ОПЛЯ 25. Поверхностная энергия
ОПЛЯ 25. Околонаучный практикум легкодоступных явлений
Поверхностная энергия
Многие взрослые и дети знают, что при размешивании чая в стакане по центру образуется воронка, в которой собираются чаинки. Многие наблюдают, как сахар растворяется и бесследно исчезает, а о его присутствии напоминает сладкий вкус, что приобретает чай.
Данный практикум посвящён ещё более простому, но удивительному опыту. Я расскажу о двух экспериментах, проведенных на кухне, которые каждый может повторить у себя дома в ясный солнечный день. Первая серия снимков – чашка с горячим чаем, от которой исходит пар, визуально едва улавливаемый, создаёт на стене световое пятно продолговатой формы. По центру пятна отчётливо виден более тёмный участок, а по краям – более светлый, т.е. образуемая поверхность в чашке с чаем даёт отсвет, проецируемый на стену в виде тора или бублика.
Так происходит оттого, что стенки чашки – более холодные, и распределение тепла – неравномерное. Это неподвижное состояние я принял за эталон. Следующий шаг: слегка задел поверхность стола, на которой помещена чашка с чаем. Такое с виду незаметное возмущение тут же передалось на поверхность чая: зафиксировал на видеокамеру и показал несколько характерных фрагментов. Масштаб кадров одинаков, поэтому можно сравнивать, как изменилась поверхностная энергия, – реакция на возмущение, – покуда сама собой не улеглась до состояния эталона.
Второй эксперимент с круглым стаканом: сперва на фото показал пустой стакан, но мокрый изнутри, чтоб отчётливо были видны в отсветах капли воды. Заодно обнаруживаются следы от формовки стекла при его изготовлении – по боковым кольцам. Далее, я налил холодную воду в стакан, – сравните, как поменялся вид: появилась фокусировка от ярких солнечных лучей. Но стоило мне прикрыть свет от окна ладонью, картина ещё раз кардинально изменилась.
Аналогично первому опыту, размешал воду в стакане и отснял на видеокамеру.
Фрагменты разделены красной линией. На них просматривается меняющаяся по виду и форме проецируемая геометрия, что даёт представление об изменении как плотности различных частей для чая и воды по объёму чашки и стакана, так и энергетической составляющей внутри каждой из частей. Данные эксперименты показывают и доказывают, что при движении количество вещества постоянно меняется и во всех точках и частях (сосуда) отличается. Хотя общий вес при этом остаётся вроде бы неизменным.
При более детальном рассмотрении и изучении процессов, начинаем прозревать, что вес (количество вещества, количество материи) постоянно меняется из-за испарения горячего чая или более медленного испарения воды в стакане. Если я перелью воду из стакана в точно такой же другой стакан, то в нём окажется вес несколько меньшим за счёт тех капель, что остались в первом (мокром) стакане. Так можно переливать по разным n стаканам, покуда вес их не уравняется до веса одного мокрого стакана. Другими словами, содержимое стаканов (вода) просто «размажется» по n боковым стенкам стаканов, а после очень быстро испарится.
Так что же такое «количество материи» или «масса» (по Ньютону)?
Привожу фразу Д.И.Менделеева на этот счёт, опубликованную в виде сноски в одной из его статей за 1905 год (на дореформенном языке 1918):
19) ... He искать ли въ этомъ исходныхъ точекъ для пониманія избытка энергіи, доставляемой солнцемъ, причины разностей между нимъ и планетами, масса которыхъ мала? Если бы это было хоть приближенно такъ, то и тутъ, какъ во всей механик; и химіи, главная сущность вещества состояла бы или сосредоточивалась въ его м а с с ;. Правильное и простое пониманіе, наприм;ръ, химическихъ явленій началось съ изученія в;са (массы) д;йствующихъ веществъ, в;са частицъ и законностей, существующихъ между в;сами атомовъ. Безъ понятій о массахъ, д;йствующихъ другъ на друга — химія была бы лишь описательнымъ (историческимъ) знаніемъ. Но что такое есть масса или количество вещества — по самому своему существу — того, сколько я понимаю, не знаютъ еще вовсе. Смутное понятіе о первичной матеріи, опытомъ столь много разъ отвергнутое, им;етъ ц;лью только зам;нить понятіе о масс; понятіемъ о количеств; первичной матеріи, но проку отъ такой зам;ны не видно, ясности ни въ чемъ не прибываетъ. He думаю, что тутъ лежитъ грань познанія на в;ки в;чные, но полагаю, что ран;е пониманія массы должно выработывать реально-ясное пониманіе э;ира. Если бы моя „попытка" повела къ такой выработк;, хотя бы совс;мъ съ иной стороны, моя р;шимость выступить съ желаніемъ реально понять э;иръ была бы
оправдана законами исторіи поступательнаго движенія знаній, т.-е. исканія истины.
Д . Мендел;евъ.
С той поры, когда Менделеев изложил свои взгляды, прошло ~ 120 лет. Найдётся ли из ныне живущих здравомыслящих хоть один человек, кто внятно ответит на простой вопрос: Что такое «масса» или «количество материи» (тела, вещества)?
А если (я обращаюсь тут к учёным) не понимаете, что такое масса, то почитайте Д.И.Менделеева и не морочьте друг другу голову!
Кстати, для наглядности, размешайте горячий чай в чашке и гляньте, насколько отличаются изображения энергетических колебаний в проецируемом отсвете на стену с теми фрагментами, которые показаны перед текстом (я специально не представил данный фрагмент, чтобы вы самостоятельно насладились собственным впечатлением).
Узнать подробности о многих удивительных вещах и явлениях, что происходят в природе, можно на авторской страничке, размещённой на платформе «Проза.ру».
Если Вам понравились опыты, приведенные в этом и всех предыдущих «ОПЛЯ» со светом и светотенями, а также как выглядит поляризованный свет, пожалуйста, покажите своим родственникам, друзьям, но особенно детям! Распространите информацию среди подростков-школьников. Давайте изучать окружающую среду вместе!
В рубрике «ОПЛЯ» своими руками в домашних условиях мы с Вами продолжим ставить множество других интереснейших опытов!
Подписывайтесь на канал, не забывайте оценивать, пишите отзывы, передавайте простые знания ВСЕМ, кого знаете и кого не знаете! Автору сейчас очень важно понять актуальность данной рубрики, стоит ли её продолжать?
Когда аудитория подписчиков достигнет внушительной цифры, мы с Вами вместе научимся ещё большему, возможно лучше поймём окружающую упругую среду, которая, несомненно существует и называется эфиром, и свет распространяется не так, как прописано в учебниках, а совершенно иначе, что обескураживает наше воображение!
Свидетельство о публикации №224022801688
На мой взгляд, приведенная фраза Д.И. Менделеева тоже не очень вписывается в этот эксперимент.
Владимир Плетнёв 29.02.2024 09:32 Заявить о нарушении
Алекс Чистяков 29.02.2024 10:22 Заявить о нарушении
С улыбкой и наилучшими пожеланиями,
Алекс Чистяков 29.02.2024 21:44 Заявить о нарушении
http://proza.ru/2021/06/29/34
С приветом!
Алекс Чистяков 01.03.2024 10:00 Заявить о нарушении
В дальнейшем все Ваши заметки буду удалять!
С улыбкой и наилучшими пожеланиями,
Алекс Чистяков 01.03.2024 16:57 Заявить о нарушении
Алексей Степанов 5 01.03.2024 18:10 Заявить о нарушении
И удаляю со своей страницы не только Ваши, но и СВОИ бессмысленные "бла-бла" (ответы на подобные нападки со стороны преподавателей и прочих научных деятелей, привязанных к текстам учебников), ибо от таких "бла-бла" действительно другим читателям ни холодно, ни жарко.
А теперь к конкретике. ОПЛЯ (Околонаучный практикум легкодоступных явлений), где я показываю опыты, которые каждый в состоянии для себя проверить и поверить своим глазам, - это и есть эксперименты, о которых не найдёте информации ни в одном учебнике. Полагаю, Вам это неинтересно. Однако, Ваша реплика адресована относительно самого эксперимента или фразы Менделеева, вставленной мною в текст? У Менделеева речь идёт о "массе", а не о другой терминологии в физических науках. И если Вы считаете себя знатоком на уровне или выше, чем Менделеев, и знаете, что такое "масса", то напишите об этом, а не разводите тут демагогию.
Итак, что такое "масса"? Подумайте хорошенько, прежде чем ответить.
Или тоже скопируете, как многие из Википедии? (Ма́сса — скалярная физическая величина, определяющая инертные и гравитационные свойства тел в ситуациях, когда их скорость намного меньше скорости света[1]. В обыденной жизни и в физике XIX века масса синонимична весу[2]. ... и далее по тексту)???
Алекс Чистяков 01.03.2024 19:14 Заявить о нарушении
Борис Владимирович Пустозеров 02.03.2024 07:54 Заявить о нарушении
Отлично! Согласен! НО! С небольшой поправкой. Там, где звучит "количество" ("величина"), это относится к действиям ума. И к материальному миру (природе) имеет опосредованное отношение.
Люди жаждут расчётов, им нужно всё посчитать. Математика - это вспомогательная наука (инструмент), позволяющая производить вычисления. Вот для этих вычислений люди придумали математический язык, введя словесную, буквенную и цифровую символику, окутав вдобавок "терминологией", подобной "масса", "расстояние", "время" и "скорость" (относительная величина), другими производными.
Любого ребёнка учат, что нельзя складывать (сочетать) бублики с колобками, хотя может они вылеплены из одного теста и замеса. Но их (бублики и колобки) назвали предметами (телами, объектами) и стали сочетать: складывать, вычитать, разделять, умножать друг на друга. Смешно!
Но математика строится именно на таких абсурдах: физикам и математикам, вопреки логике, неважно, что делятся килограммы на метры с квадратными секундами (???) или джоули умножаются на герцы (???), получая какую-то цифирь. А после всего этого научно обоснованного сумасбродства дилетанты, типа Алексея Степанова 5, обращаются к другим дилетантам с вопросами: "Объясните мне, дураку..."
Вот и весь сказ.
Алекс Чистяков 02.03.2024 10:25 Заявить о нарушении
Есть такая производная величина "плотность", которая показывает, сколько материи содержится в конкретно ограниченной области пространства и потому равная отношению массы материальной среды к объему, в котором эта среда содержится. И так как масса измеряется в кг, а объем в кубических метрах, то физики и математики тут поступают вполне логично.
Борис Владимирович Пустозеров 02.03.2024 11:36 Заявить о нарушении
Вопрос относительно расчётов "массы" ("количества материи") состоит лишь в том, чтобы обнаружить "массу свободного падения".
Этот вопрос задаю ВСЕМ псевдоучёным: Какова масса свободного падения тела?
С улыбкой и наилучшими пожеланиями,
Алекс Чистяков 02.03.2024 11:51 Заявить о нарушении
Возможно, Вы имеете ввиду вес тела при свободном падении, так его у тела в свободном падении в вакууме нет (тело находится в невесомости). Вес появится, когда тело станет воздействовать на весы, а для этого весы должны иметь какую-то опору. Тело же при падении никуда свою тяжесть не теряет, поэтому масса его в процессе падения не меняется.
Борис Владимирович Пустозеров 02.03.2024 16:52 Заявить о нарушении
То, что мы определяем с помощью взвешивания, является переменной величиной и зависит от прижимных сил, которыми обладают ЭФИР и атмосфера.
Однако все вещества обладают свойствами ИНЕРТНОСТИ и ИНЕРЦИИ, которые мы постоянно ощущаем в движении.
Владимир Плетнёв 02.03.2024 17:47 Заявить о нарушении
У Ньютона - совсем другое определение! И термин "масса" ввёл впервые Ньютон, а не Вы! Но я с Вашей "формулировкой" согласился с той поправкой, что математикам вообще "до лампочки", что этот термин означает! "Массу" вообще ничем измерить невозможно!!!
Измеряют ВЕС, это правда. А в свободном падении вес любого тела равен нулю. Это же элементарно! И не зависит, где такое падение происходит, - в космосе или в земных условиях.
В классическом варианте, когда мы говорим об измерении чего-то (в данном случае о "количестве материи"), возникает необходимость меры. Любая мера относится только к математике, но не к самому явлению. В природе нет математики. Но учёные считают, что наука без измерения не считается наукой. Для измерения нашли очень простой способ.
Многие термины просто придумали, в том числе выдумали меры, чтобы вести расчёты (сила, масса, градус, метр, секунда), для отдельных мер создали эталоны.
Но для того, чтобы говорить не об измерении, а об естествознании, чтобы рассуждать о предмете всерьёз, а не огульно, нужно понимать, откуда берётся так называемая "тяжесть"? Что такое "тяготение", не понимал ни Ньютон, ни его сподвижник Роджер Котс. Вот по этой причине в своих текстах я пишу постоянно: если хотите разобраться не в математике, а в изучаемом предмете, ЧИТАЙТЕ ПЕРВОИСТОЧНИКИ, А НЕ НЕСИТЕ ОТСЕБЯТИНУ! Понятия "ускорение" у Ньютона вообще НЕТ, как и формулы для Второго закона. "Ускорение" выдумали его последователи, - это самая большая глупость, которую только можно придумать!
Читайте "Математические начала натуральной философии" Исаака Ньютона!!!
Алекс Чистяков 02.03.2024 20:07 Заявить о нарушении
Понятие "масса" нужно изъять из всех учебников! И тогда такие науки, как химия и физика, потребуют взамен "атомной массы" использовать разработку ГРАФИЧЕСКОГО МИКРОСКОПА - изобретение Владимира Плетнёва.
Ньютон вообще не отличал "массу покоя" от "инерционной массы"!
Я вот только не пойму, почему псевдоучёные упорно игнорируют первоисточники???
Алекс Чистяков 02.03.2024 20:25 Заявить о нарушении
Тяжесть ниоткуда не берётся, это качество, которым материальный объект отличается от пространственного объекта, который обладает протяжённостью. Надо понимать, откуда берётся наше понимание о материи и пространстве - именно из нашего осознания протяжённости и ощущения тяжести.
А вот с тяготением история более сложная. Мы чувствуем иногда, что нас тяготит чьё-то присутствие, или что нас тяготит окружающая обстановка. Именно такое влияние материи на другую материю и есть "тяготение", и, как видите, это совсем не синоним свойства материи под названием "тяжесть", которую мы чувствуем, когда предмет держим в руках или когда он реально непосредственно давит на нас сверху. Тяготение это не выдуманное Ньютоном притяжение любых тел (такого нет вообще), а "напрягающее" действие материи, которое проявляется из-за субъективности Материи. Дело в том, что Пространство это всегда объект, все его участки и области это объекты. А Материя из материальных объектов, то есть частиц, собирается в физические тела, то есть в системы частиц. И каждая такая материальная система является Субъектом, имеющим собственное Бытие, то есть у неё есть возможность или необходимость воздействовать на другие физические тела или воспринимать их воздействия.
Вот как-то так о "тяжести" и "тяготении". И Вы правы, Алекс, всё это лишь мои представления, они исходят из очень простой схемы Мироустройства.
Борис Владимирович Пустозеров 03.03.2024 06:43 Заявить о нарушении
Лично меня в этой жизни ничего не тяготит.
Предлагаю на этом закончить затянувшуюся полемику, с уважением,
Алекс Чистяков 03.03.2024 23:22 Заявить о нарушении