Аристотель Фиораванти

Почти пятьсот сорок лет назад, в преддверии Пасхи 1475 года, ворота московской крепости были посещены высокопоставленным итальянским гостем. Как утверждают летописи, в это лето Великого дня (Пасхи) Семен Толбузин, полномочный представитель Великого князя, привел с собой из Рима Аристотеля - итальянского мастера по строительству церквей и дворцов.

Вместе с Аристотелем прибыли его сын Андрей и молодой помощник Петруша. Приезд гостя был торжественно встречен, особенно потому, что он был хорошо известен, хоть и не лично, но по рекомендации Софьи Палеолог, супруги Великого князя Ивана Васильевича - принцессы, считающейся первой дамой Московского государства.

Аристотелю Фиораванти было уже шестьдесят лет, что для того времени считалось глубокой старостью. Он прибыл в Московию из своего родного города Болоньи, или как его называют в Италии, "Жирной Болоньи". Некоторые историки сомневаются в его имени, предполагая, что его настоящее имя было Родольфо, а прозвище Аристотеля он получил за свои значительные заслуги.

И действительно, у него было множество заслуг: Фиораванти проявил себя талантливым инженером и архитектором. Он перемещал башни в Болонье, корректировал течение реки Рено, исправил наклонившуюся звонницу в Ченто, а также участвовал в строительстве Пармского и Кремонского каналов. Он также строил крепости для венгерского короля Матиуша Корвина и спроектировал сохранившееся до сегодняшнего дня здание Палаццо дель Подеста в Болонье.
Почему бы не сказать, что Фиораванти - настоящий гений в духе античности, превосходящий даже Аристотеля? В эпоху Возрождения, особенно в XV веке, античность и античные имена были в моде. Чтобы дать представление о том, насколько велик был Фиораванти, можно упомянуть, что Микеланджело Буонаротти родился в то время, когда Фиораванти был в Москве, а Леонардо да Винчи вскоре после этого написал известную всему миру картину «Мадонна Бенуа», которая сейчас находится в Эрмитаже.

Тем не менее, Фиораванти уехал в Москву не из-за хорошей жизни. Во все времена, включая эпоху Возрождения, талантливые люди считались колдунами и чародеями в лучшем случае. Фиораванти даже был обвинен в фальсификации монет, но все его обвинения были опровергнуты документами, и его оправдали в суде. Как говорится, злые языки опаснее пистолетов, и это была одна из причин, по которой великий итальянский зодчий покинул свою родину и уехал в Москву.

В Москве тоже были свои варианты Аристотеля. Фиораванти был назначен главным строителем нового Успенского собора в Москве, который должен был стать главным храмом Русского государства. Он должен был воссоздать здание по образцу старого Успенского собора во Владимире.

Сначала пытались построить это здание самостоятельно, но почти готовое здание, строительство которого выиграли зодчие Кривцов и Мышкин (благодаря низкой цене), рухнуло в мае 1474 года. Это было, возможно, не только из-за плохого качества известкового раствора, о чем заявили "эксперты" из Пскова, но также существует предположение, что до Москвы донесся глухой грохот подземного грозового шторма. Все это говорит о том, что русское зодчество нуждалось в новых технологиях и свежей крови, и Фиораванти обладал именно этими качествами.
Однако, внедрение новых технологий столкнулось с трудностями. Оказалось, что в Москве отсутствует понимание обычных для Европы вещей, например, простых строительных инструментов, таких как строительная лебедка. Вместо использования металлических связей, здесь применялись деревянные. И, несмотря на пословицу "ломать – не строить", работы по разрушению обрушившихся стен проходили медленно.

Для решения этой проблемы Фиораванти использовал "барана" - окованное железом бревно-таран, раскачивающееся между трёх брусьев. Результат был впечатляющий - то, что обычно занимало три года, теперь выполнялось за одну неделю или даже быстрее. Не хватало качественного кирпича, поэтому был построен специальный завод по настоянию итальянского мастера.

Фиораванти проявил не только мастерство, но и умение учитывать местные традиции. Он отправился во Владимир для ознакомления с местными образцами.

Успенский собор, построенный по проекту Фиораванти, был возведён за менее чем пять лет. Он остается почти неизменным в течение пяти веков, за исключением небольшого погружения в землю. Храм вызывал благоговение и восхищение своей величественностью, яркостью и просторностью.

Впрочем, Успенский собор был только частью проекта реконструкции Московского Кремля. Существующая к тому времени крепость сильно обветшала, и она уже не соответствовала потребностям единого Русского государства. Фиораванти один не смог бы возвести новую цитадель за доступное время. Но у него был особый талант - создание секретных подземных ходов в Кремле, что заинтересовало Ивана III Васильевича и заставило его удерживать мастера.

Постепенно имя Фиораванти исчезает из исторических источников, вероятно, потому что он уже был пожилым человеком для тех времен. Однако, это не помешало ему командовать московской артиллерией в походе на Новгород. Но его тянуло домой, и однажды он решил сбежать, после того как его земляка казнили за неудачное лечение татарского князя.
Тем не менее, агрессивный старик был все еще необходим великому князю - в 1485 году, во время похода на Тверь, он снова командует артиллерийским обозом. После этого его следы окончательно исчезают. Но мастер Аристотель сделал свою поистине великую работу. И дело, конечно же, не ограничивается одним великолепным Успенским собором Московского Кремля.

Фиораванти открыл путь в полумифическую до того времени Московию для других итальянцев - Маркуса Руффо, обоих Алевизов, Пьетро Антонио Солари.

Затем последовали Доменико Трезини, Антонио Ринальди, Бартоломео Растрелли, Карло Росси, Джакомо Кваренги - в столицах. И, менее известные, но значительно влияющие на облик русской глубинки (например, в Шуе и в Мышкине), Гауденцио Маричелли и Иоганнес Манфрини. Однако первым из всех в этой "итальянской России" был все-таки Аристотель Фиораванти.


Рецензии