ОПЛЯ 25. Поверхностная энергия

Из цикла рассказов для ЯНДЕКС ДЗЕН
ОПЛЯ 25. Околонаучный практикум легкодоступных явлений
Поверхностная энергия

Многие взрослые и дети знают, что при размешивании чая в стакане по центру образуется воронка, в которой собираются чаинки. Многие наблюдают, как сахар растворяется и бесследно исчезает, а о его присутствии напоминает сладкий вкус, что приобретает чай.

Данный практикум посвящён ещё более простому, но удивительному опыту. Я расскажу о двух экспериментах, проведенных на кухне, которые каждый может повторить у себя дома в ясный солнечный день. Первая серия снимков – чашка с горячим чаем, от которой исходит пар, визуально едва улавливаемый, создаёт на стене световое пятно продолговатой формы. По центру пятна отчётливо виден более тёмный участок, а по краям – более светлый, т.е. образуемая поверхность в чашке с чаем  даёт отсвет, проецируемый на стену в виде тора или бублика.

Так происходит оттого, что стенки чашки – более холодные, и распределение тепла – неравномерное. Это неподвижное состояние я принял за эталон. Следующий шаг: слегка задел поверхность стола, на которой помещена чашка с чаем. Такое с виду незаметное возмущение тут же передалось на поверхность чая: зафиксировал на видеокамеру и показал несколько характерных фрагментов. Масштаб кадров одинаков, поэтому можно сравнивать, как изменилась поверхностная энергия, – реакция на возмущение, – покуда сама собой не улеглась до состояния эталона.

Второй эксперимент с круглым стаканом: сперва на фото показал пустой стакан, но мокрый изнутри, чтоб отчётливо были видны в отсветах капли воды. Заодно обнаруживаются следы от формовки стекла при его изготовлении – по боковым кольцам. Далее, я налил холодную воду в стакан, – сравните, как поменялся вид: появилась фокусировка от ярких солнечных лучей. Но стоило мне прикрыть свет от окна ладонью, картина ещё раз кардинально изменилась.

Аналогично первому опыту, размешал воду в стакане и отснял на видеокамеру.

Фрагменты разделены красной линией. На них просматривается меняющаяся по виду и форме проецируемая геометрия, что даёт представление об изменении как плотности различных частей для чая и воды по объёму чашки и стакана, так и энергетической составляющей внутри каждой из частей. Данные эксперименты показывают и доказывают, что при движении количество вещества постоянно меняется и во всех точках и частях (сосуда) отличается. Хотя общий вес при этом остаётся вроде бы неизменным.

При более детальном рассмотрении и изучении процессов, начинаем прозревать, что вес (количество вещества, количество материи) постоянно меняется из-за испарения горячего чая или более медленного испарения воды в стакане. Если я перелью воду из стакана в точно такой же другой стакан, то в нём окажется вес несколько меньшим за счёт тех капель, что остались в первом (мокром) стакане. Так можно переливать по разным n стаканам, покуда вес их не уравняется до веса одного мокрого стакана. Другими словами, содержимое стаканов (вода) просто «размажется» по n боковым стенкам стаканов, а после очень быстро испарится.

Так что же такое «количество материи» или «масса» (по Ньютону)?

Привожу фразу Д.И.Менделеева на этот счёт, опубликованную в виде сноски в одной из его статей за 1905 год (на дореформенном языке 1918):

19) ... He искать ли въ этомъ исходныхъ точекъ для пониманія избытка энергіи, доставляемой солнцемъ, причины разностей между нимъ и планетами, масса которыхъ мала? Если бы это было хоть приближенно такъ, то и тутъ, какъ во всей механик; и химіи, главная сущность вещества состояла бы или сосредоточивалась въ его м а с с ;. Правильное и простое пониманіе, наприм;ръ, химическихъ явленій началось съ изученія в;са (массы) д;йствующихъ веществъ, в;са частицъ и законностей, существующихъ между в;сами атомовъ. Безъ понятій о массахъ, д;йствующихъ другъ на друга — химія была бы лишь описательнымъ (историческимъ) знаніемъ. Но что такое есть масса или количество вещества — по самому своему существу — того, сколько я понимаю, не знаютъ еще вовсе. Смутное понятіе о первичной матеріи, опытомъ столь много разъ отвергнутое, им;етъ ц;лью только зам;нить понятіе о масс; понятіемъ о количеств; первичной матеріи, но проку отъ такой зам;ны не видно, ясности ни въ чемъ не прибываетъ. He думаю, что тутъ лежитъ грань познанія на в;ки в;чные, но полагаю, что ран;е пониманія массы должно выработывать реально-ясное пониманіе э;ира. Если бы моя „попытка" повела къ такой выработк;, хотя бы совс;мъ съ иной стороны, моя р;шимость выступить съ желаніемъ реально понять э;иръ была бы
оправдана законами исторіи поступательнаго движенія знаній, т.-е. исканія истины.
Д . Мендел;евъ.

С той поры, когда Менделеев изложил свои взгляды, прошло ~ 120 лет. Найдётся ли из ныне живущих здравомыслящих хоть один человек, кто внятно ответит на простой вопрос: Что такое «масса» или «количество материи» (тела, вещества)?

А если (я обращаюсь тут к учёным) не понимаете, что такое масса, то почитайте Д.И.Менделеева и не морочьте друг другу голову!

Кстати, для наглядности, размешайте горячий чай в чашке и гляньте, насколько отличаются изображения энергетических колебаний в проецируемом отсвете на стену с теми фрагментами, которые показаны перед текстом (я специально не представил данный фрагмент, чтобы вы самостоятельно насладились собственным впечатлением).

Узнать подробности о многих удивительных вещах и явлениях, что происходят в природе, можно на авторской страничке, размещённой на платформе «Проза.ру».

Если Вам понравились опыты, приведенные в этом и всех предыдущих «ОПЛЯ» со светом и светотенями, а также как выглядит поляризованный свет, пожалуйста, покажите своим родственникам, друзьям, но особенно детям! Распространите информацию среди подростков-школьников. Давайте изучать окружающую среду вместе!

В рубрике «ОПЛЯ» своими руками в домашних условиях мы с Вами продолжим ставить множество других интереснейших опытов!

Подписывайтесь на канал, не забывайте оценивать, пишите отзывы, передавайте простые знания ВСЕМ, кого знаете и кого не знаете! Автору сейчас очень важно понять актуальность данной рубрики, стоит ли её продолжать?

Когда аудитория подписчиков достигнет внушительной цифры, мы с Вами вместе научимся ещё большему, возможно лучше поймём окружающую упругую среду, которая, несомненно существует и называется эфиром, и свет распространяется не так, как прописано в учебниках, а совершенно иначе, что обескураживает наше воображение!


Рецензии
Алекс. Этот ваш эксперимент вписывается в законы сейсморазведки по распространению энергии возмущения воды в стакане. Мне понятно. Но понятно ли это будет для «третье классика», сомневаюсь.
На мой взгляд, приведенная фраза Д.И. Менделеева тоже не очень вписывается в этот эксперимент.

Владимир Плетнёв   29.02.2024 09:32     Заявить о нарушении
Как говорила моя мама, «Ученье - свет, а неучёных - тьма». Это относится ко всем нам, без исключения.

Алекс Чистяков   29.02.2024 10:22   Заявить о нарушении
Алексей Степанов 5, для таких пишу, как Вы. Читайте не учебники, а первоисточники! Там всё написано. Без интерпретаций посредников.

С улыбкой и наилучшими пожеланиями,

Алекс Чистяков   29.02.2024 21:44   Заявить о нарушении
Ну, а если Вы действительно мните себя "учёными" (это я направляю не только "химику" А.Степанову 5), и хотите знать мою точку зрения, что такое масса, то хотя бы прочтите до конца вот этот мой небольшой рассказ "О массе":
http://proza.ru/2021/06/29/34

С приветом!

Алекс Чистяков   01.03.2024 10:00   Заявить о нарушении
Алексей Степанов 5, "лабуда" и "белиберда", как Вы выразились, как раз - в учебниках! Так что, не читайте моих опусов впредь, довольствуйтесь учебниками, и не морочьте мне голову!

В дальнейшем все Ваши заметки буду удалять!

С улыбкой и наилучшими пожеланиями,

Алекс Чистяков   01.03.2024 16:57   Заявить о нарушении
Любезный, тысячи инженеров и ученых производят реальную продукцию, опираясь на знания, а не на завиральные идеи - ваши и вам подобных. Успехи технологии говорят о верности научного знания. Вы же, судя по всему, за всю жизнь ничего не сделали, кроме огульной критики. Мне ни тепло, ни холодно от того что вы что-то там удалите. А рассуждать об учебниках вам не следует: вы ни одного из них не освоили, потому что каша в голове не позволила. Голова - не только для того, чтобы надевать картуз и есть в нее!

Алексей Степанов 5   01.03.2024 18:10   Заявить о нарушении
Алексей Степанов 5, не тысячи, а миллионы инженеров-практиков создали то, что называется Прогрессом человечества. О своих разработках и выпускаемой продукции я опубликовал в разделе "Ересь мироздания", имею несколько международных патентов.

И удаляю со своей страницы не только Ваши, но и СВОИ бессмысленные "бла-бла" (ответы на подобные нападки со стороны преподавателей и прочих научных деятелей, привязанных к текстам учебников), ибо от таких "бла-бла" действительно другим читателям ни холодно, ни жарко.

А теперь к конкретике. ОПЛЯ (Околонаучный практикум легкодоступных явлений), где я показываю опыты, которые каждый в состоянии для себя проверить и поверить своим глазам, - это и есть эксперименты, о которых не найдёте информации ни в одном учебнике. Полагаю, Вам это неинтересно. Однако, Ваша реплика адресована относительно самого эксперимента или фразы Менделеева, вставленной мною в текст? У Менделеева речь идёт о "массе", а не о другой терминологии в физических науках. И если Вы считаете себя знатоком на уровне или выше, чем Менделеев, и знаете, что такое "масса", то напишите об этом, а не разводите тут демагогию.

Итак, что такое "масса"? Подумайте хорошенько, прежде чем ответить.

Или тоже скопируете, как многие из Википедии? (Ма́сса — скалярная физическая величина, определяющая инертные и гравитационные свойства тел в ситуациях, когда их скорость намного меньше скорости света[1]. В обыденной жизни и в физике XIX века масса синонимична весу[2]. ... и далее по тексту)???

Алекс Чистяков   01.03.2024 19:14   Заявить о нарушении
Масса - это величина тяжести материального объекта, одна из трёх Основных физических величин во Вселенной (масса, расстояние, скорость), из которых производятся все остальные величины Вселенной и Бытия.

Борис Владимирович Пустозеров   02.03.2024 07:54   Заявить о нарушении
///Масса - это величина тяжести материального объекта, одна из трёх Основных физических величин во Вселенной (масса, расстояние, скорость), из которых производятся все остальные величины Вселенной и Бытия.///

Отлично! Согласен! НО! С небольшой поправкой. Там, где звучит "количество" ("величина"), это относится к действиям ума. И к материальному миру (природе) имеет опосредованное отношение.

Люди жаждут расчётов, им нужно всё посчитать. Математика - это вспомогательная наука (инструмент), позволяющая производить вычисления. Вот для этих вычислений люди придумали математический язык, введя словесную, буквенную и цифровую символику, окутав вдобавок "терминологией", подобной "масса", "расстояние", "время" и "скорость" (относительная величина), другими производными.

Любого ребёнка учат, что нельзя складывать (сочетать) бублики с колобками, хотя может они вылеплены из одного теста и замеса. Но их (бублики и колобки) назвали предметами (телами, объектами) и стали сочетать: складывать, вычитать, разделять, умножать друг на друга. Смешно!

Но математика строится именно на таких абсурдах: физикам и математикам, вопреки логике, неважно, что делятся килограммы на метры с квадратными секундами (???) или джоули умножаются на герцы (???), получая какую-то цифирь. А после всего этого научно обоснованного сумасбродства дилетанты, типа Алексея Степанова 5, обращаются к другим дилетантам с вопросами: "Объясните мне, дураку..."

Вот и весь сказ.

Алекс Чистяков   02.03.2024 10:25   Заявить о нарушении
Уважаемый Алекс, Вы не совсем правы, когда пишете "...математика строится именно на таких абсурдах: физикам и математикам, вопреки логике, неважно, что делятся килограммы на метры..."
Есть такая производная величина "плотность", которая показывает, сколько материи содержится в конкретно ограниченной области пространства и потому равная отношению массы материальной среды к объему, в котором эта среда содержится. И так как масса измеряется в кг, а объем в кубических метрах, то физики и математики тут поступают вполне логично.

Борис Владимирович Пустозеров   02.03.2024 11:36   Заявить о нарушении
Борис Владимирович, и с этим замечанием я согласен! Такие приёмы при математических исчислениях общеприняты и не оспариваются.

Вопрос относительно расчётов "массы" ("количества материи") состоит лишь в том, чтобы обнаружить "массу свободного падения".

Этот вопрос задаю ВСЕМ псевдоучёным: Какова масса свободного падения тела?

С улыбкой и наилучшими пожеланиями,

Алекс Чистяков   02.03.2024 11:51   Заявить о нарушении
Масса, как уже говорилось, это величина тяжести объекта. А падение это процесс, определенный способ движения. У способов и видов движения величиной всегда является скорость. В падении можно говорить о скорости изменения скорости (об ускорении) либо о скорости равномерного падения, когда воздух своим сопротивлением компенсирует ускорение падения. А про "массу падения" говорить нельзя.
Возможно, Вы имеете ввиду вес тела при свободном падении, так его у тела в свободном падении в вакууме нет (тело находится в невесомости). Вес появится, когда тело станет воздействовать на весы, а для этого весы должны иметь какую-то опору. Тело же при падении никуда свою тяжесть не теряет, поэтому масса его в процессе падения не меняется.

Борис Владимирович Пустозеров   02.03.2024 16:52   Заявить о нарушении
Масса это гравитационный термин. Поскольку гравитации нет, то нет смысла о ней рассуждать.
То, что мы определяем с помощью взвешивания, является переменной величиной и зависит от прижимных сил, которыми обладают ЭФИР и атмосфера.
Однако все вещества обладают свойствами ИНЕРТНОСТИ и ИНЕРЦИИ, которые мы постоянно ощущаем в движении.

Владимир Плетнёв   02.03.2024 17:47   Заявить о нарушении
///Масса, как уже говорилось, это величина тяжести объекта./// - Борис Владимирович, это всего-навсего Ваша интерпретация!

У Ньютона - совсем другое определение! И термин "масса" ввёл впервые Ньютон, а не Вы! Но я с Вашей "формулировкой" согласился с той поправкой, что математикам вообще "до лампочки", что этот термин означает! "Массу" вообще ничем измерить невозможно!!!

Измеряют ВЕС, это правда. А в свободном падении вес любого тела равен нулю. Это же элементарно! И не зависит, где такое падение происходит, - в космосе или в земных условиях.

В классическом варианте, когда мы говорим об измерении чего-то (в данном случае о "количестве материи"), возникает необходимость меры. Любая мера относится только к математике, но не к самому явлению. В природе нет математики. Но учёные считают, что наука без измерения не считается наукой. Для измерения нашли очень простой способ.
Многие термины просто придумали, в том числе выдумали меры, чтобы вести расчёты (сила, масса, градус, метр, секунда), для отдельных мер создали эталоны.

Но для того, чтобы говорить не об измерении, а об естествознании, чтобы рассуждать о предмете всерьёз, а не огульно, нужно понимать, откуда берётся так называемая "тяжесть"? Что такое "тяготение", не понимал ни Ньютон, ни его сподвижник Роджер Котс. Вот по этой причине в своих текстах я пишу постоянно: если хотите разобраться не в математике, а в изучаемом предмете, ЧИТАЙТЕ ПЕРВОИСТОЧНИКИ, А НЕ НЕСИТЕ ОТСЕБЯТИНУ! Понятия "ускорение" у Ньютона вообще НЕТ, как и формулы для Второго закона. "Ускорение" выдумали его последователи, - это самая большая глупость, которую только можно придумать!

Читайте "Математические начала натуральной философии" Исаака Ньютона!!!

Алекс Чистяков   02.03.2024 20:07   Заявить о нарушении
Владимир Плетнёв намного больше разбирается в вопросах движения, чем "великие учёные". Спасибо, за уточнение, с которым невозможно не согласиться!

Понятие "масса" нужно изъять из всех учебников! И тогда такие науки, как химия и физика, потребуют взамен "атомной массы" использовать разработку ГРАФИЧЕСКОГО МИКРОСКОПА - изобретение Владимира Плетнёва.

Ньютон вообще не отличал "массу покоя" от "инерционной массы"!

Я вот только не пойму, почему псевдоучёные упорно игнорируют первоисточники???

Алекс Чистяков   02.03.2024 20:25   Заявить о нарушении
Написано слишком много не совсем, я бы сказал, правильного, поэтому прокомментирую лишь одно: "нужно понимать, откуда берётся так называемая "тяжесть"? Что такое "тяготение", не понимал ни Ньютон, ни его сподвижник..."

Тяжесть ниоткуда не берётся, это качество, которым материальный объект отличается от пространственного объекта, который обладает протяжённостью. Надо понимать, откуда берётся наше понимание о материи и пространстве - именно из нашего осознания протяжённости и ощущения тяжести.
А вот с тяготением история более сложная. Мы чувствуем иногда, что нас тяготит чьё-то присутствие, или что нас тяготит окружающая обстановка. Именно такое влияние материи на другую материю и есть "тяготение", и, как видите, это совсем не синоним свойства материи под названием "тяжесть", которую мы чувствуем, когда предмет держим в руках или когда он реально непосредственно давит на нас сверху. Тяготение это не выдуманное Ньютоном притяжение любых тел (такого нет вообще), а "напрягающее" действие материи, которое проявляется из-за субъективности Материи. Дело в том, что Пространство это всегда объект, все его участки и области это объекты. А Материя из материальных объектов, то есть частиц, собирается в физические тела, то есть в системы частиц. И каждая такая материальная система является Субъектом, имеющим собственное Бытие, то есть у неё есть возможность или необходимость воздействовать на другие физические тела или воспринимать их воздействия.
Вот как-то так о "тяжести" и "тяготении". И Вы правы, Алекс, всё это лишь мои представления, они исходят из очень простой схемы Мироустройства.

Борис Владимирович Пустозеров   03.03.2024 06:43   Заявить о нарушении
Ну вот, Борис Владимирович, теперь Вы перешли с математического языка на язык философский...
Лично меня в этой жизни ничего не тяготит.

Предлагаю на этом закончить затянувшуюся полемику, с уважением,

Алекс Чистяков   03.03.2024 23:22   Заявить о нарушении