Наша общая мечта о мире на Земле

Друзья!
Из Сети.

"30 января 2024 года в усадьбе Рерихов в Гималаях почтили память Святослава Николаевича Рериха, великого художника, мыслителя, общественного деятеля, верного сына России, подарившего миру красоту любимой им Индии, его второй духовной Родины. Искусство С.Н.Рериха отразило глубину традиций, богатство философской мысли, щедрые краски природы и сердечность людей этой удивительной страны. Оно укрепило культурный мост между двумя странами, распахнуло окно в сказочный мир Индии, который на его полотнах стал реальностью. Здесь его любят и почитают, как великого мастера и мудреца.
В день памяти Святослава Николаевича Рериха Международный Мемориальный Трест Рерихов (ММТР) посетила группа школьников из Наггара. Вместе с ними на скульптуры С.Н.Рериха и его супруги Девики Рани, установленные 1 мая 2022 года рядом с летней мастерской Святослава Николаевича, были возложены цветочные гирлянды из бархатцев. Такими же гирляндами почтили бронзовые бюсты его родителей Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов.
Индийский куратор ММТР Суреш Кумар рассказал ребятам о жизни Рерихов в Гималаях, деятельности научного института Урусвати, художественном творчестве Николая и Святослава Рерихов, показал летнюю мастерскую Святослава Николаевича, что было воспринято ими с неподдельным интересом. Помощник Российского куратора ММТР Валентина Виноградова также выступила перед гостями: «С.Н. Рерих, - отметила она, - был уверен, что именно красота, искусство, культура, которым он посвятил всю свою жизнь являются международным языком и могут объединить народы. Это особенно важно сегодня, когда взаимоотношения Индии и России становится все более интенсивными и плодотворными. Эти две страны, обладающие исключительно богатой историей в своем взаимодействии, опираясь на культурное наследие Рерихов, могут многое дать миру и представить вместе ту модель, тот образ будущего, где наша общая мечта о мире на земле, о сердечном понимании друг друга, свободе и творчестве станет реальностью».
Символично и знаменательно, что именно в этот день усадьбу посетили дети. В Бангалоре, где Святослав Николаевич прожил долгие годы, он создал академию художеств «Читракала Паришад». В течение многих лет Святослав Рерих принимал самое активное участие в руководстве одной из ведущих школ Индии, которую часто называют и одной из лучших в мире. Она носит имя известного индийского философа Ауробиндо Гхоша. Святослав Николаевич посещал школу ежедневно, был в курсе всех дел, и каждый его приход становился большим праздником для детей и учителей. Об этой школе говорили, как о «настоящем храме

Вопросы образования были для него далеко не отвлеченными. В одном из своих интервью Святослав Николаевич отмечал, что эстетическое и этическое воспитание должны быть связаны неразрывно и направлены на формирование «совершенного человека, которому принадлежит будущее».
Он был убежден, что главным «помощником» в этом является Прекрасное во всех его проявлениях. И потому переносил на свои полотна чарующие, утонченные, светоносные краски и образы тех прекрасных, неземных миров, свидетелем которых был он сам. Источник красоты в творчестве - сердце, в котором рождаются и живут самые сокровенные и чистые переживания и мечты. Россия и Индия знают и помнят истинный, вечный язык сердца, и неслучайно широта взглядов и высокие стремления этих двух народов нашли отражение в его великом искусстве, влекущем нас к Будущему. Созидать свою жизнь по законам Красоты - так он заповедал нам".https://icr.su/
...Други!
Прекрасные слова!
Вл.Назаров
***************
1.Культура - врата в Будущее.

 Материалы XIV Международного общественно-научного форума,
посвященного 125-летию со дня рождения Б.Н.Абрамова. Москва (онлайн), 31 июля 2022 г.
 VII Кузбасские чтения памяти Б.Н.Абрамова: доклады и выступления. Новокузнецк, 3-4 августа 2019 г.
 VIII Кузбасские чтения памяти Б.Н. Абрамова: доклады и выступления. Новокузнецк (онлайн), 1 августа 2021 г. [науч. ред. Е.В.Троянова; отв. ред.: Е.С.Кулакова]. Новокузнецк: ООО «Лотус-Пресс», 2023. 436 с.: ил.
Редакционная коллегия: Е.С. Кулакова, Н.Н.Величко, А.А.Лебеденко, Е.В.Троянова, В.С.Третьякова.
Сборник содержит материалы XIV Международного общественно-научного форума, посвященного 125-летию со дня рождения Б.Н.Абрамова, который состоялся 31 июля 2022 года в Москве (онлайн). Организатором форума выступил Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха. Соорганизаторы - Международный Центр Рерихов и Международный комитет по сохранению наследия Рерихов. В форуме приняли участие представители научной и культурной общественности из России, стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. В издании представлены доклады участников Международной общественно-научной конференции «”Учение знаменует Новую Эпоху”: Грани Агни Йоги о Живой Этике и путях развития нового космического мышления», материалы круглого стола «Актуальность идей Пакта Рериха», посвященного проблемам защиты культуры.
В сборник также вошли материалы VII Кузбасских чтений памяти Б.Н.Абрамова, состоявшихся в Новокузнецке в Сибирском государственном индустриальном университете и в библиотеке им. Д.С.Лихачева 3-4 августа 2019 года, и VIII Кузбасских чтений памяти Б.Н.Абрамова, состоявшихся 1 августа 2021 года в Новокузнецке в формате онлайн. Чтения были организованы
Международным Советом Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, Координационным Советом Рериховских организаций Кузбасса и Новокузнецким городским Рериховским обществом при поддержке Международного Центра Рерихов.
Сборник можно приобрести
в книжном интернет-магазине «Новый Мир24»:
www.new-world24.ru (доставка по России и миру)
https://icr.su/
**************
2.Лекция «Елена Ивановна Рерих. Великая Эпоха Женщины» в Казани

17 февраля 2024 года в Казани в рамках лектория «Держава Рерихов» состоялась лекция, приуроченная к 145-летию со дня рождения Елены Ивановны Рерих (12.02.1879 - 05.10.1955) - всемирно известного философа и ученого, наставника и главного устоя семьи Рерихов, вдохновительницы и спутницы Николая Константиновича Рериха. Они познакомились в 1899 году, 125 лет назад, и всю свою жизнь прошли рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. Николай Константинович и сыновья необычайно высоко ценили роль Елены Ивановны как светлого гения семьи.
Уже несколько лет Международный Центр Рерихов и Татарстанское рериховское культурное объединение являются организаторами лектория «Держава Рериха» в Государственном музее изобразительных искусств. Культурное пространство Казани совершенно уникально. Здесь веками создавался неповторимый сплав традиций, обычаев и культур наших народов. И сегодня роль Татарстана и его столицы в формировании будущей России как страны великой культуры, остается исключительно важной.
Благодаря непрерывной творческой работе, широкому спектру освещаемых тем, гостеприимству сотрудников музея жители Казани смогли подробно познакомиться с глубоким и многогранным наследием великой семьи Рерихов.
Перед началом мероприятия председатель Татарстанского рериховского культурного объединения Б.Г.Зайцев представил присутствующим новую книгу «Рерих», которая недавно вышла в серии «Жизнь замечательных людей». Эта книга вышла в свет к 150-летию Н.К.Рериха и представляет собой первую часть трилогии академика Л.В.Шапошниковой «Великое путешествие».
В этот раз лекцию представила слушателям Валентина Владимировна Виноградова, культуролог, искусствовед, педагог, аспирантка кафедры философии Московского педагогического государственного университета.
Тема лекции выбрана не случайно. Именно так - «Великая Эпоха Женщины» - называла наступающее время Елена Ивановна Рерих. Она связывала большие надежды с освобождением из многовекового духовного плена женского начала: «Все переживаемые и грядущие бедствия и космические катаклизмы имеют в основании причину - унижение женщины».
Благодаря лектору участники встречи мысленно перенеслись в глубину веков, чтобы вместе вспомнить, как благотворное воздействие женского начала, присущая ему духовная красота, не только вдохновляли мужчину, но и становились импульсом для расцвета стран и цивилизаций в разные периоды истории нашей планеты. Легендарные Кришна и Рукмини, Рама и Сита,
исторические пары Перикл и Аспазия, Эхнатон и Нефертити, Джодха и Акбар являли собой гармоничные союзы умов и сердец, их вдохновенное сотворчество формировало целые культурные эпохи.
Высший аспект женского начала в его космическом значении - Матерь Мира. Не случайно все древнейшие религии почитают Матерь Мира в образах женских божеств. Тема Матери Мира неоднократно звучит в литературных трудах и художественном творчестве Н.К.Рериха. Он посвящает ей самые прекрасные и возвышенные слова: «Матерь Мира. Сколько необыкновенно трогательного и мощного слилось в этом священном понятии всех веков и народов. Космическими волнами приближается это великое понятие к человеческому сознанию». Впервые образ Матери Мира Николай Константинович воплощает в своем полотне в 1924 году.
Высокий женский облик явила собой на Земле Елена Ивановна Рерих. Для осуществления своей миссии она прошла сложнейший маршрут Центрально-Азиатской экспедиции, который был под силу не каждому мужчине. В суровых условиях, среди опасностей, угрожавших жизни, она неизменно хранила мужество, спокойствие, ласковую улыбку и сердечное слово для тех, кому была необходима ее поддержка..
Философия космической реальности Живая Этика, созданная Е.И.Рерих вместе с Учителями Востока, стала цельной системой познания, позволяющей осмыслить единство земного и небесного, увидеть человека как часть Вселенной, осознать его космическую роль на Земле.
Елена Ивановна помогла поверить женщинам в их высокое предназначение и сама сполна выполнила свою миссию жены, матери, другини и вдохновительницы мужчины. Оба ее сына внесли величайший вклад в сокровищницу мировой культуры, отдали жизнь, как и родители, созиданию Нового Мира и до конца своих дней хранили в своем сердце нежную преданность той, что дала им земную жизнь и вдохновила на подвиг.
Младший сын, выдающийся художник и мыслитель Святослав Николаевич Рерих, писал о Матушке: «Всю свою земную жизнь Елена Ивановна всегда устремлялась в будущее, искала новых путей, новых решений земной правды и всегда приветствовала искателей этой новой жизни на земле. Она постоянно утверждала, что построение Нового Мира идет и что Новый Град будет создан трудом человеческим. Елена Ивановна всегда особенно подчеркивала значение человеческого труда во всех его проявлениях. Она глубоко любила свою Родину, пламенно верила в ее великое призвание и прекрасное будущее».
Любовь к Родине Елена Ивановна пронесла через всю свою жизнь. Долгие годы она находилась в далеких Гималаях, но помощь и мысли ее неизменно устремлялась к России.
Высокий образ женского начала, воплощенный в персонажах картин Николая Константиновича Рериха, стал одной из самых ярких и вдохновенных страниц его живописного творчества. «Ведущая», «Превыше гор», «Оттуда», «Труды Богоматери» и многие другие полотна Мастера посвящены Елене Ивановне Рерих. Они выразительно свидетельствуют о том, что именно она открыла нам врата «в Грядущее, в тот Новый Мир, для которого героическое творчество, соединяющее миры различных состояний материи во имя эволюционного продвижения человечества, будет не исключением, а правилом».
О великой планетарной роли, предназначении и возможностях женщин Е.И.Рерих неоднократно говорила в своих письмах. Каждая женщина призвана быть не только хранительницей домашнего очага, но, зажигая сердца силой своей любви, способна изменить мировоззрение всего общества, одухотворив его жизнь своим собственным примером
«Каждая женщина, - утверждала она, - в потенциале своем будущая Матерь Мира». И сейчас, когда человечество разъединяется и забыло высшие принципы бытия, «Должен подняться голос, призывающий к воскрешению Духа... Пусть теперь женщина -Матерь Мира - скажет: Да буДет Свет! Каков же буДет этот Свет и в чем буДет заключаться огненный поДвиг? - В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано - Любовь, Знание и Красота».
https://icr.su/
************
3.Не дать истории умереть: кто спасет псковскую Анастасиевскую часовню. Уникальный памятник ждут великие перемены

Анастасиевскую часовню в Пскове - памятник архитектуры и монументальной живописи 1911 года - совсем скоро ждут великие перемены. В этом году должны начаться работы по ее переносу и реставрации, главная задача которых - спасти находящиеся внутри фрески, выполненные по эскизам великого художника Николая Рериха.
Благотворительный фонд им. Е. И. Рерих вот уже пятый год борется за сохранение уникального культурного достояния, взывает к общественности и пытается донести: промедление смерти подобно. Без реставрации безвозвратно будут утеряны не только фрески, но и огромный пласт истории Псковской земли.
В интервью «МК в Пскове» президент Благотворительного фонда им. Е. И. Рерих Павел Журавихин рассказал, как фрески спасала вся Россия, какие трудности по их сохранению приходится преодолевать, и что ждет часовню в этом году.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Анастасиевская часовня — единственный дошедший до нас памятник, где сохранился весь ансамбль росписей Н. К. Рериха, включая Спаса Нерукотворного, Святого Николая, Богоматери — «Царицы-Небесной» и Святого Духа
«Камни, намагниченные историей»
- Павел Михайлович, в каком году Ваш фонд занялся вопросом сохранения Анастасиевской часовни? И почему?
- 7 февраля 2020 года мы увидели на сайте «Московский комсомолец в Пскове» статью «Без Минкульта никак: псковские музейщики взывают о помощи». В те же дни в Новосибирске проходил первый Международный съезд общественных рериховских организаций, связанных с сохранением наследия семьи Рерихов. Прочитав статью, мы увидели, что творится с наследием Николая Константиновича Рериха, в каком состоянии находится Анастасиевская часовня и ее фрески, созданные по эскизам художника. Тогда наш Фонд внес в резолюцию съезда пункт о том, чтобы обратиться в Минкультуры РФ и помочь Псковскому музею сохранить часовню.
Такое письмо в Министерство было направлено от имени 209 представителей более 100 рериховских организаций из 10 стран мира. Не дожидаясь от чиновников ответа, мы, сотрудники Фонда, совместно представителями Международного комитета по сохранению наследия Рерихов, поехали в Псков, чтобы на месте увидеть все своими глазами. Тогда мы впервые встретились с сотрудниками отдела хранения монументальной живописи Псковского музея под руководством Таисии Викторовны Кругловой - одним из опытнейших специалистов. Очень ценим сотрудничество с ней. Тогда, в 2020 году, нам показали исторические фотографии и материалы, мы побывали в часовне, увидели ее критическое состояние и гибнущие росписи.
В тот раз меня поразили глаза сотрудников музея. Я увидел в них такую глухую безнадежность и отчаяние! Многие годы они сражались за этот небольшой памятник, но мало что получалось, он умирал буквально на глазах. Представьте, на протяжении 20 лет все заявки музея на получение средств для реставрации часовни получали отказ в Министерстве культуры. И вот когда мы увидели и прочувствовали всю эту трагедию, то поняли, что мы не можем просто так стоять и наблюдать, как уничтожается наследие Николая Константиновича Рериха, уникальное наследие духовной культуры нашей страны.
Рерих ведь не случайно взялся за создание эскизов росписей для этого памятника. Он хорошо знал его историю, был тесно связан с Псковской землей кровными узами. В городе Острове жила его бабушка и мать. Его детство прошло в этих местах. В 1903-1904 годах во время своей знаменитой экспедиции по древнерусским городам он писал здесь картины, в том числе запечатлел ПсковоПечорский монастырь, церковь Успения Богородицы с Пароменья, что рядом с часовней. И это живое чувство Родины он воплотил в этих росписях. В них выразилась великая мысль великого художника. Мысль о духовной защите многострадальной русской земли со стороны Небесных Сил.
У Николая Рериха есть такая фраза: «Камни, намагниченные историей». Это очень важный ключ к пониманию, почему нужно сохранять памятники культуры. Представьте, тысячи людей приходили молиться в Анастасиевскую часовню до 1917 года. Все эти устремления мыслей и чувств в ее стенах и фресках. После она стала живым свидетелем революционных событий, богоборчества, когда с нее сняли крест, разрушили главу, превратили в газетный киоск, керосиновую лавку. Потом трижды взрывали Ольгинский мост, на котором часовня стояла - в Гражданскую войну, в Великую Отечественную. Она все это пережила, поэтому часовня - живой свидетель истории. Не просто каменная постройка, а памятник, впитавший в себя память - чувства и мысли нескольких поколений.
- С чего начались работы по спасению памятника?
- С ответа из Минкульта о том, что в 21 раз очередная заявка от Псковского музея отклонена, денег нет. Раз нет, решили мы, значит, будем другими способами бороться за памятник. Вот тогда Фонд создал благотворительную программу по сбору средств на сохранение часовни. Был апрель 2020 года, когда в России ввели самый жестокий карантин, все сидели по домам из-за ковида. Во времени и пространстве неожиданно совпали две эпидемии. Та, что разразилась в XXI веке и другая, случившаяся за триста лет до этого, в начале XVIII века, когда Псков буквально вымирал от моровой язвы. Возведение первой, еще деревянной часовни Святой Анастасии, по преданию, остановило смертельную болезнь. Так уж получилось, что в разгар нынешней эпидемии мы начали бороться за жизнь уже самого памятника.
- Расскажите, какой вклад Благотворительный фонд внес в сохранение часовни?
С 2020 года мы ведем сбор народных пожертвований на сохранение росписей Анастасиевской часовни. Удалось собрать 2 млн 763 тысячи рублей. Для привлечения внимания к судьбе памятника мы выпустили документальный фильм «Анастасия» - значит «возрождение», создали передвижную выставку «Хранительница Пскова». Она экспонировалась в Псковском музее-заповеднике, в Общественной палате Российской Федерации, во Всероссийском музее декоративного искусства, в этом году также намерены продолжать маршрут этой выставки. Занимаемся организацией благотворительных концертов по сбору средств. Такие концерты, к примеру, состоялись в Псковской филармонии, в Мемориальном музее А.Н. Скрябина в Москве.
Наши усилия по спасению фресок часовни поддержали многие известные люди. Например, выдающийся российский дирижер с мировым именем Юрий Тимерканов, президент Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Винер, Народные артисты России Александр Градский и Светлана Крючкова, известная оперная певица Любовь Казарновская, Посол доброй воли ЮНЕСКО Александра Очирова и многие другие. Очень ценим поддержку губернатора Псковской области Михаила Ведерникова, благодарны ему и всем людям, которые участвуют в судьбе Анастасиевской часовни. Отдельная благодарность Фонду сохранения исторического наследия «Внимание».
Хирургическая нейрооперация
- Какие работы были проведены в результате объявленного Фондом сбора средств?
- В 2020 году Фонд направил первые собранные 600 тысяч рублей на создание проекта реставрации росписей. В следующем году мы профинансировали противоаварийные работы внутри часовни по живописи. Укрепление красочного слоя было необходимо, потому что живопись находилась в ужасном состоянии, красочный слой в некоторых местах буквально висел на волоске и его нужно было срочно укреплять. Работы ведут специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ), которые прекрасно знают псковские памятники.
Они же очистили росписи. Подобные работы не проводились десятки лет. Даже сами реставраторы были поражены, когда начали расчистку. Как они говорили, синева лазури выступила из-под копоти и грязи, накопившихся за десятки лет. Ведь рядом Ольгинский мост с потоком автотранспорта. Кроме того, были удалены грибок и плесень вызывающие разрушение красочного слоя. После этого вся часовня изнутри была заклеена специальной реставрационной бумагой, чтобы во время переноса живопись не осыпалась.
- Почему угроза фрескам до сих пор остается, несмотря на проведенные работы?
- Потому что в таких неотапливаемых памятниках живопись заклеивают на полгода, у нас же прошло уже два. Как показывает наблюдение, идет подсос воды, проникновение влаги через окна. Не дай Бог, она попадет под реставрационную бумагу, это приведет к необратимым потерям красочного слоя. В этот раз специалисты не смогут защитить фрески от грибка, что приведет к их полному уничтожению.
Ситуация сейчас непредсказуема, поэтому реставраторы советуют как можно скорее начать работы. Но перед этим нужно сперва перенести часовню и провести архитектурную реставрацию. Только после этого начнется окончательная реставрация живописи, и мы надеемся, что утрат не будет.
- Что требуется для реставрации живописи? Известны ли уже конкретные сроки проведения работ?
- Нужна финансовая помощь. Мы смогли собрать средства на реставрацию росписей в ценах 2020 года, но в конце 2023 года стоимость работ из-за инфляции выросла вдвое, и сейчас нам необходимо собрать дополнительно еще 2 млн рублей. Это нужно успеть сделать пока будет проводиться перенос часовни на новое место и ее последующая архитектурная реставрация. Очень надеемся, что производственные работы начнутся в самое ближайшее время. Осталось только пройти государственную экспертизу проекта. Этим сейчас занимается фирма «Артруст» из Санкт-Петербурга. Перенос такого хрупкого остроаварийного памятника дело очень сложное, как хирургическая нейрооперация. Нет права на ошибку. Если все сложится удачно, то есть шанс в сентябре выйти на работы по реставрации живописи.
«Не знающий прошлого, не может думать о будущем»
- Объем проделанной Вашим Фондом работы поистине колоссальный. Но возникает вопрос: почему спасением уникального памятника занимаетесь Вы, а не Министерство культуры? Разве это не их непосредственные обязанности заниматься сохранением подобных объектов?
- Поймите, культура - не прерогатива чиновников. Они ее не создают. Мое глубокое убеждение в том, что министерство должно помогать сберегать народное достояние, но только неравнодушные люди, понимающие, что такое культура могут по-настоящему, с сердечным трепетом, защищать и сохранять культурное достояние. Это достояние создает народ, значит сами люди и должны участвовать в сбережении своих священных ценностей жизни. Когда придет такое осознание, тогда многое в нашей стране изменится к лучшему.
А, если мы живем с иждивенческим мировоззрением и считаем, что культуру должны сохранять чиновники Министерства культуры, то у нас будет происходить то, что происходит. Россия ежегодно теряет сотни памятников.
Как говорил Рерих: «Не знающий прошлого, не может думать о будущем». Страна - это ведь не земля и территория. Страна - это народ, который на данной территории живет, одухотворяя это пространство на протяжении всей истории своего существования. Мы говорим «корни народа», а что это значит? Это значит история его духовной жизни, которая находит свое отражение в достижениях и накоплениях культуры. Лишь благодаря культуре человек идентифицирует себя как представитель данного народа, носитель определенных нравственных ценностей, которые передаются от поколения к поколению. Если такой культурной преемственности нет получается толпа, население, которое автономно живет само по себе одним днем, не зная ни прошлого, ни будущего.
Именно культурная преемственность между поколениями выстраивает духовную ось народной жизни. Вот почему если мы не сохраняем прошлое, то мы не можем строить и будущее, потому что нет исторического и культурного фундамента, скрепляющего общественную жизнь.
- В 2024 году в России будут отмечать 150-летие со дня рождения художника Николая Рериха. По вашему мнению, смогут ли успеть привести часовню в порядок в этом году? И планируете ли вы лично приехать, чтобы увидеть ход работ?
Мне очень хочется надеяться, что часовня Святой Анастасии будет полностью отреставрирована в этом году. В этом вопросе мы тесно сотрудничаем с Псковским музеем-заповедником, с АНО «Возрождение объектов культурного наследия в г. Пскове (Псковской области)» и с фирмой «Артруст». Конечно, мы будем продолжать участвовать в судьбе часовни, прежде всего, собирать средства на реставрацию ее росписей и финансировать эти работы. Мы также планируем приехать со съемочной группой, чтобы заснять для истории весь процесс переноса и реставрации памятника. Не исключаю, что будет продолжение фильма «Анастасия - значит «возрождение», где мы расскажем о возрождении Анастасиевской часовни - этой святыни Пскова.
https://www.mk-pskov.ru/social
******************
4.В Пензе открылась экспозиция, посвященная 150-летию Н.К.Рериха и 120-летию его путешествия «по старине»

Более столетия назад прозвучал зов Николая Константиновича Рериха изучать и бережно сохранять наследие старины. Многими его зов был услышан. Сегодня этим вопросам посвящены многие культурно-образовательные и выставочные проекты. Один из них был представлен 9 февраля 2024 года в Губернаторском доме - корпусе № 2 Пензенской областной картинной галереи имени К.А.Савицкого.
Этот выставочный проект, посвященный 150-летию великого русского художника, ученого, философа и мыслителя-гуманиста Н.К.Рериха (1874-1947) и 120-летию его путешествия по старинным русским городам, объединил выставку Международного Центра Рерихов «Красота старины - устой настоящего и мост в будущее» и выставку живописных работ сызранской художницы Марии Гавриловой «По древним городам вслед за Рерихом». Организаторами проекта в Пензе стали рериховские общества городов Сызрани и Заречного (Пензенская область).
В 1903 году Николай Константинович Рерих вместе со своей супругой Еленой Ивановной посетил более 40 городов, связанных с русской историей. Николай Константинович писал этюды, изучал древнерусскую архитектуру различных эпох и школ, исследовал старинную живопись, фрески, иконы, предметы прикладного искусства, собирал народные сказания. Елена Ивановна фотографировала памятники древнерусского зодчества. Архитектурная серия работ Н.К.Рериха, созданная во время путешествия, вызвала большой интерес к старине.
Этот интерес к архитектурным памятникам со временем не угас и нашел продолжение в творчестве современных художников. В их числе - Мария Юрьевна Гаврилова, член Творческого союза художников России (Самарское отделение), заведующая отделом Краеведческого музея г.Сызрани. Мария Юрьевна окончила живописно-педагогическое отделение Пензенского художественного училища имени К.А.Савицкого. В экспозиции выставки представлены изображения не только храмов и монастырей Углича, Переславля-Залесского, Ростова Великого, соборов Сызрани и Астрахани, но и старинных домов и улочек Пензы.
9 февраля 2024 года залы Губернаторского дома Пензы заполнили многочисленные любители живописи. В своем приветственном слове заведующая экспозиционно-выставочным отделом картинной галереи Н.В.Санталова поблагодарила организаторов экспозиции и отметила: «Выставочный проект уникален тем, что это взгляд на города сквозь призму времени: из прошлого и настоящего».
Радостными улыбками гости и участники мероприятия встретили музыкальное поздравление пензенского Народного (образцового)
коллектива — фольклорного ансамбля «росиночка» детско-юношеского центра «звездный» (руководитель — нина Дмитриевна Шутова, Почетный работник общего образования РФ). В исполнении юных артистов зазвучала сама Русь многоголосная, пела душа
народа.
Торжественную часть открытия экспозиции руководство картинной галереи предложило провести председателю Рериховского общества г.Заречного, члену Российского союза писателей О.В.Слеповой. В унисон с исполненными русскими песнями прозвучали ее стихотворения, посвященные Н.К.Рериху и его завету оберегать святыни народные, из нового поэтического сборника «Зов Старины», изданного к 150-летию великого русского художника и мыслителя.
Любовь Владиславовна Хоменок, кандидат педагогических наук, музеолог, руководитель отдела развития общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР (Москва), зачитала благодарственное письмо вице-президента Международного Центра Рерихов (МЦР) А.В.Стеценко, адресованное К.В.Застрожному, директору Пензенской областной картинной галереи имени К.А.Савицкого.
Любовь Владиславовна рассказала присутствующим о выставочном проекте МЦР «Красота старины — устой настоящего и мост в будущее», подарила картинной галерее журнал «Культура и время» и недавно изданную книгу ведущего исследователя творчества Рерихов Л.В.Шапошниковой «Николай Рерих», которая представляет собой первую часть трилогии «Великое путешествие». Книга недавно вышла в свет в серии «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ) и открыла череду мероприятий МЦР по празднованию 150летнего юбилея всемирно известного деятеля русской и мировой культуры.
Выставку «По древним городам вслед за Рерихом» представила председатель Общества Рерихов г. Сызрани Н.Г.Зоткина. Она отметила, что проект, объединивший две выставки, стал возможен благодаря взаимному сотрудничеству с Международным Центром Рерихов рериховских обществ городов Сызрани и Заречного, причем такой межрегиональный культурный проект уже не первый в практике работы обществ.
Как сообщила О.В.Слепова, зареченское и сызранское общества входят в Содружество рериховских организаций, и к открытию экспозиции получено приветствие от имени Э.П.Чистяковой, председателя Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха. В этом письме выражается искренняя признательность организаторам выставочного проекта и всем, кто оказал поддержку в его реализации.
Торжественная часть завершилась выступлением художницы Марии Юрьевны Гавриловой, услышавшей зов Н.К.Рериха. Она сердечно поблагодарила сотрудников картинной галереи и рериховских обществ за возможность принять участие в выставочном проекте «Красота старины — устой настоящего и мост в будущее».
Затем для гостей Губернаторского дома были проведены экскурсии по экспозиции выставок, вызвавшие большое внимание и глубокий интерес.
После завершения выставочного проекта в Пензе, он продолжит свой маршрут и направится в Сызрань, а затем в Тольятти.
https://icr.su/
*******************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
29 февраля 2024 года.


Рецензии