Бартоломео Франческо Растрелли

Бартоломео Франческо Растрелли, итальянского происхождения, был русским архитектором, известным как главный представитель русского барокко в середине 18 века. Он родился в 1700 году в Париже, где его отец, известный итальянский скульптор и архитектор, работал. Семья Растрелли была приглашена Петром I в Россию, и молодой Бартоломео оказался в Санкт-Петербурге, в то время самом развивающемся городе Европы. Там он стал помощником своего отца и обучался его мастерству. Впоследствии он получил образование в Европе.

Первые самостоятельные работы Растрелли включали модель Стрельнинского дворца, а также отделку интерьеров во дворцах Апраксина и Шафирова. Он также построил дом А. Кантемира в Петербурге, который был выполнен в стиле североевропейской архитектуры. После смерти Петра I, Растрелли остался в России и продолжил свою работу. В 1730-х годах он разработал проект каменного дворца для князя Долгорукого и новое здание Арсенала в Москве. В это время он также поженился и у него родились дети.

Настоящий талант Растрелли раскрылся во время правления Анны Иоанновны, которая назначила его придворным архитектором в 1730 году. Для императрицы он создал деревянный дворец на берегу Яузы (Анненгоф), а также новый Зимний дворец в Петербурге. Он также построил манеж на пустыре между Невским проспектом и Большой Морской улицей, а также дворцы в Курляндии - в Рундале и Митаве (ныне Елгава).
После переворота 1740 года, когда Анна Леопольдовна взошла на престол, Растрелли получил приказ вернуться в Петербург. Одной из наиболее значительных работ Растрелли в этот период была постройка деревянного Летнего дворца в Петербурге, который позже был разобран при возведении Инженерного замка.

Стиль архитектора начал немного меняться - сохраняя умеренный декор петровской архитектуры, Растрелли увеличивает пространственный размах своих работ. Он переосмыслил традиции европейского барокко, вдохновленный русской национальной художественной культурой. Он также применил характерные для русского зодчества колоколни, главы, крыльца и интересовался расцветкой стен, позолотой и растительными мотивами в декоре.

После восшествия на престол Елизаветы Петровны в 1741 году, Растрелли оставался востребованным. В 1746 году архитектору было поручено расширить Петергофский дворец, сохраняя при этом старый дом Петра I. Он работал над строительством Большого дворца в Петергофе с 1747 по 1752 год.

Во время правления Елизаветы Петровны архитектор выполнил огромную работу. Он также построил многочисленные городские дворцы и загородные усадьбы, включая дворец Воронцова, Строгановский дворец, завершил строительство Аничкова дворца и другие. Это был период наивысшего творчества Растрелли.

Две его самые известные постройки, ансамбль Смольного монастыря и Зимний дворец, впечатляют своей мощью и великолепием. Растрелли задумал эти постройки как городские ансамбли, замкнутые в себе. Зимний дворец на Дворцовой площади стал самым заметным зданием в петербургском стиле елизаветинского барокко и символом этого стиля.
Помимо строительства дворцов, Растрелли также преобразил русскую церковную архитектуру. В 1747–1750 годах он разработал проект по восстановлению Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря под Москвой и Андреевского собора в Киеве, строительство которого вел И.Мичурин. Одно из наиболее известных работ архитектора - реконструкция Екатерининского дворца в Царском Селе в 1752-1757 годах, который стал одним из самых уникальных дворцовых комплексов 18 века, отличающийся своей грандиозностью и великолепием. Растрелли также выполнил множество частных заказов, включая постройку дворца Чоглокова, дома Вильбоа, загородной дачи Сиверса, дома Шепелева и Гостиных дворов на Невском проспекте. Однако, после прихода Екатерины II на престол в 1762 году, Растрелли больше не получал значимых заказов из-за изменений в мире архитектуры. Столкнувшись с финансовыми трудностями, он попросил отпуск и отправился в Италию на год. По возвращении он подал прошение об отставке и был уволен по указу в 1763 году. Растрелли продолжил свою работу в Курляндии, где строил Рундальский и Митавский дворцы. Всего, он работал при нескольких императорах, но только Петр III удостоил его награды - звания генерал-майора и ордена Святой Анны. Растрелли умер в 1771 году в Санкт-Петербурге. В его честь названа площадь в Санкт-Петербурге, установлен памятник в Царском Селе и в сквере Манежной площади, а также названа галерея первого этажа Зимнего дворца.


Рецензии