздо большая, чем между некоторыми людьми и животными.


Рецензии
Здравствуйте, Елена!
Очень приятно, что в наше время есть люди, которые любят и ценят Мишеля Монтеня. Для меня Монтень один из самых близких писателей и мыслителей, с радостью пообщался бы с ним, если бы была такая возможность.

В Монтене, в первую очередь, мне близок разумный скептицизм. Вот две цитаты:
«Разве со стороны того, кто помнит, как часто он ошибочно судил о вещах, не глупо доверять своему суждению?»

«Чем острее и проницательнее наш ум, тем отчетливее он ощущает себе бессилие и тем меньше доверяет себе».

Замечательно!

Монтень был гением самопознания и, в чем-то, предвосхитил Джидду Кришнамурти, индийского мыслителя 20 века. Хотя между ними есть разница. Читая «Опыты», мы можем многое узнать о самих себе, сравнивая себя с автором книги.

Монтень был диалектиком, он не впадал в крайности, в каждом явлении, в каждой вещи, он видел, как положительные, так и отрицательные стороны. Например: «У книг есть свои недостатки, и притом очень существенные. Читая, мы развиваем душу, но тело наше, пребывая в это время в бездействии, расслабляется и поникает».
Диалектика затрудняла для меня чтение Монтеня в молодости. Я ждал однозначных ответов на свои вопросы, а их не было. Сейчас, напротив, я больше всего это ценю.

Монтень был человеком высокой духовности, к своим телу и душе он относился, как к любимым собачкам. Он заботился о них, обеспечивал всем необходимым, иногда баловал, но поводок не выпускал из рук. Две цитаты на эту тему:

«Неуклонно следовать своим склонностям и быть в их власти – это значит быть рабом самого себя».

«Самая великая вещь на свете – это умение принадлежать самому себе».

Можно сказать даже, что Монтень был предшественником Э.Канта. В «Апологии Раймунда Сабундского» он писал о больших возможностях человеческого разума, но предупреждал, что в вопросах Бога, бессмертия души и других подобных, разум беспомощен.

«Мнение, что наш разум может привести нас к познанию некоторых вещей, но что есть определенные рамки, за пределами которых безрассудно пользоваться им, нельзя не признать умеренным и осмотрительным».

Спасибо, за Вашу работу!
С уважением. Евгений.

Евгений Терещенко   17.03.2024 11:34     Заявить о нарушении
Благодарю, Евгений, за Ваш, такой интересный для меня, отклик!
Встретить единомышленника - большая неожиданная радость.
Для меня Мишель Монтень - не только Учитель, но и близкий друг, и советчик, и утешитель. Он помог мне в свое время принять самое важное решение, изменившее жизнь к лучшему, и моя благодарность ему огромна.
Для меня "беседы" с ним не работа, а удовольствие, а потому их более десятка.
Он и Артур Шопенгауэр - главные мыслители, повлиявшие на мое понимание мира и помогающие жить.
С уважением и пожеланием добра,

Елена Пацкина   17.03.2024 12:31   Заявить о нарушении
Я тоже, Лена, вижу в Вас единомышленника, хотя пока мало знаком с Вашими работами. А.Шопенгауэра тоже очень ценю. Его книгу с «Афоризмами житейской мудрости» я зачитал в свое время до ветхого состояния. Люблю очень такие его работы, как «О ничтожестве и горестях жизни», «Путь спасения» и некоторые другие.

Евгений Терещенко   17.03.2024 13:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.