Сынок

   
 1964 год, я лейтенант, мне 24 года, холост, окончил военно -  инженерное  училище, прослужил два года командиром взвода, за июль месяц сдал девять экзаменов, стал мастером спорта по прыжкам в высоту и поступил в два ВУЗ-а.         

В академию им. А.Ф.Можайского сдал 5 экзаменов:
 литература 4, физика 5, французский язык 5, математика письменно 3, математика устно 3. 

В институте Лесгафта ( физкультурный)поступая на заочное обучение сдал четыре  экзамена: литература 5, физика 5, химия 5 и спортивные дисциплины 5.
 
При сдаче спортивных дисциплин ( бег, прыжки, подтягивание, плавание ),впервые преодолел высоту 200 см и выполнил норму мастера спорта СССР.

Экзамен принимали преподаватели имевшие всесоюзную судейскую квалификацию.
Был составлен официальный протокол и все документы на присвоение звания отправлены в Москву.

С 1 сентября начались занятия в академии.

Проучившись всего 7 дней, меня как в былые времена, когда был курсантом в инженерном училище, с командой легкоатлетов отправили на соревнования ракетных войск в город Харьков.

Спортсменов, прибывающих из разных воинских частей, размещали в большой казарме танкового училища, где произошла моя неожиданная встреча с ст. лейтенантом Донцовым, пойманного мной с товарищем, месяц назад  при поступлении в академию,за воровство денег у офицеров,и отчисленного в часть            (рассказ « Абитуриент »).

Выступать на соревнованиях, в которых участвует офицер-вор я отказался,
Выйдя на середину казармы , громогласно объяснил причину, получив поддержку всех офицеров и солдат.

Первый раз изгнали вора в лагере и избавились от конкурента при поступлении в академию.

Второй раз изгнали вора и избавились от спортивного соперника.
 
Выступил удачно, занял первое место по прыжкам в высоту с результатом 196 см. 

Сентябрь 1964 года выдался тёплым и в академии начались соревнования между факультетами по легкой атлетике.
 
Я метаю диск и копьё, толкаю ядро, прыгаю в высоту, длину …
Как в былые времена в училище - не жизнь, а одни сборы и соревнования!

За команду факультета  играю в волейбол, баскетбол, вплоть до игры в городки
(благо, когда-то играл 2-3 раза в СВУ, в летнем лагере).

Бурное начало спортивной деятельности вместо учёбы, не прошло бесследно.
 
Пропуск занятий (это не былое инженерное училище!) сказался в первом-же семестре: в декабре по математическому анализу получил оценку 2.

Вместо зимних каникул ( как и при поступлении  в академию), сидел день и ночь, но матанализ пересдал и больше таких «проколов » не было.
 
Вдвоём с товарищем, сняли у Эсфирь Самуиловны комнату за 30 рублей в месяц,
на ул. Рылеева, рядом с метро «Чернышевская »

 Чем запомнились первые месяцы ?

Вход в академию был со стороны Ждановской набережной и улицы Красного курсанта.

Начиная с 8 часов утра, к академии подходили один за одним  троллейбусы №1 битком набитые офицерами.
Вываливаясь из троллейбуса сразу попадали в руки патрулей, в звании майора до полковника. 

Быстро оценив блеск обуви и чистоту бритой физиономии,начальник патруля обращал  внимание на наличие у слушателя в ЛЕВОЙ руке  КОРИЧНЕВЫХ  ПЕРЧАТОК (не обязательно пары, пусть ОДНА!, но чтобы была ВИДНА перчатка – ОБЯЗАТЕЛЬНО!) 
Задерживал  культурно и корректно, с соблюдением всех требований Устава. 

 « Товарищ лейтенант, вы нарушаете форму одежды !
 У вас  перчатки чёрные, а должны быть КОРИЧНЕВЫЕ ! 
 О ГРУБЕЙШЕМ НАРУШЕНИИ  и  сделанном Вам замечании доложите начальнику курса !»
 ( фамилия лейтенанта записывал в кондуит).

На другой день, на утреннем построении, начальник курса зачитывал фамилии нарушителей и объявлял на первый раз замечание, далее по восходящей: выговор, строгий выговор, ну а потом слушатель превращался уже в злостного и неисправимого нарушителя воинской дисциплины.
 
На служебных собраниях офицеров, когда уже не о чём было говорить, чтобы заполнить паузу, «всплывал» разговор о перчатках и этом злостном нарушителе.
 
Офицеру перчатки не выдаются, а промышленность не выпускала коричневые.
 Кто в Германии служил, тот себе на всю жизнь пар двадцать накупил.
 А кто не служил, вот тех патрули и ловили.

Опытный лейтенант, чтобы не нарваться на бОльшее взыскание, ни в какие оправдания с патрулём не вступал: стоял, молча и моргал.

В пятницу после окончания занятий, проводилась так называемая читка приказов Министра Обороны (какие происшествия случились в армии за неделю: кто застрелился или кого застрелили, кто сунул палец в розетку или утонул и т. д

Перед праздниками обязательно в секретную часть факультета сдавались все  пишущие машинки (оттиски шрифтов находились в первом отделе).
Власть боялась появления каких-либо антисоветских листовок, прокламаций.

Запомнилось кафе « Пилот » на Чкаловском проспекте, недалеко от академии, где фирменным блюдом были вкуснейшие чебуреки, а вечером в зале дым столбом и гул от подвыпивших офицеров.

На каждом факультете имелся небольшой буфет.
Во время коротких перерывов, образовывалась очередь за сардельками и ..ПИВОМ !, но в 65 году продажу пива запретили, так как участились случаи, что попив в перерыве занятий пивка, слушатель в звании лейтенант уже плохо соображал, где он находится( старожилы  из господ офицерОв  ещё помнили  времена, когда во время войны, в буфете продавалась водка).
Холостяки и многие семейные, обычно приносили с собой бутерброды завернутые в газетку, чем и коротали обеденные перерывы.

Запомнился случай с  начальником курса  одного из факультетов, в звании подполковник.

Когда он шел по территории академии (вокруг стадиона), все лейтенанты, завидев его, словно испуганные воробьи разлетались в разные стороны: обязательно остановит, придерется и сделает замечание, о котором ты обязан доложить начальнику курса.

В офицерской столовой столы на 4 человека.
Меню писАлось от руки, напротив блюда указывалась его стоимость.

 Заказ принимала и обслуживала официантка, но пообедав, каждый офицер самостоятельно подсчитывал сумму и уходя, на блюдце оставлял деньги или брал сдачу.

Через 2-3 месяца, после начала такого эксперимента, начальник столовой стал  замечать недостачу.
Не знаю как, но официантки вычислили, выследили и поймали вора.

Им оказался описанный выше НАЧАЛЬНИК КУРСА, которого на другой же день уволили из армии.
 Воспитание у офицеров порядочности и честности не прижилось, деньги снова стали получать официантки.

 Воровали не только старшие лейтенанты у своего брата(рассказ «Абитуриенты»), но и ПОЗОР ! - подполковник, начальник курса,воспитатель подчинённых ему офицеров, оказался вором.

 Сейчас, через 50 лет в порядке вещей, регулярно сообщается в прессе, что ловят уже не лейтенантов и подполковников, а генералов, генерал–полковников, заместителей министра обороны, но и воруют бывшие «товарищи», а ныне «господа!»,
теперь не копейки, а миллионы и миллиарды рублей.

Так, за два–три  послевоенного поколения, изменилось понятие офицерской чести.

Перед началом занятий в 9 часов и после окончания, обязательное построение курса, на котором доводился план работы на следующий день,  проводилось какое – либо мероприятие или собрание.

Запомнилась сценка, когда после утреннего развода на занятия, наш начальник курса, подмигнув своему товарищу подполковнику, который вел группу метеорологов,   таинственно сказал  :
« Иван  Иванович, пора отметиться по 5-му  параграфу ! ».

Перейдя  Тучков мост (до 1967 года  он стоял на деревянных сваях ) или переехав на трамвае (который при движении раскачивался вместе с мостом из стороны в сторону),  на пересечении Съездовской линии ( ныне Кадетской ) и Среднего проспекта, находилась всем известная * Рюмочная*.

 Рядом с буфетчицей, лихо наливавшей в стопки водку, за стеклом, в рамке  обсиженной мухами, висел тот самый таинственный ПАРАГРАФ № 5.
 
Постановление ЛЕНГОРИСПОЛКОМА с заботой о здоровье ленинградцев, гласило:       « Отпуск в одни руки 75 грамм водки, с ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ! предоставлением  бутерброда с колбасой, килькой или сыром ». Власти заботились о народе!

С середины 60–х годов, с началом « холодной войны », с целью противодействия американской пропаганде, политический отдел академии стал насаждать,
 так называемую « КОНТРПРОПАГАНДУ ».

 На всех кафедрах, при изучении любых дисциплин: математика,теория вероятности, теоретическая механика, не говоря о технических дисциплинах, все преподаватели  были ОБЯЗАНЫ (за чем следили начальники кафедр, посещая лекции своих подчиненных ), приводить (где надо и не надо!) примеры приоритета советских, особенно  военных учёных и изобретателей, над американскими.

В нашей академии, готовившей инженеров для авиации и ракетных войск, в мастерских и учебных лабораториях (в пику нашей контрпропаганде, против которой не попрёшь) ВСЁ! оборудование и приборы были ТРОФЕЙНЫЕ НЕМЕЦКИЕ, вывезенные после войны из Германии.

Будучи инженером  на кафедре баллистики, при проведении лабораторных занятий по курсу ЛИРИКА ( летные испытания ракет и космических аппаратов ),
 обучал курсантов до 1988г. ( через 40 лет после войны ! ) используя не отечественный, а НЕМЕЦКИЙ  трофейный  кинотеодолит, возможно работавший ещё при испытаниях первых немецких ракет ФАУ-1.

Метеорологическое оборудование - НЕМЕЦКОЕ.
 Станки токарные, фрезерные и иные – НЕМЕЦКИЕ.

 Вот  и проводи  контрпропаганду, говори об отечественных успехах, когда всё взято от побеждённых, а отечественным прибором оставалась пудовая кувалда.

Со временем откроется тайна, что и атомную бомбу мы не изобрели,
а говоря словами президента:  «Цап, царапнули !» у американцев.

 Первую ракету Р–1 Королёву С.П. помогали изготовить непосредственно немецкие специалисты, вывезенные с семьями в СССР ( более 500 человек ), но об этом и многом другом в 60–е годы, обучаясь в ракетной академии мы ничего не знали.
 
 В коридорах были размещены большие, красочные портреты наших военных учёных, а внизу кратко, на латунной блестящей табличке, изложен жизненный путь  изобретателей обрывавшийся в промежутке 1937 -39 год.

 Через 20 лет, с началом гласности, с первых выпусков журнала «Огонёк », который все ждали с нетерпением,  стали открываться многие тайны.

При проведении учебного процесса, рвение отдельных преподавателей доходило до смешного.

Полковник N, преподаватель военной кафедры,перед началом занятий по СТРОЕВОЙ  подготовке, обязательно, минут 7-10 отводил обзору ВОЕННО - –ПОЛИТИЧЕСКОЙ  обстановки в мире.

В ПЕРВУЮ очередь он подробно, с цифрами и фактами освещал МЕЖДУНАРОДНУЮ   обстановку, делая вывод о КАТАСТРОФИЧЕСКОМ  положении в капиталистическом мире.

Во ВТОРУЮ очередь о наших головокружительных УСПЕХАХ во всех областях народного хозяйства(производство цемента, угля, чугуна )и наконец,

В ТРЕТЬИХ, указывал скромно наши НЕДОСТАТКИ, которые порой СМАЗЫВАЛИ все успехи   второй части.

 Он так « взвинчивал нервы » обучаемым, что через пять минут все были убеждены:   ДА!, мы окружены со всех сторон злобными, оскалившимися империалистами и только своим ревностным отношением к строевой подготовке: высотой поднятой ноги, отмашкой рук назад до отказа, образцовым отданием воинской чести, можем укрепить боеготовность Родины.

Запомнилось собрание офицеров, на котором начальник курса полковник Сидоров Б.И.  зачитал приказ о награждении меня за спортивные успехи призом :
в картонной коробочке лежала позолоченная чайная ложечка, ручка которой была покрыта цветной эмалью.

«Офицеру !, лейтенанту !, холостяку !  такой приз –
 ЧАЙНАЯ ЛОЖКА ! » - для меня  было оскорблением и ПОЗОРОМ!!!

 По форме все правильно.
 Есть приказ по академии № 1039 от 8. 12. 67г  о награждении отличившихся спортсменов (сохранилась выписка !).

Начфин выдал работнице своего отдела деньги подотчет и отправил в магазины за покупкой призов.
 Женщина купила то, что ей нравилось и хотелось бы иметь дома.

 Для отчета, в ведомости указан приз и его стоимость, а напротив оставлено место для подписи.

 Я категорически отказался принимать такой приз и расписываться:
«Лучше объявите благодарность офицеру, снимите взыскание, но не позорьте !»

Начальник курса сдавать приз и ведомость без объяснения причины и моей подписи,  не стал.

 На другой день, когда я тренировался в зале академии, пришел Борис Иванович с злополучной ложкой и  ведомостью.
 
«Володя, СЫНОК, не дури, возьми и распишись!».

Меня «взорвало »: « Товарищ полковник, я для вас НЕ СЫНОК и не Володя,
а старший лейтенант Харченко, принимать всякие ложки и расписываться не буду и не упрашивайте ! »

Учиться ПЕРВЫЕ 3 года было очень тяжело.

Утром к 9 часам прибыть в академию, занятия до 15 часов, обед (где и как придётся ).

Тренировка в зале или на Зимнем стадионе, далее в институт физкультуры 
или в Дом офицеров на курсы гитары.

 Вечером ужин в кафе или куском «Украинской» колбасы и пакетом кефира.
 Приходил поздно вечером, что-то делал из заданий и ложился спать.

Обучаясь в институте физкультуры заочно, за один год сдал экзамены досрочно за   первый и второй курс, но когда дело дошло до практического экзамена по анатомии, я не смог преодолеет в себе чувство брезгливости и взять в руки мертвое человеческое тело.

Анатомичка в институте Лесгафта в 1964 году была оборудована в подвальном помещении.
 
Входящего в зал,в застеклённом шкафу, встречал скелет человека среднего роста.
Внизу бронзовая табличка на которой написано, что такой–то знаменитый петербургский штангист, в таком–то году, завещал студентам для изучения, в качестве пособия  свой скелет.
Поздоровавшись с чудиком, спускаемся в препараторскую.

На столах покрытых оцинкованным железом, в силуминовых банных тазах для ног,  лежат внутренности.
За столами стоят студенты и без перчаток, руками берут фрагменты рук, ног и
 себе под нос шепчат: « Мышца двуглавая, плечевая, трапециевидная, дельтовидная, икроножная »

Я был в форме: брюки галифе, китель, сапоги, но руки держал в карманах,
 и ни до чего не дотрагивался.

В конце помещения, за стеклянной дверью, в небольшой комнате стояла чугунная, эмалированная ванна наполненная желтым раствором формалина.
 
 На деревянной решетке, лицом вниз, лежала отрубленная до пояса, половина человека.

Мне не было плохо, я в обморок не падал, но после посещения анатомички, месяца два–три, питаясь в столовых и кафе не мог есть суп: серый цвет мяса вызывал  отвращение и напоминал тот труп.

 Были еще две попытки осилить практическую анатомию, но на третьей - собрал все учебники, пошел в библиотеку института и сдал. Решил анатомией себя не мучить.

В мае 2023 года, спустя 60 лет, пришёл в институт физкультуры и на кафедре анатомии встретился с " старым " моим знакомым, все так-же стоящим в застекленном шкафу - Эдуардом Ивановичем Лусталло - знаменитым фехтовальщиком,гимнастом, пловцом, тренером - педагогом.
Родился в Бордо в 1859 году в семье знаменитого спортсмена  - боксера и пловца.
В 23 года поступил в военную школу физического воспитания. Окончил с золотой медалью.
В 1897 году приглашен в Петербург. После революции принял советское гражданство.
В 1919 году поступил на военную службу и преподавал в морской школе ( ныне военно - морское училище им.Фрунзе)
Умер 9 марта 1931 года и своё тело просил передать институту П.Ф. Лесгафта для изучения, что и было исполнено, с разрешения жены и его друзей,
Скелет атлета бережно хранится в анатомическом музее Академии.


Наш курс, был ТРЕТЬИМ  набором военных баллистиков, для работы в ОПД
(отдел подготовки данных)прицеливания, расчета заправки и пуска ракет.

Учебная программа создавалась методом проб и ошибок, а потому, чтобы заполнить учебные часы, давалось всё что попадет под руку: электротехника, черчение, геодезия,  начертательная  геометрия, техническая электроника и прочее.
Высшая математика:
а) аналитическая геометрия;
б) математически анализ и специальные главы высшей математики.

Теоретическая механика. Теория вероятностей. Методы исследования операций.
Основы операционного исчисления. Векторный анализ и прочее.

В первые 3 года обучения, в ущерб специальной подготовке, особенно много времени, нервов и сил тратилось, как показала жизнь, на ненужные в таком объёме   общественно – политические дисциплины. 

1.История КПСС;
2.Марксистско – ленинская философия;
3. Политическая экономика;
4. Научный коммунизм;
5.Партийно – политическая работа в ВС.

Ценились не конкретные знания инженера, а его политическая активность, показной патриотизм на словах, преданность идеям партии и правительства, что на деле превращалось в пустословие, восхваление мнимых заслуг руководителей и лицемерие.
КАК СЛЕДСТВИЕ такого обучения : сейчас пожинаем - ПАДЕНИЕ РАКЕТ и подготовку СПУТНИКОВ.

Под личиной высшего военного образовании, готовились политические дьячки и попы, но это не спасло от развала Союза.

Уничтожение большевиками религиозной идеи, не означало ликвидацию религии как таковой, а было по сути создание НОВОЙ РЕЛИГИИ с новыми отцами церкви  (ПОЛИТБЮРО ), пророки и апостолы в лице ( ПОЛИТОТДЕЛОВ ), иконы (ПОРТРЕТЫ членов ПОЛИТБЮРО), священные писания (работы Ленина, Сталина, Брежнева ) и дьячки      
( ИНСТРУКТОРА политотделов )

75 лет было государство, не имеющее аналогов в истории, в основе которого лежали беззаконие и произвол, но нам « вдалбливалось» противоположное и на это тратилась уйма сил и времени.

Мой закадычный  друг  Борис по суворовскому училищу, учился в военной политической академии им. В.И. Ленина в Москве.
 Приехав  ко мне в гости в Ленинград я его спросил: « Чему вас там учат ? »
 Он : « Конспектируем Ленина и занимаемся строевой подготовкой к очередному параду, 7 ноября и 9 мая. Вот и вся учеба !»

Все воскресения уходили на конспектирование первоисточников.
 Считалось, что слушатель хорошо «проработал »  материал, если им переписаны в амбарную книгу десятки страниц первоисточников.

Старшиной нашего курса был старший лейтенант Дробышев Борис из суворовцев, украинец.

В академию Борис поступил с должности командира мотострелковой РОТЫ, которую из САМОЙ ОТСТАЮЩЕЙ ( в которой 90% НЕ ЗНАЛИ  русского языка ), сделал ПЕРЕДОВОЙ в Среднеазиатском округе.

На третьем курсе, проводилась  партийная  конференция факультета в присутствии начальника политотдела генерала- майора  Алтунина.
 Ст. лейтенант  Дробышев взял слово,  вышел на трибуну и высказал СВОЙ крамольный взгляд о НЕДОПУСТИМОСТИ введения политруков в ротах.

 Согласно Устава, КОМАНДИР является ЕДИНОНАЧАЛЬНИКОМ и никто ему не должен мешать в вопросах руководства и воспитания подчинённых. 

На другой же день, Борис был отправлен в медицинскую часть на освидетельствование  и признан психически больным.

 Помещён в палату к Сталину, Наполеону и Христу.
 Через месяц уволен из армии.
Поехал в Москву на приём к маршалу Гречко, но с ним не стали даже говорить и  встречаться.
 
 Система из нормального офицера, на которых должна стоять армия, сделала
 « психом » и выбросила из себя как инородное, случайно попавшее тело.

Мне он запомнился своими высказываниями о «самостийности  Украины ».
  Знал ли он, да и вообще, кто мог предположить, что такой громадный Союз в один момент развалится и придет время, что будем на ножах с Украиной и Грузией.

Как сложилась его дальнейшая жизнь я не знаю, но вспоминал не раз, тот редкий, для того времени поступок - пойти против течения, против мнения всех!

В суворовском, потом курсантом в военном училище,  слушателем в академии  политическими  органами,  вбивалось мне и моим товарищам, что:
 « единица вздор, единица ноль, голос единицы тоньше писка », что большинство всегда право, будь как все, не высовывайся ….

Работа баллистика связана с формулами, графиками, таблицами и расчетом     данных для пуска ракет.
 
В первые годы обучения в академии,  решение прикладных задач  производились с использованием логарифмической линейки или  машинки «Феликс ».

В закрытой от внешнего мира стране, мы были порой на уровне папуасов.
 Появление первых карманных калькуляторов, то,что на Западе было обыденным,    строителями « развитого  социализма  » воспринималось как « чудо ».
 
Не верилось, что пластмассовая коробочка с кнопками, может правильно и мгновенно  производить не только простые арифметические действия, но извлекать корень, вычислять проценты и прочие операции.
 Первое время я сам, на клочке бумаги, в столбик (вдруг обманет !), вручную проверял полученный результат.

Появилась электромеханическая ( немецкая!) машинка « Рейнметалл ».
 Набирались цифры, нажималась клавиша, с грохотом отскакивала вправо тяжёлая каретка, что–то стучало, тарахтело, пищало, но это уже существенно ускоряло вычислительный процесс.

Поставили первую машину М – 20 ( 20 000 тысяч операций в секунду !) – занимавшую   двухэтажное  здание на ул. Красного Курсанта.
Чтобы произвести  простейший  расчёт,  необходимо задачу из десятичной системы счисления, перевести в двоичную, задать ячейки памяти для исходных данных, ячейки для производства расчётов, ячейки для результатов и т.д.
 
В комнате, на специальной машине набить перфокарты, выстоять очередь желающих поставить свой « кирпич » в машину.
Если обнаруживалась ошибка, все операции повторялись заново.
 Машина потребляла громадное количество электроэнергии.
Весь первый  этаж занимали специальные охлаждающие устройства.

Кончилась тем, что майор,начальник вычислительной машины М-20,в пылу пьяного угара, в воскресенье пришел на службу, облил её спиртом и поджёг.
Провели расследование и уволили как психа.
Пришла  новая машина М- 50. Появились языки программирования « Фортран »,
 « Алгол » 

В январе 1968 г  на 4 курсе,  проходили учебную практику (в закрытом ! )городе Мирном , на Северном испытательном полигоне в ВЦ ( вычислительном центре ) - месте нашей будущей работы.

 За два года до нашего посещения полигона, ещё 12 апреля 1966 г. в британском аэрокосмическом журнале была опубликована статья, РАССЕКРЕТИВШАЯ местонахождении нового космодрома « Плесецк»» .
 Место старта обнаружили на основании анализа орбиты спутника « Космос – 112 ».

Непрофессиональный аналитик англичанин Джеффри  Е. Перри, математически решил ОБРАТНУЮ баллистическую задачу и сообщил всему западному миру то, что  мы  СКРЫВАЛИ ! от своих и американцев целых 20 лет.

С Московского вокзала, до ничем непримечательной станции Плесецк, затерянной в лесах Архангельской губернии, по железной дороге ехать ровно сутки.
Прибывающих отпускников и командированных из разных городов Союза,  к приходу поезда, встречает автобус из части.
 В 3–х километрах от станции, дорогу преграждает шлагбаум КПП, колючая проволока и наряд солдат проверяющих документы у всех въезжающих в город Мирный - сердце полигона. За шлагбаумом снова лес, озеро, 5–и этажные дома для семей офицеров, дорога освещенная фонарями.
 Дом офицеров, магазин, гостиница и солдатские казармы.

Обычный провинциальный военный городок.
В центре штаб, где утром построение личного состава и развод на занятия.

После развода, все кто не работал в тёплом штабе и ВЦ, а ТЯНУЛ настоящую тяжёлую АРМЕЙСКУЮ ЛЯМКУ, начитавших разных книжек и выбрал « РОМАНТИЧЕСКУЮ» профессию -  готовить ракеты  к пуску, те садились в холодные вагоны на деревянные скамейки  ( типа пригородных электричек ) и ехали на свои площадки, удалённые порой до 80 км от города.
 
В дороге дремали, читали, играли в карты.
 Вдоль дороги безлюдье, изредка деревянные казармы занесенные снегом по окна и дым из печных труб.
Проходящий перед глазами пейзаж, навевал унынье и безысходность.
Глядя на всё это, мне с трудом верилось, что это и есть ЦЕНТР освоения космической техники в СССР.


В 1968 году, когда приехали в Мирный на практику, зима выдалась на редкость лютая, мороз 35–40 градусов.
Офицерам разрешено было ходить на службу в валенках.

После ужина возвращались с другом Олегом в гостиницу.
 Мороз трескучий, небо в звездах, дорога изредка освещена фонарями.

 Я шёл уткнув нос в воротник и смотрел под ноги, а Олег, подходя к гостинице  обратил внимание на след пьяного человека уходящего от света и тепла в темноту.
 Кому это « приспичило » одному, в мороз трескучий, снег до колен, идти в лес ?

Предложил пройти по следу.

Метров через 10–15 видим, в полумраке от света гостиницы, лежит офицер в шинели и валенках, лицом уткнувшись в снег.
Перевернули на спину. Вдребезги пьяный лейтенант(призванный из числа окончивших гражданский ВУЗ).
Ещё живой, дышит, но глаза уже бессмысленные.
Подхватили под руки и как бревно потащили по снегу в гостиницу.
 В гостинице было натоплено так, что до чугунной батареи нельзя дотронуться.
Лейтенант почувствовав тепло  пришел в себя, лег на спину, а ноги, как были в валенках, ничего не соображая прислоняет к батарее.
 Сняли валенки, его бедолагу всего трясёт, но снова ногами к батарее.
Вызвали дежурного, что было дальше, не знаем. Главное – остался живой.

За исполнение библейской заповеди от Иоанна(15,18):
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за  други своя »,  привратник архангел Пётр, стоящий с ключами у дверей ада и рая, широко откроет Олегу дверь в рай, за спасение пьяной, грешной, заблудшей души лейтенанта.

С созданием нового вида войск РВСН, в связи с нехваткой офицеров с высшим, специальным  образованием, стали призывать в армию из ВУЗ-ов, присваивать звание лейтенанта и отправлять в части и полигоны.
Многие противились, не хотели быть военными и шли на крайние меры : пили, не выходили на службу.
В гостинице с нами жил такой лейтенант из Ленинграда.
Принципиально на службу не ходил, пил горькую, днями сидел на кровати поджав ноги в «позе лотоса  » читал книгу, качался вперед и назад, кося «под дурака».

Обучаясь в СВУ, нам всем в мозги были вбиты слова :
«… коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знаниями всех тех богатств, которые выработало человечество ».
 
Эти слова В.И.Ленина, как и статьи Уставов ЗАУЧИВАЕМЫЕ наизусть, врЕзались в память и сознание, на всю жизнь.

 Обучаясь в СВУ я четко, лет в 15–16 знал, что буду офицером ( другого выбора жизненного пути  не мог даже представить ), буду  ИНСТРУМЕНТОМ в руках партии, и я ОБЯЗАН быть членом партии.

Обучаясь в академии, будучи уже на пятом курсе, искренне считал, что  ещё
 «…не обогатил свою память знаниями … » и  быть принятым  в партию.

 Кандидатов ( нас оставалось 3 человека) принимали на партийном собрании курса,  в присутствии представителя политотдела  подполковника  Шарова.
 
Небольшого роста, опухшая, мерзкая, невзрачная личность подозревавшая всех в чём –то, с сверлящим взглядом маленьких бесцветных глаз, похожий на знаменитого наркома Ежова, Шаров меня спросил  :« Почему у Вас нет комсомольского значка ?».
 
На кителе  моём  всегда был знак окончившего СВУ и знак мастера спорта СССР.
Офицеру в 29 лет,  носить на кителе значок ВЛКСМ для меня,  было несерьёзно.
 Я промолчал и единственного с курса не приняли в кандидаты.

 Спустя три месяца,  без какого либо собрания,  вызвал партийный секретарь курса  и вручил билет.

 Надо было СРОЧНО докладывать в политотдел о выполнении ПЛАНА принятия в члены КПСС.
Политзанятия не любил, на собраниях не выступал, выступавших не осуждал и не критиковал.
 Пустая болтовня была неинтересна, садился обычно в последние ряды и читал  книги.
 Платил партийные взносы, ходил на собрания, конспектировал работы Ленина, но  ПЕРЕЙТИ через ЗАПРЕТ, через ФЛАЖКИ, выйти из партии - мне даже не могло прийти в голову.


  ….Волк НЕ МОЖЕТ НАРУШИТЬ ТРАДИЦИЙ,
  Видно, В ДЕТСТВЕ, слепые щенки,
  Мы, волчата, сосали волчицу и ВСОСАЛИ : НЕЛЬЗЯ ЗА ФЛАЖКИ .
               
                В.С. Высоцкий
 
В 90-е годы всё рушилось, но по инерции « …нельзя за флажки ! », будучи уже вне армии, встал на учёт в партийную организацию пенсионеров дома на Ветеранов,43.

В  1992 -93 году сдал партбилет в Смольненском райкоме, но вот самому ПЕРЕШАГНУТЬ через запрет,через флажки - НАРУШИТЬ то, в чём « варился » 37 лет, не мог.

В конце 4 -го курса обучения, лекции по « Боевой эффективности оружия » читал кандидат технических наук, капитан Ефремов Рудольф Николаевич.
 Вылитый « Телевичок » из детского мультфильма тех лет, где у него друзья Тяпа, Ляпа и Жаконя.

Большая голова, этакий лобастик, среднего роста, круглые большие очки в чёрной оправе и наивный взгляд.
Типичный киношный образ, отрешённого от этого мира учёного « с приветом », ушедшего в себя и свои научные размышления.

Прослушав его интересные лекции мы с Олегом, который был для меня всегда
 « ведущим » в вопросах учёбы, а я «ведомым », решили писать дипломные работы у « телевичка ».
Я был старшим лейтенантом, а Олег капитаном, равным в звании с нашим руководителем.
По просьбе Олега, Рудольф Николаевич кратко рассказал о своём пути в науку.

По специальности он не кибернетик и не баллистик, а метеоролог.
Окончил Можайку, служил в части, поступил в адъюнктуру, закончил,
 защитил кандидатскую, а сейчас работает над докторской.

 Волей случая попал не на кафедру метеорологии, а на кафедру « Боевой эффективности », но базовое образование позволило быстро и качественно разобраться в сложных вопросах математического обеспечения боевой эффективности ракетного оружия.

Олег, выбирая для нас обоих будущего руководителя дипломной работы, исходил из того, что Ефремов Р.Н. пишет докторскую диссертацию, значит имеет новые идеи, старается их претворить в жизнь, а « остепенившиеся », получив финансовую надбавку и звание, часто теряют интерес к науке, чтобы заинтересованно работать с дипломниками.
Моя дипломная  работа - малая часть того, над чем работал в своей диссертации  наш руководитель.

Задолго до окончания учёбы, у нас с женой было общее понимание:
 служить там, куда пошлёт Родина, а лучше, если  пошлёт ПОДАЛЬШЕ!

 Желания  остаться в Ленинграде,  даже мысли об этом никогда не было,
 по самой простой причине – КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС.
 
Жили на Васильевском острове, Съездовская, 9 кв 32.

Коммунальная квартира. Четвёртый, последний этаж, узкая, крутая лестница.
 
 Четыре съёмщика. На крохотной кухне, которая располагалась в узком проходном коридоре, одна плита на четыре конфорки, одна мойка, четыре столика и над каждым полочка сделанная из досок.

 Маленький туалет и ванная отапливаемая дровами. Уборка общих помещений
( коридор, ванная, туалет, кухня и лестница до 3-го этажа ), один раз в неделю, в зависимости от количества жильцов. Мы мыли пять недель.

Комната общей площадью 25,6 м/ кв., была после войны, тёщей разделена временной перегородкой на две комнаты.
 В одной жили мы втроём, в другой тёща и тесть.

После защиты дипломной работы, всем офицерам объявили назначения в округа.
Многие поехали на испытательные полигоны, в Москву, в исследовательские институты.

Волею СЛУЧАЯ для меня НЕПОНЯТНОГО, из всего нашего выпускного курса, в академии  ОСТАЛИСЬ только МЫ ВДВОЁМ, с другом Олегом.
 
Олег, имевший большие предпосылки для работы в науке и преподавательской деятельности, был оставлен в адъюнктуру.
Я назначен инженером на кафедру баллистики.

На другой день после выпускного вечера, был вызван к начальнику факультета полковнику Смирнову П.И.
Не в приказной форме, а В ВИДЕ ПРОСЬБЫ , попросил не ехать в отпуск, а оказать помощь новому начальнику курса в наборе   на факультет молодого пополнения из мальчишек, вчерашних школьников.

               


Рецензии
Все в рассказе правдиво и верно! Социологичски и политически верно дано описание
50-х годов, особенно 60-х годов! Но резко отличается от анализов и книг сейчас пропагандируемого историка и трубадура социализма Евгения Спицина! Кто прав? - Конечно прав Харченко!

Николай Ботов   01.04.2024 17:32     Заявить о нарушении
Дважды перечитал воспоминания Влапдимира Харченко и Думал. Лучше не скажешь про идеологию 60-х годов:--
"пророки и апостолы в лице ( ПОЛИТОТДЕЛОВ ), иконы (ПОРТРЕТЫ членов ПОЛИТБЮРО), священные писания (работы Ленина, Сталина, Брежнева ) и дьячки
( ИНСТРУКТОРА политотделов )

75 лет было государство, не имеющее аналогов в истории, в основе которого лежали беззаконие и произвол, но нам « вдалбливалось» противоположное и на это тратилась уйма сил и времени."

Николай Ботов   01.04.2024 17:40   Заявить о нарушении
Спасибо,Николай, за Ваши добрые слова.С уважением, Владимир

Владимир Харченко   01.04.2024 23:50   Заявить о нарушении
Евгений Спицин рождён где-то в 60-х, то есть младше многих. Но и внешность, и манера говорить, как у глубоко пожилого. Откуда только нахватался? Неужели самому интересно? Однако, пережил и 80-е в позднем своём детстве, и без особого ущерба для своего благополучия лихие для многих 90-е, и весь период развивающегося отстоя... А вот застой если и застал, то в начальной школе. А рассуждает! И обидчивый какой - на каком-то шоу обиделся на невинное высказывание своего же братца по разуму - и убежал. Вечный "ботаник", чей-то сынок.

Сергей Ульянов 5   09.04.2024 09:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.