Улево Селище, Сасовский район

УЛЕВО СЕЛИЩЕ

 Давно исчезнувшая деревенька, которая находилась севернее села Каргашино.
Я обратил внимание на это поселение, когда читал дело Карачинского об отказе земли 1798г. Приведу выдержку из этого документа.

РГАДА 1441-2-67

"(Л.20) ..
Лета тысяща седмь сот девяноста шестаго декабря в десятый на девять день вдова секунд майорша Катерина Иванова дочь Костелникова в роде своем не последнея продала Я Архангельскому господину вице губернатору и ковалеру Ивану Яковлевичу Карачинскому родовое недвижимое имение состоящее прежде бывшаго Шацкаго уезда что ныне Елатомской округи в пустоши а по писцовым книгам называемая деревня Улева ( в тексте встречается написание Улеева прим.авт.) Селища Мастищо тож на речке на Улевке значущее за предком моим дворянином Михайлою Рамановым сыном Алеевым з братьями ево по Шацким писцовым книгам в половине тое деревни дашедшее мне по наследству после покойной бабки моей родной дворянина Ивана Раманова сына Лапатина жены ево Федоры Семеновой дочери а ей Лапатиной дошедшее ж по наследству от матери ее дворянки Авдотьи Феоктистовой дочери Анисимовской жены Михайлова сына Алеева ис петнатцети четвертей за продажею прежде сего от меня Катерины ему ж Ивану трех четвертей с осминою еще три четверти с осминою ж в поле а в дву потому ж с угодьи за которое имение и взяла Я Катерина с него Ивана по договору денег серебреною рублевою монетою СТО рублей а на пред сей купчей оное имение иному никому не продано не заложено и ни у кого ни в каких крепостях не укреплена и ни за что не отписано а буде кто во оное у него Ивана и у наследников его почему ни есть станет вступаться то мне Катерине и наследникам моим его Ивана и наследников его от тех вступщиков очищать и убытков ни каких в том не доставить буде ж моим и наследников моих неочищением учинится ему Ивану и наследникам ево в том какие харчи и убытки или то проданное мною Катериною ему Ивану имение от него и от наследников ево почему нибудь х кому иному отойдет в таком случае взять (Л.20 об.) ему Ивану и наследникам его с меня Катерины и с наследников моих те свои данные мне денги..."

В описании ПГМ РГАДА узнал, что пустошь Улева находилась на 343 участке, а на карте ПГМ нашёл " Улевской Ржавец " и стало понятно , где эта деревня находилась , и название её по исчезнувшей речушке.

Деревня была описана в Шацких писцовых книгах в 1617г.

РГАДА 1209-1-530 ( составитель И.П.Алябьев ):

"(Л. 263) Запись 108;
За [Петром] за Васильевым сыном [Алеева] ево поместья [половина деревни Улева] селище, а в половине: двор помещиков; два двора люцких; (в) крестьянин Гришко Васильев, (в) бобыль Климко Богданов; двенатцать мест дворовых; пашни, добрые земли, осмина, да перелогу и лесом поросло восемьдесят шесть чети с осминою в поле, а в дву по тому ж; сена около поль (Л. 263 об.) и меж пашен шестьдесят копен; лес большой. ...

Запись 109
За Семеном, да за Володимером за Васильевыми детьми Алеева отца их поместья половина деревни Улева селища, а в половине: двор помещиков Володимеров; десять мест дворовых; пашни паханые, добрые земли, осмина, да перелогу и лесом поросло восемьдесят девять чети <...> восмь <...> (Л. 266 об.) с осминою в поле, а в дву по тому ж по сорок по пять чети без полуосмины за человеком; сена около поль и меж пашен шестьдесят копен; лес большой.
А сошного письма в живущем и впусте полполтрети и полполполчети сохи и не дошло в сошное письмо дву чети с полутретником.
А платить з живущего (Л. 267) Володимеру с осмины. "

В приложении фрагмент карты ПГМ 1790г.

Пичугин С.А. 2024г.


Рецензии